Конспект НОД по развитию грамматического строя речи детей с ФФН в подготовительной группе: "Как гусь всем завидовал"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Балашова Галина Владимировна

Уважаемые коллеги-логопеды! Предлагаю вашему вниманию занятие по формированию лексико-граматических представлений и развитию связной речи "Путешествие в сказку "Завистливый гусь", к которому создана презентация, содержащая игровое упражнение "Собери пазл". Если в вашем компьютере есть Power Point детали картинки будут двигаться и вы соберете целое изображение гуся в новом облике. Для этого нужно  нажать правой кнопкой мыши на надпись "завершить показ слайдов", навести курсор на деталь картинки и дождаться появления крестика. Так вы сможете менять части изображения местами.

Сама презентация находится на сайте: http://ds2150.mskobr.ru/

в разделе: сервисы/презентации/ Завистливый гусь - интерактивное игровое занятие /логопед/.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи старших дошкольников.

Балашова Г. В., учитель-логопед ГБОУ д/с 2150, г. Москвы

Тема.  Хорошо ли быть завистливым?».

Цели. Актуализация словаря по теме «Домашние птицы».

Закрепление универсальных учебных действий по ведению диалога.

Развитие лексико - грамматического строя речи.

Развитие мышления, зрительного и слухового внимания.

Воспитание чувства товарищества, любви к живой природе.

Совершенствование общей моторики, ловкости.

Оборудование. Иллюстрации, рисунки героев волшебной истории, созданной по мотивам сказки В.Г. Сутеева; презентация: «Хорошо быть завистливым?», магнитофон, аудиозапись спокойной инструментальной музыки; 2 дорожки, похожие на «классики», куклы – би-ба-бо: Сказочник и Лексика Логопедовна.

Ход занятия.

  1. Организация начала занятия:

Развитие слухового внимания и мышления.

Логопед с куклой  Сказочника на руке:

- Здравствуйте дети! Если вы хотите попасть в сказку, отгадайте мои загадки.

- Вот гусята и гусыни

Что-то дружно ищут в тине.

Подойти я к ним боюсь!

Сторожит их папа-…                (слайд 2)

                        (Гусь)

Просто дива эта птица.
Хвост красиво распускает.

Ну, а если спеть захочет,

- Караул! - кричит народ.        ( слайд 3)

2. Рассказывание сказки логопедом.

Логопед от лица Сказочника говорит:

- Наша сегодняшняя сказка про гуся. Она называется «Как гусь всем завидовал». Усаживайтесь поудобнее и слушайте. Потом  наша знакомая -Лексика Логопедовна попросит вас ответить на вопросы.

 Логопед ставит иллюстрации на наборное полотно по мере высказывания.

- Жил был гусь. Был он очень глупый и завистливый. И всем гусь завидовал, со всеми ссорился, на всех шипел…

(Слайд 4 « Какой хвост был у гуся?»)

Появился как-то на птичьем дворе павлин. Толстый и важный. Хвост веером. «Вот бы мне такой хвост!» - подумал гусь. И просит павлина: «Давай меняться! Тебе – мой хвост, мне – твой». Подумал павлин и согласился.

(Слайд 5 и  слайд 6 «Собери картинку гуся с павлиньим хвостом». Щелкните правую кнопку мыши и в появившейся табличке выберите надпись: «Завершить показ слайдов». Соберите картинку, нажав левой кнопкой мыши на деталь пазла и дождавшись появления «крестика». Затем вернитесь к показу слайдов).

Идет наш герой мимо дома, а на крыше сидит аист. Увидел  аист гуся и стал смеяться: «Ты – не гусь, ты – павлин!

 Ха-ха-ха!»

Обиделся гусь, хотел зашипеть, но вдруг, увидел у аиста длинные красивые ноги. «Вот бы мне такие!» - подумал гусь. И говорит аисту: «Давай меняться. Тебе мои короткие ноги, а мне твои длинные».

(Слайд 7«Увидел гусь аиста» ).

 Посмеялся аист и согласился.

(Слайд 8. Гном Сказочник задает вопрос: «Чьи ноги появились у гуся?» Слайд 9 « Собери части пазла»).

Потом выпросил гусь у лебедя его гибкую шею.

Понравилось гусю меняться. У курицы свои большие белые крылья он выменял на её маленькие пёстрые.

 (Слайд 10 «Встретился гусь с курицей». Слайд 11 « Собери пазл). Позавидовал гусь тому, какая гибкая шея у гуся и... (слайд 12 «Гном задает вопрос и появляется лебедь»; слайд 13 «Собери картинку»).

Свой большой широкий клюв наш герой обменял на пеликаний, с большим кожистым мешком снизу.

(Слайд 14. Слайд 15 «Собери картинку»).  Добрый петух подарил гусю гребешок, и бородку, и своё «Ку-ка-ре-ку» в придачу.

(Слайд 16. Слайд 17 «Собери картинку»).  

Стал гусь ни на кого не похож. Идёт гусь на длинных аистовых ногах, лебединую шею выгнул, маленькими куриными крылышками без толку машет, павлиний хвост веером распускает, петушиной бородкой трясёт, а навстречу ему стадо гусей.

- Га-га-га! Что это за птица?

