Консультация для воспитателей "Развитие словоизменения существительных"
консультация по логопедии по теме

Мозжечкова Анджелла Валентиновна

Дидактические игры и задания для старших дошкольников на развитие словоизменения существительных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_slovoizmeneniya_sushchestvitelnykh.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие и закрепление навыков словоизменения существительных.

        Развитие словоизменения у дошкольников осуществляется с учётом онтогенетической последовательности появления форм слова у детей.

        Развитие словоизменения существительных проводится в следующем порядке:

  • дифференциация именительного падежа единственного и множественного числа;
  • закрепление беспредложных конструкций единственного числа в такой последовательности: винительный падеж, родительный падеж, дательный падеж, творительный падеж;
  • предложно – падежные конструкции единственного числа;
  • формы существительных множественного числа, сначала беспредложные, затем с предлогами.

Дидактические игры и задания.

        1. Игра «Что в магазине?» (дифференциация существительных единственного и множественного числа).

        У взрослого на прилавке один предмет, у ребёнка («на прилавке магазина») несколько предметов.

        Педагог. У меня яблоко, а в магазине?

        Ребёнок. А  в магазине яблоки.

        Педагог. У меня огурец, а в магазине?

        Ребёнок. А  в магазине огурцы.

        И т.д.

        Вариант игры

        Педагог. У меня яблоко, а в магазине много ...?

        Ребёнок. А  в магазине много яблок.

        

        2.  Игра «Убираем урожай» (закрепление формы винительного падежа существительных).

        Взрослый объясняет детям, что овощи убирают по-разному: морковь, свёклу, репу, редис дёргают; огурцы, помидоры, горох срывают; картофель выкапывают. Затем педагог показывает картинки овощей и просит детей ответить на вопрос: «Как убирают данный овощ?»

        Дети составляют предложения типа: Морковь дёргают. Картофель копают. Капусту срезают. Горох срывают. Свёклу дёргают. И т.д.

         

        3.  Игра «Кто подберёт больше слов?» (закрепление формы винительного падежа существительных).

        Взрослый предлагает детям назвать как можно больше слов, отвечая на вопросы. При этом можно использовать предметы или картинки.

        - Что можно сшить? (Платье, пальто, рубашку и т.д.)

        - Что можно связать? (Шапочку, кофту и т.д.)

        - Что можно завязывать? (Шапку, косынку, платок и т.д.)

        - Что можно надеть? ( Платье, пальто, плащ, юбку и т.д.)

        - Что можно обуть? (Тапки, туфли, сапоги и т.д.)

        Побеждает тот, кто подобрал больше слов.

        

        4. Игра «Охотник» на тему «Дикие животные» (закрепление формы винительного падежа существительных).

        На доске картинка с изображением охотника. Детям раздаются картинки с изображением диких животных.

        Педагог предлагает детям поместить картинки с изображением диких животных на доску и ответить на вопрос:

        - Охотник поймал в лесу кого? (зайца, волка, медведя и т.д.)

        

        5.  Игра «Что без чего?» (закрепление формы родительного падежа существительных).

        На доске выставляются картинки с изображением предметов, которые надо починить. Педагог задаёт вопрос: «Что без чего?»

        Стул без ножки.                Машина без колеса.

        Стул без спинки.                Платье без рукава.

        Шуба без воротника.                Кофта без пуговиц.

        Кастрюля без ручки.                Ботинки без шнурков.

        Чайник без носика.                Грузовик без фары.

        

        6. Игра «У кого...?» на тему «Домашние животные» (закрепление формы родительного падежа существительных).

        Педагог бросает мяч детям по очереди, спрашивая:

        У кого рога?                        У кого щетина?

        У кого лапки?                У кого пятачок?

        У кого вымя?                У кого копыта?

        7. Игра «Угадай, кому нужны эти вещи?» (закрепление формы дательного падежа существительных).

        На доске помещены картинки с изображением людей разных профессий (учитель, продавец, доктор, художник, охотник, рыболов, парикмахер). Педагог предлагает детям назвать, кому нужна указка, весы, термометр, кисть, ружьё, удочка, ножницы.

указка – учителю

        весы – продавцу и т. д.

        

        8. Игра «Кому что дадим» на тему «Дикие животные» (закрепление формы дательного падежа существительных).

