Авторское полифункциональное дидактическое пособие «Буратино-альпинист»
статья по логопедии (старшая группа) по теме

В процессе работы с детьми по коррекции звукопроизношения, встречается много трудностей, связанных с:

* однотипностью предлагаемого материала по автоматизации звуков;

* многоразовым проговариванием одного и того же материала в процессе автоматизации поставленных звуков (детям необходима мотивация и использование игровых приёмов, а также “видимый” результат);

* совокупностью нарушений звукопроизношения и других компонентов речи (грамматические нарушения – неправильное употребление предлогов, нарушение согласования числительных с существительными и т.д.);

* длительностью осуществляемой коррекции (практического материала недостаточно, а процесс автоматизации и дифференциации звуков занимает достаточно времени).

Эти сложности заставляют искать новые методы и приёмы в процессе логопедической коррекции, самостоятельно выполнять полифункциональные дидактические пособия, позволяющие решать совокупность поставленных задач (исправление звукопроизношения, работа над грамматической правильностью речи, развитие психических процессов и т.д.). Играть в логопедические игры весело и занимательно. Возникший интерес во время игры способствует быстрому закреплению поставленных звуков.

Варианты игр с этим дидактическим пособием были апробированы на занятиях. Использование игр позволяет снизить утомляемость, повысить заинтересованность ребёнка и быстрее ввести поставленные звуки в самостоятельную речь детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Полифункциональное дидактическое пособие

«Буратино-альпинист»

Учитель-логопед I квалификационной категории Пыдрина Е.Н.

ГБДОУ № 60 комбинированного вида, г. Санкт-Петербург

Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются, это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но и нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.

 /Ян Коменский/

         У большинства детей с нарушениями речи старшего возраста наблюдается несформированность звуковой и смысловой сторон речи, которые являются необходимым условием и основой успешного обучения. Это и послужило целью для создания полифункционального дидактического пособия «Буратино-альпинист».

Данное наглядно-игровое пособие решает следующие задачи:

  • Автоматизация, дифференциация поставленных звуков.
  • Развитие силы и высоты голоса.
  • Развитие фонематического восприятия, развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза.
  • Развитие словаря.
  • Формирование и совершенствование грамматического строя речи.
  • Развитие связной речи.
  • Развитие внимания, памяти, мышления.
  • Развитие ориентировки в микропространстве.

Пособие представляет собой панно в виде лестницы со ступеньками, на которые прикрепляются картинки, в данном случае с левой стороны картинки со звуком [р], а с правой [рь].  Ребёнок передвигает Буратино по ступенькам и называет картинки. Если слово произнесено правильно, Буратино шагает дальше, если ребенок допустил ошибку, то задание повторяется снова. Героев можно менять (для усиления игрового эффекта). Внизу панно – кочки с красными кружками (гласные звуки), передвигаясь с кочки на кочку – можно пропеть гласные (тихо – громко, коротко – долго). В центре лестницы выставляются сюжетные картинки различных лексических тем, по которым дети составляют предложение, выкладывают его схему и составляют рассказ. В левом верхнем углу нарисовано солнце с лучиками разной длинны и разным количеством делений, соответствующие количеству слогов в слове. В правом верхнем углу - облака с липучками для выкладывания звуковых схем слов.

Пособие может применяться на индивидуальных, подгрупповых занятиях в детском саду и дома.

Вариантов игр множество, всё зависит от вас и вашей фантазии. Вот некоторые из вариантов: «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Запомни и назови картинки», «Образуй слово» (относительные и притяжательные прилагательные), «Ориентировка на плоскости» и т.п.

         Данное наглядно-дидактическое пособие позволяет в доступной и интересной форме развивать познавательный интерес у дошкольников и формировать у детей самостоятельную, грамматически правильную, четкую речь с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи.

Список литературы

1. Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановке звуков [с], [ш], [р], [л]. Пособие для логопедов. – СПб., 2009.

2. Филичева Т. Б., Чевелёва Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М., 1989.

3. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения.- М., 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторское музыкально-дидактическое пособие "Волшебные деревья"

Предлагаю вашему вниманию музыкально-дидактическое пособие «Волшебные деревья». Пособие предназначенно   для музыкальных руководителей детских садов. Также пособием могут воспользоваться лог...

Волшебный дом (авторское наглядно-дидактическое пособие)

   Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение“Детский сад № 185 комбинированного вида”Советского района города Казани Республики Татарстан...

Авторское многофункциональное дидактическое пособие «Умный тренажер»

“Умный тренажер»  – это серия пособий, разработанных с учетом современных педагогических технологий, способствующих активизации деятельности дошкольников, индивидуализации обучения и воспит...

Полифункциональное дидактическое пособие для детей среднего и старшего дошкольного возраста «Диск настроения»

Данное методическое пособие направленно на развитие мелкой моторики, координации движений детей дошкольного возраста. Нетрадиционный материал, не требует больших финансовых затрат, поэтому его могут и...

Авторское многофункциональное дидактическое пособие и Методические рекомендации по организации работы с пособием «Пятнышки»

Авторское многофункциональное дидактическое пособие и Методические рекомендации по организации работы с пособием «Пятнышки»...

Полифункциональное дидактическое пособие «Торт».

Дидактическое пособие "Торт" предназначено для непосредственно-образовательной, совместной, игровой деятельности детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста....