Календарно-тематический план
календарно-тематическое планирование по логопедии (старшая группа) по теме

Календарно-тематический план по  развитию мелкой моторики с использованием кинезиологических упражнений у детей  с нарушением речи в  старшей  группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл starshaya_gruppa.docx27.24 КБ

Предварительный просмотр:

СТАРШАЯ  ГРУППА

Месяц

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

   ОКТЯБРЬ

1-я неделя

Тема: Осень. Овощи. Фрукты.

3-я

Тема: Птицы.

1. «Колечко»

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д.

2. «Красивые листочки» - обводка трафаретов листьев, штриховка и раскрашивание по устной инструкции.

1.«Кулак-ребро-ладонь»

Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола.

2. «Волшебные рисунки» - рисование овощей и фруктов пальцем на песке.

1. «Лезгинка». 

Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук в течение 6—8 смен позиций 2. «Это птицы» - выкладывание птиц  палочками по контуру.

3. «Волшебные рисунки» - рисование на песке большой и маленькой птицы.

1. «Зеркальное рисование». Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы.

2 «Мама кормит птенчика» - перекладывание зерен риса, семечек подсолнуха пинцетом с одного подноса на другой.

3. «Сорока – воровка» - нанизывание бус с отверстиями разного диаметра на проволоку или леску.

НОЯБРЬ

1-я неделя

 Тема: Орудия труда.

3-я Тема: Одежда и обувь.

 4 -я Тема: Мебель, посуда.

1. Ухо—нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

2. «Удобный инструмент» - обматывание палочки ниткой.

3. «Красивые инструменты» - обводка трафаретов инструментов и заполнение их объема маленькими кружочками(от дырокола).

1. Змейка. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий.

2. «Картинки из мозаики» - выкладывание ведра, лопаты, молотка, топора из мозаики по схематическому рисунку.

3. «Найди отверстие» - найти подходящее по размеру отверстие в дощечке и вставить в него палочку или гвоздь.

1. Массаж ушных раковин. Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками

«Разрезные картинки» - собирание картинок с предметами одежды из 6-8 частей.

3. «Красивая одежда» - заполнение объема трафарета юбки или блузки мелкими готовыми геометрическими фигурами по методу цветной мозаики.

1.Перекрестные движения. Выполняйте перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в сторону, назад). Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой.

2. «Что спряталось в комочке?» - разглаживание смятого в комочек трафарета мебели из альбомной бумаги и обводка.

3. «Чайная пара» - обводка трафарета с последующим вырезанием и раскрашиванием их цветными точками.

ДЕКАБРЬ

1-я неделя

Тема: Город, транспорт.

3-я

Тема: Зимний лес.

4-я

Тема: Дикие животные и их детёныши.

1. Качание головой. Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте глаза, опустите голову вперед и медленно раскачивайте головой из стороны в сторону

2. «Сосчитай, сколько этажей» - определение количества этажей в доме – трафарете по окошкам, обводка трафаретов и штриховка.

3. «Строители» - выложить дом из палочек с заданным количеством этажей (3,4,5).

1.Симметричные рисунки. Нарисуйте в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки (можно прописывать таблицу умножения, слова и т.д.).

2.«Что спряталось в комочке?» - разглаживание смятых в комочек трафаретов автобуса из альбомной бумаги, обводка, штриховка.

3. «Разрезные картинки» - сложить картинку автобуса из 6-8 частей.

.

1. Медвежьи покачивания. Качайтесь из стороны в сторону, подражая медведю. Затем подключите руки. Придумайте сюжет.

2. «В лесу родилась ёлочка» - обводка трафарета ёлки, штриховка слева направо, справа налево.

3. «Зимнее дерево» - выкладывание дерева из спичек.

1. Поза скручивания. Сядьте на стул боком. Ноги вместе, бедро прижмите к спинке. Правой рукой держитесь за правую сторону спинки стула, а левой — за левую. Медленно на выдохе поворачивайте верхнюю часть туловища так, чтобы грудь оказалась против спинки стула. Оставайтесь в этом положении 5—10 с. Выполните то же самое в другую сторону.

2.«Кто это?» - определение на ощупь, с предварительным рассматриванием, какие животные изображены на плоскостных трафаретах, объем которых заполнен гречневой крупой.

3. «Кто где живёт?» - обводка трафарета дикого животного из альбомной бумаги, штриховка по устной инструкции.

ЯНВАРЬ

2-я неделя Тема: Дикие животные и их детёныши.

