Утренний сбор как способ организации свободного речевого общения детей.
консультация по логопедии на тему

Карманникова Елена Саидовна

Для полноценного развития ребенка необходима соответствующая среда. В дошкольных учреждениях этим вопросом уделяется особое внимание. Так, организованная образовательная деятельность, направленная  на речевое развитие, призвана обогащать  речь дошкольников. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Утренний сбор как способ организации свободного речевого общения детей.

                                                                        Карманникова Е.С.

                                                             воспитатель

                                                                            НС(К)НШ-ДС V вида

                                                                                     г. Набережные Челны РТ

Для полноценного развития ребенка необходима соответствующая среда. В дошкольных учреждениях этим вопросом уделяется особое внимание. Так, организованная образовательная деятельность, направленная  на речевое развитие, призвана обогащать  речь дошкольников. Педагоги проводят работу по расширению словарного  запаса детей, развитие звуковой культуры и связности речи, грамматического строя и т.д.

 Особое значение для формирования речевых навыков имеет свободное общение. Общаясь со взрослыми, ребенок овладевает речевыми нормами,  узнает новые слова и словосочетания. Однако усвоенные слова могут остаться у дошкольника в пассиве. Чтобы пассивные потенциальные знания стали активными, нужна жизненная потребность, которая возникает у ребенка, когда он общается со  сверстниками.

Разговаривая со взрослым, дошкольник не перекладывает особых усилий для,  того чтобы его поняли. Взрослые всегда постараются найти с ним общий язык.  Другое дело – сверстники. Они не будут пытаться угадывать желания и настроение  друг друга. Детям очень хочется общаться. Поэтому они стараются связно и четко выражать свои намерения, мысли и желания. Именно потребность быть услышанным делает речь  дошкольников более понятной.

В ходе организации режима пребывания детей в группе дошкольного учреждения,  педагог использует разнообразные методы и формы, включая всех детей в совместную деятельность. Прежде всего это касается  создания условий  и способов организации режимных моментов, сюжетно-ролевой игры, театрализованной деятельности, продуктивных видов деятельности, которые являются прекрасным средством освоения дошкольниками образовательной области «Коммуникация».

 Одной из форм организации образовательного процесса в совместной деятельности с детьми, где ребенок может проявить свою речевую активность, является общение в ходе утреннего сбора как важного  режимного момента.

Цели и задачи утреннего сбора:

-Создать эмоциональный настрой на весь день - “задать тон”.

Создать условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых.

Развивать навыки (общения, планирования собственной деятельности и т.п.).

Учить объяснять словами свое эмоциональное состояние.

Развивать навыки культурного общения (приветствия, комплименты и т. п.).

Учить формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения.

Выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично.

Учить делать выбор, а также планировать собственную деятельность.

Групповой сбор или утренний круг это время, когда мы собираемся вместе.

Утренний сбор для дошкольников - это прежде всего возможность несколько минут побыть вместе, что немаловажно для застенчивых детей, рассказать, о чем думаешь, что чувствуешь.

Педагогам утренний сбор дает возможность создать атмосферу коллективного творчества, что помогает развитию у воспитанников чувства взаимного уважения и доброты. Следовательно, одно из основных требований, предъявляемых к профессиональному мастерству педагога – это умение руководить межличностным общением детей, разрешать конфликтные ситуации, организовывать созидательную совместную деятельность.

Основные этапы утреннего сбора:

  • приветствие;
  • обмен информацией;
  • групповая деятельность;
  • ежедневные новости.

Утренний сбор  начинается с приветствия. Используются самые разнообразные их формы:

Обратив внимание на стенд "Здравствуйте, я пришел", "Уголок  именинника, "Звезда дня», "Мое настроение".

Также стихотворные, песенные приветствия; здороваемся ладошками, плечиками, дарим разнообразные пожелания, комплименты,   в общем, игры которые создают эмоционально - положительный настрой на весь день. В группе имеется картотека с играми - приветствиями например  «Давай поздороваемся», «Опиши друга», «Настроение» и др.

