Конспекты НОД по развитию связной речи в логопедических группах.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Антонова Светлана Анатольевна

Предварительный просмотр:

Конспект НОД. Составление описательного рассказа по теме<<Одежда >>

ОО << Коммуникация >>.

Интеграция образовательных областей: <<Чтение художественной литературы>>,<<Физическая культура>>, <<Безопасность>>, <<Здоровье >>, << Социализация>>.  

  Цели:

          1.коррекционно - образовательная:

- обучать детей составлению описательного рассказа;

          2.коррекционно - развивающие:

- расширять и активизировать словарь детей по теме <<Одежда >> ;

- упражнять в употреблении распространённых предложений;

           3.коррекционно - воспитательная:

-воспитывать у детей навык самообслуживания.

Оборудование: предметные картинки: мужская рубашка, детское платье, куртка для мальчика, женский плащ, берет; альбом №1Н.Э. Теремковой (Логопедические домашние задания для детей 5-7лет с ОНР ), карандаши,

схема описания одежды.

Предварительна работа: игры <<Что из чего- какое? >>, <<Ателье >>,  <<Одень куклу >>. Чтение сказок Г.Х.Андерсена <<Новый наряд короля>> , Ш.Перро << Кот в сапогах >>,<< Красная шапочка>> , с последующим обсуждением их содержания.

                                      Ход занятия.

1.Организационный момент.

Игра << Что из чего- какое?>>

Сядет тот, кто скажет:

- Платье из ситца (какое?)- ситцевое.

- Рубашка из шёлка (какая?)- …

- Шуба из меха (какая?)-…

2. Объявление темы.

Логопед говорит о том, что перед  занятием  почтальон принёс письмо для ребят. (Открывает  конверт и читает.) Письмо пришло от  Карлсона. Он пишет, что на крыше нашёл одежду, но не знает, что ему носить, а что нет, и просит помочь ему решить эту трудную задачу.

 Мы сегодня попробуем  помочь Карлсону. (Логопед выставляет предметные картинки с изображением предметов одежды.)

3. Беседа по картинкам.

- Как одним словом назвать эти картинки?

- Для кого куртка, рубашка, куртка, плащ?

Логопед выставляет схему описания одежды и говорит, что в такой последовательности детям нужно будет рассказывать. (Подробное объяснение схемы.)

- Какого цвета?

- Из какого материала?

 - Из каких частей состоит?

- Когда носят?

- Кто носит?

- Может ли надевать Карлсон?

- Как ухаживать?

( Для закрепления навыка составления рассказа объяснение может провести кто-то из детей.)

4. Составление рассказа.

Первый рассказ составляет ребёнок и логопед совместно ( например, о плаще), затем об остальных предметах одежды дети составляют рассказы самостоятельно.

5.Физкультминутка.  Пальчиковая гимнастика “Гномики-прачки”

Жили-были в домике
Маленькие гномики:

Сжимают и разжимают кулачки

Токи, Пики, Лики, Чики, Микки.

Загибают пальчики, начиная с большого

Раз, два, три, четыре, пять,

Разгибают пальчики, начиная с мизинца

Стали гномики стирать:

Трут кулачки друг о друга

Токи – рубашки,
Пики – платочки,
Лики – штанишки,
Чики – носочки. 
Микки умница был, 
Всем водичку носил.

Загибают пальчики, начиная с большого

6.Рассказы детей.

7.Итог занятия.

- Кому помогали на занятии?

- О какой одежде говорили? (Мужской, женской, детской.)



Предварительный просмотр:

Конспект НОД. Составление описательного рассказа о пчеле.

ОО << Коммуникация >>.

Интеграция образовательных областей: <<Чтение художественной литературы>>,<<Физическая культура>>, <<Безопасность>>, <<Здоровье >>, << Социализация>>.  

 Цели:

          1.коррекционно - образовательная:

- обучать детей составлению описательного рассказа с опорой на схему;

          2.коррекционно - развивающие:

- расширять и активизировать словарь детей по теме <<Насекомые >> ;

- упражнять в употреблении распространённых предложений;

- развивать умение логически последовательно выстраивать своё высказывание;

- закреплять в речи употребление притяжательных прилагательных;

           3.коррекционно - воспитательная:

-воспитывать у детей навык самоконтроля за речью.

