Модифицированная программа для детей с ФФНР старшего дошкольного возраста
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа) по теме

Данная Модифицированная программа предназначена для проведения коррекционной работы с  детьми 5-7 лет (старший дошкольный возраст), имеющих фонетико - фонематическое  недоразвитие речи,  и реализуется через индивидуальные и подгрупповые  занятия,  так как  в учебном плане   не предусмотрено  специального времени для проведения фронтальной деятельности  учителя – логопеда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рябчунова Валентина Николаевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  общеразвивающего вида № 40 «Дюймовочка»

г. Туапсе муниципального образования Туапсинский район

        

Рассмотрено

Советом по инновациям

Протокол №1 от 27 августа 2012г.

Утверждено

на заседании педагогического совета

 Протокол №1 от 30 августа 2012г.

        

                                                                                  Утверждено:

                                                                                  Заведующий МБДОУ

                                                                                  ДС ОВ № 40 «Дюймовочка» г.Туапсе

                                                                                   ___________ А.Н. Злобина

  Пр. №               от 30.08.2012г.

МОДИФИЦИРОВАННАЯ   ПРОГРАММА

воспитания и обучения детей с нарушениями речи

в условиях логопункта

(старший дошкольный возраст - 5-7 лет)

на 2012-2013 учебный год

                                

Автор-составитель:

учитель – логопед Рябчунова В.Н.

 

Содержание

Пояснительная записка  …………………………………………………………… 3

 Характеристика детей с ФФНР …………………………………………………..  8

Примерное планирование занятий

с детьми старшей и подготовительной групп  с ФФНР………………………….. 9

Список литературы ………………………………………………………………24                                                          

                                                               

Пояснительная записка

          Министерством образования Российской Федерации определены основные подходы к созданию системы  помощи детям с проблемами в развитии на основании Конвенции ООН «О правах ребёнка», Закона РФ «Об образовании», Федеральной программы развития образования. Одним из таких подходов является дальнейшее  развитие систем коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения, которые нацелены на создание наиболее адекватных педагогических условий для детей, имеющих проблемы в развитии.

         В этих условиях требуется повышенное внимание к вопросам охраны здоровья детей, личностно-ориентированный подход в образовательном процессе, помощь специалистов, готовых осуществлять активное взаимодействие с учётом  коммуникативных, физических и психологических возможностей детей.

         В настоящее время отмечается значительный рост детей, имеющих различные нарушения речи. Дети с тяжелыми нарушениями, чаще всего, попадают в логопедические группы, а дети с фонетико-фонематическим нарушением речи (далее ФФНР) и дислалией  различной степени тяжести (далее ФНР) остаются в массовых группах ДОУ и получают коррекционную помощь на логопункте ДОУ.

Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети  с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям  детей.

  Исходя из этого, возникла необходимость введения на логопедическом пункте при МБДОУ ДС ОВ № 40 «Дюймовочка» г.Туапсе программы по коррекции данных нарушений, адаптированной к условиям ДОУ.

   В ДОУ  №  40 «Дюймовочка»   реализуется примерная основная общеобразовательная  программа «От рождения до школы»  под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,  М. А. Васильевой. Эта программа не рассчитана на дошкольников с речевой патологией. Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза происходит в рамках занятий по развитию речи, а детям с ФФНР такого объема явно недостаточно.

   Логопедическая работа в ДОУ строится на основе программ:

  • Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (старшая группа детского сада. – М.: МГОПИ, 1993.
  • Каше Г.А., Филичева Т.Б.    Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (для детей подготовительной к школе группы).  М.: Просвещение, 1978. 

 

           Данные программы  рассчитаны на работу в условиях логопедических групп детского сада,  в связи с чем,  не совсем подходят для использования на логопункте нашего  детского сада.        Этим и обусловлена значимость написания  данной   программы, применение  которой поможет детям с ФФНР осваивать основную образовательную программу; позволит своевременно (до поступления в школу) помочь воспитанникам в преодолении всех  трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации.

           При составлении данной программы так же используются следующие   авторские разработки:

  • Кузнецова Т.В., Тихонова И.А., «Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи».- М.:ТЦ «Сфера»,1999.
  • Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в  подготовительной группе для детей с ФФНР. М.: 1998.
  • Шибаева Л.В. «Формирование грамматических категорий».
  • Крупенчук О.В. «Научите меня говорить правильно!»: пособие по        логопедии для детей и родителей  / СПб.: Литера, 2006, 

позволяющие  систематизировать работу по коррекции звукопроизношения и построить планирование работы по коррекции грамматического строя речи и связной речи  для дошкольников, имеющих ФФНР.

