РМО тема "Познание окружающего мира через опыты и экспериментирования"
опыты и эксперименты на тему

Айвазян Сильвия Хачатуровна

Опыты

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rmo.zip24.57 КБ

Предварительный просмотр:

В своей работе по познанию окружающего мира путем опытов и экспериментирования  я опиралась на высказывание великого китайского философа и мыслителя Конфуция: « Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

Интеллектуально- личностное развитие детей зависит от уровня их познавательной активности. Проблема заключается в том, что у многих детей познавательный интерес к окружающему миру формируется только при условии целенаправленного руководства со стороны взрослых. Стремление к постижению мира заложено в ребенке на биологическом уровне, но это стремление нужно повышать, развивать, пробуждать. Интерес будет высоким, если ребенок будет активным участником педагогического процесса, если у него будет возможность лично экспериментировать, исследовать, проявлять творчество и самостоятельность под умелым педагогическим руководством воспитателя, который будет направлять ребенка, а не подменять.

   Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвёт бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке; объём воды и т.д. Всё это объекты исследования.

   Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник для получения представлений о мире.

На занятиях, в процессе наблюдений, совместной деятельности дети усваивали экологические представления об уникальности и сложности жизни, ее хрупкости и ранимости. Для того, чтобы знания о природе были осознанными и более глубокими в своей работе с детьми я использовала элементарные опыты.

Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально созданных условиях.

В старшей группе у детей уже имелись определенные знания по экологии, приобретенные в процессе наблюдений, опытов, труда на занятиях. Это дало возможность проводить более сложные опыты. Занятия с использованием элементарных опытов я проводила в игровой форме. Поскольку экология – это наука, то и дети на занятиях превращались «ученых», изучающих различные природные объекты, взаимосвязи в природе. Дети работали в маленькой лаборатории. Этот прием дал мне возможность повысить заинтересованность детей.

Организация работы идет по двум взаимосвязанным направлениям:

1.Живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде, взаимосвязи и взаимозависимости растений и животных)

2.Неживая природа (воздух, вода, почва,  и др).

Примерные эксперименты и опыты с объектами неживой природы  

  1. Вода

Поисково-познавательная деятельность в старшем дошкольном возрасте.

  1. Узнаем, какая вода  (Старшая группа)

Цель - выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес, разную температуру.

Материал  - стаканчики с водой.

Вместе с воспитателем выявляют свойства воды.

Кому нужна вода.

Растениям, животным, человеку. (зачем)

  1. Текучесть воды.

Цель: Показать, что вода не имеет формы, разливается, течет.

  1. Окрашивание воды ( Младшая группа, старшая группа)

( В младшей группе) Цель: выявить свойства воды: может быть разной температуры(теплая и холодная), может нагревать другие вещества, чем теплее вода, тем быстрее в ней растворяется вещество. В старшей группе «радужная вода» сладкая вода с краской остается на дне , а где нет сахара, та краска остается  на  поверхности. Тем самым не смешиваются цвета краски. Со старшей группой

  1. Горячая и холодная вода не смешиваются

Нам нужно: Два одинаковых стакана: один с тёплой, второй — с холодной водой. Пищевые красители или какие-нибудь краски .Перегородку из тонкого пластика. Добавляем по капельке красителя разного цвета в стаканы с горячей и холодной водой. Плотно прижимаем перегородку к стакану с горячей водой и переворачиваем дном вверх. Проливаться ничего не должно, даже когда вы уберёте руку — это ещё один фокус, связанный с силой атмосферного давления. Ставим сверху на стакан с холодной водой так, чтобы ободки точно сходились. Медленно и аккуратно выдвигаем перегородку, постоянно следя за тем, чтоб стаканы не разъехались. Наблюдаем очень красивую картину: жидкости соприкасаются, но не смешиваются (разве что совсем чуть-чуть, на границе). А ведь и то и другое — вода. Объяснение простое: горячая вода имеет меньшую плотность, чем холодная. Поэтому они и не смешиваются проливаться вода у тех, кто не прочтёт инструкцию до конца.

  1. Определение свойства воды, как ведет себя бумага в воде

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Почему?

Вывод: Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

  1. Круговорот воды в природе

Вам потребуются: большой пластмассовый сосуд, банка поменьше и зеркало. Налейте в сосуд немного горячей воды , накрыв зеркалом. Вода  начнет испаряться и, поднимаясь, конденсироваться на прохладной зеркала, а затем капать в банку.