3-я Тема: Домашние животные.

4-я Тема: Птицы зимой.

Каникулы

1. Выполняем медленные наклоны головы к плечам и «кивающие» движения вперед-назад. Затем сделайте круговые движения головой в одну сторону, затем в другую.

2.«Разрезные картинки» - сложить картинку дикого животного из 6-8 частей..

 

1. Звонок.

 Опираясь на стол ладонями, полусогните руки в локтях. Встряхивайте по очереди кистями.

2. «Маленький конструктор» - выкладывание котёнка, щенка из готовых геометрических фигур.

3. «Маленькие конструкторы» - выкладывание из палочек домашних животных и их детёнышей (по памяти).

1.  Домик.

Соедините концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажмите на пальцы левой, затем наоборот: Отработайте эти движения для каждой пары пальцев отдельно

2.«Кто чем питается?» - сортировка крупы для птиц: перловка и горох.

3. «Разрезные картинки» - складывание картинки птицы из 6-8 частей.

ФЕВРАЛЬ

1-я неделя Тема: Семья.

3-я Тема: Профессии.

1. Один-два.

 Стучим  каждым пальцем правой руки по столу под счет «один, один-два, один-два-три и т.д.».

2. «Моя семья» - выкладывание «Семьи» из готовых геометрических фигур.

3. «Одежда для кукол» - обводка трафарета юбки и блузки, вырезание по контуру и заполнение объема по методу цветной мозаики.

1. «Карандаш»

Зафиксируйте предплечье правой руки на столе. Указательным и средним пальцами возьмите карандаш со стола, приподнимите и опустите его. Выполняем  то же левой рукой.

2. «Кто спрятался в комочках?»  - разглаживание смятых трафаретов фигур детей из плотной бумаги с последующей обводкой и раскрашиванием.

1. Вращайте карандаш сначала между пальцами правой руки, затем левой (между большим и указательным; указа тельным и средним; средним и безымянным; безымянным и мизинцем; затем в обратную сторону).

2. «Фармацевт» - заготовка и расфасовка таблеток (отщипнуть комочек пластилина и придавить его на бумажную полоску).

3. «Врач окулист» - выкладывание из палочек букв разной величины для диагностики зрения.

1. Самомассаж ушных раковин: зажимаем мочку уха большим и указательным пальцами, разминаем  раковину снизу вверх и обратно. Потяните ушные раковины вниз, в сторону и вверх.

2. «Воспитатель» - научим Неумейку шнуровать ботинки, застёгивать крючки пуговицы, кнопки,


МАРТ

1-я неделя Тема: Подарок для мамы.

2-я Тема: Весна.

3-я Тема: Игрушки.

1. Зафиксируйте предплечье правой руки на столе. Указательным и средним пальцами возьмите карандаш со стола, приподнимите и опустите его. Выполняем  то же левой рукой.

2.«Ловкие пальчики» - зашнуровать сапожок и завязать бантик

3. «Красивый сарафан в белый горох» - приклеить белые кружки по всему цветному трафарету сарафана

1.Поглаживание лица: прикладываем ладони ко лбу, на вы дохе проводим ими с легким нажимом вниз до подбородка. На вдохе проводим руками со лба через темя на затылок, с затылка на шею.

2. Модельер» - собрать 2 платья из деталей с соблюдением размера, уточняя названия деталей. Используется картон, либо ткань.

1. Вращайте карандаш сначала между пальцами правой руки, затем левой (между большим и указательным; указа тельным и средним; средним и безымянным; безымянным и мизинцем; затем в обратную сторону).

2. «Кто чем питается?» - в «сухом бассейне» найти предмет, определить его на ощупь, назвать и сказать, кто это ест.

3. «Кто где живёт?» - обвести трафарет дикого или домашнего животного, вырезать его и поместить в лес или подворье, изображенные на большом листе бумаги.

1. Зафиксируйте предплечье на столе. Берите пальцами правой руки спички из коробочки на столе и складывайте рядом, не сдвигая руку с места. Затем уложите их обратно в коробку. Сделайте то же левой рукой.

2.«Не ошибись» - после предварительной беседы определить на ощупь, сколько и каких птиц изображено на плоскостном трафарете из наждачной бумаги.

3. «Птица с птенчиком» - обвести трафареты птицы и птенца (большой и поменьше) и заполнить объем клочками цветной бумаги по методу цветной мозаики.

