Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе детей с ОНР по теме "Профессии"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Нужная Анна Николаевна

Занятие в подготовительной группе для детей с нарушением речи проходит в виде путешествия в  "Город мастеров". где дети выполняют различные задания для определения названия профессий. для повышения интереса к занятию используется презентация.

Цели занятия:

Образовательные: расширять представление о профессиях людей. Уточнять и расширять словарный запас по данной теме. Совершенствовать навыки построения сложного предложения. Развивать речевую активность, диалогическую речь (посредством ответов на вопросы).

Коррекционные: Развивать общую, мелкую моторику, интонационную выразительность. Упражнять в умении славить словесное ударение. Развивать фонематический слух. Закреплять навыки звукового, звуко-слогового анализа и синтеза. Развивать внимание, мышление, память.

Воспитательные: Воспитывать самоконтроль за речью. Воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий. Формировать познавательный интерес, желание учиться. Воспитывать умение работать в коллективе.

Оборудование:

ИКТ, презентация к занятию.

Фланелеграф, на котором размещены домики – 1 одноэтажный, 3 двухэтажных, 2 трёхэтажных, 1 четырёхэтажный.

Предметные картинки ( врач, воспитатель, парикмахер, сапожник, пекарь, художник, портной, почтальон, повар, дворник, продавец, музыкант, машинист, столяр, поэт, балерина, клоун, капитан).

Вывески с контурным изображением  сапога, ножниц, иглы и катушки ниток, батона, письма, мольберта с кистью.(6 штук)

Карточки с зашифрованными названиями профессий - 6 штук для игры «Угадай по первому звуку» (врач, машинист, столяр, поэт, балерина, клоун).

Конверты со словами – названиями профессий, разрезанными на части (по-вар, двор-ник, про-да-вец, вос-пи-та-тель, му-зы-кант).

«Ключ» к зашифрованной пословице и набор букв на доску.

«Волшебный» клубок. Герб города Мастеров

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение начальная школа – детский сад №662 компенсирующего вида  для детей младшего школьного и дошкольного возраста

Кронштадтского района г. Санкт-петербурга

Конспект

подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи  

по  лексической теме «Профессии»

«Город мастеров»

Нужная А.Н., учитель-логопед

г.Кронщтадт

2013 год


Цели:

Образовательные: расширять представление о профессиях людей. Уточнять и расширять словарный запас по данной теме. Совершенствовать навыки построения сложного предложения. Развивать речевую активность, диалогическую речь (посредством ответов на вопросы).

Коррекционные: Развивать общую, мелкую моторику, интонационную выразительность. Упражнять в умении славить словесное ударение. Развивать фонематический слух. Закреплять навыки звукового, звуко-слогового анализа и синтеза. Развивать внимание, мышление, память.

Воспитательные: Воспитывать самоконтроль за речью. Воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий. Формировать познавательный интерес, желание учиться. Воспитывать умение работать в коллективе.

Оборудование:

ИКТ, презентация к занятию.

Фланелеграф, на котором размещены домики – 1 одноэтажный, 3 двухэтажных, 2 трёхэтажных, 1 четырёхэтажный.

Предметные картинки ( врач, воспитатель, парикмахер, сапожник, пекарь, художник, портной, почтальон, повар, дворник, продавец, музыкант, машинист, столяр, поэт, балерина, клоун, капитан).

Вывески с контурным изображением  сапога, ножниц, иглы и катушки ниток, батона, письма, мольберта с кистью.(6 штук)

Карточки с зашифрованными названиями профессий - 6 штук для игры «Угадай по первому звуку» (врач, машинист, столяр, поэт, балерина, клоун).

Конверты со словами – названиями профессий, разрезанными на части (по-вар, двор-ник, про-да-вец, вос-пи-та-тель, му-зы-кант).

«Ключ» к зашифрованной пословице и набор букв на доску.

«Волшебный» клубок. Герб города Мастеров


Ход занятия.

 Организационный момент./Установление эмоционального контакта/

Придумано кем-то просто и мудро

При встречи здороваться:

- Доброе утро!