         На доске помещены картинки с изображением диких животных.  Педагог спрашивает у детей:

        Кому дадим мясо?                 Кому морковку?

        Кому дадим малину?                Кому яблоко?

        Кому дадим мёд?                Кому орехи? и т.д.

        

        9. Игра «Кто чем управляет?» на тему «Транспорт»  (закрепление формы творительного падежа существительных).

         На доске картинки с изображением различных видов транспорта. Педагог показывает картинку и задаёт вопрос: «Кто управляет автобусом (самолётом и т.д.)?» дети отвечают полным предложением. Например:

        Автобусом управляет водитель.

        Поездом управляет машинист.

        Самолётом управляет лётчик.

        

        10. Игра «Кто чем работает?» на тему «Профессии» (закрепление формы творительного падежа существительных).

        дворник – метлой

        парикмахер – ножницами

        садовник – лопатой

        лесоруб – пилой и т.д.

        

        11. Игра «Чем можно ...?» Добавление слова-существительного к глаголу (закрепление формы творительного падежа существительных).  

        Педагог спрашивает: Чем можно писать? - ручкой.

        ... рисовать – карандашом, красками.

        ... копать – лопатой и т.д.

        

        12. Игра «Кого мы видели?» на темы «Домашние животные. Дикие животные. Животные жарких стран» (закрепление правильного употребления окончания существительных винительного падежа множественного числа).

        На доске выставляются картинки с изображением домашних животных. Педагог говорит:

        - Представим себе, что летом мы все вместе поехали отдыхать в деревню и увидели там много разных домашних животных. Мы видели много ... (коров, свиней, лошадей и т.д.).

        

        13. Игра «Кто где живёт (зимует)?»  (закрепление формы предложного падежа существительных с предлогом в).

        Педагог бросает детям мяч по очереди и спрашивает:

        Где живёт собака? - в конуре.                Где живёт белка? - в дупле.

        Где живёт  мышка? - в норке.                Где живёт лошадь? - в конюшне. И т.п.

        

        14. Игра «Что с чем?» (закрепление формы творительного падежа с предлогом с).

        Детям предлагаются картинки, например: ваза с цветами, корзина с яблоками, чашка с блюдцем и т.д.

        Педагог предлагает детям назвать «что с чем» изображено на картинке.

        Другой вариант

        Педагог спрашивает:

        С чем ведро, если в нём ... (вода, молоко, бумага ...)?

        С чем кастрюля, если в ней ... (суп, картошка, борщ ...)?

        С чем чашка, если в неё ... (чай, молоко, кисель ...)?

        15. Игра «Поручение» Выполнение действий с предметами по указанию взрослого (усвоение предложных конструкций). Педагог просит ребёнка:

        Положи мяч: под стул, на стул, за стул, около стула и т.д.

        После выполнения ребёнком каждого действия педагог спрашивает: Что ты сделал? (куда положил мяч?).

Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников.

Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодолениялексико-грамматическогонедоразвития речи у дошкольников с ОНР.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика исследования состояния словоизменения существительных у дошкольников

В настоящее время практические логопеды сталкиваются с отсутствием научно-обоснованных и легких для использования диагностических заданий для обследования такого сложного раздела речи, как словоизмене...

Город.Транспорт. Словообразование и словоизменение существительных

Вводное занятие по теме "Город.Транспорт" в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи (первый год обучения). Цель занятия - формирование у детей лексико-грамматических категорий путем расшир...

Статья «Методика исследования словоизменения существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи»

Эта методика позволяет более подробно изучить такой раздел грамматики, как словоизменение. Полученные результаты используются для построения плана работы по профилактике дисграфии в старшем дошкольном...

ЗАДАНИЯ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО ЗАКРЕПЛЕНИЮ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, ГЛАГОЛОВ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Предлагаемые задания и игры, помогают детям с ОНР в закреплении навыка словоизменения....

Словоизменение существительных, глаголов, прилагательный. «Играем с Незнайкой»

Словоизменение существительных«Играем с Незнайкой»Цели: Учить детей изменять слова.Формировать умения употреблять предложно – падежные конструкции единственного   числа.Развивать мелкую мото...

Особенности нарушения словоизменения существительных у детей с ОНР

    Наступает момент в жизни детей с недоразвитием речи, когда они начинают связывать уже приобретенные и вновь приобретаемые слова друг с другом. На этом этапе развития ребенок не сп...