Дифференциальная диагностика речевой неполноценности
методическая разработка по логопедии на тему

 

Логопедическая диагностика основывается на существующих в логопедии классификациях речевых нарушений: психолого-педагогической и клинико-педагогической; логопедическое заключение формулируется с учетом пересечения этих двух классификаций. . При формулировке логопедического заключения целесообразно учитывать этапы обследования: от определения симптоматики речевых расстройств, выявления нарушенных компонентов к уточнению механизмов и структуры речевого дефекта.Данные рекомендации предлагаются к использованию учителями-логопедами образовательных учреждений 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дифференциальная диагностика речевой неполноценности © Учитель-логопед Журавлева Марина Алексеевна 2014 год

Слайд 2

В логопедии используются две классификации речевых нарушений: 1. Клинико – педагогическая. 2. Психолого-педагогическая. Эти классификации дополняют друг друга, рассматривая одни и те же проблемы с разных точек зрения.

Слайд 3

тахилалия брадилалия дисфония заикание афазия ринолалия алалия дизартрия дислалия Формы речевой патологии Клинико-педагогическая классификация

Слайд 4

Психолого-педагогическая классификация Заключение должно быть составлено таким образом, чтобы из него логически вытекали коррекционные мероприятия, отвечающие структуре речевого дефекта, а именно:

Слайд 5

1.Фонетический дефект (ФД) . Имеется в виду такой недостаток речи, при котором дефекты произношения составляют изолированные нарушения Коррекционное воздействие: Постановка и автоматизация звуков

Слайд 6

2.Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН): Имеет место недоразвитие всей звуковой стороны речи: Дефекты произношения; Трудности дифференциации оппозиционных звуков; Несформированность анализа и синтеза звукового состава слова. Коррекционное воздействие: 1.Коррекция дефектов произношения и развитие фонетических представлений; 2.Формирование полноценных навыков анализа и синтеза звукового состава слова.

Слайд 7

3. Общее недоразвитие речи (ОНР): Это системное нарушение (т.е. недостаточная сформированность фонетико-фонематических и лексико-грамматических средств языка). Коррекционное воздействие: Восполнение пробелов в формировании: 1.Звукопроизношения; 2.Фонетических процессов и навыков анализа и синтеза звукового состава слова; 3.Словарного запаса (особенно в плане семантического развития), грамматического строя и связной речи.

Слайд 8

Лингвистическая структура дефекта Звуковая сторона речи Смысловая сторона речи Логопедическое заключение произношение различение словарный запас грамматический строй + N N ФД + + + + + N N ОНР ФФН + N

Слайд 9

В случаях сложных дефектов речи (дизартрия, алалия, ринолалия ) логопедическое заключение должно включать как структуру речевого дефекта, так и форму речевой патологии.

Слайд 10

Форма речевой патологии Лингвистическая структура дефекта Логопедическое заключение произношение различение словарный запас грамматический строй Дислалия + + + N Форма речевой патологии Лингвистическая структура дефекта Логопедическое заключение произношение различение словарный запас грамматический строй Дислалия N N N N ФД ФФН

Слайд 11

Форма речевой патологии Лингвистическая структура дефекта Логопедическое заключение произношение различение словарный запас грамматический строй Дизартрия + N N N ФД с дизартрическим компонентом + + N N ФФН + + + + ОНР ДИЗАРТРИЯ ФД при синдроме бульбарной дизартрии (диагноз врача) ФФН дизартрия (заключение логопеда) ОНР с дизартрическим компонентом (заключение логопеда)

Слайд 12

Форма речевой патологии Лингвистическая структура дефекта Логопедическое заключение произношение различение словарный запас грамматический строй Алалия + + + + ОНР I-II-III уровень с моторной или сенсорной алалией Афазия (нарушение) + + + + Афазия АЛАЛИЯ ОНР ( I - II - III уровень) при синдроме моторной или сенсорной формы алалии (заключение врача ) с моторной или сенсорной формой алалии ( заключение логопеда)

Слайд 13

Форма речевой патологии Лингвистическая структура дефекта Логопедическое заключение произношение различение словарный запас грамматический строй Ринолалия + N N N ФД c ринолалией + + N N ФФН + + + + ОНР II-III уровень РИНОЛАЛИЯ ФД ФФН с расщелиной твердого, мягкого нёба, с сумбукозной щелью (оперированного или неоперированного ) ОНР ( II – III уровень)

Слайд 14

Рекомендации по формулировке логопедического заключения .