Обмен информацией – второй этап утреннего сбора, основной темой является «Добрые дела». Дети стремятся поделиться всем, что переполняет их душу, что, просится на язык – домашними событиями, удачами и неудачами, детскими обидами и достижениями.  Дети рассказывают, какие наиболее интересные события произошли в их жизни.  Так, например, один из воспитанников сообщил, какое они доброе дело они с папой сделали для птиц зимой: смастерили кормушки и развесили их в парке.  Затем педагог организует обсуждение.  Дети принимают в нем участие, т.е. задают вопросы и комментируют услышанное. Таким образом, дети учатся правилам ведения речевого диалога, умению выражать свои чувства; обогащается и активизируется словарный запас. У детей развивается эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, уверенность в том, что его любят и принимают таким, какой он есть. Новости принимаются как факт.  А если время ограничено, используем некоторые хитрости, например: сегодня новостями делятся только мальчики, или, те, у кого имена начинаются с гласных звуков. И, конечно предлагаем детям самим решать, кто сегодня будет рассказывать о новостях.

Следующий этап утреннего сбора – групповая деятельность.  На этом этапе проводятся   игры:

  • пальчиковые игры («Домик», «Кошка и мышка», «Гроза»);
  • словесные игры  («Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем», «Найди рифму», «Закончи предложение»);
  •  игры-фантазии («Творческая ошибка», «Оживление предметов», «Конструирование загадки»);
  •  игры-цепочки и т.д.  При этом из рук в руки передается мягкая игрушка, и каждый ребенок имеет возможность  принять участие в игре.  Всё то, что помогает детям почувствовать себя комфортно, легко и весело.

Ежедневные новости – четвертый этап утреннего сбора – настраивает детей на активное общение между собой, как вербальное,  так и невербальное. В ходе этого этапа педагог сообщает воспитанникам информацию:

  • о календарных событиях ( времени года, дате, дне недели, изменениях погоды;
  • особом событии – дне рождения одного ( или нескольких) из воспитанников.
  • о плане деятельности на текущий день -  выбор детьми центров активности.  Проводится презентация центров, сообщается  детям, какие интересные материалы их ожидают, предлагается подумать и решить, в какой центр они пойдут, и чем будут заниматься сегодня.

Иногда в процессе занятий в центрах активности возникают проблемы поведенческого характера, и тогда на утреннем сборе возникает необходимость привлечь детей к выработке определённых правил, в которых даётся способ их выполнения.

Участие детей в выработке правил позволяет им в дальнейшем осуществлять самоконтроль за своим поведением, а так же заставляет требовать выполнение правил другими детьми.

Таким образом, утренний сбор – один из способов организации свободного общения и развития речи воспитанников. В ходе утреннего сбора дошкольники учатся правилам речевого диалога, умению выражать свои чувства, обогащается и активизируется из словарный запас.

У детей развивается эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, толерантность,  формируется  нравственные представления и понятия для анализа  норм и правил  поведения,  появляется уверенность в том,  что его любят и принимают таким, какой он есть. Благодаря творческому подходу к организации данного компонента режима пребывания в ДОУ  у детей, формируется положительный настрой на весь день, что благоприятно сказывается на воспитательно – образовательном процессе в целом.

Проводя утренний сбор,  мы реализуем образовательные задачи области «коммуникация».

Использованные ресурсы

Справочник старшего воспитателя ДО, МЦФЭР ресурсы образования 2012г, №2

 Статья «Картотека игр по развитию эмоционально-волевой сферы у детей 5-6 лет». Автор:  психолог Никонова Анна Михайловна http://www.b17.ru/article/index_of_emotions1/

Бондаренко А.К. «Словесные игры в детском саду». Пособие для воспитателя дет. сада. Изд. 2-е, испр. и доп. М., «Просвещение», 1977.