- Я – гусь! – крикнул гусь и захлопал куриными крылышками: - Ку-ка-ре-ку! Я лучше всех!

- Ну, если ты гусь, идём с нами, - сказали гуси. 

(Слайд 18 «Встреча «гуся»  с его сородичами»).  

Пошли гуси на лужок, и «гусь» с ними. Все гуси траву щиплют, а «гусю» петушиная бородка мешает и пеликаний мешок. Пошли гуси на пруд купаться, и «гусь» с ними. Все гуси в пруду плавают, а «гусь» по берегу бегает, аистовые ноги ему плавать не позволяют. Вдруг откуда ни возьмись, лиса. Все гуси полетели, а наш герой остался. Куриные крылья его поднять не могут. Побежал он от лисы да павлиньим хвостом в камышах запутался. Ухватила его лиса и понесла. Увидели это гуси, налетели на лису, и давай её щипать со всех сторон. Лиса убежала.

- Спасибо, гуси, спасли вы меня! – сказал «гусь». – Теперь я знаю, что мне надо делать. (Слайд 19 «Конец сказки»).

Подошёл он к павлину и вернул хвост веером, аисту – длинные ноги, лебедю – гибкую шею, курице – пёстрые крылышки, пеликану - клюв с большим кожистым мешком снизу,  а петуху –  бородку, гребешок и его «Ку-ка-ре-ку».

И стал гусь как гусь. Только умный и независтливый.

Вот вам сказка про гуся. Вот она и вся!

(Слайд 20 «Задание Лексики Логопедовны»).  

(Слайд 21 «Проверка выполнения задания Лексики Логопедовны»).  

3. Динамическая пауза.

Игровой конкурс «Знатоки сказок».

Развитие диалогической речи, общих речевых навыков, общей моторики.

Логопед:

- Ребята, вы знаете много сказок. Давайте их вспомним и поиграем.

Логопед приглашает двоих желающих и объясняет правила игры.

Каждый из игроков встаёт на свою дорожку и ждёт вопроса ведущего. Тот ответил правильно, может делать шаг в следующий классик. Побеждает тот, кто первым придет к финишу.

  • Какой волшебный предмет был у мачехи в «Сказке о мертвой царевне»?
  • Сколько богатырей вышло из моря в «Сказке о царе Салтане»?
  • С каких слов начинаются обычно сказки?
  • Вспомните последние слова любой русской народной сказки.

  • В каких сказках главной героиней были девочки?

Предполагаемый ответ: «Цветик-семицветик», «Крошечка Хаврошечка».

4. Беседа по сказке.

Развитие мышления, диалогической речи.

Логопед:

- Как называется сказка, которую я вам рассказала?

Дети:

- Сказка называется «Как гусь всем завидовал».

Логопед:

- Кому завидовал гусь? Перечислите по порядку.

Предполагаемый ответ: «Гусь встретился сначала с павлином, потом с аистом, курицей и петухом. На пруду он позавидовал лебедю и пеликану.

Логопед прикрепляет к доске картинки с изображением гуся, пеликана, курицы и петуха:

- Как выдумаете, кто из этих птиц лишний и почему?

Предполагаемый ответ: «Пеликан лишний, потому что он живет в Австралии, а все остальные на территории России».

 Педагог называет птиц: аист, курица, гусь, петух.

- Как выдумаете, кто из перечисленных птиц лишний и почему?

Дети:

- Лишний аист, потому что он относится к перелётным птицам, а все остальные – домашние. Пеликан лишний, потому, что относится к водоплавающим птицам.

Логопед:

- Что произошло с завистливым гусем?

Дети:

- Его чуть не утащила лиса.

Логопед:

- Кто его спас?

Дети:

- Его спасли другие гуси.

В заключении делается вывод о том, что надо всегда помогать своим друзьям.

5. Организация окончания занятия.

Логопед вместе с детьми вспоминает, по какой сказке они путешествовали, чем занимались. Положительно оценивается деятельность каждого ребёнка.

Логопед. – Ребята, выбирайте картинки, раскрашивайте их дома и рассказывайте сказку своим мамам, папам, дедушкам и бабушкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия по совершенствованию лексико-грамматического строя речи детей с ОНР в подготовительной группе Тема: «Профессии»

В целях данного занятия отражены следующие цели:- актуализация словаря по теме "Профессии";- совершенствование грамматического строя речи;- обогащение экспрессивной речи сложными словами: рыболов, зем...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ, НАПРАВЛЕННОГО НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛЕКСИКО – ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)

В занятии использованы схемы приставочных глаголов, разработанные Т. С. Ткаченко. Занятие может проводиться осенью при изучении темы или весной (в случае 1 года коррекции детей с ТНР)....

Игры для формирования грамматического строя речи детей с ОНР в подготовительной группе.

В статье представлены игры из моего опыта работы для формирования грамматического строя речи у детей с ОНР в подготовительной группе, в частности - игры с падежами....

Конспект занятия по развитию грамматического строя речи детей с тяжелыми нарушениями речи в старшей группе Тема: «Фрукты»

Развитие грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с  тяжелыми нарушениями речи...

Игры на развитие грамматического строя речи детей подготовительной к школе группы.

Картотека игр по развитию речи. Грамматический строй речи детей подготовительной к школе группы....