Оборудование:пре6дметные картинки с изображением насекомых (пчелы), баночка мёда с ложками, схема описания насекомых; альбом №1Н.Э. Теремковой (Логопедические домашние задания для детей 5-7лет с ОНР ), карандаши.

Предварительна работа: игра <<Узнай по описанию >>, << Гусеничка >>. Чтение художественных текстов Л. Квитко <<Жучок >> ,   В.Бианки

<< Приключение муравьишки>>, И.А.Крылова << Стрекоза и муравей >> .  

                                                   Ход занятия.

1.Организационный момент.

Отгадывание загадки:

Хоть они и жалят больно, из работой мы довольны.  ( Пчёлы)

2. Объявление темы.

Сегодня мы будем составлять рассказ о пчеле.

Но прежде у меня для вас сюрприз. Одна пчёлка решила вас угостить. Как вы думаете, чем? (Ответы детей.)

Логопед угощает детей мёдом. Дети рассказывают, какой вкус и запах у мёда.

3.Беседа по предметной картинке и схеме.

- Кто изображён на картинке?

- Какая пчела? (Маленькая, полосатая, трудолюбивая.)

- Какой звук издаёт она при полёте?

- Назовите части тела пчелы? (совместно с логопедом).

- Где живёт пчела?

- Как передвигается?

- Чем питается?

- Пользу или вред приносит человеку?

- Что делает в зимнее время?

- Мёд, который вырабатывают пчёлы, чей? (Пчелиный.)

- Как называется семья пчёл? (Пчелиная.)

- Что делает пчела? ( Носит мёд.)

- Как можно назвать пчелу, если соединить эти слова: мёд носит?                     ( Медоносная.)

4.Составление рассказа с опорой на схему.

Логопед предлагает детям образец рассказа.

                                    Примерный образец.

Это пчела. Пчела – это насекомое. Она маленькая, полосатая, трудолюбивая. А ещё её называют медоносной. У неё есть голова, грудь, брюшко, крылья, три пары ног. В полёте пчела жужжит. Живёт она в улье вместе с большой пчелиной семьёй. Пчёлка собирает нектар с цветов. Это её пища. Перелетая с цветка на цветок, пчела их опыляет. Людям приносит большую пользу, потому что пчелиный мёд вкусный и очень полезный.

5.Рассказы детей.

6. Итог.

- О ком составляли рассказ?

- Почему пчелу называют медоносной?

- Какую пользу пчела приносит человеку?



Предварительный просмотр:

Конспект НОД. Составление описательного рассказа о  дереве .

ОО << Коммуникации  >>.

Интеграция образовательных областей: <<Чтение художественной литературы>>,<<Физическая культура>>, <<Безопасность>>, <<Здоровье >>, << Социализация>>.  

  Цели:

          1.коррекционно - образовательная:

-обучать детей составлению описательного рассказа с опорой на схему;

          2.коррекционно - развивающие:

-закреплять у детей правильное употребление в речи относительных прилагательных;

-развивать умение задавать вопросы и отвечать на них;

-обобщать знания о деревьях;

           3.коррекционно - воспитательная:

-воспитывать бережное отношение детей к природе.

Оборудование: предметные картинки (ель, берёза), альбом №1

 Н.Э. Теремковой (Логопедические домашние задания для детей 5-7лет с ОНР ), карандаши, схема описания деревьев, листья и ветки деревьев, книга.

Предварительная работа: чтение литературных произведений Л.Н.Толстого

<<Дуб и орешник>>, А.С.Пушкина <<Унылая пора>>; изготовление поделок из природного материала; игра <<Чего много? >>, сбор осенних листьев, веточек; заучивание стихотворения И. Токмаковой  <<Дуб >>.

                                        Ход занятия.

1.Организационный момент.

   Игра << Узнай дерево по листочку, веточке  >>

Дети стоят возле своих столов и, ответив правильно, садятся на свои места.

( Ветка берёзы, она берёзовая. Лист клёна, он кленовый). Логопед рассказывает, как можно сохранить листья (изготовить гербарий), вложив их в книгу.

2.Объявление темы .

Листья и ветки мы рассмотрели, а теперь расскажем о деревьях.

3.Беседа по предметным картинкам с опорой на схему.