Данная Модифицированная программа предназначена для проведения коррекционной работы с  детьми 5-7 лет (старший дошкольный возраст), имеющих фонетико - фонематическое  недоразвитие речи,  и реализуется через индивидуальные и подгрупповые  занятия,  так как  в учебном плане   не предусмотрено  специального времени для проведения фронтальной деятельности  учителя – логопеда.

Программа  сочетается с образовательной программой  МБДОУ  ДС ОВ № 40 «Дюймовочка» г.Туапсе, что отвечает Федеральным государственным требованиям.

На логопункт зачисляются воспитанники ДОУ с диагнозом ФНР и ФФНР по  результатам обследования специалистами ПМПК и заявления родителей (законных представителей).

Логопедическое обследование проводится два раза в год с 1 по 15 сентября, с 15 по 31 мая.  Логопедические  подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с 15 сентября.

Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения.  

Наряду с занятиями по развитию фонематического строя речи с ребенком осуществляется работа по исправлению звукопроизношения (индивидуальные занятия, не отражены в данной программе).

Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными  психофизическими особенностями воспитанников (2-3 раза в неделю). Данные группы подвижны в зависимости от  динамики коррекционного воздействия.    

Продолжительность подгрупповых и индивидуальных занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста воспитанников и СанПиН:

-групповые занятия:

старшая группа- 25 минут (2 раза в неделю)  - 66 занятий в год;

подготовительная группа - 30минут (2 раза в неделю) - 66 занятий в год;

- индивидуальные занятия: 10 – 15 минут (2-3 раза в неделю).

Целенаправленная логопедическая помощь воспитанникам с  ФФНР в условиях логопункта ДОУ позволяет преодолеть выявленные речевые недостатки, пресекает развитие вторичных нарушений, обеспечивает психологическую готовность ребенка к школе. Результаты мониторинга речевого развития воспитанников фиксируются в виде таблиц с цветовыми условными обозначениями.

Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи.

Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребёнка.

Данная  программа  может быть  успешно реализована при условии включения в коррекционно-развивающую деятельность родителей (или лиц, их заменяющих), а также  педагогов  и  специалистов детского сада  (музыкальный руководитель, руководитель по физической  культуре). Работа по речевому развитию детей проводится не только логопедом, но и в нерегламентированной деятельности воспитателей: на прогулках, в вечерние и утренние часы, а также на занятиях по труду, изобразительной деятельности, конструированию, ознакомлению с окружающим миром. Родители ребёнка и педагоги детского сада постоянно закрепляют сформированные  у ребёнка  умения и навыки.


Цель  программы – формирование полноценной фонетической системы родного языка, развитие фонематического восприятия и овладение воспитанниками навыками звукового анализа и синтеза, позволяющими подготовить ребенка к овладению грамотой.

Достижение заявленной цели возможно через решение следующих задач:

  • раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
  • преодоление недостатков в речевом развитии;
  • воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;
  • подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;
  • формирование навыков учебной деятельности;
  • осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками и специалистами ДОУ.

Достижение  поставленной цели и решение  задач  осуществляется с учётом следующих принципов:

  1. принцип опережающего подхода, диктующий необходимость раннего выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия – с другой;
  2. принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;
  3. принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия;
  4. принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком  необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем;
  5. принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса. Действие этого принципа строится на преемственности двигательных, речевых заданий;
  6. принцип постепенного повышения требований, предполагающий  постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере     овладения и закрепления формирующихся навыков;
  7. принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех  анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных  и  двигательных образов детей. 

Результатом успешной коррекционно-логопедической работы по данной программе можно считать следующее:

- ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения:  умеет правильно произносить все звуки родного (русского) языка в соответствии с языковой нормой; умеет во время речи осуществлять правильное речевое дыхание, ритм речи  и интонацию;

- ребёнок     овладел универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции: умеет дифференцировать на слух  гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки; умеет выделять первый и последний звук в слове; положение заданного звука в слове; придумывает слова на заданный звук и  правильно воспроизводит цепочки из 3-4 звуков, слогов, слов;  самостоятельно выполняет звуковой анализ и синтез слов разной слоговой структуры;

- ребёнок владеет средствами общения и способами взаимодействия, способен изменять стиль общения в зависимости от ситуации с взрослыми и сверстниками: усваивает новые слова, относящиеся к различным частям речи, смысловые и эмоциональные оттенки значений слов, переносное значение слов и словосочетаний. Применяет их в собственной речи. Подбирает однокоренные и образовывает новые слова. Согласовывает слова в числе, роде, падеже. Исправляет деформированное высказывание. Самостоятельно составляет рассказ по картинке, по серии картинок, пересказывает тексты, используя развёрнутую фразу.


