Тема: «Познание детьми мира вокруг себя через сказочные истории Волшебного Язычка».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Чайкина Татьяна Васильевна

- Применение всех органов чувств в познании мира вокруг себя и совершенствование умения воспринимать предметы и явления окружающей действительности посредством всех органов чувств, связной речи, тонкой и общей моторики, координации движений – дети с ослабленным зрением старшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznanie_mira_-_skazki_yazychka.docx17.77 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми с ослабленным зрением старшей группы с общим недоразвитием речи III уровня

Тема: «Познание детьми мира вокруг себя через

сказочные истории Волшебного Язычка».

Автор - учитель – логопед Чайкина Т.В.

ГБОУ детский сад №724 компенсирующего вида по зрению,                                        ВАО,  г. Москвы.   tat.chaikina2011@mail.ru

г. Москва 2010 год

Тема: «Познание детьми мира вокруг себя через

              сказочные истории Волшебного Язычка».

План:

Цель:

- Применение всех органов чувств в познании мира вокруг себя и совершенствование умения воспринимать предметы и явления окружающей действительности посредством всех органов чувств, связной речи, тонкой и общей моторики, координации движений – дети старшей группы.

       Задачи:

        Организационный момент (создание положительной мотивации к занятию).

-      Развитие органов артикуляции.

        Сравнительный анализ по тактильным ощущениям.

        Развитие слухового внимания, слуховых ассоциаций.

        Сравнительный анализ по органам обоняния и осязания.

        Развитие зрительного внимания.

        Обогащение словаря (жесткий, твердый, мягкий - сухарик, липкий, душистый - мед, ароматная, соленая — соломка, фруктовый, жидкий - чай, теплое,  сладкое, приятное -  молоко, песочница, лунатики, океан, луна, море, биение сердца, ворочаться, ощущать вкус).

        Развитие силы голоса (громкой, шепотной речи).

        Развитие мелкой и общей моторики.

        Развитие дыхания (силы объема, речевого выдоха).

        Логопедический самомассаж.

        Непосредственное участие ребенка в познании мира вокруг себя.

Оборудование: Язычок - мягкая игрушка, подставка для книг - креслице для Язычка, две сухарницы с твердыми сухариками, два кулечка, чашечка с теплым молочком, чашечка с теплым чаем, розетка с медом, шесть ложечек разовых, хлебные палочки – соломка, стакан для грязных ложечек, две салфетки, две коробки с соломкой,  шар – звуковой,  призы детям.

    Ход занятия

1.        Постановка цели занятия.

2.        Сказки Язычка.

3.         Физкультминутка - «Лунатики».

4.         Логопедический самомассаж.

5.         Подведение итога занятия.

1.

        Здравствуйте. Я - Волшебный Язычок. А вас как зовут? (Дети называют свои имена).

2.  Отгадайте загадку:

-    Два Егорки живут возле горки. Живут дружно, а друг на друга не глядят.

 -   Посмотрите в зеркало и скажите отгадку.     (Глаза.)

        Дети, а у вас есть глазки? Покажите. (Показывают). Зачем нужны глазки?

        Чтобы видеть предметы, людей, различать цвета и т.д.

        Правильно, чтобы видеть и получать информацию о мире, в котором мы живем. Отгадайте загадку:

        У зверюшки – на макушке, а у нас – ниже глаз.   (Уши.)

А ушки у вас есть? Покажите. (Показывают.) Красивые ушки. Зачем нам ушки?

        Чтобы слышать, как говорят люди, поют птицы, звучит музыка и т.д.

        Правильно, получать информацию о мире, в котором мы живем. Отгадайте загадку:

         Он бывает самым разным: добрым, вредным, гордым, важным, длинным, маленьким, горбатым, толстым, тонким, конопатым.   (Нос.)

А носик у вас есть? Зачем нам носик?

        Чтобы улавливать запахи, дышать и т.д.

        Правильно, и тоже получать информацию о мире, в котором мы живем. Я сейчас шел по коридору и унюхал, что для вас готовят вкусный рыбный суп. Мой нос маленький, курносый.

А язычок у вас есть? Покажите. (Показывают). Какой красивый... Такой как я!  

 А язычок, зачем нужен?

        Чтобы говорить, ощущать вкус еды.

        Какой можно ощутить вкус?

        Соленый, сладкий, горький, кислый, соленый.

        А ручки у вас есть? Зачем нам ручки?

        Писать, рисовать, есть, одеваться, умываться...

        А еще руки нужны чтобы прикасаться. Прикоснитесь друг к другу, ко мне, какой я?

        Мягкий.

        Прикоснитесь к парте. Какая она?

        Твердая.

        Так зачем ручки нужны? Чтобы получать информацию о мире, в котором мы живем.

И так, вместе со мной показываем - глазки, ушки, носик, язычок, ручки нам нужны, чтобы получать знания о мире, в котором мы живем. Что получать?

        Знания о мире, в котором мы живем (вместе). Молодцы! (Похлопали себе).

3. Я расскажу вам сейчас о моем вчерашнем дне. Как я получал знания о мире, в котором живу.

Проснулся я рано утром, потянулся вниз, вверх, в одну сторону, в другую. Умылся, почистил зубки клубничной пастой, а у вас какая?  Вытерся, причесался и побежал на кухню: (изобразить бег руками и ногами) завтракать.  Мама испекла блинчиков (пя, пя, пя). Дала мне блинчик, вот такой,

чем-то помазала мне блинчик. Угадай Язычок чем? И я угадал, а вы? Закройте глазки, сделайте блинчик (помазать детям язычок медом). Правильно! Мед! Какой он?