Доброе утро, солнцу и птицам.

Доброе утро, улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым доверчивым

Доброе утро длится до вечера!

- Улыбнитесь друг другу. Назовите каждый по очереди свое имя ласково, так как вас называет мама.

- Кто такой мастер? (Мастер – это человек, который работает: чинит, шьет, строит.)

- А о ком говорят: «Мастер - золотые руки»? (Про людей, которые хорошо работают, говорят, что у них руки золотые).

1.Игра «Какой? Какая? Какие?»/активизация словаря прилагательных/.

- Золотые руки – это руки, какие? /трудолюбивые, аккуратные, старательные, ловкие, умелые/

Золотые руки – руки не из золота.

Золотые руки не боятся холода.

Руки эти – самые нужные руки на свете.

Самые простые. У кого какие?

2.Упражнение «Умелые руки» /на координацию речи и движения/.

Наши руки умелые такие,            Поворачивают ладони то вверх, то вниз

Наши руки – руки золотые                         Сжимают кулачки

Они умеют вышивать,                        Загибают пальцы на каждое

Шить и шарф вязать.                      действие по одному, начиная с мизинцев

Подметать и стирать.

Суп варить, пыль вытирать.

Тарелки чисто мыть,

Красить и белить

За порядком следить                             Грозят пальчиком

Вот они какие –                                      «Фонарики»

Руки золотые.                                      Показать руки ладошками вверх

3. Игра «Закончи предложение» /совершенствовать навыки построения сложного предложения/.

- Как вы думаете, для чего люди работают?

Люди работают для того, чтобы делать жизнь прекраснее.

Люди работают для того, чтобы… (приносит пользу окружающим0.

Люди работают для того, чтобы ….(зарабатывать деньги).

Люди работают для того, чтобы …(потом хорошо отдыхать). И т.д.

Дети отвечают на вопрос и садятся на стульчики.

Основная часть.

- У меня сегодня день интересный! Я столько успела сделать! И новую сказку написала. Хороший день, когда многое успеваешь сделать полезного.

- Посмотрите, что я ещё сегодня успела сделать.

Детам показывают герб города Мастеров.

- Это герб города Мастеров. Посмотрите, какие профессии изображены на нём.

Дети перечисляют вместе: (Сапожник, портной, булочник, парикмахер).

-Вот об этом городе и его мастерах наша сказка. Но вначале мы побываем в гостях у капризной принцессы.

Слайд ГОРОД МАСТЕРОВ

Однажды  Оля гостила в королевском замке у принцессы.

-- Мне так скучно, - сказала принцесса. - Поиграй со мной.

Огляделась Оля  в комнате у принцессы и глаза у неё разбежались. Игрушек у неё - видимо-невидимо. И все какие-то необыкновенные, дорогие.

Но к какой игрушке Оля ни притронется, принцесса морщится и говорит, что она ей надоела. И знай, губы кривит:

-- Скууучно мне.

Оля тоже заскучала, дом вспомнила. Сколько бы она за это время смогла сделать! И поиграть, и погулять, и маме помочь , и  почить, и  порисовать. А самое главное - поиграть в свою любимую игру.

И решила Оля предложить принцессе поиграть в неё. Принцесса хотела было протянуть своё "Скууучно мне", но услышала про новую игру и передумала.

-- Называется моя игра "Город Мастеров", - сказала Оля. Взяла она бумагу, карандаши, фломастеры и краски. Нарисовала три симпатичных домика. Стали они с принцессой думать, какие вывески пририсовать на каждый домик и кого в них поселить. Вырезали они  домики, поставили на столик. Вот и начало города Мастеров готово.

И принялись Оля и принцесса рисовать первых жителей города Мастеров. Оля нарисовала толстого булочника в белом колпаке и переднике.

-- А почему он у тебя толстый? - спросила принцесса.

-- Потому что он печёт вкусные булочки и любит их пробовать – объяснила Оля.

А принцесса нарисовала портного. Такого же модного, как и её придворный портной.

