Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной к школе группе «В стране потерянных звуков» (дети с ОНР)
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Кочанова Ирина Владимировна

Представлен конспект подгруппового логопедического занятия для детей 6-7 лет с ТНР (ОНР). Занятие относятся к категории обобщающих. На занятии используются элементы сказкотерапии, игровые, здоровьесберегающие технологии, ИКТ (презентация).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kochanova_i.v._konspekt.docx79.23 КБ

Предварительный просмотр:

Кочанова Ирина Владимировна,

учитель-логопед

ГБДОУ детский сад № 91 Красносельского района Санкт-Петербурга

Конспект открытого логопедического занятия

в подготовительной к школе группе

«В стране потерянных звуков»

(дети с ОНР)

Цель: закрепить умения и навыки, полученные на логопедических занятиях.

Задачи:

  1. Закреплять правильное произнесение звуков [ш], [ж], [л], [р] в слогах, словах, предложении.
  2. Совершенствовать умение составлять простые предложения по схеме с предлогами и без них с заданным словом.
  3. Упражнять в умении делить слова на слоги.
  4. Способствовать развитию фонематического восприятия.
  5. Развивать мыслительные процессы старших дошкольников (активизировать слуховое, зрительное внимание, память).
  6. Способствовать развитию общей и артикуляционной моторики .
  7. Улучшать ориентировку на плоскости (профилактика дисграфии)
  8. Воспитывать самостоятельность, контроль за собственной речью, дружеские взаимоотношения между детьми в игре.

Оборудование: презентация «Заколдованный город», мультимедийная установка, картинки (стол, стул, швейная игла, художник, жаба, сапожник, жираф), интерактивная игра «Змейка ползет», части буквы Р, пособие «Домики с окошками», пособие «Цветок», схема «Место звука в слове», рабочие листы.

Ход занятия:

Организационный момент

- Давайте поздороваемся с гостями, улыбнемся им, подарим им и себе и хорошее настроение.

- А теперь посмотрите на меня. Давайте присядем на ковер, я вам расскажу одну интересную историю.

Вводная часть

В некотором царстве, в некотором государстве под голубыми небесами стоит прекрасный город. Все жители этого города были очень дружные и трудолюбивые. А самое главное- они с удовольствием учились всему новому. И все у них получалось складно да ладно. А неподалеку от этого города в густом лесу уже много лет жила ворчливая Колдунья, которая больше всего на свете не любила всякое ученье.

И однажды она решила заколдовать некоторые буквы, а вместе с ними и звуки, чтобы жители города не могли ни читать, ни писать, ни даже понятно говорить. Бедным детишкам в городе совсем стало тяжело разговаривать.

Хотят сказать ЖУК, а получается УК.

— Какой звук заколдовала Колдунья? (Звук Ж)

Хотят сказать ШУМ, а получается УМ.

— Какой звук заколдовала Колдунья? (Звук Ш)

Хотят сказать ЛОДКА, а получается ОДКА.

— Какой звук заколдовала Колдунья? (Звук Л)

Хотят сказать РАКЕТА, а получается АКЕТА.

— Какой звук заколдовала Колдунья? (Звук Р)

Загоревали жители и решили, во что бы то ни стало победить колдовство злой Колдуньи. Но как это сделать не знают.

- А что , если мы попробуем разрушить злые чары и помочь жителям города?

Вы готовы отправиться в путь? Не испугаетесь? Не повернете назад?

Основная часть

Прежде чем отправиться в дорогу, я предлагаю вам немного потренироваться.

Артикуляционная разминка по показу логопеда

Все движения разминки выполняйте без заминки:

Поскорее улыбнемся и язык опустим вниз.

Вверх язык теперь потянем, хорошенько позеваем.

Всем варенье облизать. Да по небу постучать!

Вот лошадка скачет звонко. Вырос гриб на ножке тонкой.

Можно вместе поболтать и немножко помолчать.

- А теперь в путь. Я верю, что мы пройдем через все испытания и распутаем все хитрости Колдуньи. Ведь мы - дружная команда!

