Занятие на тему: "Животный мир морей и рек".
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Хомутская Елена Николаевна

Подгрупповое логопедическое занятие подготовительной к школе группе для детей с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_attest_zanyatiya.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: «Животный мир морей и рек».

Цель занятия: развитие словаря и грамматического строя речи по теме: «Животный мир морей и рек». 

Тип занятия: Занятие по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи у воспитанников с общим недоразвитием речи (второй год обучения, подготовительная группа).

Форма занятия: подгрупповое коррекционно-логопедическое

Коррекционно-образовательные цели:

Уточнение, активизация, актуализация словаря по теме: «Животный мир морей и рек». Пополнение экспрессивного словаря словами-антонимами. Развитие навыков   слогового анализа и синтеза. Автоматизация правильного произношения сонорных звуков и их дифференциация. Совершенствование грамматического строя речи (употребление в речи предлогов, образование притяжательных прилагательных). Совершенствование навыка составления и чтения слов с пройденными буквами.  Развитие связной речи.

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие слухового внимания и восприятия. Развитие общих речевых навыков. Координация речи с движением. Развитие зрительного внимания и восприятия. Развитие фонематических представлений (дифференциация звуков л-ль в словах). Развитие мелкой моторики.

Воспитательные цели:

Воспитание самостоятельности, активности, инициативности, бережного отношения к природе.

Оборудование:

Компьютер, слайдовая презентация «Кто такие рыбы?», мольберт, запись звуков моря, игрушки-обитатели морских глубин, контейнеры с ракушками, предметные картинки с изображением рыб, контейнеры с карандашами, тетрадь №1 по числу детей, карточки для составления и чтения слов, фломастеры, «сигналы» синего и зеленого цвета по числу детей, изображения морских животных на липучках, декоративная тарелка и картина с рыбами, рамка с сыпучим песком, картина «Аквариум», игрушечная рыбка на палочке, мяч.

Предварительная работа: 

Посещение магазина «Экзотика» (рассматривание аквариумных рыб), просмотр картинок из альбомов «Живая природа». Чтение «Морских сказок» С.Сахарнова, рассказа С.Воронина «Добрая раковина». Разучивание стихов о морских животных. Разучивание пальчиковой гимнастики «Налим».

Использование современных технологий:

Развивающая технология по коррекции общего недоразвития речи  у детей  старшего дошкольного возраста Н.В. Нищевой.

Компьютерные технологии: слайдовая презентация, запись звуков моря.

Приемы здоровьесберегающих технологий: смена видов деятельности, пальчиковая гимнастика, координация речи с движением.

Ход занятия

1.Организационный этап. (Объявление темы занятия, создание эмоционального положительного фона, развитие слухового внимания  и восприятия).

Учитель-логопед приглашает детей в кабинет, на столах расставлены игрушечные рыбы, звучит запись звуков моря, после прослушивания логопед предлагает детям назвать голоса обитателей моря.

Логопед: «Мы  с вами оказались на берегу моря. Сегодня мы будем говорить об обитателях моря и опустимся в его глубины, чтобы узнать много нового о жизни животных и рыб».

Логопед знакомит детей с презентацией: «Кто такие рыбы?» и просит назвать пресноводных и морских рыб.

II Основной этап:

1. Упражнение №1 «Морские глубины». (Развитие общих речевых навыков).

Логопед предлагает детям рассказать стихи о жителях моря, которые нас окружают. Дети читают стихи, логопед поощряет их.

Логопед: «Вот мы и оказались в морских глубинах. Расскажите стихи о жителях моря, которые окружают нас».

  1. Дельфины-жонглеры, певцы, акробаты,

Дельфины смышленые очень ребята

Дельфины читают, дельфины считают

И даже детишек на спинах катают.

  1. Что за звезды в глубине

На песке лежат на дне?

На вопрос ответить просто:

На песке – морские звезды.

  1. Электрические скаты

Неуклюжи, простоваты.

Но любого ненароком

Сильно ударяют током.

  1. Краб забился меж корней:

Там спокойней и видней,

Кто собрался на охоту,

Кто желает съесть кого-то?

  1. Ну, что это за рыбы?

По морю ходят толки.

Не рыбы, а булавки,

Не рыбы, а иголки.

Кто то? Морской еж.

2.Упражнение №2 Игра «Скажи наоборот».

(Пополнение экспрессивного словаря словами-антонимами).

Логопед предлагает детям на морском берегу поиграть в знакомую игру «Скажи наоборот».  

«Я буду начинать предложение и бросать вам мяч, вы будете ловить мяч и заканчивать предложение, подобрав слово – «наоборот».

3. Упражнение №3 «Расскажи о рыбе».

(Развитие связной речи. Автоматизация правильного произношения  сонорных звуков и их дифференциация).