Характеристика детей

с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (далее ФФНР) — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.

Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребенка различным образом:

  • заменой звуков более простыми по артикуляции;
  • трудностями различения звуков;
  • особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте.

Ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи, что влечёт за собой  затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи.

Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.

Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев не резко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т. п.

Примерный план занятий с детьми старшей группы с ФФНР

                         

  Номер занятия

Звуки

Навыки звукового

анализа и синтеза

Грамматический строй речи

1 -2

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.

 Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.

(дифференциация неречевых звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу)

- Образование множественного числа существительных

3

У

Знакомство с понятием «слово», «звук», «гласный звук». Выделение  первого гласного звука. Выделение заданного звука из потока гласных звуков.

- Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами;

4

А

 Развитие слухового внимания.

Выделение заданного звука из  ряда гласных звуков.

- Образование множественного числа существительных

5

АУ

 Дифференцирование звуков.

Развитие фонематического слуха.

Анализ  сочетаний из двух гласных звуков (АУ, УА).

- Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами;

6

О

Развитие фонематического слуха.

Выделение заданного звука из  ряда гласных звуков. Выделение  звука в начале , середине, конце слова.

- Образование множественного числа существительных;

- Работа над предложением


7

И

Выделение ударного гласного звука.

Развитие фонематического слуха.

Анализ   сочетаний  гласных звуков (АИ, ИУ, АУИ).

- Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

 

8

А О

У И

Определение в словах первого и последнего гласных зввуков. Анализ сочетаний из трёх звуков (АУО, ИУО, УОИ)

- Образование существительных единственного и множественного числа обозначающих детенышей животных.

9-10

П, П’

Развитие фонематического слуха

Введение понятия «согласный звук».

 Анализ  слогов.

Выделение звуков из ряда других звуков

- Слова-антонимы.

- Составление предложений по

демонстрируемому действию.


 11

АУИПП’

Развитие фонематического слуха. Анализ  слогов.

- Согласование притяжательных местоимений с существительными (мой, моя, моё, мои).

 12

Э

Придумывание слов на заданный звук.

Анализ  слогов.

- Образование существительных в родительном падеже единственного числа.

- Согласование притяжательных местоимений с существительными

 13

Т

Придумывание слов на заданный звук.

Анализ  слогов.

- Пересказ рассказа «Тома и Толя».

-  Образование существительных в родительном падеже единственного числа.

 14

ТТ’

Развитие фонематического слуха

Определение первого звука в слове. дифференциация твердого и мягкого звука.

- Слова-антонимы.

- согласование существительного с прилагательным в роде и числе.

 15-16

П П’

T T’

Дифференцирование звуков.

Определение первого звука в слове.

-Образование притяжательных прилагательных с суффиксом –ин

-Знакомить с предложением.

 17-18

К К’

Определение звука в слове: начало, середина, конец.

Анализ открытых и закрытых слогов.

-  формирование навыков работы над предложением.

 

19

П П’

Т Т’

К К’

Дифференцирование звуков.

Определение первого и последнего звука в слове.

Анализ  открытых и закрытых слогов.

- Работа над предложением.

- Образование форм единственного и множественного числа именительного и родительного падежей имен существительных.

- Согласование притяжательных местоимений с существительными  

20-21

ММ’

Подбор слов с данными звуками.

Дифференцирование звуков.

- Подбор слов –антонимов.

- Знакомство с крылатыми выражениями.

22

Х

Определение места звука в слове: начало, середина, конец.

Анализ  открытых и закрытых слогов.

- Работа над предложением.

23

К- Х

Определение последнего звука в слове.

Анализ и синтез открытых и закрытых слогов

- Употребление количественных числительных в косвенных падежах с существительными.

- Составление предложений по опорным картинкам.

- Работа со схемами.

24

Ы

Выделение последнего гласного звука в слове.

-Различать окончания существительных в единственном и множественном числе.

- Работа над предложением.

- Познакомить с понятием «предлог»

25

Ы-И

Выделять гласный звук в середине и в конце слова.

- Образование формы множественного числа существительных.

- Работа над предложением.

26

С

Определение позиции звука в слове (начало, середина, конец).

Звуковой анализ и синтез слов.

- Согласование притяжательных местоимений с существительными.

- Знакомить с предлогом. Антонимы.