1. Самомассаж ушных раковин: зажимаем мочку уха большим и указательным пальцами, разминаем  раковину снизу вверх и обратно. Потяните ушные раковины вниз, в сторону и вверх.

2.«Почки распускаются» - отщипывание от зелёного куска пластилина меленьких комочков и примазывание их к веткам дерева, нарисованного на альбомном листе.

3. «Готовим саженцы» - выкладывание дерева с корешками из палочек различной толщины.

АПРЕЛЬ

1-я неделя Тема: Одежда и обувь.

3-я Тема: Птицы встречают весну.

        

        4-я

 Тема: Весна.

1.  Выполняем  медленные наклоны головы к плечам и «кивающие» движения вперед-назад. Затем сделайте круговые движения головой в одну сторону, затем в другую.

2.«Маленький конструктор» - выкладывание из палочек любого дикого животного, а из пластмассовых палочек – домашнего.

3. «Кто чем питается?» - в «сухом бассейне» найти предмет, определить его на ощупь, назвать и сказать, кто это ест.

1. Выполняем  круговые движения плечами вперед-назад и пожимания ими.

2. «Птица с птенчиком» - обвести трафареты птицы и птенца (большой и поменьше) и заполнить объем клочками цветной бумаги по методу цветной мозаики.

3. «Домик для скворца» - выкладывание из палочек по принципу «колодца».

1. Руки перед собой, сгибайте кисти вверх и вниз. Затем вращайте обеими кистями по и против часовой стрелки (сначала однонаправленно, затем разнонаправленно), сводите и разводите пальцы обеих рук. Попробуйте одновременно с движениями рук широко открывать и закрывать рот.

2. «Почки распускаются» - ощипывание от зелёного куска пластилина меленьких комочков и примазывание их к веткам дерева, нарисованного на альбомном листе.

3. «Готовим саженцы» - выкладывание дерева с корешками из палочек различной толщины.

МАЙ

2-я неделя Тема: Весна. Труд весной.

4-я Тема: Чему мы научились за год.

1.Рожицы.

Выполняем  различные мимические движения: надуваем  щеки, выдвигаем  язык, вытягиваем  губы трубочкой, широко открываем  рот.

2. «Ловкие пальчики» - зашнуровать сапожок и завязать бантик

3. «Красивый сарафан в белый горох» - приклеить белые кружки по всему цветному трафарету сарафана.

1. Свободные движения глаз из стороны в сторону, вращения.

2. «Разрезные картинки» - сложить картинку с изображением трактора, разрезанную на 8 частей.

3. «Вспаханный огород» - изготовление объемной иллюстрации: на голубом фоне методом обрывания из черной бумаги делаются грядки.

 

1. Следим  глазами по контуру воображаемой фигуры (круг, треугольник, квадрат) или цифры.

2.«Наша дача» - выкладывание из палочек дома, забора, деревьев.

3. «Ловкие пальчики» - изготовление цепи из проволочных колечек для украшения забора.

.

1. Прижимаем ладонь к поверхности стола. Сначала по порядку, а затем хаотично поднимаем пальцы по одному и называем  их.

2. «Изготовление поделок» - дети самостоятельно выбирают различные материалы для поделок, рассказывают о том, что собираются делать и комментируют свои действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование. План на неделю по теме " Профессии". 2 младшая группа.

Календарно-тематическое планирование. План на неделю по теме " Профессии". 2 младшая группа.Тема: «Профессии» Программное содержание: .    ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ:ПРОГУЛКА: ...

Календарно-тематический план по тематическому модулю «Речевое развитие» «Художественная литература»

Данный материрал поможет воспитателю при планировании работы по ознакомлению детей старшей группы с художественной литературой....

Календарно – тематическое планирование. План на неделю с 28 сентября 2017г- 2 октября 2017г. Старшая группа, для детей с нарушением речи.

Календарно - тематическое планирование . План на неделю с 28 сентября  по 2 октября 2017 года. Старшая группа для детей с нарушением речи....

Календарно-тематический план по тематическому модулю «Речевое развитие» «Обучение грамоте»

Данный материал поможет при планировании организованной образовательной деятельности по обучению грамоте....

Календарно-тематический план реализации тематического модуля смешанной ОНР группы дошкольного возраста на тему: «До свидания, лето! Здравствуй детский, сад!»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 12 «Пчелка» муниципальное образование Тимашевский район     Кален...

Календарно - тематическое планирование. План работы на неделю " Безопасность дорожного движения"

Календарно - тематическое планирование  на неделю "Безопасность дорожного движения"...