  • Рассмотрите картинку.
  • Как называется это дерево?
  • Какое оно по величине?
  • Где чаще всего растёт?
  • Из каких частей состоит?
  • Какую пользу приносит людям?
  • Как изменяется в разные времена года?
  • Что можно сделать из этого дерева?
  • Почему люди сажают деревья на улицах города?

 

4. Физкультминутка: 

Дует ветер нам в лицо, закачалось деревцо.

Ветерок всё выше, выше, деревцо всё ниже, ниже.

5.Рассказ по схеме.

Логопед предлагает образец рассказа:<< Сейчас я составлю рассказ по схеме из ваших ответов, а затем вы попробуете составить свои рассказы о других деревьях >>

                                 Примерный рассказ.

Это берёза. У неё тонкий, белый, стройный ствол. На ветках листья округлой формы. Питается берёза с помощью корней. Берёза- это большое лиственное дерево. Чаще всего растёт в лесу. В городе люди сажают берёзы, чтобы сделать воздух чистым. Из коры берёзы делают разные поделки. Весной на берёзе появляются почки, которые превращаются в листочки. Зелёной берёза стоит всё лето. Осенью листья желтеют и опадают. Зимой голые ветки покрыты снегом.

6.Рассказы детей о дубе, клёне, ели (с помощью схемы в альбомах №1)

7.Итог занятия.

-Назовите хвойные деревья, лиственные, о которых мы сегодня составляли рассказы.

-Зачем люди сажают деревья?

-Что можно сделать из дерева?



Предварительный просмотр:

               Конспект НОД  по теме ,,Откуда хлеб пришёл?,,

ОО,,Коммуникация,,  

Интеграция образовательных областей: <<Чтение художественной литературы>>,<<Физическая культура>>, <<Безопасность>>, <<Здоровье >>, << Социализация>>.  

           Цели:  

  • коррекционно- образовательная :

учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин;

  • коррекционно-развивающая:

упражнять в словообразовании слов, обозначающих профессии крестьян, работающих на земле, сложных слов и отглагольных существительных;

          закреплять в речи детей правильное употребление относительных                                   прилагательных ( от существительных зерно, пшеница, рожь);

  • коррекционно-воспитательная:

воспитывать уважение к людям сельсохозяйственных профессий  и бережное отношение к хлебу.

Оборудование: серия сюжетных картин ,,Откуда хлеб пришёл,,(пахота, боронование, сев, подкормка, уборка, хранение зерна, приготовление муки, хлебопечение), картинки с початком кукурузы, колосом ржи и колосом пшеницы.

                                      План занятия.

  1. Организационный момент.

Припоминание пословиц и поговорок о хлебе.

Хлеб- всему голова.

Много снегу- много хлеба.

У кого рожь родится, тот всегда веселится.

Отгадайте загадку:,,Весь мир кормлю, а сама не ем,,

  1. Рассматривание серии сюжетных картин ,,Откуда хлеб пришёл?,,
  • Объявление темы .

Логопед: ,,С древних времён люди говорят, что земля кормит человека.Называют её ласково ,,земля- матушка,, и ,,земля-кормилица,,Сейчас мы рассмотрим картины и поймём, почему люди так  называли землю.

  • Работа с серией сюжетных картин:

а) рассматривание;

б) расстановка картин в логической последовательности (по смыслу);

в) называние действий на каждой картине и составление предложений с ними( при необходимости логопед даёт пояснения типа: боронить-значит рыхлить землю, разбивать комья; вносить удобрения-подкармливать и т. д.)

 пахать- тракторист пашет землю;

боронить-борона острыми зубьями рыхлит землю ( разбивает комья);

сеять-крестьяне (хлеборобы0 сеют пшеницу (рожь);

подкармливавать- лётчик подкармливает посевы удобрениями;

убирать урожай- комбайн убирает урожай с полей( косит, молотит,....);

хранить-собранное зерно везут хранить на элеватор;

молоть- на мельнице зерно мелют и получают муку;

выпекать-на хлебозаводе (в пекарне) из муки выпекают хлеб (ржаной, пшеничный, кукурузный);

г) придумывание заголовка к каждой картине- упражнение в словообразовании отглагольных существительных:

пашут- пахота, боронят- боронование, сеют- сев, подкармливают- подкормка, убирают (урожай)- уборка (урожая), хранят- хранение, выпекают- выпечка.

