Методическая разработка. Конспект занятия на тему "Животный мир морей и океанов" (6-7 лет)
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Давыдова Александра Витальевна

Цель: Развитие фонематического анализа и синтеза  на материале темы «Животный мир морей и океанов»

Задачи:

Коррекционно-образовательные: уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Животный мир морей и океанов»; совершенствование грамматического строя речи.

Коррекционно-развивающие: развитие связной речи; развитие тонкой моторики и  координации речи с движениями;  развитие слухового и зрительного  внимания и памяти;   закрепление  навыка слогового  и звукового анализа и синтеза; автоматизация и дифференциация звуков.

Коррекционно-воспитательные: воспитание  бережного отношения к живой природе; воспитание доброжелательности, самостоятельности, активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_na_t._morskie_obitateli.docx21.19 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия

на тему  «Животный мир морей и океанов» (6-7 лет)

Цель: Развитие языкового и фонематического анализа  на материале темы «Животный мир морей и океанов»

Задачи:

Коррекционно-образовательные: уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Животный мир морей и океанов»; совершенствование грамматического строя речи.

Коррекционно-развивающие: развитие связной речи; развитие тонкой моторики и  координации речи с движениями;  развитие слухового и зрительного  внимания и памяти;   закрепление  навыка слогового  и звукового анализа и синтеза; автоматизация и дифференциация звуков.

Коррекционно-воспитательные: воспитание  бережного отношения к живой природе; воспитание доброжелательности, самостоятельности, активности.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Предварительная работа:

Знакомство, изучение материала по данной теме: просмотр плакатов и альбомов «Мир

природы. Животные. Выпуск 2, презентации «Морские обитатели»; материала интерактивной игровой папки Лэпбука «Подводный мир».

Оборудование: ноутбук, презентация, картинки морских обитателей  на магнитной основе;  

картинки: камешки, ракушки, морское дно и морские звезды;

карточки для выполнения заданий – слоговые схемы слов, звуковые схемы слов;

карточки-названия морских обитателей;

карты для выкладывания схем слов (слоговых, звуковых, названий морских обитателей), проверочные карточки;

цветные карандаши для рисования схем слов.

Ход занятия:

1.Организационный момент, объявление темы, ввод в тему занятия.

Слайд. Берег моря. Создание настроения. Звучит музыка, затем стихает.

Л.: Мы с вами оказались на берегу моря. А хотели бы вы опуститься на морское дно?

Для того чтобы погружаться в морские глубины, нужно многое знать и уметь.  

Л.: Люди, каких профессий исследуют моря и океаны?

 - (Океанологи, дайверы, водолазы.)

Л.: На чем люди могут спуститься на морские глубины?

-  (На подводной лодке, на батискафе, с аквалангом, в скафандре)

Л.: Что необходимо водолазу?

 - (Водолазный костюм, ласты,  скафандры, баллоны с воздухом.)

Л.: Мы отправимся в плавание на подводной лодке и понаблюдаем за морскими обитателями.

Слайд. Батискаф. Звучат подводные звуки.

2.Игра «Назови, кого увидел в иллюминаторе». Цель: развитие зрительного восприятия.

Слайд. В иллюминаторе появляются сменяющиеся изображения морских обитателей. По части надо узнать и назвать морского обитателя.

Л.: Ребята, кого мы видим в иллюминаторе:

(Ската, морского  ёжа, морского  конька, рыбу-клоуна, мурену, морскую черепаху, медузу).

3.Игра «Морские рыбы»  Цель: координация речи с движением; автоматизация звуков.

Слайд. На слайде появляются: рыба-игла, рыба-пила, рыба ерш, рыба-ёж

Л.: Ребята, давайте покажем морских обитателей.

В глубине, и там и тут

Рыбы разные плывут.

- Речь с движением.

Вот - рыба игла,

Движение руки вперед.

Вот - рыба пила,

Имитация движения «пилы».

Вот - рыба ерш,

На ладонь одной руки накладывается ладонь другой руки.

Вот - рыба еж.