Методическая разработка по теме: пальчиковые гимнастики.

Лейман Юлия Александровна http://nsportal.ru/detskii-sad/upravlenie-dou/palchikovye-gimnastikigotovaya-kartoteka

Картотека игр по развитию творческого воображения

http://dramateshka.ru/index.php/methods/developping-occupations/4248-kartoteka-igr-po-razvitiyu-tvorcheskogo-voobrazheniya


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Утренний сбор как способ организации свободного речевого общения детей Хорошее начало-половина дела Карманникова Е.С., воспитатель НС(К)НШ-ДС V вида г. Набережные Челны РТ

Слайд 2

Цели и задачи утреннего сбора: Установление комфортного социально- психологического климата в детском коллективе; Создать условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых; Развивать навыки (общения, планирования собственной деятельности и т.п .); Учить объяснять словами свое эмоциональное состояние; Развивать навыки культурного общения (приветствия, комплименты и т. п .); Учить формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения; Выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично; Учить делать выбор, а также планировать собственную деятельность.

Слайд 3

О СНОВНЫЕ ЭТАПЫ УТРЕННЕГО СБОРА ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ. ГРУППОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ; ПРИВЕТСТВИЕ ;

Слайд 4

ПРИВЕТСТВИЕ И нформационные стенды

Слайд 5

ПРИВЕТСТВИЕ И нформационные стенды

Слайд 6

ПРИВЕТСТВИЕ Игра «Давай поздороваемся»

Слайд 7

ПРИВЕТСТВИЕ Игра «Опиши друга »

Слайд 8

ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ «Добрые дела»

Слайд 9

ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ «Добрые дела»

Слайд 10

ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ «Добрые дела»

Слайд 11

«Добрые дела» ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ

Слайд 12

ГРУППОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Пальчиковая игра «Компот»

Слайд 13

ГРУППОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ловесная игра «Так бывает или нет?»

Слайд 14

ГРУППОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Игра-фантазия «Оживление насекомых»

Слайд 15

ГРУППОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Игра - цепочка « Кто что делает?»

Слайд 16

ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ К алендарные события

Слайд 17

ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ Ц ентры активности Ц ентр «Учимся строить» Центр математического развития

Слайд 18

ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ Центр «Играем в театр» Физкультурный центр Ц ентры активности

Слайд 19

Центр художественного творчества Музыкальный центр ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ Ц ентры активности

Слайд 20

ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ Центры сюжетно-ролевых игр

Слайд 21

Центр конструирования Центр «Наша библиотека» ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ Ц ентры активности

Слайд 22

ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ Самостоятельные игры

Слайд 23

ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ Самостоятельные игры

Слайд 24

Самостоятельные игры ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ

Слайд 25

ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ Самостоятельные игры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Утренний сбор» как одно из средств организации свободного речевого общения воспитанников интегрированных групп Дошкольных образовательных учреждений".

«Утренний сбор» является одним из средств организации свободного общения детей с речевыми нарушениями в интегрированной группы  в дошкольном образовательном учреждении, а значит и развития их реч...

"Групповой сбор как средство свободного речевого общения детей"

Консультация для педагогов по  групповому сбору в группе....

Консультация "Организация свободного речевого общения детей в утренние часы"

Организация свободного речевого общения детей в утренние часы...

«Утренний и вечерний круг» - как способ организации свободного речевого общения

Цель организации: создать ситуацию свободного речевого общения и положительно настроить детей на весь деньЗадачи:- Создать условия для межличностного и познавательно - делового общения детей и взрослы...

Утренний сбор как способ организации свободного речевого общения детей.

В связи с выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования  в программе появились такие изменения и дополнения как культурные практики. Для полноценного ре...

Утренний сбор, как способ организации свободного речевого общения детей

Утренний сбор, как способ организации свободного речевого общения детейПодготовила: воспитатель Васильева Светлана Николаевна Одной из форм организации образовательного процесса с детьми, в этой ...