Конспект занятия "Рассказывание руснар сказки"Кот и лиса"
статья по логопедии (старшая группа)

 Елена Валерьевна Макеева

 

 

Тема: « Рассказывание русской народной сказки «Кот и лиса».

Программное содержание: 1)Познакомить детей с новой сказкой.

 2) Учить детей понимать образное содержание сказки, передавать структуру сказки с помощью метода моделирования, замечать и понимать образные слова и выражения в тексте.

3) Развивать творческое воображение.

4) Воспитывать сочувствие к сказочным персонажам, попавшим в беду.

5) Учить передавать своё отношение к поступкам героев сказки. 

6) Учить отвечать на вопросы по тексту, используя разные виды предложений.

7) Воспитывать любовь и интерес к русским народным сказкам. 

Предварительная работа.

Прослушивание сказки «Кот и лиса». Продумать вопросы по содержанию. 

Оборудование: мольберт, листы бумаги, книга с иллюстрациями, карандаши.

                                               Ход занятия.  

Воспитатель предлагает детям вспомнить сказку, прочитанную накануне. Затем проводится беседа с использованием иллюстраций. Целесообразно предложить пересказ по подсказывающим вопросам, т.е. отражённый пересказ. Его цель - научить детей повторению не отдельных слов, а целых фраз, помочь им непроизвольно запомнить текст.

 - О ком рассказывается в этой сказке?

-  Как вы думаете, почему сказка называется «Кот и лиса»?

- Вспомните, кого встретила лиса сначала, кого потом.  

- Расскажите, что произошло во время прогулки Лисы Патрикеевны и Котофея Иваныча. 

- Расскажите, как окончилась сказка. 

- Вы беспокоились о Котофее Иваныче? Почему?

-  Как бы вы назвали эту сказку по-своему?

- Я знаю, вы хотели бы нарисовать эту сказку, но рисовать хорошо вы не  умеете. Давайте попробуем вместе. ( Т.е. предложить  детям смоделировать героев сказки).

Совместно с воспитателем дети в альбомах схематично изображают героев сказки.  ( См. приложение).

- Жили дед да баба. Нарисуем их.

- Затем дед отнёс кота в лес. Нарисуем мешок.

 - Побежал кот по лесу. Рисуем кота. И кого он сначала встретил? (лису). Рисуем лису.

- И стали кот да лиса жить в лисьей избушке. Рисуем избушку.

- Кого встретила лиса после? (волка). Рисуем волка.

- Кого встретила лиса вскоре? (медведя). Что мы нарисуем? (медведя).

Далее дети с помощью воспитателя  дорисовывают модели, вспоминая сказку.

 Вот и вспомнили мы с вами сказку.

Рисунки помогут вам хорошо рассказать эту сказку.

Пересказ с опорой на мнемотаблицу с помощью воспитателя, затем самостоятельно.

            Данная система эффективна и доступна детям старшего дошкольного возраста, так как позволяет усвоить знания в интересной, игровой форме. Использование метода моделирования помогает задействовать все виды памяти (зрительную, слуховую, двигательную), совершенствует мышление и речь (кодирование информации, умение делать выводы, умозаключения), делает высказывания детей более логичными, последовательными, обоснованными. Демонстрация моделей помогает лучше, чем другие средства наглядности, абстрагировать существующие признаки предметов. Связи и отношения разной степени сложности, а значит полнее осознавать явление. С помощью демонстрации моделей успешно осуществляется обобщение и систематизация представлений детей об окружающем его мире. Модель для ребенка в процессе познания окружающей действительности выступает средством решения познавательной задачи. Это происходит в том случае, если дети могут соотнести предложенную модель с реальным объектом, т.е. выяснить, какие именно предметы соответствуют заместителям и как они расположены в пространстве, каким образом устанавливаются соотношения между ними и т.д. Моделирование тесно связано с процессами мышления, позволяющие ребенку обобщать не только представления об окружающем мире, но и способы деятельности, а, соответственно, самостоятельно анализировать ситуацию, осознавать применяемые способы познания.

Таким образом, использование моделей в работе с детьми старшего дошкольного возраста выступает необходимым средством развития познавательного интереса  в процессе познания окружающей действительности.

         

 

 

 

 

 

Список  литературы   

                                                            

1.     Акулова Е. Познаём логические отношения.- Дошкольное воспитание , 2008, № 9.

2.     Большева Т.В. Учимся по сказке.- С-П.: Детство-пресс, 2000.

3.     Выготский Л.С. Возрастная и педагогическая психология – М.: Академия, 1998.

4.     Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. - М.: Просвещение, 1989.

5.     Венгер Л.А. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию - Дошкольное воспитание ,1982 , № 3.

6.     Глушкова Г. Вижу, действую, познаю.  – Дошкольное воспитание, 2008, № 9.

7.     Козлова С.А., Куликова Т.А.  Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2000.

8.     Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. – С-П.: Детство-пресс, 2004.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kot_i_lisa.docx17.26 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Рассказывание русской народной сказки «Кот и лиса».

Программное содержание: 1)Познакомить детей с новой сказкой.

 2) Учить детей понимать образное содержание сказки, передавать структуру сказки с помощью метода моделирования, замечать и понимать образные слова и выражения в тексте.

3) Развивать творческое воображение.

4) Воспитывать сочувствие к сказочным персонажам, попавшим в беду.

5) Учить передавать своё отношение к поступкам героев сказки. 

6) Учить отвечать на вопросы по тексту, используя разные виды предложений.

7) Воспитывать любовь и интерес к русским народным сказкам. 

Предварительная работа.

Прослушивание сказки «Кот и лиса». Продумать вопросы по содержанию. 

