Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе по теме: "Дифференциация звуков [с], [ш].
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Жарикова Ольга Владимировна

Данное занятие поможет закрепить знания детей о звуках [c], [ш], предупредит возникновение нарушений письма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx20.8 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе.

Тема: дифференциация звуков [С]-[Ш]

Цель: сравнение звуков [с], [ш] по артикуляционным и акустическим признакам.

Произношение звуков в слогах, словах, фразах и предложениях. Формирование умения различать звуки.

Продолжать учить звуковому анализу предложения.

Развивать фонематический слух, память, внимание, логическое мышление.

Предупреждение нарушений письма.

Оборудование: алгоритмы [с], [ш], изображения Самоделкина и Шпунтика, картинки со звуками в словах, схемы предложений, звукарики.

Ход занятия

Организационный момент: Дети, к нам на занятие пришли гости, посмотреть, чему вы научились и узнать у вас что - нибудь новое. Поздоровайтесь с гостями. Но к нам еще кто - то пришел. А кто это вы скажете, когда отгадаете эти загадки (загадки загадывают два ребенка).

Он веселый человечек                        Он в Цветочном городке живет,

Сделан из деталей.                                Замечательным механиком слывет,

Вам на выручку придет,                        Коротышкам помогает,

Если вы в беду попали.                        С другом Винтиком изобретает.

(Самоделкин)                                        (Шпунтик)

Логопед: Молодцы, правильно отгадали загадки, а теперь пройдите на свои места.

            Скажите мне, пожалуйста, с каких звуков начинаются имена наших сказочных героев?

Дети: со звуков [с], [ш]

Логопед: Как вы думаете, о каких звуках мы будем говорить сегодня на занятии?

Дети: О звуках [c] и [ш]

           На доску вывешиваются алгоритмы звуков.

Логопед: А теперь расскажите, пожалуйста, про эти звуки. Дети первого ряда расскажут про звук [c], а дети второго ряда - про звук [ш].

Ответы детей: Я считаю, что это звук [с], потому что при произнесении звука [с] - губы улыбочкой, зубы заборчиком, язык находится за нижними зубами, воздушная струя - холодная. Звук [с] бывает твердым и мягким, этот звук - глухой.

При произнесении этого звука - губы рупором, зубы сближены, язычок находится за верхними зубами в виде чашечки, воздушная струя теплая. Этот звук - всегда твердый, глухой. Значит этот звук - [ш].

Логопед: Послушайте и скажите, чем эти звуки похожи и чем отличаются?

           Дети первого ряда ответят, чем эти звуки похожи, а дети второго ряда - чем отличаются.

(За каждый правильный ответ логопед поощряет детей каждого ряда символом - звездочкой).

Логопед: А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Чего не стало»

            Я буду убирать картинки, а вы внимательно смотрите и говорите, чего не стало.

На доску выставляется картинка с изображением зайца. Логопед предлагает детям назвать зайца другими словами: трусишка, зайчишка …

Логопед: а теперь я предлагаю вам послушать звуки, а вы из них составите слово:

[м], [ы], [ш], [к], [а] - мышка

Мышка однажды встретила белобоку. Ребята, а кого называют Белобокой? (сорока - белобока). А хотите узнать, о чем они разговаривали? Давайте послушаем.

Выходят дети с атрибутами зверей.

- Мышка - трусишка, ты треска боишься?

- Ни крошки не боюсь!

- А громкого топота?

- Ни капельки не боюсь!

- А страшного рева?

- Ни сколечки не боюсь!

- А чего ты тогда боишься?

- Да тихого шороха.

(Н. Сладков «Сорока и мышь»)

Логопед: я вам прочитаю стихотворение, а вы повторите сначала хором, а затем по - одному.

Сквозь цветное стеклышко

Я взглянул на солнышко.

Логопед: А теперь отгадайте слово, в котором первый звук [ш], а последний [т]? Посмотрите на картинку (шахматист). Кто это? (человек, который играет в шахматы).

У Самоделкина и Шпунтика тоже есть любимые занятия. Самоделкин любит кататься на санках, а Шпунтик любит играть в шахматы.

(выставляются картинки санки и шахматы)

Логопед: давайте разберем эти слова устно.

