Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной к школе группе на тему: "Полёт на Планету Правильной Речи".
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Серебрякова Марина Станиславовна

Закрепление знаний по разделам программы "Звукопроизношение", "Обучение элементам грамоты", "Лексико- грамматические категории". "Связная речь". Интеграция образовательных  областей "Коммуникация", "Познание", "Здоровье", "Социализация".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvezdnoe_puteshestvie.docx209.05 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ №5 «РАДУГА»

 НА ТЕМУ: «ПОЛЁТ НА ПЛАНЕТУ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ»

Составила: учитель-логопед Серебрякова М.С.

2023 г.

ЦЕЛИ:

  • Закрепление знаний по разделам программы «Звукопроизношение», «Обучение элементам грамоты», «Лексико-грамматические категории», «Связная речь».
  • Интеграция образовательных областей «Коммуникация», «Познание», «Здоровье», «Социализация».                

КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ, РАЗВИВАЮЩИЕ, ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ “КОММУНИКАЦИЯ”  

  • Совершенствование умения определять «гласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук»; навыков звукового и слогового анализа слов; навыков составлять из слогов слова и из слов - предложения;
  • Совершенствование грамматического строя речи (навыки словообразования);
  • Развитие фонематических процессов, речевого слуха, слухового внимания, выразительности речи, внимания, памяти;
  • Автоматизация правильного произношения и дифференциация всех ранее поставленных звуков в свободной деятельности;
  • Воспитание активности, самостоятельности, инициативности на занятии.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ “ПОЗНАНИЕ”

  • Совершенствование навыков и умений работать со схемой;
  • Развитие общей и мелкой моторики; общих речевых навыков;
  • Воспитание ответственности, сотрудничества на занятии.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ “ЗДОРОВЬЕ”

  • Совершенствование умений использовать специальные упражнения для укрепления здоровья (дыхательная гимнастика, динамическая пауза)
  • Развитие двигательной активности, интонационной и мимической выразительности;
  • Воспитание способности к самоконтролю, самооценке при выполнении упражнений.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ “СОЦИАЛИЗАЦИЯ”

  • Воспитание культуры межличностных отношений.

 

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:

  • Наглядный (пособия, картинки);
  • Словесный (совместная речевая деятельность);  
  • Игровой (сюрпризный момент, динамические паузы, массаж);
  • Практический (моделирование, выполнение заданий, упражнений).

 

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: закрепление понятий “звук”, “слог”, “слово”, “предложение”.

МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ: Проектор, экран, магнитофон. Аудиозапись «звуки, ветра».

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: знакомство с гласными и согласными звуками, нахождение и придумывание слов с заданным звуком, звуковой анализ слов, деление слов на слоги, работа с предложением, разучивание стихов.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: - учебный класс        

КОЛИЧЕСТВО ДЕТЕЙ: - 4-6 человек

                                                       

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Организационный момент:

Дети под музыку заходят в  учебный класс, встают полукругом.

 

Логопед: - Ребята посмотрите, сколько у нас гостей.

                    Давайте поздороваемся. (слайд 2)

Дети: - Здравствуйте!

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: -Доброе утро!

-Доброе утро! - солнцу и птицам.

-Доброе утро! - улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

И доброе утро длится до вечера.

- Здравствуйте, дорогие ребята! Все вы в течение года занимались на логопедических занятиях. Вы учились правильно произносить звуки, вы учились чётко и красиво говорить.

  1. Введение в тему занятия:

- Ребята, что это за звук?(слайд 3)

- Ветер. Он все усиливается!

-Что это он принес? (слайд 4)

(появление  Космического Пирата)

« Я Злой космический Пират похитил все звуки  на планете Правильной речи, и теперь жители нашей планеты не могут говорить! Я спрятал звуки в свой пиратский сундук. А чтобы найти его, нужно выполнить задания. За выполнение каждого задания получить букву. Только собрав все буквы можно открыть сундук и освободить звуки». Передаю вам карту с подсказками, по этой карте вы будите двигаться.(слайд 5)

Логопед: Ребята, ну что поможем жителям планеты Правильной речи?

-Пират: Подсказку нужно искать на ближайших планетах от солнца нашей солнечной системы. Логопед: Давайте сначала перечислим все планеты нашей солнечной системы. (ответы детей) (слайд 6).

А какая первая планета от солнца? (ответы детей). Тогда нам нужно отправиться на планету Меркурий.

Логопед: - Тогда в путь! Но сначала, сделаем небольшую разминку с ложками (самомассаж) и подготовим наши язычки. (слайд 7)

Ложка – слово, известное абсолютно всем, которая является столовым прибором, предметом народного творчества, музыкальным инструментом, и даже при помощи ложек делают массаж.

(упражнения выполняются перед зеркалом)

Первое упражнение:

Лоб погладили мы нежно

И расслабили прилежно.
(Поглаживание горками ложек вокруг лобных бугров.)

Второе упражнение:

А потом очки надели

И читали две недели.