Логопед помещает на мольберт предметные картинки с изображением пресноводных рыб. Логопед предлагает детям выбрать любую картинку с рыбой и составить рассказ об этой рыбе, стараясь говорить красиво, правильно произносить все звуки».

4. Упражнение №4 «Подбери схему». 

(Развитие навыков слогового анализа).

Логопед предлагает достать из контейнера то, что нам принесли морские волны.

Логопед предлагает подойти к картине тех детей, которые достали слоговые схемы и рассказать к каким словам они подходят схему.

Логопед: «Я горжусь вами! Это было самое трудное задание сегодня!»

5. Упражнение №5 Игра «Чей? Чья? Чье?».

(Совершенствование грамматического строя речи. Образование и использование притяжательных прилагательных.)

Логопед показывает детям силуэт рыбы и просит правильно ответить на вопросы: «Чей плавник?», «Чья голова?», «Чье туловище?». Учитель-логопед предоставляет каждому ребенку возможность ответить не менее двух раз.

6. Упражнение №6 Игра «Разноцветные сигналы».

(Развитие фонематических представлений (дифференциация звуков Л-ЛЬ в словах).

Логопед раздает детям по два «сигнала». «Сейчас я буду произносить названия рыб, а вы будете поднимать синий «сигнал», если услышите в слове звук Л, или зеленый сигнал, если услышите звук ЛЬ». Дети выполняют задание, логопед оценивает их работу.

7. Упражнение №7 Игра «Веселые окуньки».

(Совершенствование навыка составления и чтения слов с пройденными буквами).

Логопед раздает детям карточки для составления и чтения слов.

Логопед: «Возьмите в руки рыбок. Пусть они проплывут от буквы к букве так, чтобы получилось название рыбы. Получившееся слово впишите в клеточки в нижней части карточки».

Дети выполняют задание. Логопед оценивает их работу.

8. Упражнение №8 Пальчиковая гимнастика «Налим».

(Развитие общих речевых навыков. Координация речи с движением. Автоматизация правильного произношения сонорных звуков и их дифференциация). Дети поднимаются и по предложению логопеда делают знакомую пальчиковую гимнастику. Логопед нацеливает их на правильное звукопроизношение.

«Налим»

Жил да был один налим,

Два ерша дружили с ним,

Прилетали к ним три утки

По четыре раза в сутки.

И учили их считать

«Раз, два, три, четыре, пять!»

9.Игра «В аквариуме».

(Совершенствование грамматического строя речи (употребление в речи предлогов). Развитие зрительного внимания и восприятия).

На мольберте закреплено изображение аквариума. Логопед: «Посмотрите внимательно и ответьте на мои вопросы: где находится золотая рыбка? Откуда выбирается золотая рыбка? Где плывет золотая рыбка?».

Логопед предоставляет возможность для ответа каждому из присутствующих на занятии детей.

Упражнение №10 «Заштрихуй дельфина».

(Развитие тонкой моторики).

Логопед приглашает детей за столы, раздает тетради, ставит на столы контейнеры с карандашами.

Логопед: «Кто  помнит стихотворение о дельфине?». Один ребенок читает стихотворение.

Логопед: «Выполните штриховку изображения дельфина так, как показано стрелками».

Дети выполняют задание, логопед оценивает их работу, а потом убирает тетради и контейнеры с карандашами.

III. Окончание занятия. Оценка работы детей.

Логопед организует заключительную работу с детьми. Логопед оценивает работу детей.

Под музыкальное сопровождение педагог предлагает посмотреть какой сюрприз ждет детей в морской раковине. Педагог предлагает каждому ребенку взять на память о занятии маленькую ракушку. Логопед: «Вот и подошло к концу наше путешествие. Чем мы занимались сегодня?, Что понравилось на занятии?»

Дети отвечают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Англйский для дошкольников. Занятие по теме "Животные"

занятие  по обучение дошкольников английскму языку по теме: "Животные"...

Конспект открытого логопедического занятия по теме "Животные жарких стран"

Данный конспект предназначен для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет....

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме "Животные Севера и Жарких стран" для детей подготовительной к школе группы с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи

Данный конспект позволить педагогу провести с детьми подготовительного к школе возраста увлекательное и познавательное занятие по теме "Животные Севера и Жарких стран". Занятие направлено на развитие ...

Интегрированное занятие по теме «Животные родного края» подготовительная к школе группа (проведение занятия с использованием интерактивной доски).

Интегрированное занятие разработано для детей дошкольного возраста и рекомендовано для реализации воспитателям ДОУ. В данном занятии интегрируется исследовательская, коммуникативная, двигательная, про...

Конспект открытого логопедического занятия по теме "Животный мир морей и океанов"

Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы с ОНР...

Методическая разработка. Конспект занятия на тему "Животный мир морей и океанов" (6-7 лет)

Цель: Развитие фонематического анализа и синтеза  на материале темы «Животный мир морей и океанов»Задачи:Коррекционно-образовательные: уточнение, активизация и актуализация слова...