Артикуляционная моторика
консультация по логопедии по теме

Курышева Елена Александровна

Для правильного произношения звуков необходимо, чтобы все движения артикуляционного аппарата выполнялись чётко. Определенный уровень развития  речевой моторики, в ее динамике и статике, –  одно из необходимых  условий чистого звукопроизношения, для этого движения органов артикуляции в процессе говорения должны быть точными, координированными.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon artikulyatsionnaya_motorika.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ  МОТОРИКА

 Артикуляционный аппарат является частью периферического конца речедвигательного анализатора вместе с дыхательной системой и фонаторным отделом. Артикуляционный аппарат – это ротовая и носовая полость (надставная труба), куда поступает экспираторная выдыхаемая воздушная струя. Эти полости разделяются мягким нёбом с нёбной занавеской (задний край мягкого нёба с маленьким язычком). Мягкое нёбо или поднимается и создает нёбно-глоточный затвор, касаясь задней стенки глотки, или опускается, тогда нет нёбно-глоточного затвора.

  В артикуляционном аппарате различают активные и пассивные органы. Они соотносятся, как молот и наковальня. К активным органам относятся губы, нижняя челюсть, язык, мягкое нёбо. К пассивным – верхняя челюсть, твёрдое нёбо, зубы. Та работа, которую совершают органы артикуляции, называется кинема (артикулема).

Основные движения органов артикуляционного аппарата

Движения губ: смыкание губ – П, Б, М; растяжение их в улыбку – И, Э, С, З, Ц;  округление губ – О, Ш, Ж, Ч, Щ; губы трубочкой – У; наиболее подвижна нижняя губа – подъём и опускание нижней губы – В, Ф.

Движения нижней челюсти: рот широко открыт – А; рот приоткрыт – О, У, Э, Ы, Ш, Ж,  Л, Т, Д, Н, Х; рот приоткрыт, но зубы сомкнуты – С, З, Ц.

Движения языка:  язык широкий – И, Э, С, З, Ш, Ж, Щ, Р, Л, Т, Д, Н;

язык узкий  – К, Г, Х; опускание кончика языка вниз – И, Э, С, З, Ц;  подъём языка вверх – Т, Д, Н, Л, Р, Ш, Ж, Щ, Ч; продвижение языка вперед – И, Э, С, З, Ц, Т, Д, Н, Л, Р; отодвижение назад – К, Г, Х, Ы, О, У.

 Для правильного произношения звуков необходимо, чтобы все эти движения выполнялись чётко. Определенный уровень развития  речевой моторики, динамики и статики её, –  одно из необходимых  условий чистого звукопроизношения, для этого движения органов артикуляции в процессе говорения должны быть точными, координированными.

 У детей-логопатов могут быть нарушения  как в строении, так и в подвижности органов артикуляционного аппарата. И если дефекты строения, создавая предрасположение к дефектам речи, не всегда вызывают их, т.к. у детей большие компенсаторные возможности, то нарушения подвижности органов артикуляции непременно сказываются на качестве того или иного звука речи.

 Дефекты речевой моторики у детей выражаются по-разному: в ограничении подвижности языка, губ, челюсти, в нарушении переключения с одного артикуляционного уклада на другой, в нарушении тонуса мышц, ощущения от движения органов артикуляции, в наличии синкинезий, гиперкинезов и различного рода апраксических явлений.

 Именно поэтому первым и важнейшим этапом в системе всей коррекционной работы является выработка определенного положения органов артикуляционного аппарата, его подвижности, скоординированности и переключаемости движений. Что достигается проведением специальной гимнастики – артикуляционной.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие артикуляционной моторики как основа правильного звукопроизношения дошкольников"

Консультация по теме "Развитие артикуляционной моторики как основа правильного звукопроизношения дошкольников" рассчитана на воспитателей и родителей. Дополнением к ней презентация, которая поможет пр...

Развитие артикуляционной моторики у детей младшего возраста

Гимнастика органов речи  - подготовительный этап при постановке звуков. При подборе упражнений необходимо соблюдать определенную последовательность - идти от простых упражнений к более сложным....

Консультация для родителей на тему: «Упражнения развивающие артикуляционную моторику и артикуляционный праксис»

Упражнения для тренировки различных типов выдоха, способствующие формированию правильного речевого дыхания...

Подробная программа обследования компонентов произносительной стороны речи для ребёнка старшего дошкольного возраста. Часть I Обследование артикуляционного аппарата, артикуляционной моторики.

Подробная программа обследования артикуляционного аппарата, артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с предоставлением  дидактического материала....

Упражнения,развивающие артикуляционную моторику и артикуляционный праксис.

Артикуляционный праксис-это совокупность специальных упражнений,направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата , развитие подвижности и движение органов , участвующих в речевом процессе....