- Образование сложных слов

27

С’

Знакомство с о звуко-слоговой схемой слов.

Подбор слов с заданным звуком

- Согласование прилагательных с существительными в роде.

- Образование форм ед. и мн. числа существительных, обозначающих названия детенышей.

- Работа со схемой предложения.

28

С С’

Определение позиции звуков С С’ в слове (начало, середина, конец)


Анализ  открытых и закрытых слогов.

- Словообразование относительных прилагательных, согласование их с существительными.

- Составление предложений с предлогами.

29

З З’

Учить звуко-слоговому анализу слов.

 Подбор слов с заданным звуком

.

- Образование формы множественного числа родительного падежа существительных.

- Согласование прилагательных с существительными.

- Употребление предлогов за, из-за.

- Знакомство с понятием «родственные слова»

30

С С’

З З’

Учить звуко-слоговому анализу слов.

Развитие фонематического слуха.

- Работа над предложением.

- Закрепить правильное употребление предлогов.

31-32

Н Н’

Определение позиции звуков Н Н’ в слове (начало, середина, конец)

- Слова-антонимы.


33-34

Б Б’

Выделение первого и второго слога в словах.

Подбор слов с заданным звуком.

- Работа со схемой предложения.

35

Б Б’

П П’

Выделение второго слога в словах

Развитие фонематического слуха.

- Работа со схемой предложения.


36-37

В В’

 Учить звуко-слоговому анализу слов.

Развитие фонематического слуха.

- Подбор антонимов.

38-39

Д Д’

Выделение первого и третьего слога в словах

Подбор слов с заданным звуком

- Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксами.

- Подбор слов, обозначающих действия.

- Подбор родственных слов.

40

Д Д’

Т Т’

Дифференцирование звуков.

-Образование приставочных глаголов.

41

Т Т’

Д Д’

Деление слова на слоги.

Подбор слова к схемам.

- Работа над предложением.

42-43

Г Г’

Подбор слов с заданным звуком

Звуковой анализ слов.

- Согласование прилагательных с существительными.

- Образование слов –антонимов.

44

К Г

Дифференцирование звуков.

Подбор слов с заданным звуком.

«Измени слово».

- Работа над предложением.

45

Ш

(1 занятие)

Развитие фонематического слуха.

Звуковой анализ слов.

- Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксами.

- Согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах

- Изменение глаголов по лицам.

45

Ш (2 занятие)

Определение первого ударного звука в слове.

- Образование формы множественного числа родительного падежа существительных.

Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксами.

- Согласование прилагательных с существительными.

47-48

С-Ш

Дифференцирование звуков.

Подбор слов с заданным звуком.

- Согласование прилагательных с существительными.

Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксами.

- Словообразование существительных, обозначающих лиц по их занятиям.

49

Л

Определение позиции звуков Л Л’ в слове (начало, середина, конец).

Деление слов на слоги.

- Образование формы множественного числа родительного падежа существительных.

- Образование форм прошедшего времени глаголов.

- Согласование прилагательных с существительными.

50

Л Л’

Дифференцирование звуков.

Подбор слов с заданным звуком

- Подбор родственных слов и слов –признаков к предмету.

- Работа над предлогами.

- Образование притяжательных прилагательных.

51

Ж

Развитие фонематического слуха.

Звуковой анализ слов.

- Употребление названий животных и их детёнышей в ед. и множ. числе.

- Формирование представления о спряжении глаголов в настоящем времени. Употребление

 приставочных  глаголов.

52

Ж

Подбор слов на заданный звук.

- Образование формы множественного числа родительного падежа существительных.

- Подбор родственных слов.

- Образование сложных слов.

- Подбор слов к схемам.

53

З-Ж

Дифференцирование звуков.

Подбор слов с заданным звуком

- Составление предложения по опорным схемам.

- Работа над ударением.

54

Ш-Ж

Дифференциация звуков в слогах, словах и фразе.

Определение позиции звуков в слове.

- Образование притяжательных прилагательных.

- Подбор слов к схемам, обозначающих предметы,  действия, признаки.

55

Р

Учить определять слог по счету

 Звуковой анализ слов.

- Согласование числительных с существительными.

- Работа над предложением.

56

Р-Р’

Дифференцирование звуков.

Подбор слов с заданным звуком

- Образование относительных прилагательных.

- Подбор родственных слов.

- Подбор слов к схемам.

57

Р Р’

Л Л’

Дифференциация звуков в слогах, словах и фразе.

Определение позиции звуков в слове.

Различать и называть твердые согласные звуки в словах.

- Образовывать сложные слова.

- Работа с разноприставочными глаголами.