Пальцы рук перекрещиваются.

   Дети повторяют  несколько раз с ускорением  темпа.

4.Игровое упражнение: «Расскажи о  морских обитателях». Цель: развитие связной речи, памяти, автоматизация и дифференциация звуков в активной речи.

Л.: Мы увидели многих обитателей морей и океанов.  Расскажите о них.

Дети дают описательные рассказы по выбору.  Рассказы детей:

- Акула - … .  - Медуза - …  .  - Скат - …  .  -  Осьминог - …  .  -  Каракатица - … .  

- Морская черепаха - …  .  - Скат - … .   - Дельфин - …  .

Л.: Ребята теперь мы поднимемся с глубин, мы на песчаном берегу.

5.Игра: «Хлопни, топни, сделай шаг». Цель: развитие слухового внимания, языкового анализа - закрепление умения делить слова на слоги (повторить правило деления на слоги).

На полу разложены «камешки», ракушки» (ориентиры для шагов).

Л.:  «Нужно посмотреть на картинку и  топнуть, хлопнуть,  или сделать столько шагов (вперёд или назад)  -  сколько слогов в слове, произнося слово. На каждый слог – чёткий шаг вперёд,  или назад (ориентиры ракушки).

а-ку-ла,   ме-ду-за,    скат,   ось-ми-ног,   ка-ра-ка-ти-ца,    кит,    че-ре-па-ха,     дель-фин    и т.п.

Дети видят картинку, проговаривают слово по слогам, двигаясь по инструкции.

6.Игровое упражнение: «Найди сокровища».  

Цель: закрепление языкового анализа (слогового). Подобрать карточку с количеством «жемчужин», соответствующим  количеству слогов в слове - названии рыб).

Л.: Ребята, мы с вами продвинулись, посмотрите - это жемчужины – сокровища моря, которые образуются в раковинах. У нас с вами много-много жемчужин (карточки со слоговыми схемами).

Теперь вы можете подобрать к своей картинке  подходящую карточку.

Дети переходят к столам, на которых разложены карты с картинками морских обитателей  и  маленькие карточки-схемы для выбора.

7. Игровое упражнение «Нарисуй схему слова». Цель: закрепление фонематического анализа.

Л.: Теперь вы можете нарисовать схему слов-картинок.

На столах разложены карточки с простыми трехсложными  и  более сложными словами. Также есть дополнительные карточки. Дети выполняют задание на подбор звуковых схем к слову-картинке,

рисуют звуковые схемы слов карандашами. После выполнения – проверка по картам с образцом. 

Дети могут  по желанию сами написать слово, или выбрать карточку-слово к своей картинке.

8.Итог занятия. Рефлексия.

Л.: Ребята, вы замечательно справились. Давайте, ещё раз взглянем на морское дно, посмотрите, морские звёзды разных цветов. Вспомним, о чём мы сегодня говорили, что  делали. Ребята, выберете :  

- красную звёздочку, если было интересно и захотелось еще узнать о морских обитателях;

- жёлтую, если что-то было сложно.

На столе картинки с изображением морского дна с морскими звездами  красного и желтого цвета и отдельно морские звездочки. Дети выкладывают  маленькие звёздочки к выбранной  звезде по цвету.

Дети делятся  впечатлениями.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: конспект занятия по теме: «Лесные звери зимой» для детей 4-5 лет

уточнить и расширить представление детей о внешнем виде, образе жизни лесных зверей зимой и об их жилищах (заяц, белка, лиса, волк);как приспособились к суровым условиям (чем питаются, как спасаются о...

Методическая разработка. Конспект НОД по теме "Животные жарких стран" для детей подготовительной группы с ОНР.

Активизация, обогащение словаря, развитие грамматического строя, связной речи, сравнение слов разной слоговой структуры....

Методическая разработка. Конспект занятия на тему " Широкая масленица"

Планирование непрерывной образовательной деятельности на неделю....

Конспект открытого логопедического занятия по теме "Животный мир морей и океанов"

Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы с ОНР...