Дифференциальная диагностика речевых нарушений (таблица).
учебно-методический материал по логопедии по теме

Разгонюк Ольга Сергеевна

Дифференциальная диагностика речевых нарушений (таблица для логопедов). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dif._diagnostika.docx21.03 КБ

Предварительный просмотр:

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ.

                                    Р. Нар.

Признак/ симптом

дислалия

дизартия

Мот. алалия

Ринолалия (откр.)

1.Неврол. Статус.

 норма

нарушен

нарушен

М.б и норма, и нарушен.

2. локал-я реч. нар-я.

Периферич.

Периферич, проводящие и цетральные пути

цнс

Периф. и м.б. проводящие

3. строение арт. апп-та

N/нар

N/нар

N/нар

Грубо нар.

4. голосообр-е

N

Нар.

N

Грубо нар.

5. нар. звукопр-я

.

А) согл: свист, шип, Р, Л, заднеяз. (г,к,х), й. деф смягч. и озвонч.

А) то же, что и при дисл, + У,О, Ы(губные), и переднеяз.

А) то же, что при дислалии, но иногда бывает отсут. зв, простого по артик-ии.

А) м.б. нар-ны все звуки, гласные назализованы

Как нарушено

Пропуски, замены, искаж-я, смеш-я.

-//- + диффузные замены (когда много зв-в замен-ся одним) (и отсюда вторичное нар-е фонем слуха), боковые. Преобл-т искаж-я и дифф. замены.

Парадокс-е замены (когда зв. замен-ся на более сложный Л на Р и проч.), замены и смешения зв-в в речи, кот. реб-к умеет прав-но призносить. Преобл-т смешения. Х-ны перест-ки зв-в.

Назализация, фарингализация, глоттизация. Смещ-е арт-ии в задние зоны. ( присвист, храп, свист. шум).

6. реч. дыхание

N

Нар-но

N или нар-но

Грубо нар-но

7. х-р нар-я арт. моторики (как нар-но)

F-ная несформ-ть артик. умений (без органики)

Органич. нар-я: -нар-я тонуса м-ц (гипер-, гипо-, дистония), -дискоординац-е расстр-ва (точность дв-й), - нар-я объема движ-й. – тремор, -гиперкинезы, синкинезии. – нар-я темпа дв-й.-нар-я реципрокной иннерв-ии. – кинетическая ( движение –ТЫРАВА) и кинетсетич-я (нарушение ощущения, не м. удержать артик. позу) диспраксия. – нар-е проприоцептивной иннервации

Кинетическая и кинестетич. диспраксия.

Высокое положение корня языка и поджатый кончик затрудняют все артик. Дв-я. Малое участие губ. (это все м.б F-ным нарушением)

8. слог. стр-ра слова

сохранна

Нарушена: нар-ся длинные многосложные слова с сохранением ударного слога. М.б. появление гласного призвука м/у согласными, м.б. упрощение стеч-я согл-х (уподобление: компот= капот) м.б. антиципации (предвосхищения) (доктор= дортор)

Сокращение слогов, перестановка, персеверации (застревание на предыдущем слоге), антиципации (дортор), контаминации ( из 2 слов одно: трактор пашет= тарпашет), не делают разницы м/ уд. и бузуд. слогами. Есть тенденция сокращать каждое слово до 1 слога. Тенденция к открытым слогам (мяч= мятя, голубь=гобика); изменять слово до неузнаваемости. уподобление слогов. Опускают стечение согл-х (тигр=ти, хлеб=хеб, еб,)

Пропуски слогов в длинных словах, опускание начального согл ( комната= омната), уподобление слогов (скакалка=какака). Перестановки слогов.

9. просодика

норма

Нарушена первично

Норма/ нар-на вторично

Нар-на первично.

10. грамм. Строй.

А)структурный аграмматизм (нарушение построения фразы)

Б) морфемный аграмм-м

В) семантич. Аграмм-м

(неправ. поним. знач-я слова. Замены типа род-вид и проч.)

Нет

Нет

нет

Нет

М.б. отдельные проявления

М.б. отдельные проявления

Есть, выражен

Выражен очень

Есть, выражен

Бывает.

Есть (вторичный)

Бывает.

11. связная речь

норма

норма

Нарушена всегда, а м.б. и невозможна

Нарушена вторично

12. состояние интеллекта

норма

6 состояний: норма, зпр, у.о., гидроцеф-я, ммд, дцп.

3 точки зрения: 1. интеллект нарушен первично (устарела) 2. Интел-т нар-н вторично. 3. Норма.

Норма/ зпр/у.о.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение ИКТ в ранней диагностике речевых нарушений

Данный материал предназначен для работы с детьми, имеющими задержку речевого развития....

"Дефференциальная диагностика речевых нарушений у детей дошкольного возраста"

В данной презентации раскрыта диагностика речевых нарушений:-фонематическая дислалия и моторная алалия;-анамнез;-дети с ЗПР и ЗРР;-основные диагностические параметры;- обследование детей;-слабослышащи...

Дифференциальная диагностика речевой неполноценности

Логопедическая диагностика основывается на существующих в логопедии классификациях речевых нарушений: психолого-педагогической и клинико-педагогической; логопедическое заключение формулируется с...

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ РЕЧЕВЫХ РАССТРОЙСТВ В ЛОГОПЕДИИ.

                                                      ...

Особенности дифференциальной диагностики речевых нарушений

Диагностика – это деятельность, направленная на постановку диагноза.«Диагноз развития», как его представлял Л. С. Выготский, — интегральное понятие, включающее оценку уровня ра...

Выступление на тему: «Дифференциальная диагностика речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

Выступление на тему: "Дифференциальная диагностика речевых нарушений у детей дошкольного возраста"...

Дифференциальная диагностика речевых нарушений

Сравнение и исключение речевых расстройств имеющих сходную симптоматику....


 

Комментарии

Разгонюк Ольга Сергеевна

Всё сокращенно, практикующим логопедам будет понятно, о чем речь.