ПРОЕКТНАЯ РАБОТА: «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР»
проект по логопедии (старшая группа) на тему

Огнева Любовь Васильевна

 

    У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклоне­ния в развитии движений пальцев рук. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении.

 

   Развитие тонкой моторики рук важно для детей. Так как в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

   Цель проекта: формирование артикуляционной моторики, слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти посредством развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_rabota.docx16.45 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА:

«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК 

У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР»

Группа: старшая логопедическая.

Возраст детей: 5 – 6 лет.

Направленность развития детей: игровая.

Участники проекта: дети, учитель-логопед, воспитатели группы, родители.

Тип проекта по характеру результата: практико-ориентированный. 

Тип проекта по форме проведения: игры и упражнения для развития мелкой моторики как часть занятия.

Тип проекта по продолжительности: долгосрочный.

Цель проекта: формирование артикуляционной моторики, слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти посредством развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Задачи проекта:

1. Изучить литературу по проблеме развития мелкой моторики рук у дошкольников.

2. Изучить влияние развития мелкой моторики на развитие речи.

3. Изучить особенности организации логопедической работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников с ОНР.

4. Составить план работы по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Этапы работы над проектом:

I. Подготовительный этап (срок 1 месяц) включает изучение литературы по проблеме, подбор упражнений по моторному развитию детей в соответствии с возрастом.

II. Диагностический этап (срок 2 недели) включает:

  1. проведение диагностики мелкой моторики у детей с ОНР;
  2. анализ полученных результатов;
    III. Этап апробации (срок 7 месяцев) содержит практические мероприятия по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.  

IV. Этап анализа (срок 1 месяц) включает анализ проведённой работы.

   Актуальность проблемы:

   У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении.

   Развитие тонкой моторики рук важно для детей. Так как в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.        

 Общие положения проекта:

   С целью развития мелкой моторики рук у дошкольников с ОНР проводится углубленная работа, в ходе которой решаются следующие задачи:

  1. Формирование мелкой моторики пальцев, кистей рук:
  1. развитие точности и координации движений руки, гибкости пальцев рук, ритмичности движений;
  2. развитие графических навыков, подготовка руки к письму.
  1. Совершенствуя движения рук, развивать психические процессы:
  1. память, речь детей;
  2. произвольное внимание;
  3. логическое мышление;
  4. зрительное и слуховое восприятие;
  5. умение действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контроль за собственными действиями.

   Реализация поставленных задач осуществляется на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях, на которых используются традиционная и нетрадиционная формы работы.

   Диагностика по проекту:

   Для установления характера нарушений произвольной моторики, а также выявления степени задержки или отставания в моторном развитии необходимо обследование детей. Полученные данные служат дополнительным материалом для дифференциальной диагностики речевых нарушений. Они помогают определить средства коррекционного воздействия в процессе занятий и выбрать способы индивидуальной работы.  

   Для обследования состояния произвольной моторики у детей были использованы тесты Л. А. Квинта в модификации Г. Гельнитца.

   Анализ полученных результатов показал высокую динамику в моторном развитии.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Развитие мелкой моторики рук дошкольников"

Анализ особенностей произношения у детей шестого года жизни показал, что 75% воспитанников старшей группы «Радуга» детского сада «Ладушки» п.Пангоды имеют отклонения в речевом развитии и оказываются н...

Исследовательская работа "Развитие мелкой моторики рук дошкольников"

Анализ особенностей произношения у детей шестого года жизни показал, что 75% воспитанников старшей группы «Радуга» детского сада «Ладушки» п.Пангоды имеют отклонения в речевом развитии и оказываются н...

Развитие мелкой моторики руки дошкольников через использование нетрадиционных техник рисования

Проблема подготовки детей к школе как фактор, обеспечивающий преемственность между дошкольным и школьным образованием и успешность обучения, возникло давно. Её решению придавали большое значение и фил...

Пособия для развития мелкой моторики руки дошкольников.

                  За много лет работы в детском саду воспитателем, и одновременно увлекаясь вязанием крючком, пришла к выводу, что можно самостоятел...

Описание опыта работы «Развитие мелкой моторики у дошкольников в процессе пальчиковых игр и упражнений»

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей обусловлена их возрастными психологическими и физиологическими особенностями: в раннем и младшем дошкольном возрасте инте...

Нетрадиционный материал для развития мелкой моторики руки дошкольника

Вопрос развития мелкой моторики детей в современное время довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. Актуальн...

Использование семян и пуговиц на пластилиновой основе для развития мелкой моторики руки дошкольников с ОВЗ

В практической работе с детьми с ОВЗ для развития мелкой моторики руки применяю панно на пластилиновой основе и семена (пуговицы)....