-Подбор родственных слов.

- Работа над предложением.

58

Й

Определять позицию звука в слове.

- Преобразование слов.

59

Ч

Выделение звука в слове.

- Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксами.

- Формирование навыков словообразования.

60

Ч-Т’

Дифференциация звуков в слогах, словах и фразе.

Определение позиции звуков в слове

-Подбор родственных слов.

- Подбор слов к схемам.

- Работа над предложением.

61

Ц

Звуковой анализ слов.

Преобразование слов.

- Образование формы множественного числа родительного падежа существительных.

-Подбор родственных слов.

- Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксами.

62

Ц-С

Дифференциация звуков в слогах, словах и фразе.

Определение позиции звуков в слове.

Звуковой анализ слов.

-Подбор родственных слов

- Работа над предложением.

63

Щ

Подбор слов на заданный звук.

Преобразование слов.

- Образование существительных обозначающих профессии.

- Работа над предложением.

64

Щ-С-С’

Дифференциация звуков в слогах, словах и фразе.

Определение позиции звуков в слове

-  слова обозначающие предметы,  действия, признаки.

- Образование существительных обозначающих профессии.

- Образование и употребление степеней сравнения прилагательных и наречий.

65

Ф Ф’

Дифференцирование звуков.

Подбор слов с заданным звуком

-Подбор родственных слов.

- Подбор слов к схемам.

- Работа над предложением.

66

Итоговое занятие

Итого:                                

66 занятий

Примерный план занятий с детьми подготовительной группы  с ФФНР                                  

                         

 Номер занятия

 Тема занятия

           Навыки звукового

           анализа и синтеза

Грамматический строй речи

1

Звук  У


Буква У

Знакомство с понятием «слово», «звук», «гласный звук». Выделение  первого гласного звука. Выделение заданного звука из потока гласных звуков .Познакомить с буквой У.

- Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами;

2

Звук  А

Буква А

 Развитие слухового внимания.

Выделение заданного звука из  ряда гласных звуков. Познакомить с буквой А.

- Образование множественного числа существительных

3

Звуки АУ

Буквы АУ

 Дифференцирование звуков.

Развитие фонематического слуха.

Анализ и синтез  сочетаний из двух гласных звуков (АУ, УА).

.

- Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами;

4

Звук О

Буква О

Развитие фонематического слуха.

Выделение заданного звука из  ряда гласных звуков. Выделение  звука в начале , середине, конце слова. Познакомить с буквой О.

- Образование множественного числа существительных;

- Работа над предложением


5

Звук И

Буква И

Выделение ударного гласного звука.

Развитие фонематического слуха.

Анализ и синтез  сочетаний  гласных звуков (АИ, ИУ, АУИ). Познакомить с буквой И.

- Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

 

6

Звуки П,П’

Буква П

Развитие фонематического слуха

Введение понятия «согласный звук».

 Анализ и синтез слогов.

Выделение звуков из ряда других звуков. Познакомить с буквой П.

- Слова-антонимы.

- Составление предложений по

демонстрируемому действию.


 7

Звуки

АУИПП’

Буквы

АУИП

Развитие фонематического слуха. Анализ и синтез слогов.

- Согласование притяжательных местоимений с существительными(мой, моя, моё, мои).

8

Звук Э

Буква Э

Придумывание слов на заданный звук.

Анализ и синтез слогов. Познакомить с буквой Э.

- Образование существительных в родительном падеже единственного числа.

- Согласование притяжательных местоимений с существительными

9

Звук Т

Буква Т

Придумывание слов на заданный звук.

Анализ и синтез слогов. Познакомить с буквой Т.

- Пересказ рассказа «Тома и Толя».

-  Образование существительных в родительном падеже единственного числа.

10

Звуки ТТ’

Развитие фонематического слуха

Определение первого звука в слове. дифференциация твердого и мягкого звука.

- Слова-антонимы.

- согласование существительного с прилагательным в роде и числе.

11

Звуки

П П’

T T’

Дифференцирование звуков.

Определение первого звука в слове.

-Образование притяжательных прилагательных с суффиксом –ин

-Знакомить с предложением.

12

Звуки

К  К’

Буква К

Определение звука в слове: начало, середина, конец.

Анализ и синтез открытых и закрытых слогов. Познакомить с буквой К.

-  формирование навыков работы над предложением.

 

13

Звуки

 П П’

 Т Т’

 К К

Буквы

 П Т  К  

Дифференцирование звуков.

Определение первого и последнего звука в слове.

Анализ и синтез открытых и закрытых слогов.