(Поглаживание горками ложек вокруг глаз: начинаем от внутреннего угла бровей, ведём к наружному, далее – под глазом к его внутреннему углу.)

Третье упражнение:

Как погладить щёчки нам,

Не сдвигая кожу там,

(Круговое поглаживание горками ложек по щекам.)

Четвёртое упражнение:

Растереть свои височки,

Надавив в последней точке,

(Спиральное растирание горками ложек висков с фиксацией и лёгким нажатием в конце движения.)

Пятое упражнение:

Покружиться меж бровей,

Чтобы стало веселей,

(Спиральное растирание пространства между бровями.)

Логопед:

- Какой полезный массаж ложками.

А теперь подготовим язычки.

 

Дети берут зеркала.

(Артикуляционная гимнастика)

 

Логопед: - Раз – окошечко открыли.

                   Два – мы дудочку купили.

                   Три – в улыбке наши губки.

                   На четыре чистим зубки.

                   Пять – мы моем потолок.

                   Шесть – лошадка «скок да скок».

                   Семь – варенье очень любим.

                   Восемь – горку делать будем.

                   Девять – дружно мы болтаем.

                   Десять – ротик закрываем.

 

Логопед: - Вот наши язычки подготовлены к путешествию.

- Молодцы! Ребята, а давайте отправимся в это удивительное путешествие на космическом корабле. Но что-то космический корабль не двигается, чтобы он полетел, нам необходимо подуть в космические бутылочки (вдох через нос выдох через рот). (слайд8)

Помоги нам, ветерок,

Паруса надуй, дружок!

- Давайте, поможем ветру! (Дыхательная гимнастика)                                            

   Логопед: Ну, что же отправляемся в полёт, и я приглашаю вас занять места в комическом корабле.  (слайд 9)                     

-Мы прилетели на ПЛАНЕТУ МЕРКУРИЙ. Здесь космический Пират оставил свои Пиратские загадки. Нужно правильно отгадать все загадки, чтобы получить первую букву! (слайд 10)

Есть специальная труба,
В ней Вселенная видна,
Видят звезд калейдоскоп
Астрономы в … (Телескоп)

Бродит одиноко огненное око,
Всюду, где бывает, взглядом согревает. (Солнце)

На корабле воздушном,
Космическом, послушном,
Мы, обгоняя ветер,
Несемся на … (Ракете)

Специальный космический есть аппарат,
Сигналы на Землю он шлет всем подряд,
И как одинокий путник
Летит по орбите … (Спутник)

Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
А называется…
(Земля)

Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть.
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе светит нам…
(Луна)

- Мы правильно отгадали загадки и получили первую букву (на экране появляется первая буква – З).

Дети получают букву З. (Выставляется на книжную подставку )(слайд 11)

- Молодцы! Ну, снова в путь!   Какая планета следующая, после планеты Меркурий?                                                              

- Следующая планета - ПЛАНЕТА ВЕНЕРА. И нас ждет следующее задание. (слайд12)                                   

 -Я буду читать чистоговорки, ваша задача повторить их правильно и чётко проговаривая звуки.

РА – РЯ - РА — начинается игра.

РИ – РЫ - РИ – чисто говори

ЛИ – ЛЫ - ЛИ - в море корабли

ЛА – ЛЯ - ЛА – здесь скала

УРЬ - УР - УРЬ - не боимся бурь.

ШО – СО - ШО - у меня все хорошо.

ЖУ – ЗУ - ЖУ - я со звуками дружу.

ЩУ – СЮ - ЩУ – я звуки отыщу.

БРО – БРА - БРО — делайте всегда добро.

РЫ – ЛЫ - РЫ — наступил конец игры.

- Молодцы! Мы выполнили это задание и получили букву… В! (на экране появляется буква – В).

Дети получают букву В. (Выставляется на книжную подставку)(слайд 13)

А нам пора лететь дальше, но давайте ребята отвлечемся и немножко разомнёмся! Дети приглашают Космического Пирата принять участие в физминутке (он вместе с ребятами выполняет упражнения)

                          «Физминутка»      (слайд 14)  

Вот выходит на парад наш космический отряд. (Дети маршируют)
(Далее движения выполняются стоя на месте, согласно тексту)
Руки в стороны – к плечам, дружно мы покажем вам.
На пояс обе руки ставим, повороты выполняем.
Руки за голову – и вот наклоняемся вперёд.
Приседаем и встаём и ничуть не устаём.
Раз – прыжок, два – прыжок, ставим ногу на носок.
И опять шагаем, руки поднимаем. (Дети маршируют по кругу)

- Полетели дальше! Впереди вижу планету. Она называется ПЛАНЕТАЗЕМЛЯ.(слайд 15)

Я  ДАЮ ЗАДАНИЕ  ВАМ:

ВСЁ РАССТАВИТЬ ПО МЕСТАМ!

СО СЛОГАМИ НЕТ ТУТ ЛАДА...

ПЕРЕСТАВЬТЕ ВСЁ КАК НАДО! (слайд 16)

ЛЯ-ЗЕМ, НАВТ-МО-КОС, МОС-КОС, ТА-КЕ-РА.