Сапожника Оля и принцесса рисовали вместе, в кожаном фартуке, усатого и носатого. И вместе смеялись над его длинным носом и усами. Поселили дети в городе Мастеров этих первых жителей. И отправились сапожник и портной покупать булочки у булочника. А булочник заказал новые сапоги сапожнику и новый колпак портному.

-- Чем больше жителей и домиков, тем интересней игра, - сказала Оля.

И закипела работа.

Принцесса рисовала, вырезала и клеила. Вся перепачкалась красками. Но, ни разу не протянула своё "Скууучно мне".

К вечеру город Мастеров разросся по всему столику. И каких только мастеров там не было! И все были заняты своим делом. Каждый что-то делал. Никто не бездельничал.

Жители решили написать свой девиз на гербе города Мастеров. А ещё на гербе положено нарисовать, какие мастера живут в этом городе.

За игрой в город Мастеров не заметили Оля и принцесса, как день закончился. Оля  распрощалась и домой отправилась. Дома её столько интересных дел ожидало. А принцесса стала играть в город Мастеров. Всех героев из своих книжек она рисовала и поселяла в этом сказочном городе. Так что принцесса совсем забыла о своём "Скууучно мне".

Вот так Оля отучила скучать капризную принцессу.

-- А вы, ребята, догадались, какой девиз города Мастеров? (Нет)

- Тогда давайте отравимся в сказочный «Город Мастеров». Я думаю, что там мы сможем узнать этот девиз - Слайд

- Дорога ведет в этот город не простая, а сказочная. Нам поможет её найти волшебный клубок.

4.Игра с клубком «Никогда мы не забудем, что умеют делать люди».

Учит…..(учитель)                                    Строит ….(строитель)

Варит….. (повар)                                     Шьет…….(швея, портной)

Лечит…..(врач)                                      Возит ….(Шофер, водитель)

 Продаёт……(продавец)                         Поёт……(певец)

Пишет………(поэт, писатель)                Строгает….(Столяр, плотник)

Метёт………(дворник)                          Играет……..(музыкант)

5. Упражнение «Скажи правильно»

- Чтобы открыть ворота в город, надо правильно поставить интонационное ударение и изменить смысл предложения.

Открыть/ нельзя закрыть.

Дети произносят фразу, ворота открываются. Слайд

- В нашем сказочном городе тоже есть одноэтажные, двухэтажные, трёхэтажные и четырёхэтажные дома. Слайд

- В каждом живут мастера своего дела. Давайте попробуем с вами угадать, кто из них, где живёт. Помните, в сказке у каждого мастера была своя вывеска.

Дети подходят к фланелеграфу и рассматривают домики с вывесками.

- Вот и в нашем городе есть дома с вывесками.

6.Игра «Кому что нужно?»

-Рассмотрите каждый свою вывеску, найдите картинку и поселите мастера в свой домик.  Дети находят карточку с соответствующей профессией и помещают её в кармашек.

- Ребята, посмотрите внимательно и объясните, почему же портной живёт в двухэтажном домике? (Названии профессии состоит из двух частей)

Если дети не могут догадаться самостоятельно, то логопед объясняет им.

- Как называется профессия у тебя, Егор? (Портной) Назови второй звук в этом слове. (О) Возьми эту букву и прикрепи её на доску в квадратик с цифрой 2.

Детям индивидуально предлагается определить место звука в слове, найти букву и поместить её на магнитную доску в квадратик с цифрой.

11

4

8

2

10

1

7

5

4

6

1

9

2

3

5

7

12

!

А

О

И

Е

Т

Р

С

Л

Б

М

Д

Я

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Сапожник – первый звук в слове – цифра 7

парИкмахер - четвёртый звук в слове – цифра 3;

пЕкарь – второй звук в слове – цифра 4

хуДожник – третий звук в слове – цифра 1

пОчтальон – второй звук в слове – цифра 2

- Молодцы! Все справились с этим заданием.

7. Игра «Расшифруй слово»

- Ребята, у нас ещё остались свободные окошечки, давайте поселим  наших мастеров в них. Для этого вам надо отгадать название профессии по первым звукам картинок, выкладывая соответствующие буквы под ними.

