Тема: "Гласные звуки"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Кузнецова Татьяна Юрьевна

Конспект фронтального занятий в подготовительной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon glasnye_zvuki.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Гласные звуки

Цель: дать детям понятие о гласных звуках и их обозначении на письме.

Задачи: уточнять и закреплять артикуляцию гласных звуков; учить выделять гласный звук в начале, середине, конце слова; закрепить понятие о слогообразующей роли гласных; показать смыслоразличительную роль гласных; учить анализу и синтезу слов III класса; развивать фонематическое восприятие, внимание, память; воспитывать наблюдательность к языковым явлениям.

Оборудование: предметные картинки (дом, рак, лук, мышь, пар, сом, суп, сыр), плакат «Гласные звуки», раздаточный материал для составления схем слов, индивидуальные зеркала.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед. Первыми сядут те дети, в чьих именах есть звук [м] (и далее по очереди), [и], [у]…

II. Беседа по пройденному материалу.

– Чем звук отличается от буквы?

– Что можно составить из звуков?

– Что можно составить из слогов? слов? предложений?

III. Объяснение нового материала.

1. Сообщение темы занятия.

Логопед. Давайте с вами произнесём  звук «а» перед зеркалом. Посмотрите как он произносится: воздух во рту не встречает преграды, звук поётся голосом.

Голосом – гласом, поэтому его так и называют – гласный звук.

Этот звук всегда поется,

Этот звук, как песня, льется.

Звук, свободно ты лети,

Нет преграды на пути!

Итак, ребята, сегодня мы будем работать с гласными звуками.

2. Уточнение артикуляции гласных звуков.

а) Логопед. Какие же еще звуки можно пропеть голосом, чтобы воздух выходил свободно, без преграды?

Перед зеркалом дети разбирают артикуляции звуков:

О, У, Ы, Э, И.

– Как называются эти звуки?

– Обратите внимание, что гласных звуков только 6!!! А вот букв, которые обозначают эти звуки – 10. Об этих волшебных буквах мы поговорим позже.

б) Определить, какой звук логопед произносит по беззвучной артикуляции.

А – О – У – Ы – Э – И.

– Как вы догадались?

Физкультминутка

Повторить звуковую дорожку (последовательность гласных звуков) с движением.

А – руки вверх. Э – руки чуть округлить. О – руки округлить. У – руки вперед. Ы – руки в стороны.

А – О – Ы.

Э – У – А – О.

Ы – Э – У – А – О.

3. Определение начального и конечного гласного звука.

Логопед. Назовите гласный:

а) с которого начинается слово…

        аист, ухо, ослик, астра, иней, эхо.

б) которым заканчивается слово…

        игла, шары, сова, кино, огни.

4. Выделение гласного звука из середины слова.

а) Логопед называет слово, ученики определяют гласный звук и поднимают соответствующую букву.

Сын, мак, ком, дуб, мэр.

б) Логопед показывает картинку, дети произносят гласный звук, выделяя его из названия картинки, и поднимают соответствующую букву.

Дом, рак, лук, мышь, пар, сом, суп, сыр.

Логопед. Что вы называли? (Звук.)

– Что показывали? (Букву.)

5. Смыслоразличительная роль гласных.

Логопед. Перед вами слово, из которого убежала гласная. Помогите вернуть её на место. Какая  буква убежала?

– Какое слово получилось?

– Что оно обозначает?

        Б…К         А

        Б…К         О

        Б…К         Ы

     Б…К         У          

– Что вставляли? (Букву.)

Вывод: одна буква может изменить значение слова.

Физкультминутка

Дети делят на слоги  предложенные логопедом слова, отстукивая их слоговой ритм при помощи большого тяжёлого мяча (баскетбольного).

Логопед. Кубики, лапа, духи, нога, машина, улица, дыня, молоко, сапоги, дорога.

6. Разбор слова «бак».

Логопед. Сколько слогов в слове «бак»?

Доказываем всеми способами:

1) отхлопываем;

2) проверяем рукой под подбородком;

3) считаем гласные.

Это знает каждый из учеников – сколько в слове гласных, столько и слогов.

– Сколько в этом слове звуков?

– Сколько гласных?

– Начертите схему слова, выделите гласный звук красным цветом.

IV. Итог.

– Какие звуки называются гласными? (Поются, нет преграды.) Назовите их.

– Что произойдёт, если в слове изменить одну букву?

– Как с помощью гласных можно определить количество слогов в слове?

– Встаньте те, у кого имя начинается с гласного звука.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: "Гласные звуки и буквы"

Цель: обобщение знаний о гласных звуках и буквах....

Открытое занятие по развитию речи на тему «Гласные звуки» старшая группа

Открытое занятие по развитию речи на тему «Гласные звуки» старшая группа...

НОД по обучению грамоте на тему "Гласные и согласные звуки".

В данном материале предстален конспект НОД по обучению грамоте. Материал будет интересен для оспитателей и учителей - логопедов....

Конспект логопедического занятия в старшей группе на тему: "Гласные звуки"

Данный конспект представляет интегрированное занятие логопеда и музыкального руководителя по закреплению гласных звуков, букв на лексическую тему "Посуда"....

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы по теме "Гласные звуки. Слог".

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы по теме" Гласные звуки. Слог"...

Тема: Гласные звуки и йотированные гласные.

Цель: уточнить сходство и различие гласных I и II ряда. Задачи:-познакомить со звуковым составом гласных букв II ряда;-развивать фонематическое восприятие;-развивать навыки языкового анализа и си...

Обобщающее занятие по формированию звуко-произносительной стороны речи по теме: «Гласные звуки».

Проведение обобщающего занятия в группе в форме игры – путешествия в страну Гласных звуков. Злая Волшебница спрятала гласные звуки в сундук, Фея Фонетика помогает детям выполнить все задания и о...