Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе логопеда
консультация по логопедии (подготовительная группа) по теме

Ильина Евгения Владимировна

 

Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе логопеда

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе логопеда

   В связи с тем, что с каждым годом  увеличивается количество детей, нуждающихся в логопедической помощи,  актуальной становится  задача поиска наиболее эффективных путей их воспитания и обучения, полнее используя в коррекционно-развивающей работе современные достижения науки.   В настоящее время многие логопеды в своей практике активно применяют информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - технологии доступа к различным информационным источникам,  направленные  на получение конкретного результата (в нашем  случае – образование).  Они помогают в решении многих задач: в коррекционно-развивающей работе с детьми, работе с педагогами, родителями и, наконец, в саморазвитии.

   Первая из задач -  коррекционно-развивающая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В практике любого логопеда встречаются дети, с которыми невозможно длительное время просто сидеть за столом, перебирать картинки, смотреть в зеркало и выполнять артикуляционные упражнения, повторять цепочки слогов и слов. Вроде бы и упражнения интересные,  и картинки красочные, и предметы лишние убраны из поля зрения, а всё равно ребёнок не включается в занятие. Поэтому очень важно найти дополнительные пути и способы активизации его внимания.  

Из психологии известно, что у дошкольников хорошо развито непроизвольное внимание, поэтому учебный материал, предъявляемый в ярком и доступном для ребенка виде, вызывает интерес. Применение компьютерных технологий как раз и позволяет предоставлять информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным. А поставленные перед ребёнком задачи решаются  с опорой на наглядность и ведущую для этого возраста деятельность – игру.

 Общение детей с компьютером начинается с логопедических коррекционных программ, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности.

Приведём в пример  две программы: «Игры для Тигры» и  «Развитие речи. Учимся говорить правильно», предназначенные для  детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Все упражнения «Игр для Тигры»  построены в игровой форме и объединены в четыре тематических блока: фонематика, просодика, лексика и звукопроизношение. Со стороны компьютера выступает не обезличенная программа, а веселый и забавный компьютерный герой Тигренок, который объясняет ребенку цель и правила выполнения задания, дает итоговую или промежуточную оценку выполненного действия. Второй помощник -  программно-методический комплекс «Развитие речи. Учимся говорить правильно». Программа содержит четыре раздела: неречевые звуки,  звукоподражание, речевые звуки,  развитие связной речи.  

Дети очень любят эти программы, так как в них присутствуют и отличные рисунки, и анимация объектов, и звуковое сопровождение действий, и игровая форма подачи учебного материала.

В основу построения используемых логопедических  программ положены следующие основные принципы:

- системный и деятельностный подход к коррекции нарушений речевого развития;

- игровая форма обучения;

- интерактивность;

- полисенсорное воздействие, при котором слуховое восприятие информации происходит с опорой на зрительный контроль;  

- дифференцированный подход к обучению: сложность или объём заданий можно настроить индивидуально для каждого ребёнка;  

- объективность: программы фиксируют состояние корригируемой функции в начале, процессе и конце работы;

- создание психолого-педагогических условий развития положительной мотивации у детей.

Но  из-за того, что время работы с компьютером у дошкольников ограничено,  на занятиях часто используются элементы компьютерных технологий, в частности - мультимедийные презентации. Презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации. Презентация напоминает детскую книжку, где на каждом листе - большая яркая картинка с подписью – обозначением, вы только листаете слайды (электронные страницы).

Просматривая презентацию, дети быстрее и лучше запоминают информацию, учатся объединять изображение и звук в одно целое. Они подражают звукам, повторяют слова за диктором, а значит, развивают свою речь.  Все упражнения разработаны в программе Microsoft Office Power Point с использованием анимации (Flash-картинок или анимационных клипов из сети Интернет).