- Работа над предложением.

- Образование форм единственного и множественного числа именительного и родительного падежей имен существительных.

- Согласование притяжательных местоимений с существительными  

14

Звуки ММ’

Буква М

Подбор слов с данными звуками.

Дифференцирование звуков. Познакомить с буквой М.


- Подбор слов –антонимов.

- Знакомство с крылатыми выражениями.

15

Звук Х

Буква Х

Определение места звука в слове: начало, середина, конец.

Анализ и синтез открытых и закрытых слогов. Познакомить с буквой Х.

- Работа над предложением.

16

Звуки

К- Х

Определение последнего звука в слове.

Анализ и синтез открытых и закрытых слогов

- Употребление количественных числительных в косвенных падежах с существительными.

- Составление предложений по опорным картинкам.

- Работа со схемами.

17

Звук Ы

Буква Ы

Выделение последнего гласного звука в слове.

Познакомить с буквой Ы.

-Различать окончания существительных в единственном и множественном числе.

- Работа над предложением.

- Познакомить с понятием «предлог»

18

Звуки

Ы-И

Выделять гласный звук в середине и в конце слова.

- Образование формы множественного числа существительных.

- Работа над предложением.

19

Звук С

Определение позиции звука в слове (начало, середина, конец).

Звуковой анализ и синтез слов.

- Согласование притяжательных местоимений с существительными.

- Знакомить с предлогом.

- Образование сложных слов.

- Слова-антонимы.

20

Звук С’

Знакомство с о звуко-слоговой схемой слов.

Подбор слов с заданным звуком.

- Согласование прилагательных с существительными в роде.

- Образование форм ед. и мн. числа существительных , обозначающих названия детенышей.

- Работа со схемой предложения.

21

Звук  С’

Буква С

Определение позиции звуков С С’ в слове (начало, середина, конец)

Анализ и синтез открытых и закрытых слогов. Познакомить с буквой С.

- Словообразование относительных прилагательных, согласование их с существительными.

- Составление предложений с предлогами.

22

Звук  З’

Буква З

Учить звуко-слоговому анализу слов.

 Подбор слов с заданным звуком.

Познакомить с буквой З.

.

- Образование формы множественного числа родительного падежа существительных.

- Согласование прилагательных с существительными.

- Употребление предлогов за, из-за.

- Знакомство с понятием «родственные слова».

23

Звуки

С С’

З З’

Учить звуко-слоговому анализу слов.

Развитие фонематического слуха.

- Работа над предложением.

- Закрепить правильное употребление предлогов.

24

Звуки

Н Н’

Буква Н

Определение позиции звуков Н Н’ в слове (начало, середина, конец). Познакомить с буквой Н.

- Слова-антонимы.


25

Буква Я

Определение на слух слога с мягкой согласной.

Познакомить с буквой Я.

- Образование относительных прилагательных.

- Составление схем предложений.

- Преобразование слов.

26

Звуки

Б Б’

Буква Б

Выделение первого и второго слога в словах.

Подбор слов с заданным звуком. Познакомить с буквой Б.

- Работа со схемой предложения.

- Закрепление навыков преобразования слов.

27

Звуки

Б Б’

П П’

Выделение второго слога в словах

Развитие фонематического слуха.

- Работа со схемой предложения.


28

Закрепление пройденного

29

Звуки

 В В’

Буква В

 Учить звуко-слоговому анализу слов.

Развитие фонематического слуха Познакомить с буквой

- Подбор антонимов.

30

Звуки

Д Д’

Выделение первого и третьего слога в словах

Подбор слов с заданным звуком

- Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксами.

- Подбор слов, обозначающих действия.

- Подбор родственных слов.

31

Буква Д

Познакомить с буквой Д.

Подбор слов

Звуко-слоговой анализ слов.

- Преобразование слов.

32

Звуки

 Д Д’

 Т Т’

Буквы

 Д Т

Дифференцирование звуков.

-Образование приставочных глаголов.

33

Звуки

Т Т’

Д Д’

Деление слова на слоги.

Подбор слова к схемам.

- Работа над предложением.


34

Звуки

 Г Г’

Буква Г

Подбор слов с заданным звук Познакомить с буквой

Звуко-слоговой анализ слов. Познакомить с буквой Г.

- Согласование прилагательных с существительными.

- Образование слов –антонимов.

35

Звуки

К Г

Буквы

 К Г

Дифференцирование звуков.

Подбор слов с заданным звуком.

«Измени слово».

- Работа над предложением.

36

Звук Ш

(1 занятие)

Развитие фонематического слуха.