  1. Физминутка ,,Огород,,

 Приходите в огород посмотреть, как всё растёт,

Всё цветёт, всё растёт, никому не тесно.

Очень интересно.

                           

  1. Игра,, Назови профессии крестьян, работающих на земле,,-закрепление навыков словообразования сельскохозяйственных профессий

Работает на тракторе- тракторист, пашет землю- пахарь,землепашец,

работает на комбайне-комбайнёр, разводит овощи- садовод, разводит свёклу-свекловод, разводит рис-рисовод, выращивает хлеб- хлебороб.

  1. Игра,,Назови правильно,,:

поле,на котором вырщивают пшеницу- пшеничное,

колосок пшеницы- пшеничный,

колосок ржи- ржаной колосок,

поле, на котором выращивают овёс, кукурузу- овсяное, кукурузное,

хлеб из кукурузы- кукурузный,

печенье из овса- овсяное.

  1. Итог.

Что мы знаем о хлебе?

Почему говорят, что хлеб- всему голова? Как надо относиться к хлебу? Повторите загадку о Земле: ,,Весь мир кормлю, а сама не ем,,



Предварительный просмотр:

Конспект НОД. Составление рассказа <<Кто нас вкусно и полезно             кормит >>.  ОО << Коммуникация >>.

Интеграция образовательных областей: <<Чтение художественной литературы>>,<<Физическая культура>>, <<Безопасность>>, <<Здоровье >>, << Социализация>>.  

 Цели:

          1.коррекционно - образовательная:

-обучать детей составлению рассказа из коллективного опыта на основе экскурсии на кухню детского сада;

          2.коррекционно - развивающие:

- упражнять детей в умении рассказывать по заданному плану;

- развивать у детей умение рассказывать об увиденном, не повторяя сказанное и не забегая вперёд;

- развивать память и внимание;

           3.коррекционно - воспитательная:

-воспитывать у детей уважение к труду взрослых, а именно к профессии повара.

Оборудование: сюжетные картины, способствующие составлению связного рассказа по заданной теме (подбирает логопед), альбом №1Н.Э. Теремковой (Логопедические домашние задания для детей 5-7лет с ОНР ), карандаши.

Предварительная работа: экскурсия на кухню детского сада, беседы, игры для закрепления об увиденном.

                                          Ход занятия.

1.Организационный момент.

Игра <<Назови профессии женщин>>

-Певец - певица,

-Скрипач - скрипачка,

-Повар - повариха,

- Портной - портниха.

2.Вводная беседа по следам проведённой экскурсии.

- Когда вы были на экскурсии?

-Где расположена кухня в детском саду?

-Кто вас встретил?

-Как были одеты повара?

-Чем отличается посуда на кухне от домашней посуды?

-Зачем нужны машины- помощники? Назовите их.

-Что происходило на кухне во время экскурсии?

-В чём особенность профессии повара детского сада?

-Как нужно относиться к труду взрослых?

3.Объявление темы.

Логопед говорит о том, что нам нужно составить рассказ о наших поварах.

4.Составление рассказа.

       Для облегчения построения рассказа логопед предлагает детям план (слово план при этом не называется).

Примерный план.

  • На кухне.
  • Что мы увидели?
  • Кто для нас готовит?

Перед рассказами целесообразно повторение плана несколькими детьми.

5. Рассказы детей.

Поочерёдно дети составляют короткие рассказы - описания по заданному плану. Из них постепенно складывается рассказ.

       

       Пример рассказа, составленного совместно логопедом и детьми.

    После сна мы пошли по первому этажу. Там расположена кухня. Сколько разных машин кругом: электрическая плита, духовой шкаф, мясорубка, овощечистка, овощерезка, хлеборезка. Всё для того, чтобы повара могли готовить быстро и вкусно.

   Особенно нас удивила посуда: большие, даже огромные кастрюли и сковорода смотрели на нас. В кастрюлях что-то кипело, и оттуда доносились вкусные запахи. Повара легко и умело  готовили для нас ужин.

Выглядели они, как учёные или настоящие волшебники: в белых халатах, красивых колпаках. На прощание повара угостили нас вкусными булочками, которые они испекли. А мы сказали поварам большое спасибо за их труд.