Дети отгадывают слова по первым звукам названий картинок, выкладывая их буквами (врач, машинист, столяр, поэт, балерина, клоун), затем находят картинку с профессией и выделяют заданный звук. Далее задание повторяется - дети помещают букву в клеточку с цифрой.

врАч – третий звук в слове – цифра 1;

Машинист - первый звук в слове – цифра 10;

столЯр – пятый звук в слове – цифра 12;

поэТ– последний звук в слове – цифра 5;

Балерина – первый  звук в слове – цифра 9;

кЛоун – второй звук в слове – цифра 8.

- Молодцы! У вас очень хорошо всё получается. Но у нас остались ещё окошечки и не все буквы мы отгадали, для того чтобы узнать девиз. У нас здесь лежат конвертики. Откройте их и посмотрите, что там лежит. (Разрезанные слова). Это названия профессий. Соберите их.

8.Игра «Сложи слово из частей»

Дети выкладывают названия профессий из слогов. Выделяют в них заданный звук и помещают букву на доску. Картинки помещаются в кармашек-окошко соответствующего по количеству слогов в слове домика, а выделенную букву прикрепляют на доске.

по-вАр  четвёртый звук в слове – цифра 1,

двоР-ник - четвёртый звук в слове – цифра 6,

воС-пи-та-тель - третий звук в слове – цифра 7,

му-зы-кант - последний звук в слове – цифра 5,

про-да-вЕц – седьмой  звук в слове – цифра 4,

ка-пи-тан

-Посмотрите-ка, ребята, что у нас получилось? Прочитайте девиз Города Мастеров.

Д

Е

Л

О

М

А

С

Т

Е

Р

А

Б

О

И

Т

С

Я

!

(Дело мастера боится) Слайд

 Итог.

Теперь мы узнали девиз города Мастеров и вспомнили так много нужных профессий!

- Давайте украсим город гирляндой из разноцветных шариков.

- Кому было легко, и интересно возьмите зелёные шарики. Кому было интересно, но он немного затруднялся в выполнении заданий, возьмите жёлтые шарики. Кому было интересно, но трудно, возьмите красные шарики. Повесьте свои шарики на гирлянду.

- - Наше путешествие в Город Мастеров закончилось. Нам пора возвращаться. Глаза закройте, повернитесь 3 раза вправо, хлопните в ладоши и откройте глаза.

Кто-то учит.

Кто-то варит.

Кто-то нам белье стирает

Кто-то лечит.

Кто метет.

Кто-то сказочку прочтет.

Не кончаются заботы,

Много у людей работы.

Все профессии нужны,

Все профессии важны!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«ГОРОД МАСТЕРОВ » ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ЗАНЯТИЮ

Слайд 8

Дел Дело мастера боится


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР.

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР....

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР по теме: «Овощи».

Конспект занятия для коррекции лексико-грамматического строя речи детей на материале лексической темы: "Овощи"....

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР по теме: «Перелетные птицы».

Коррекция лексико- грамматической стороны речи на материале лексической темы: " Перелетные птицы"....

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР по теме: "Овощи"

Конспект занятия направленный на расширение, уточнение и активизацию словаря детей на материале лексической темы: "Овощи. Огород". Расширение представлений о важности труда взрослых. Развити...

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР III уровня по теме «Домашние животные»

Цель: актуализация словаря детей подготовительной к школе группы по теме «Домашние животные» на логопедическом занятии через использование элементов театрализованной игры....

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР « Поможем Марсику вернуться на свою планету» Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях.

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР « Поможем Марсику вернуться на свою планету». Автоматизация звука [Р] в словах и пр...

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР на тему: «Шипелочки». (Автоматизация звука [ш] в слогах, словах).

Подгрупповые занятия составляют существенную часть рабочего времени учителя-логопеда в течение каждого дня. Они позволяют осуществлять коррекцию речевых  недостатков  воспитанников с ОВЗ....