Звуко-слоговой анализ слов.

- Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксами.

- Согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах

- Изменение глаголов по лицам.

37

Звук Ш (2 занятие)

Определение первого ударного звука в слове.

- Образование формы множественного числа родительного падежа существительных.

Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксами.

- Согласование прилагательных с существительными.

38

Буква Ш

Познакомить с буквой Ш.

Подбор слов к схемам.

Звуко-слоговой анализ.

- Преобразование слов.

- Знакомство с правилом правописания ШИ

39

Звуки

С-Ш

Дифференцирование звуков.

Подбор слов с заданным звуком.

- Согласование прилагательных с существительными.

Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксами.

- Словообразование существительных, обозначающих лиц по их занятиям.

40

Звук Л

Определение позиции звуков Л в слове (начало, середина, конец).

Деление слов на слоги.

- Образование формы множественного числа родительного падежа существительных.

- Образование форм прошедшего времени глаголов.

- Согласование прилагательных с существительными.

41

Звуки

Л Л’

Буква Л

Дифференцирование звуков.

Подбор слов с заданным звуком.

Познакомить с буквой Л.


- Подбор родственных слов и слов –признаков к предмету.

- Работа над предлогами.

- Образование притяжательных прилагательных.

42

Буква Е

Познакомить с буквой Е.


- Закрепление навыков преобразования слов

43

Звук Ж

Развитие фонематического слуха.

Звуко-слоговой анализ слов.

- Употребление названий животных и их детёнышей в ед. и множ. числе.

- Формирование представления о спряжении глаголов в настоящем времени. Употребление

 приставочных  глаголов.

44

Ззвук  Ж

Буква Ж

Подбор слов на заданный звук.

Познакомить с буквой Ж.


- Образование формы множественного числа родительного падежа существительных.

- Подбор родственных слов.

- Образование сложных слов.

- Подбор слов к схемам.

45

Звуки

З-Ж

Дифференцирование звуков.

Подбор слов с заданным звуком

- Составление предложения по опорным схемам.

- Работа над ударением.

46

Звуки

Ж-Ш

Дифференциация звуков в слогах, словах и фразе.

Определение позиции звуков в слове.

- Образование притяжательных прилагательных.

- Подбор слов к схемам, обозначающих предметы,  действия, признаки.

47

Звук Р

Учить определять слог по счету

 Звуко-слоговой анализ слов.

- Согласование числительных с существительными.

- Работа над предложением.

48

Звуки

Р-Р’

Дифференцирование звуков.

Подбор слов с заданным звуком

- Образование относительных прилагательных.

- Подбор родственных слов.

- Подбор слов к схемам.

49

Буква Р

Познакомить с буквой Р.

Определение ударного звука.


- Работа над ударением

- Составлять слова по первому звуку.

50

Звуки

 Р Р’

 Л Л’

Дифференциация звуков в слогах, словах и фразе.

Определение позиции звуков в слове.

Различать и называть твердые согласные звуки в словах.

- Образовывать сложные слова.

- Работа с разноприставочными глаголами.

-Подбор родственных слов.

- Работа над предложением.

51

 Буква  

  Ё

Познакомить с буквой Ё.

Придумывание слов с мягкими согласным звуком.

- Закрепление представления о словах обозначающих действия.

- Работа над предложением.

52

Звук Й

Буква Й

Определять позицию звука в слове.

Познакомить с буквой Й.

- Преобразование слов.

53

Звук Й

Буква Й

Учить определять слог в словах.

- Образовывать форму родительного падежа существительных.

- Упражнять в подборе слов обозначающих предметы, действия и признаки.

54

Звук Ч

Буква Ч

Выделение звука в слове.

Познакомить с буквой Ч.

- Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксами.

- Формирование навыков словообразования.

55

Звук  Ч

Буква Ч

Подбор слов с заданным звуком.

- Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

- Образование сравнительных наречий.

- Подбор родственных слов

56

Звук

Ч-Т’

Дифференциация звуков в слогах, словах и фразе.

Определение позиции звуков в слове

-Подбор родственных слов.

- Подбор слов к схемам.

- Работа над предложением.

57

Буква Ь

Познакомить с буквой Ь.

Звуко-слоговой анализ слов.

- Преобразование слов.

58

Разделительный

( Ь)

Познакомить с разделительным мягким знаком.

- Преобразование слов.

59

Звук Ц

буква Ц

Звуко-слоговой анализ слов.

Преобразование слов.

Познакомить с буквой Ц.

- Образование формы множественного числа родительного падежа существительных.

-Подбор родственных слов.

- Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксами.