Оборудование: мольберт, листы бумаги, книга с иллюстрациями, карандаши.

                                               Ход занятия.  

Воспитатель предлагает детям вспомнить сказку, прочитанную накануне. Затем проводится беседа с использованием иллюстраций. Целесообразно предложить пересказ по подсказывающим вопросам, т.е. отражённый пересказ. Его цель - научить детей повторению не отдельных слов, а целых фраз, помочь им непроизвольно запомнить текст.

 - О ком рассказывается в этой сказке?

-  Как вы думаете, почему сказка называется «Кот и лиса»?

- Вспомните, кого встретила лиса сначала, кого потом.  

- Расскажите, что произошло во время прогулки Лисы Патрикеевны и Котофея Иваныча. 

- Расскажите, как окончилась сказка. 

- Вы беспокоились о Котофее Иваныче? Почему?

-  Как бы вы назвали эту сказку по-своему?

- Я знаю, вы хотели бы нарисовать эту сказку, но рисовать хорошо вы не  умеете. Давайте попробуем вместе. ( Т.е. предложить  детям смоделировать героев сказки).

Совместно с воспитателем дети в альбомах схематично изображают героев сказки.  ( См. приложение).

- Жили дед да баба. Нарисуем их.

- Затем дед отнёс кота в лес. Нарисуем мешок.

 - Побежал кот по лесу. Рисуем кота. И кого он сначала встретил? (лису). Рисуем лису.

- И стали кот да лиса жить в лисьей избушке. Рисуем избушку.

- Кого встретила лиса после? (волка). Рисуем волка.

- Кого встретила лиса вскоре? (медведя). Что мы нарисуем? (медведя).

Далее дети с помощью воспитателя  дорисовывают модели, вспоминая сказку.

 Вот и вспомнили мы с вами сказку.

Рисунки помогут вам хорошо рассказать эту сказку.

Пересказ с опорой на мнемотаблицу с помощью воспитателя, затем самостоятельно.

            Данная система эффективна и доступна детям старшего дошкольного возраста, так как позволяет усвоить знания в интересной, игровой форме. Использование метода моделирования помогает задействовать все виды памяти (зрительную, слуховую, двигательную), совершенствует мышление и речь (кодирование информации, умение делать выводы, умозаключения), делает высказывания детей более логичными, последовательными, обоснованными. Демонстрация моделей помогает лучше, чем другие средства наглядности, абстрагировать существующие признаки предметов. Связи и отношения разной степени сложности, а значит полнее осознавать явление. С помощью демонстрации моделей успешно осуществляется обобщение и систематизация представлений детей об окружающем его мире. Модель для ребенка в процессе познания окружающей действительности выступает средством решения познавательной задачи. Это происходит в том случае, если дети могут соотнести предложенную модель с реальным объектом, т.е. выяснить, какие именно предметы соответствуют заместителям и как они расположены в пространстве, каким образом устанавливаются соотношения между ними и т.д. Моделирование тесно связано с процессами мышления, позволяющие ребенку обобщать не только представления об окружающем мире, но и способы деятельности, а, соответственно, самостоятельно анализировать ситуацию, осознавать применяемые способы познания.

Таким образом, использование моделей в работе с детьми старшего дошкольного возраста выступает необходимым средством развития познавательного интереса  в процессе познания окружающей действительности.

      

Список  литературы   

                                                            

1.     Акулова Е. Познаём логические отношения.- Дошкольное воспитание , 2008, № 9.

2.     Большева Т.В. Учимся по сказке.- С-П.: Детство-пресс, 2000.

3.     Выготский Л.С. Возрастная и педагогическая психология – М.: Академия, 1998.

4.     Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. - М.: Просвещение, 1989.

5.     Венгер Л.А. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию - Дошкольное воспитание ,1982 , № 3.

6.     Глушкова Г. Вижу, действую, познаю.  – Дошкольное воспитание, 2008, № 9.

7.     Козлова С.А., Куликова Т.А.  Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2000.

8.     Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. – С-П.: Детство-пресс, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия .Драматизация сказки " Лиса и заяц" вторая младшая группа

Программное содержание:1. Воспитывать умение детей слушать сказки, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.2. Учить детей повторять наиболее интересные выразительные отрывки пр...

Конспект открытого занятия во II младшей группе: Знакомство со сказкой « Аня и лиса».

Конспект направлен на развитие связной речи и формирование фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста....

Сказка В.Даля "Лиса-лапотница".Музыкально-ритмическое упражнение "Лиса и зайцы".

Занятие затрагивает несколько образовательных областей такие  как:"Чтение хужожественной литературы","Музыка", "Физическая кульрура","Коммуникация, "Социализация".Воспитатель читает сказку "Лиса-...

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Рассказывание русской народной сказки «Снегурушка и лиса». Дидактическая игра «Назови детеныша» во второй младшей группе.

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» на тему:«Рассказывание русской народной сказки«Снегурушка и лиса».Дидактическая игра «Назови детеныша» во второй младшей групп...

Конспект непрерывной образовательный деятельности по речевому развитию для детей подготовительной группы. «Пересказ русско-народной сказки «Волк и лиса»

В конспекте автор попытался представить материал по пересказу сказки "Волк и лиса", согласно требованиям ФГОС....

Конспект проведения драматизации сказки «Снегурушка и лиса» в подготовительной группе №8.

Программное содержание:Образовательные задачиВызвать у детей эмоциональный отклик при самостоятельном выполнении ролей знакомых персонажей.Продолжать знакомство с окружающим миром (лесные звери).Продо...

Конспект ООД «Пересказ сказки Снегурушка и лиса»

Знакомство детей с русской народной сказкой «Снегурушка и лиса», являющейся  наследием национальной культуры....