6.Итог занятия.

-Куда вы ходили на экскурсию?

-Кто готовит пищу в саду?



Предварительный просмотр:

Конспект НОД. Пересказ рассказа В.Бианки <<Купание медвежат >>

ОО << Коммуникация >>.

Интеграция образовательных областей: <<Чтение художественной литературы>>,<<Физическая культура>>, <<Безопасность>>, <<Здоровье >>, << Социализация>>.  

 Цели:

          1.коррекционно - образовательная:

- обучать детей пересказывать рассказ близко к тексту;

          2.коррекционно - развивающие:

- закреплять у детей правильное употребление в речи притяжательных прилагательных;

- развивать мыслительную деятельность;

- развивать умение отвечать полными ответами;

           3.коррекционно - воспитательная:

-воспитывать у детей интерес к художественному слову.

Оборудование: текст рассказа В.Бианки <<Купание медвежат >>, предметные картинки с изображением медведицы, медвежат и охотника.

Предварительная работа: чтение художественных текстов: М.Пришвина <<Ёж>>, русских народных сказок в обработке Л.Н.Толстого <<Маша и медведь>>, <<Три медведя>>. Игры: № 22 <<Животные >>, № 45 <<Кто у кого? >>, № 23 <>.

                                      Ход занятия.

1.Организационный момент.

Игра <<  Назови семью  >>

Логопед показывает картинки, а ребёнок называет всю семью, отвечает:

- лис- лиса- лисята- это лисья семья;

- медведь- медведица- медвежата- это медвежья семья; и т.д.

2.Объявление темы .

Сегодня мы с вами отправимся в лес, где произошла удивительная история, которую описал  В. Бианки. Но прежде скажите, как называется человек, который пришёл в лес охотиться. (Ответы детей.)

3.Чтение рассказа с последующим обсуждением.

- Почему испугался охотник?

- Куда он взобрался от испуга?

- Кто появился на берегу реки?

- Медведица и медвежата – это какая (чья) семья?

- Что стала делать медведица?

- Почему один из медвежат убежал в лес?

- Почему медвежата остались довольны купанием?

- Как  вы думаете, охотнику было интересно наблюдать за медвежьей   семьёй?

- Расскажет ли он своим друзьям о том, что видел?

- А вы рассказали бы?

4. Физкультминутка << У медведя во бору>>

У медведя во бору                            Дети изображают медведя.

Грибы, ягоды беру.                           Имитация собирания грибов.

А медведь не спит,                            Руки на поясе, покачались.

На меня глядит.                                 Качаясь, руками изобразили бинокль.

5.Повторное чтение с установкой на пересказ.

6. Пересказ произведения детьми.

7.Итог занятия.

- Как назывался рассказ?

- Чья семья испугала охотника?

- Что больше всего вам запомнилось из рассказа?



Предварительный просмотр:

Конспект НОД. Пересказ русской народной сказки <<Мужик и медведь>> ОО << Коммуникация >>.

Интеграция образовательных областей: <<Чтение художественной литературы>>,<<Физическая культура>>, <<Безопасность>>, <<Здоровье >>, << Социализация>>.  

  Цели:

          1.коррекционно - образовательная:

-обучать детей составлять пересказ сказки, проявляя творческое воображение и артистизм;

          2.коррекционно - развивающие:

- развивать у детей умение распространять предложения определениями;

- развивать мыслительную деятельность ;

- расширять знания детей по теме;

- учить детей интонационно правильно передавать речь героев сказки;

           3.коррекционно - воспитательная:

-воспитывать у детей самоконтроль за речью.

Оборудование: текст русской народной сказки, овощи, шапочки для медведя и мужика.

Предварительная работа: чтение рассказов Н.Носова <<Огурцы>>, <<Про репку >>, <<Огородники >> , русской народной сказки << Репка>>. Игры:

 << Кто быстрее соберёт овощи в корзину>>, <<Угадай на ощупь >> , <<Кто больше блюд назовёт? >>, <<Овощной магазин >>. Заучивание короткой сценки <<Капуста >> по ролям.

                                               Ход занятия.

1.Организационный момент.

Игра << Отгадай загадку >>

                   Он и в дождик , он и в зной

                   Клубни прячет под землёй.