Электронные презентации используются на различных этапах коррекционно-логопедической работы.   На подготовительном этапе  при проведении артикуляционной гимнастики, когда ребёнок уже устаёт от многократного повторения перед зеркалом одних и тех же движений в течение достаточно длительного времени,  можно  предложить  поиграть с котом Музиком. А, например, упражнение «Песенка змеи» направлено на формирование длительного речевого выдоха. Логопед просит ребёнка сделать выдох и произносить звук «Ш», пока змея движется по дорожке. Или игра для автоматизации звука «Ш» в начале слова:  змея  ползет по дорожке к своему домику. Каждый раз путь змее преграждает предмет, название которого начинается на звук «Ш». Ребенок должен правильно произнести название предмета, чтобы он исчез с дорожки и позволил змее двигаться дальше.  Также имеется большое количество слайдов с картинками для автоматизации и дифференциации  звуков в различных положениях в слове, для работы на лексико-грамматическом уровне и уровне связной речи.  Представленные задания применяются в любой части логопедического занятия: в начале - для включения детей в работу; в середине - для подачи основного материала; в конце - для закрепления полученных знаний.    Подготовленные в виде таких мультимедийных презентаций материалы  предлагаются и родителям. Такой способ выполнения рекомендаций логопеда в процессе домашних занятий вызывает интерес не только детей, но и родителей.

Таким образом,  благодаря использованию  информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми с нарушением речи достигаются высокие результаты: у детей повышается  мотивация  к логопедическим занятиям; формируется  активная позиция субъекта обучения; дети обучаются  некоторым элементарным действиям с компьютером; значительно сокращается время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций.

Однако хочется отметить, что любая, даже самая совершенная компьютерная программа, не может  заменить высококвалифицированного специалиста. Это лишь средства, вспомогательный обучающий  материал. Они не заменяют традиционные коррекционные методы и технологии, а являются дополнительным рациональным и удобным источником информации, наглядности. Занятия с использованием компьютерных технологий являются комплексными  и сочетают в себе как традиционные, так и компьютерные средства коррекционного обучения.

Использование ИКТ многое даёт и самим логопедам: значительно сокращается работа с бумажными носителями, так как почти вся текстовая информация составляется  и хранится в электронном виде; меньше уходит сил и времени при подготовке наглядно-дидактического сопровождения к занятиям (многие задания можно заранее выполнить на компьютере и в нужный момент продемонстрировать их детям, уже не изготавливая многочисленных карточек); с помощью компьютерных технологий оформляются результаты диагностики в виде различных таблиц, диаграмм. Организовывается медиатека (фонд, который содержит различные типы документов и книг, а также оборудование, необходимое для их создания, хранения и воспроизведения). В неё входят документация, методическая литература, дидактические пособия в электронном варианте, компьютерные программы для коррекции речи, мультимедийные презентации, аудиоинформация (звуковые диски для логопеда, логопедические распевки, аудио-азбука, файлы с записью речи детей в начале и конце года), фотоматериалы, видеоматериалы. Необходимое оборудование: компьютер, сканер, цифровой фотоаппарат с возможностью видеосъёмки, магнитофон, MP 3-плеер.

Наконец, с помощью ИКТ  создаются условия для профессионального саморазвития: в логопедической практике используются электронные учебники, статьи; в сети Интернет можно знакомиться с периодикой, обмениваться  информацией с коллегами посредством электронной почты, участвовать в интернет – форумах по вопросам дефектологии,  дистанционно пройти курсы повышения квалификации.

Таким образом, использование информационно-компьютерных технологий в работе логопеда  позволяет значительно повысить эффективность всего коррекционно-образовательного процесса.

Литература.

  1. Вренёва Е.П. Ресурсы информационно-компьютерных технологий в обучении дошкольников с нарушением речи // Логопед, 2010, №5, с.46 – 52;
  2. Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы //Дефектология, 1994, № 5;
  3. Лизунова Л.Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. – Пермь, 2005, 60 с.;
  4. Лынская М.И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ. Логопед в детском саду – Л., 2006. – № 6 (13);
  5. Селянина С. Ю. Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно – развивающей работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Электронная газета «Интерактивное образование», выпуск №14, декабрь, 2008г., Новосибирск;
  6. Федорович Л.А. Информационные технологии в учебном процессе подготовки будущих логопедов. Логопед в детском саду – Л., 2005. – № 5-6.

Список некоторых логопедических и образовательных сайтов:
1. http:// www.logoburg.com
2.  http:// www.logoped.org
3.  http:// www.logopunkt.ru
4.  http:// www.defectolog.ru
5. http://www.1september.ru