  1. Изготовление цветных льдинок (Младшая группа)

Цель: познакомить с двумя агрегатными состояниями воды - жидким и твердым, выявить свойства и качества воды: превращается в лед, теплая вода замерзает медленнее, чем холодная, принимает форму емкости.

Способность воды испаряться

Вода способна испарятся под солнечными лучами. Была большая лужа, теперь стала маленькой, а маленькая лужа исчезла.

  1. Способность воды подняться вверх( Старшая группа)

Налили немного воды на блюдце и поднесли салфетку. Для красоты на салфетке фломастерами нарисовали радужные точки. И вода быстро стала подниматься вверх по салфетке, превращая ее из скучно-бело-бумажной в радужно-веселую

 

  1. Еще один эксперимент способность воды подняться вверх

Еще один красивый эксперимент. В три стаканчика налили воду, в три из них насыпали пищевой краситель. Можно и красками акварельными покрасить. Окрасили в красный, желтый и синий цвет. Сверху на стаканчики отпустить полоску белой ткани так, чтобы  она немного касалась воды в каждом стакане и стали ждать. Дождались.  Спустя час. Результат был таким.

  1. Воздух
  2. Что в пакете?
  3. Цель: обнаружить воздух в окружающем пространстве.
  4. Материал: полиэтиленовые пакеты
  5. Вывод: воздух прозрачный, невидимый, легкий
  6. Надувание мыльных пузырей.
  7. Цель: обнаружить воздух

Цель: Определить с детьми как движется воздух.

Ход опыта: Взять стеклянную банку, положить в нее сухие листья, надуть воздушный шар и выпустить из него воздух прямо в банку.

Вывод: Воздух из воздушного шара, попадая в банку, с силой поднимает вверх сухие листья. И мы увидим, какой бывает ветер, который возникает из-за движения воздуха. Значит, свойство воздуха – это его движение с разной силой, и то, что он по-прежнему остается невидимым.

Ход опыта: Взять соду пищевую, уксусную кислоту добавить в бутылку и надеть на бутылку воздушный шарик, в результате реакции твердого вещества (соды) и жидкого вещества (уксусная кислота) образуется газообразное вещество(углекислый газ )
Углекислый газ покидает жидкую смесь, расширяется внутри бутылки и шарика и надувает шарик.

3. Наблюдения за объектами живой природы производятся во всех возрастных группах детей.

Цель определить факторы внешней среды, необходимые для жизнедеятельности животных, роста и развития растений.

Вода, свет, тепло  - основные условия роста и развития живых организмов.

Экспериментальная деятельность, направленная на выявление благоприятных факторов в результате длительных наблюдений.

( наблюдение за черенками растений, укоренения комнатных цветов отростком, поставленным  в воду)

Размножение черенками герани и традесканции. Отростки поставили в воду и наблюдали несколько дней и когда они пустили корни, посадили их в грунт.

Вывод: Некоторые комнатные растения размножаются черенкованием. Различных условиях растения развиваются по-разному, необходимо создавать благоприятные условия.

Наблюдение за животными и насекомыми

Знакомство с кошкой

Цель: Знакомство детей с внешним видом и поведением кошки

Примечание

  1. СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ
  2. Воспитатель говорит меньше , чтобы основной объем знаний дети получили наглядно из наблюдений и экспериментов.
  3. Если  в группе есть дети, которые боятся кошек, они могут на занятии не присутствовать.

Эксперименты:

  1. Внешнее строение кошки
  2. Слышит ли кошка?
  3. Видит ли кошка?
  4. Кошки хорошо держат равновесие
  5. Как кошка прыгает
  6. Какую еду любят кошки
  7. Умна ли кошка

Знакомство с собакой

Слушается ли собака хозяйку?

Знакомство с насекомыми

Кузнечик, божья коровка

Вначале ведется беседа о насекомых. Потом на прогулке наблюдение за насекомыми в естественной среде. С малышами воспитатель сама находит насекомых и уже в группе наблюдают за ним, считая ножки, усики , крылья и т.д.