                   Клубни вытащишь на свет-

                   Вот и завтрак на обед.            (Картофель)

Сладка, а не сахар,

Кругла, а не мяч,

Желта, а не масло,

С хвостом, а не мышь.                                  ( Репка)    

                          Прежде, чем его мы съели,

                          Все наплакаться успели.     (Лук)

2.Объявление темы .

Ребята, урожай чего собирают осенью?( Ответы детей.) А сегодня мы узнаем, как делили свой урожай мужик и медведь в русской народной сказке.

3.Чтение сказки  со следующим обсуждением.

-Что посеял мужик?

-Почему ему пришлось делиться с медведем?

-Когда мужик собрал урожай репы?

-Как он разделил урожай репы? Почему?

- Почему рассердился медведь на мужика?

-Что посеял мужик на следующий год?

-Как поступил медведь?

-Кто выиграл в этот раз? Почему?

-Почему не получилось дружбы у мужика с медведем?

4.Игра <<Отгадай по вкусу>> .

Дети подходят к столу , на котором лежат разные овощи: огурцы, помидоры, морковь, репа, варёные картофель, свёкла. Разглядывают их и называют. Затем, по очереди , детям завязывают глаза и дают попробовать и отгадать по вкусу кусочек одного из овощей. Ребёнок пробует и называет: << Это помидор - он сладкий, сочный, мягкий и полезный>>.И т.д.

5.Физминутка <<Огород>>, (<<У Лариски >>,  <<Овощи >>)

Приходите в огород                               Дети маршируют на месте.

Посмотреть, как всё растёт.

Всё растёт, всё цветёт,                           Поднимают руки выше и выше.

Никому не тесно.                                    Поворот вокруг себя.

Очень интересно.

6.Повторное чтение с установкой на пересказ.

7.Пересказ текста детьми.

После прочтения логопед выбирает первую, вторую, третью пару рассказчиков.

Поочерёдно пара надевает шапочки и совместно с автором ( логопедом) пересказывают сказку. Возможно автором будет ребёнок.

8. Показ сценки <<Капуста >> так же парами.

- Что за скрип?

-Что за хруст?

-Это что ещё за куст?

-Как же быть без хруста, если я- капуста!

9. Итог занятия.

-Как называлась сказка, которую мы сегодня пересказывали?

-У каких овощей годятся в пищу корешки?



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3<<Светлячок>>

                                                       

                                                 Конспект

ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

в старшей логопедической группе.

Составление описательного рассказа <<Откуда к нам пришла мебель>>

ОО << Коммуникация>>

                                                                               

                                                                                Подготовила и провела:

                                                                                Учитель-логопед МДОУ д/с№3

                                                                                Антонова С.А.

                                             

                                              г.Люберцы 2013

Конспект НОД. Составление рассказа <<Откуда к нам пришла мебель >>

ОО << Коммуникация >>.

Интеграция образовательных областей: <<Чтение художественной литературы>>,<<Физическая культура>>, <<Безопасность>>, <<Здоровье >>, << Социализация>>.  

 Цели:

          1.коррекционно - образовательная:

-обучать детей составлению рассказа по опорным картинкам и словам;

          2.коррекционно - развивающие:

- расширять и активизировать словарь детей по теме;

- развивать у детей умение подбирать антонимы и приставочные глаголы;

           3.коррекционно - воспитательная:

-воспитывать бережное отношение детей к природе.

Оборудование: предметные картинки: деревья, пила, фабрика, плотник, мебельный магазин, покупатель, фургон для доставки мебели, дом; демонстрационные картина с набором инструментов плотника; индивидуальные  альбомы №1 Н.Э. Теремковой  (<<Логопедические домаш-ние задания для детей 5-7лет с ОНР>> ), карандаши.

 Предварительная работа: чтение отрывка из стихотворения  В.В.Маяковского<<Кем быть?>> (о столярах и плотниках). Игры:<<Все работы хороши>> (образование прилагательных от существительных); << Дом >> (активизация пассивного и активного словаря детей по теме); составление описательных рассказов с использованием схемы описания.

1.Организационный момент.

Чтение стихотворения С.Маршака.<< Откуда стол пришёл?>>

Берете книгу и тетрадь,

Садитесь вы за стол.

А вы могли бы рассказать,

Откуда стол пришел?

Недаром пахнет он сосной.