        Сладкий, липкий, (дать понюхать) ароматный, душистый. Пахнет пчелами, мёдом.

        Странно, почему?

        Потому что его пчелы делают.

        Потом я сделал чашечку, вот такую и мама сказала: «Закрой глазки», и налила мне что- то в чашечку, и я угадал, а вы? Сделайте чашечку. Закройте глазки.

        Чай! (дать понюхать) Какой чай?

        Сладкий, ароматный, жидкий, фруктовый.

        А теперь?

        Молочко!

        Какое молочко?

        Приятное, теплое, ласковое, как мама, душистое.

        Я насытился, сказал - «спасибо!»  Что я сказал?

        Спасибо!

        И спросил - «Можно я пойду, погуляю?» Конечно можно, сказала мама, только, пожалуйста, зайди в булочную и купи мне 5 твердых сухариков, мягких не покупай, Язычок. В этот магазин привозят мягкие и твердые сухарики.

        Так какие сухарики мне надо было купить? Правильно, только твердые. В магазине была корзина, из которой я на ощупь выбрал только твердые сухарики.  А у вас получится?  (Две сухарницы и каждому ребенку по кулечку).  Нужно найти на ощупь по пять твердых сухариков. Молодцы! Вышел я из магазина и весело побежал (изобразить бег ручками и ножками).  В песочнице сидели дети, такие как вы и они научили меня веселой игре про лунатиков.

        4. Физкультминутка - «Лунатики».

(Громко). Три лунатика спали на луне. Три лунатика ворочались во сне. Один лунатик упал во сне.  Два лунатика осталось на луне. ( Шепотом). Два лунатика спали на луне.  Два лунатика ворочались во сне. Один лунатик упал во сне.  Один лунатик остался на луне. (Шепотом). Один лунатик спал на луне. Один лунатик ворочался во сне.  Один лунатик упал во сне. Ноль лунатиков осталось на луне.

        Молодцы! Похлопали себе! И я побежал дальше. Устал, сел на лавочку, закрыл глаза и слушал окружающие меня звуки и все угадал. А вы отгадаете? Закройте глаза, а я эти звуки предлагаю вам послушать... Что это?

        Биение сердца, фонтан, дождь, океан, море.

        Молодцы! Похлопали себе! И побежал домой. Отдал маме пакетик с сухариками, а она сказала мне - « Спасибо!»  Дала мне волшебную палочку, а я с ней поиграл. Это хлебная палочка - соломка. Вот такую. Что это?

        Хлебная палочка - соломка.

        4. Логопедический самомассаж.

        Понюхали палочку (громко, шумно 2-3 раза).

        Чем пахнет?

        Мукой, сахаром.                                                                                                                                                                                                   Почешем язычок (взять ее как ручку). Спинку, кончик, бочок, другой. Оближем ее. Какой вкус? Какая она по вкусу?

        Сладкая, вкусная.

        Поиграем на балалайке.  (С верхней губкой, с нижней). Ой, ой - язычок подсказывает мне.  Запрокидываем ножки вниз, вверх, вниз, вверх. Откусили маленький кусочек. Жуем. Что ощущаем?

        Соль, сахар, муку!

        Откусили еще кусочек. А.... вкусно. Беру Язычка.

        Молодцы ребята. Эту палочку я дарю вам. После занятия можно ее съесть.

5.    И так, мы сегодня с вами познавали мир, в котором живем с помощью чего?

        Глазками, носиком, ушками, ручками, язычком.

  Дети рассказывают стихотворение:

        Одна дана нам голова. А глаза два и уха два.

        И два виска, и две руки, зато один и нос, и рот,

        А будь у нас наоборот, одна нога, одна рука,

        Зато два рта, два языка, - мы только бы и знали, что ели да болтали.

        Мы должны любить своих помощников и оберегать их от чего?

        От грязи, болезней и ушибов.

        Молодцы! Похлопаем себе! Я хочу вам сделать подарок.                                                               Дети, попрощаемся с гостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека комплекса артикуляционной гимнастики на тему: «Сказочные истории про Язычок» для детей старшей группы (5 – 6 лет).

Задача  совершенствования  артикуляционного аппарата заключается в том, чтобы в процессе речевой гимнастики или специальных игр и упражнений укреплять мышцы детей, учить их при разговоре дос...

Комплекс артикуляционной гимнастики на тему: «Сказочные истории про Язычок» для детей старшего дошкольного возраста

Картотека. Комплекс артикуляционной гимнастики на тему: «Сказочные истории про Язычок» для детей старшего дошкольного возраста...

План работы по самообразованию на 2018 -2020 г. на тему «Познание окружающего мира через эксперименты и опыты с младшими дошкольниками»

План работы по самообразованию на 2018 -2020 г.  на тему «Познание окружающего  мира  через эксперименты  и опыты  с младшими дошкольниками» поможет спланировать...

Комплекс артикуляционной гимнастики на тему: «Сказочные истории про Язычок»

     Л.Г.Выгодский писал: "Ребёнок начинает понимать, что звуки и их комбинации могут означать определённые предметы, что с их помощью можно достигнуть очень многого, что, с...

Сценарий логопедического досуга: 1 сентября - День знаний "Сказочные истории весёлого язычка"

Сценарий логопедического досуга:1 сентября - День Знаний "Сказочные истории весёлого язычка"...