Физминутка «Мы идем, мы идем, никогда не устаем»

- А какой звук мы сейчас будем освобождать узнаете, если подберете подходящее слово (на доске прикреплены картинки-подсказки «стул», «игла», «стол»)

ОЛ-ОЛ-ОЛ- мы купили новый …

ЛА-ЛА-ЛА -у нас швейная …

УЛ-УЛ-УЛ- отремонтировали …

- Какой звук вы слышите чаще всего в этих предложениях? («Л»). А значит нам надо его освободить. Для того, чтобы освободить звук Л, нам нужно собрать цветок, но необычный: все лепестки его будут разного цвета, в названиях оттенков лепестков должен быть звук Л. Произносите цвет лепестка громко, чтобы все ребята слышали в этом слове звук Л. (Дети прикрепляет к круглой серединке цветка лепестки голубого, cалатового, золотого, белого, желтого, алого. Остаются неприкрепленными лепестки оранжевого, розового и фиолетового оттенков).

- Молодцы, правильно подобрали лепестки к цветку. А вы умеете произносить слоги наоборот? Например: АЛ-ЛА, ОЛ-ЛО… (игра с мячом)

- Как вы красиво произносили звук Л. Давайте посмотрим на экран, если мы освободили звук Л, то появится буква Л.

СЛАЙД 1. Я вас поздравляю, звук Л вы расколдовали.

- Какой же звук сейчас будем расколдовывать? Чистоговорка с мнемотаблицей на звук Ж: «У ежа – ежата, у ужа – ужата» А теперь ты скажи, ты повтори.

Схема вышивки крестом :: Ежик с расческой

- Какой звук вы слышите чаще всего в этом стихе? ( «Ж») Значит нам надо расколдовать звук Ж. Не забывайте: когда произносим звук Ж, губы окошечком, зубы видны, язык чашечкой, горлышко дрожит (артикуляционная характеристика звука).

- Чтобы освободить следующий звук, вам нужно подобрать убежавшее слово со звуком Ж (задание сопровождается показом предметных картинок).

Вяжет мама длинный шарф,

Потому что сын…(жираф)

Мастер, мастер, помоги ,

Прохудились сапоги.

Забивай покрепче гвоздик,

Потому что ты …(сапожник)

У пилота Бори друг

Красит краской все вокруг,

На окне рисует дождик,

Значит вырастет … (художник)

Кто там булькает в тиши?

Бульк да бульк , да «жи-жи-жи».

Не лягушка точно знаем.

Это земляная… (жаба)

- Выбирайте еще картинки, в названиях которых слышится звук Ж (пижама, лужи, лыжи)

- Не освободили звук Ж. Наверно, надо выполнить еще одно задание. Эти веселые картинки не знают в каком домике им жить. Поможем им? Если в названии картинки 1 слог, значит этот герой будет жить в домике с одним окном, а если в названии картинки 2 слога, то в каком домике будет жить картинка? (в домике с двумя окнами). А если 3 слога? (в домике с тремя окнами). Чтобы мы ничего не напутали давайте вспомним, как узнать сколько в слове слогов? (отхлопать, протопать, подсчитать, сколько раз подбородок опустился, подсчитать количество гласных звуков).

- Ну что, всех пассажиров разместили? А скажите какой одинаковый звук во всех этих словах? (Дети называют картинки в домиках)Только правильно произноси звук Ж. мне кажется вы освободили звук Ж от чар Колдуньи (появл.на экране )

СЛАЙД 2. – Какие звуки мы с вами уже освободили? (Л и Ж)

Но Колдунья знает, что самый сложный — это звук Р. И, конечно, этот звук мы также должны освободить. Для этого нужно выполнить задание и правильно произносить звук Р. Порычите как тигры - получается? А кто знает, какой буквой обозначается звук [Р] ?

Из каких двух частей состоит буква Р. (палочка и ушко). С какой стороны должна стоять палочка: справа или слева?

Сядьте за столы и сложите из отдельных частей букву Р. А теперь обведите на листочках все правильно написанные буквы.