Пришел он из глуши лесной.

Вот этот стол - сосновый стол -

К нам из лесу пришел.

Пришел он из глуши лесной -

Он сам когда-то был сосной.

Сочилась из его ствола

Прозрачная смола.

Но вот горячая пила

Глубоко в ствол его вошла.

Вздохнул он - и упал...

И в лесопилке над рекой

Он стал бревном, он стал доской.

Потом в столярной мастерской

Четвероногим стал.

Стоит чернильница на нем,

Лежит на нем тетрадь.

За ним работать будем днем,

А вечером - читать.

На нем чертеж я разложу,

Когда пора придет,

Чтобы потом по чертежу

Построить самолет.

 2.Объявление темы.

     Стук в дверь. Вносят конверт. Логопед достаёт из него картинки и выставляет их на доску. Затем обращается к детям с вопросом: <<Как вы думаете, кто бы мог прислать нам это письмо и что он хочет нам рассказать?>> Выслушав ответы детей, логопед читает обратный адрес. Оказывается письмо прислали работники фабрики, изготовившие мебель, которая стоит в группе. Они просят детей составить рассказ по картинкам о том, как всё происходило, записать и выслать его.

    Сегодня мы с вами будем составлять рассказ по серии картин << Откуда к нам пришла мебель>>.

3.Беседа по картинкам.

- Из каких деревьев изготавливают мебель? (Из дуба, ореха, сосны.)

- Кто рубит деревья для изготовления мебели? (Лесорубы.)

- Где распиливают деревья на доски? (На лесопилке.)

-Люди каких профессий превращают деревья в мебель? (Лесорубы, столяры, плотники, мастера - краснодеревщики.)

- Чем каждый занимается из них?

- Что нужно сделать, чтобы доски превратились в мебель?(Нарисовать чертёж, выпилить часть мебели, покрыть краской, лаком, просушить, упаковать.)

- Куда отправляют готовую мебель?

- Как мебель приходит к нам в дом?

- Что нужно делать для того, чтобы в лесу деревьев не становилось меньше?

4. Игра << Куда что нужно?>>

- Диван, кресла, журнальный столик нужны в…( гостиной).

- Обеденный стол и стулья нужны в…( столовой).

- Кухонный гарнитур, навесные шкафы в …(кухне).

- Вешалка, зеркало в …(прихожей).

- Кровать, платяной шкаф в…(спальне).

- Детская мебель нужна в…(детской комнате).

5.Физкультминутка. 

Вот Кирюшкина кроватка,                                         Разводят руки в стороны.

Чтобы спал Кирюшка сладко.                   Приседают, кладут руки под щёчку.

Чтоб во сне он подрастал,                                            Медленно поднимаются.

Чтоб большим скорее стал.         Встают на носочки, тянутся руками вверх.

6.Составление рассказа.

Логопед просит детей составить рассказ с опорой на картинки.

Составлять рассказ лучше по цепочке, при этом логопед следит, чтобы дети логически верно соединяли предложения между собой.

                               Примерный рассказ.

   Вырос в лесу большой дуб. Лесорубы решили, что из него получится красивая мебель. Они спилили его и отправили на лесопилку. На лесопилке плотники распилили дерево на доски. Доски доставили на фабрику. Тут за работу принялись столяры и мастера- краснодеревщики. Они выпилили и собрали части мебели, покрыли их краской и лаком, упаковали и отправили в мебельный магазин. Покупателям хотелось приобрести новую мебель. В магазине мебель погрузили в фургон и доставили прямо домой. Так мебель дошла до нас.

  Составленный детьми рассказ логопед записывает.

В конце занятия логопед и дети вкладывают письмо в конверт.

7.Рассказы детей.

8.Итог занятия.

-Где изготавливают мебель?

-Люди каких профессий трудятся над изготовлением мебели?

-Как защитить лес от уничтожения?



Предварительный просмотр:

Конспект НОД . Пересказ рассказа И.С.Соколова- Микитова <<Улетают журавли >>.  ОО<<Коммуникация>>.  

Интеграция образовательных областей: <<Чтение художественной литературы>>,<<Физическая культура>>, <<Безопасность>>, <<Здоровье >>, << Социализация>>.