-  Сколько слогов в слове?

Нас встречают странные предложения. Нужно слова расставить в правильной последовательности и назвать количество слов в предложении:

ЗЕМЛЯ, ВОКРУГ, ВРАЩАЕТСЯ, СОЛНЦА. (слайд 17)

НЕОБХОДИМ, СКАФАНДР, КОСМОНАВТУ. (слайд 18)

ЛЕТИТ, В, РАКЕТА, КОСМОС. (слайд 19)

- Назовите предложение. Сколько слов в предложении?  Назовите первое слово, второе, третье…

- Молодцы! Вы справились! (на экране появляется буква – У).

Дети получают букву У (Выставляется на книжную подставку)(слайд 20)                        

- Впереди ПЛАНЕТА МАРС. (слайд 21)

Давайте, посмотрим какое задание на планете Марс.

Нужно соединить по точкам и посмотреть какая картина получилось. (последняя страница) (слайд 22)

Начинаем с цифры один и заканчиваем цифрой один.

- Молодцы! (на экране появляется буква – К).

Дети получают букву К (Выставляется на книжную подставку)(слайд 23)

-  Мы собрали все буквы.

вспомним:

- Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные)

- Скажите, какие звуки мы называем гласными?

1 ребенок:                        Воздух свободно идёт через рот

Нет препятствий разных.

Голос участвует, голос поёт.

Звук получается ГЛАСНЫЙ.

- Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?

- От гласных звуков зависит громкость, внятность, красота нашей речи.

- Скажите, а какие звуки мы называем согласными?

2 ребенок:                                А СОГЛАСНЫЕ … согласны

Шелестеть, рычать, скрипеть,

Даже фыркать и хрипеть

Но не хочется им петь.

- Какие бывают согласные звуки?  (твердые-мягкие, звонкие-глухие)

- Каким цветом мы обозначаем  твердые согласные звуки?

- Каким цветом мы обозначаем  мягкие согласные звуки?

-Чем обозначаются звуки речи на письме?

Наш космический корабль прилетел на ПЛАНЕТУ ПРАВИЛЬНОЙ  РЕЧИ.

- Что это? Сундук. (слайд 24)

- Но как его открыть?

Логопед: Для того, чтобы открыть сундук нужно наши буквы распределить по домикам (на доске красный, синий и зелёный домики)

- Какое слово получилось?

Дети: слово «ЗВУК».

- Сколько букв, в слове?

- Сколько звуков в слове?

-Сколько гласных звуков в слове?

- Сколько согласных звуков в слове?

Дети определяют, в каком домике будут находиться звуки.

- Назовите первый звук – [З]. Расскажите про этот звук (согласный, твердый, звонкий).

- Каким символом его обозначим?

- Назовите второй звук – [В]. Расскажите про этот звук (согласный, твердый, звонкий).

- Каким символом его обозначим?

- Назовите третий звук – [У]. Расскажите про этот звук (гласный).

- Каким символом его обозначим?

- Назовите четвертый звук – [К]. Расскажите про этот звук (согласный, твердый, глухой).

- Каким символом его обозначим?

- Проверьте, правильно ли вы распределили звуки?

Логопед: Космический Пират, все задания мы выполнили?

Пират: -Ребята!  Теперь я вручаю вам сундук. (слайд 25).

Какие вы молодцы, я вижу, что вы преодолели все трудности, которые встречались у вас на пути.        

                      Вас не напугали трудные задания, и вы нашли и открыли  

                      сундук. Освободили звуки, и теперь обитатели планеты могут   

                      говорить. А в сундуке вас ждет сюрприз. Ну, а мне пора на мою планету. До свидания!(слайд 26).

 

Космический Пират уходит.

Логопед: Заканчивается наш космический полёт. Нам пора в группу. Вы оказались смелыми и отважными космонавтами.

- Вас не напугали трудные задания Злого космического Пирата?

- Какое задание показалось самым трудным?  

- Все закройте глаза. Вот мы и в детском саду. В группе вас ждет посылка от обитателей планеты Правильной речи.  Я благодарю вас. Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной к школе группе по теме: «Предлог из - под»

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной к школе группе по теме: «Предлог из - под»...

Конспект открытого логопедического занятия для подготовительной к школе группы "Мир профессий"

Конспект для использования в работе учителей-логопедов ГБДОУ при работе со старшим дошкольным возрастом....

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной к школе группе на тему: «Космос».

Конспект открытого логопедического занятия для детей 6-7 лет с ОНР....

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ КВЕСТ-ИГРА «ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОСТРОВ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ».

middot;         Совершенствование умения определять «гласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук»...

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной к школе группе «В стране потерянных звуков» (дети с ОНР)

Представлен конспект подгруппового логопедического занятия для детей 6-7 лет с ТНР (ОНР). Занятие относятся к категории обобщающих. На занятии используются элементы сказкотерапии, игровые, здоровьесбе...