        - Сколько слогов в слове санки? (2 слога).

        - Назовите первый слог (сан-).

        - Сколько звуков в первом слоге? Закройте глаза, покажите на пальцах, назовите их.

        - Назовите второй слог (-ки). Закройте глаза, покажите на пальцах, назовите их.

Если дети затрудняются, то можно проверить тактильно: приложить палец к губам и произносить слово медленно, тянуть гласные.

То же со словом «шахматист».

А теперь выложите эти слова на столах. Первый ряд слово  «санки», второй ряд слово «шахматист». К доске выйдут по одному ребенку из каждого ряда.

- Проверьте, правильно ли дети выложили эти слова.

Логопед: подберите, к словам «санки» и «шахматист» родственные слова. (Санки - сани, сани, салазки, саночница, санный (спорт) Какие это слова? - родственные.

(шахматист - шахматы, шахматная доска, шах).

Назовите самое длинное слово, самое короткое.

        На доску выставляются картинки (кошка, окно)

Физкультминутка

Вот окошко распахнулось,

Вышла кошка на карниз.

Посмотрела кошка наверх

Посмотрела кошка вниз.

Вот налево повернулась,

Проводила взглядом мух,

Потянулась, улыбнулась,

И уселась на карниз.

Логопед: Назовите слова со звуками, которые у нас  сегодня на занятии (кошка, окошко).

Что с этими словами будем составлять? Сказочные герои предлагают  составить короткие предложения. Дети называют предложения. Один ребенок выкладывает предложение у доски:

«Кошка сидит на окошке»

Логопед: А теперь давайте придумаем слова, чтобы предложение стало длинным и красивым.

«Серая кошки сидит на окошке»

Разбор предложения

        - Назовите слово - действие

        - Назовите слово - признак

        - Назовите слово - помощник

        - Сколько слов в предложении?

Вспомните правила написания предложения:

        - Первое слово в предложении пишется с большой буквы.

        - Слова в предложении пишутся отдельно, на расстоянии.

        - В конце предложения ставиться точка.

Логопед: А сейчас поиграем в игру «Живое предложение». Давайте составим предложение «Серая кошка сидит на окошке». Каждый ребенок будет отдельным словом, а в конце предложения будет стоять точка.

Прочитайте это предложение. А теперь по моей команде слова отправятся на свои места: 3-е слово, 6-е слово, 2-е слово и т.д.

Наши сказочные герои придумали стихотворение.  Внимательно выслушайте и скажите, что в нем не так:

Кошка ловит миску (мышку)

Мама моет мышку(миску)

Дети называют все предложения и правильные слова.

Итог занятия.

Почему к нам пришли Самоделкин и Шпунтик?

У вас на столах лежат картинки - переверните их. Давайте подарим их нашим героям, но так, чтобы показать, где звук слышится: в начале, в середине или в конце слова.

Называйте картинку и молча подходите к доске и ставьте картинку на карточку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе с использованием элементов кинезиологии. Тема: «Дифференциация [ Б – Б’] «Мебель».

Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей, поведение и социализацию детей в целом. Патология речи снижает успеваемость в школе и зачастую является причиной школьной дезада...

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе по автоматизации звука С

Вашему вниманию представлен конспект логопедического занятия с детьми подготовительного к шуоле возраста на основе сюжета "Путшествие в Москву"....

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе на тему: «Письмо от Деда-Буквоеда. Звук и буква Ч»

 Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе   «Письмо от Деда-Буквоеда. Звук и буква Ч» с технологической картой....

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ. ТЕМА: Звук [Ч’]. Буква Ч. Лексическая тема ПОЧТА.

Конспект открытого занятия в логопедической группе для детей старшего дошкольного возраста с ОНР...

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе по автоматизации звука [Л] в начале слова на тему: «В гости к Лунтику»

Закрепление произношения и автоматизация звука «Л» в начале слова, в слогах, словах, чистоговорках....

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной к школе группе «В стране потерянных звуков» (дети с ОНР)

Представлен конспект подгруппового логопедического занятия для детей 6-7 лет с ТНР (ОНР). Занятие относятся к категории обобщающих. На занятии используются элементы сказкотерапии, игровые, здоровьесбе...