Слайд 15

Дети с сохранным интеллектом. Дошкольный возраст: • Общее недоразвитие речи III уровня. Стертая дизартрия. • Фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Ринолалия . • Остаточные проявления общего недоразвития речи.

Слайд 16

Школьный возраст: 1 класс : Трудности в овладении чтением и письмом , обусловленное(ФФН, ОНР III уровня ); Нарушения процессов формирования чтения и письма, обусловленное нерезко выраженным ОНР. со 2 класса : Недостатки чтения и письма , обусловленные ( ФН, ФФН, ОНР III уровня ). 4 класс 2 полугодие : Если нет специфических нарушений письменной речи, но имеются ошибки, обусловленные неусвоением правил русского языка, то в диагнозе указывается : Дизорфография .

Слайд 17

Дети с задержкой психического развития. Дошкольный возраст: • Недостаточная сформированность средств языка с преобладанием недоразвития смысловой стороны речи. Стертая дизартрия. • Несформированность всех средств языка. Дизартрия.

Слайд 18

Школьный возраст: Недостатки чтения и письма, обусловленные трудностями овладения навыками анализа и синтеза, звуко-буквенного состава слова, трудностями различения оппозиционных звуков. Недостатки чтения и письма, обусловленные недоразвитием всех средств языка. Недостаточная сформированность средств языка с преобладанием неполноценности смысловой стороны речи. Дизартрия.

Слайд 19

Дети с умственной отсталостью. Дошкольный возраст: Системное недоразвитие речи средней степени выраженности. Дизартрия. Школьный возраст: Недостатки чтения и письма, обусловленное системным недоразвитием речи.

Слайд 20

Дети с билингвизмом. Дошкольный возраст: Недостаточная сформированность средств русского языка у ребенка с билингвизмом. Школьный возраст: Нарушения письменной речи: (трудности в овладении чтением и письмом; нарушение процесса формирования чтения и письма; нарушения чтения и письма), обусловленные билингвизмом.

Слайд 21

ЛИТЕРАТУРА: А.Б. Ястребова , Т.Б. Бессонова. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. Москва, 1996.

Слайд 22

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциальная диагностика речевых нарушений (таблица).

Дифференциальная диагностика речевых нарушений (таблица для логопедов)....

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ РЕЧЕВЫХ РАССТРОЙСТВ В ЛОГОПЕДИИ.

                                                      ...

Особенности дифференциальной диагностики речевых нарушений

Диагностика – это деятельность, направленная на постановку диагноза.«Диагноз развития», как его представлял Л. С. Выготский, — интегральное понятие, включающее оценку уровня ра...

Выступление на тему: «Дифференциальная диагностика речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

Выступление на тему: "Дифференциальная диагностика речевых нарушений у детей дошкольного возраста"...

Диагностика речевого развития: вопросы дифференциальной диагностики безречевых детей.

Дифференциальная диагностика – это распознание различий в сходных состояниях на основе выделения общих и отличительных (самых существенных) показателей в нарушении психического и речевого р...

Этиология тяжелых речевых нарушений и их дифференциальная диагностика

В данной работе я затрагиваю тему трудностей дифференциальной диагностики различных форм заболевний, приводящих к тяжелым нарушениям речевой функции, максимально подробно описываю причины и характер о...

Дифференциальная диагностика речевых нарушений

Сравнение и исключение речевых расстройств имеющих сходную симптоматику....