- Задание выполнили правильно, но звук Р почему-то не расколдовался. Может быть, нам помогут картинки , которые лежат у вас на столах. Нужно назвать картинку так , чтобы все хорошо услышали: есть ли в этом слове звук Р и где он стоит. А давайте вспомним, где может стоять звук в слове? (показ на схеме) Кто готов назвать свою картинку, может прикрепить ее к подходящей схеме.

- А теперь скажите, какой одинаковый звук во всех этих словах вы услышали? (Р). Молодцы, хорошо порычали, не забыли кончик языка поднять к потолочку и подуть сильно!

- Мне кажется мы расколдовали этот звук. А давайте проверим, появится ли буква?

СЛАЙД 3. - А теперь я предлагаю вам поиграть в веселую игру.

РА-РА-РА, ра-ра-ра, начинается игра.

Руку другу тянет друг . встали все в широкий круг.

Я буду показывать движения и рассказывать про себя, а вы повторяете за мной со словами «Это тоже я могу» (физминутка)

- Кто, скажите, сможет дети, повторить движенья эти?

- Руки вверх я подниму! Это тоже я могу!

- Вправо –влево разведу! Это тоже я могу!

- И как птица полечу, головою поверчу! Это тоже я могу!

- И пешком пойду в дорогу! Это тоже я могу!

- Если надо побегу! Это тоже я могу!

- Все на свете я могу! Это тоже я могу!

СЛАЙД 4. - Мы с вами так весело играли, что не заметили, как очутились на веселой полянке. Вот змейка, а вот ее домик. Нужно помочь змейке доползти до ее домика по этой извилистой дорожке. Не забывайте при этом шипеть как змейка, если встретится преграда - называйте смело картинку и путь свободен.

- Вон как далеко уползла наша змейка и очутилась дома. Молодцы! Здорово вы ей помогли! Но колдунья не хочет отпускать звук Ш. Она решила вас запутать и специально перепутала все слова в предложении. Помогите правильно их поставить.

  • Наша мышка ловит кошку. А как правильно? (Наша кошка ловит мышку.)
  • Маша надела голову на шапку. Исправьте ошибку.(Маша надела на голову шапку.)
  • У шеи шарфик на мишке. Скажите правильно. (У мишки на шее шарфик.)
  • Кошка гладит бабушку. Можно так сказать? (Бабушка гладит кошку.)
  • Камыши сидят в лягушках. (Лягушки сидят в камышах.)
  • В картошку положили мешок. (В мешок положили картошку.)

- Как здорово вы справились с заданием! А вы не забыли, какой звук мы сейчас освобождали? (Ш).

СЛАЙД Правильно. Буква появилась на экране.

Заключительная часть

- Ребята, вы молодцы: помогли ребятам из волшебного города и расколдовали заколдованные звуки, разрушили чары злой Колдуньи. Теперь все дети в этом городе будут правильно разговаривать.

- Какие звуки мы сегодня расколдовывали? Из букв, обозначающих эти звуки, сложились вот такие слова:

СЛАЙД 6. «ДРУЖБА ШКОЛА»

Рефлексия

- А какие задания были для вас самыми трудными? Легкими? Интересными?

И мне очень понравилось с вами играть! Максима благодарю за точные ответы, Артема - за активность, Степу - за внимательность, Настю - за усидчивость. Получите от меня угощение и до новых встреч в городе Знаек!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе «В стране потерянных звуков»

Логопедического занятие по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе ...

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной к школе группе по теме: «Предлог из - под»

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной к школе группе по теме: «Предлог из - под»...

Конспект открытого логопедического занятия для подготовительной к школе группы "Мир профессий"

Конспект для использования в работе учителей-логопедов ГБДОУ при работе со старшим дошкольным возрастом....

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной к школе группе на тему: «Космос».

Конспект открытого логопедического занятия для детей 6-7 лет с ОНР....

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной к школе группе на тему: "Полёт на Планету Правильной Речи".

Закрепление знаний по разделам программы "Звукопроизношение", "Обучение элементам грамоты", "Лексико- грамматические категории". "Связная речь". Интеграция обра...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ КВЕСТ-ИГРА «ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОСТРОВ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ».

middot;         Совершенствование умения определять «гласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук»...