И хочу я завершить свое выступление стихами:

Всё хорошее в людях - из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Масстер-класс

Уважаемые коллеги, Вы согласны тем, что вся наша жизнь состоит из опытов и экспериментов. Вы можете привести мне пример? Например : как начинается ваше утро? Вы чистите зубы, делаете зарядку и т.д. Дети тоже проводят опыты и эксперименты каждый день и  так познают наш мир. Обои

А теперь можно приступить к мастер-классу. Я приглашаю сюда моих единомышленников. А кто мои единомышленники сейчас узнаем? Вы дорогие коллеги сейчас тоже участвовали в эксперименте. Вам предложили выбрать цветы или композицию цветов, которые вам понравились.  

Научные исследования показывают, что то, как мы видим цвета и оттенки, может многое рассказать о нас. Посредством цветового восприятия мы видим мир в таких ярких красках, и это влияет на наше настроение, характер, эмоции

Переверните ваши цветы и на обратной стороне вы  увидите какой у вас характер. Ну , а я предлагаю сюда выйти тех, кто выбрал фиолетовые цветы, у нас с вами одинаковые вкусы и характер. Прошу вас на мой мастер-класс.  Уважаемые коллеги  , работа воспитателя насколько интересна, настолько и ответственна, только воспитатели идя домой думают: «Как хорошо прошел день, потому что не один ребенок не пострадал, не упал  , не поранился». И зачастую на нашу семью на наших детей совсем не остается сил. Я решила исправить эту несправедливость. Мой любимый американский писатель Дейл Канеги в своей книге говорит «Моя улыбка стоит миллион долларов» как вы думаете почему он так сказал? Потому что улыбка означает вы мне нравитесь , вы поднимаете мне настроение. Я хочу вам сегодня подарить радостное настроение и конечно же миллион доллоров.В нашей тяжелой работе ведь нам так ее не хватает. Наш мастер- класс называется «Мое радостное настроение». Я даю вам стеклянную баночку , в которую вы будете добавлять вещества, которые будут поднимать вам настроение. Но эти вещества сначала нужно отгадать. Вы любите отгадывать загадки? Ну, тогда приступим.

  1. Без чего не бывает жизни на земле? Правильно вода. Я даю вам воду
  2. Как вы думаете, если бы вы видели мир в черно-белом свете, вам было бы интересно жить? А что делает наш мир живым и красочным для нас? Правильно цвета, краски. Я даю вам эти краски, добавьте в вашу воду. Теперь налейте эту цветную воду в баночку.
  3. Египтяне хорошо знали о способности благовоний повышать настроение и приобрели репутацию знатоков парфюмерии. Легендарная Клеопатра, чтобы стать привлекательной для Юлия Цезаря и Марка Антония, наполняла свои жилые покои ароматом громадного количества розовых лепестков. Однако египтяне не знали способов выделения эфирных масел из растений: они пользовались только настоями и притираниями. Позже древние греки и римляне уже широко применяли это эфирные масла и в медицине, и в общественных банях, - у римлян, в частности, это был ежедневный ритуал, доставляющий им наслаждение.
  4.  Правильно я даю вам лимонное масло. Тихо по стеночке добавьте масло в баночку не спеша.
  5. Наверное, у каждого из нас есть воспоминание, вспоминая которое у нас появляется улыбка на лице. Я хочу, чтобы вы сейчас вспомнили один такой случай и улыбнулись нам. А я хочу подарить вам это ваше воспоминание. Вот оно , добавьте тихо в вашу баночку, которую мы называем Мое радостное настроение. Что происходит? Я дарю вам ваше радостное настроение. И когда к вам в дверь постучится печалька, вспомните пожалуйста про эту баночку, про ваше радостное настроение, я вам желаю , чтобы вы всегда как говорил Дейл Карнеги дарили нам ваши миллион долларов. Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме "Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование"

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассма...

Из опыта работы "Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование"

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассма...

Педагогический проект По ознакомлению детей младшего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование на тему «Маленькие исследователи большого мира»

Педагогический проект По ознакомлению детей младшего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование  на тему «Маленькие исследователи большого мира»...

ОПЫТ РАБОТЫ на 2 года(младшая и средняя возрастная группа). Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром через детское экспериментирование

Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром через детское экспериментированиеСистематическая, специально организованная  мною работа по ознакомлению детей дошкольного возраста с ок...

Из опыта работы "Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование"

Цель и задачи проведения работы по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование Цель моей работы — развитие познавательной сферы детей через включение ...