Цели:  

  • коррекционно- образовательная :

обучать детей выразительно пересказывать текст с помощью опорных сигналов;

  • коррекционно-развивающие:

- упражнять детей в образовании сложных прилагательных;

          - закреплять у детей умение правильно употреблять в речи слова <<перелётные  >> , << зимующие>>;

          - закреплять умение синтаксически правильно строить предложения;

  • коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей интерес к окружающей природе и её обитателям.

Оборудование: текст рассказа И.С.Соколова- Микитова << Улетают журавли>>, опорные сигналы (подбирает логопед).

Предварительная работа: чтение художественных текстов Д.Н.Мамина- Сибиряка << Серая шейка >>, В.М.Гаршина <<Лягушка- путешествен-ница >>. Игры: << Узнай по описанию>>, << Кто как кричит>> .

                                  Ход занятия.

1.Организационный момент.

Игра << Образуй слово>>

- У  утки хвост короткий- значит, это короткохвостая утка.

- У грача острый клюв- значит, это остроклювый грач.

- У гуся красные лапы- значит, это краснолапый гусь.

- У цапли длинные лапы- ….

- У грача чёрные крылья-   …

- У аиста тонкая шея-…

2.Объявление темы.

         Как называются птицы, которые осенью улетают в тёплые края?

 (Ответы детей.) А те, которые остаются на зиму?

         Сегодня мы с вами будем следить за полётом журавлей, который описал И.Соколов- Микитов в своём рассказе << Улетают журавли>> .

3. Чтение с последующим обсуждением .

- Куда собрались улететь журавли?

- В какое время года птицы улетают в тёплые края?

- Как собираются журавли для полёта?

- Как сказать по- другому : << косяк>>?... ( <<журавлиный клич >> )

- Над чем пролетали журавли?

- Где останавливались на отдых?

- Какой был лес? (Мрачный, тёмный.)

- Когда журавли продолжили свой путь?

- Что изменится в лесу, когда взойдёт солнце?

- Когда можно ждать журавлей обратно?

4.Физкультминутка. << Кукушка>>.

У леса на опушке,  

Высоко на суку,                          

С утра поёт кукушка:                  

Ку-ку! Ку-ку!                  

Дети стоят на носочках и

тянутся за руками вверх.

Внизу бежит речонка

По жёлтому песку.

Поёт кукушка звонко:

Ку-ку! Ку-ку!

Присели. Руками производят

Волнообразные движения.

Зелёные лягушки

Попрыгали в реку.

Поёт им вслед кукушка:

Ку-ку! Ку-ку!   (М.Клокова)

Сидя на корточках, подпрыгивают, как лягушки.

 

5. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

Во время чтения логопед выставляет опорные сигналы, соответствующие данному отрывку в рассказе.

6. Пересказ произведения детьми.

7.Итог  ООД.

- Как называются птицы, которые на зиму улетают в тёплые края?

- Полёт каких птиц был описан в рассказе?

- Как выстраиваются журавли для полёта?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе «Заяц серый, куда бегал»

Программные задачи:  Учить детей придумывать сказки, развивать творческое воображение, связную речь. Активизировать словарь. Воспитывать желание придумывать свой сюжет сказки. Материал: Доск...

ПЛАН-КОНСПЕКТ занятия по развитию связной речи в логопедической подготовительной группе с детьми с ОНР.Составление описания зайца.

1. Обогащать лексику детей притяжательными прилагательными от слова заяц. 2. Упражнять в согласовании притяжательных прилагательных с существительными. 3. Упражнять в употреблении сложных предлогов ...

Конспект НОД по формированию лексико - грамматических средств языка и развитию связной речи в логопедической группе.

Конспект НОД по формированию лексико - грамматических средств языка и развитию связной речи в логопедической группе....

Конспект занятия по развитию связной речи в логопедической подготовительной к школе группе по теме: « Перелётные птицы» ( с использованием интерактивного оборудования « MIMIO» )

Обогащение словаря; развитие связной, диалогической, грамматически правильной речи дошкольников старшего возраста...

Перспективный план работы по формированию лексико– грамматических категорий, обучению грамоте и развитию связной речи в логопедической группе №8 (2019-2020 уч.год )

Перспективный план  работы по формированию лексико– грамматических категорий, обучениюграмоте и развитию связной речи в логопедической группе №8(2019-2020 уч.год )...