60

Звуки

Ц-С

Дифференциация звуков в слогах, словах и фразе.

Определение позиции звуков в слове.

Звуко-слоговой анализ слов

-Подбор родственных слов

- Работа над предложением.

61

Звук Щ

Буква  Щ

Подбор слов на заданный звук.

Преобразование слов.

Познакомить с буквой Щ. Звуко-слоговой анализ слов

- Образование существительных обозначающих профессии.

- Работа над предложением.

62

Звуки

Щ-С-С’

Дифференциация звуков в слогах, словах и фразе.

Определение позиции звуков в слове. Звуко-слоговой анализ слов .


-  слова обозначающие предметы,  действия, признаки.

- Образование существительных обозначающих профессии.

- Образование и употребление степеней сравнения прилагательных и наречий.

63

Звуки

Ф Ф’

Буква Ф

Дифференцирование звуков.

Подбор слов с заданным звуком Познакомить с буквой Ф.

-Подбор родственных слов.

- Подбор слов к схемам.

- Работа над предложением.

64

Буква Ю

Познакомить с буквой Ю.

- Работа над предложением.

- Работа над текстом.

65

Разделительный твердый знак Ъ

Подбор слов.

- Образование приставочных глаголов.

- Работ со схемами предложений.

66

Итоговое занятие

Итого:

66 занятий

 Список использованной литературы:

 

  1.  Агранович З.Е.//Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.- СПб.: «Детство-Пресс», 2001.
  2. Васильева С.В., Соколова Н.//Логопедические игры для дошкольников (с приложением). - М.: «Школьная пресса», 2001.
  3. Глинка Г.А.// Буду говорить, читать, писать правильно. СПб: Питер, 1996.
  4. Каше Г. А.// Подготовка к школе детей с недостатками речи. М: Прос., 1985.
  5. Козырева Л.М.// Звуковые разминки и упражнения для совершенствования техники чтения, Москва: Издатшкола 2000.
  6.   Коноваленко В.В., Коноваленко С.В// Идивидуально - подгрупповая работа с детьми по коррекции звукопроизношения. М.: 1998.
  7. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.//Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР. М.: 1998.
  8. Крупенчук О.И.// Научите меня говорить правильно. – С.-Пб.: Литера, 2001.
  9. Куликова Т.А.// Мастерская букв, М.: 1997.
  10. Лопухина  И.// Логопедия – 550 занимательных упражнений для развития речи, М.: «Аквариум», 1996.
  11. Савельева Е.// 305 веселых загадок в стихах. – Новосибирск, 2008.
  12. Селиверстов В.И.// Речевые игры с детьми, М.: Владос, 1994.
  13. Туманова ТВ. // Формирование звукопроизношения у дошкольников, М.: Гном-пресс,  1999.
  14. Филичева Т.Б., Чиркина Г. В., Туманова Т.В //Корреционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи. - М.2009.
  15. Кузнецова Е.В., Тихонова Е.В. //Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи: Конспекты занятий.-М.: ТЦ «Сфера», 1999.
  16. Цуканова С.П., Бетц Л.Л. //Учим ребёнка говорить и читать . Конспекты занятий по развитию Фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста-М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.
  17. Пожиленко Е,А. // Волшебный мир звуков и слов (Пособие для логопедов). - М.: ВЛАДОС, 2001.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие для детей с ФФНР старшего дошкольного возраста по теме: "Омонимы".

Занятие для детей с ФФНР старшего дошкольного возраста по теме: "Омонимы", при кажущейся простоте, очень увлекательное и познавательное. Сложность его состоит в работе над ударением, так как общ...

Рабочая программа обучения детей среднего и старшего дошкольного возраста технике оригами «Сказки из бумаги»

Данная образовательная программа носит художественно-эстетическую направленность, так как она ориентирована на развитие мотивации личности к познанию, творчеству, способствует воспитанию художественно...

Адаптированная программа для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста (первый год обучения)

Адаптированная программа для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста (первый год обучения)...

Адаптированная программа для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста (второй год обучения) на 2015-2016 учебный год

Адаптированная программа для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста (второй год обучения) на 2015-2016 учебный год...

Адаптированная программа для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста (первый год обучения)

Адаптированная программа для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста (первый год обучения)...

Дополнительная образовательная программа для детей с ТНР старшего дошкольного возраста. «Звуковичок». «Развитие звуковой стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием ИКТ»

Дополнительная образовательная программа для детей с ТНР старшего дошкольного возраста.«Звуковичок». «Развитие звуковой стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями речи  с испол...