Эссе "Я в профессии"
материал (логопедия) по теме

Клеймёнова Галина Дмитриевна

В работе описан мой путь к высокому званию "педагог".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx28.47 КБ

Предварительный просмотр:

                             Эссе «Я в профессии».

Народная мудрость гласит:

«Если твои дела рассчитаны на год – сей рожь,

если на десятилетие – сажай деревья,

а если на века – воспитывай детей».

Позвольте представиться: Галина Дмитриевна Клеймёнова,  учитель-логопед муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида второй категории № 67».

 У каждого человека есть свой путь, своё призвание. О своём первоначальном выборе я не пожалела ни разу на протяжении вот уже 17-ти лет. Специальность педагога привлекала меня еще с детства. Думаю, я «заразилась» ею  от своего первого учителя Елены Антоновны Николайчук. Помню, я с замиранием сердца наблюдала, как мастерски она  вовлекала в урок даже самых непоседливых  учеников. Когда Елена Антоновна  читала нам сказки, среди ребятишек не было невнимательных слушателей: ведь она так здорово «играла» голосом, передавая интонацией характер каждого  персонажа, что я в глубине души восхищалась ею. Она была поистине нам второй мамой, для каждого из 45-ти своих совершенно разных учеников! Поэтому по окончании 3-го класса в анкете-знакомстве с новым классным руководителем на вопрос «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?», я уверенно написала: «Хочу стать учителем начальных классов».

И через четыре года после окончания школы я уже была дипломированным специалистом по выбранной ещё в детстве профессии, окончив факультет педагогики и методики начального образования Таганрогского педагогического института.

Свершилось! Передо мной, казалось, были открыты все двери! Увы!  Вакансий учителя начальных классов  на тот момент в Таганроге практически не было. Директора школ обещали определиться ближе к началу учебного года. Специалист ГорУО по распределению педагогических кадров разводила руками, предлагая работу по другим специальностям.

 И тогда мою педагогическую судьбу решил случай. В конце августа 1996 года в кабинет специалиста ГорУО, где я, отчаявшись найти место работы по своему профилю, изучала список вакансий в близлежащих к дому школах, выбирая, что буду преподавать ботанику или русский язык и литературу в среднем звене школы, влетела взволнованная женщина и с безысходностью произнесла: «Нам срочно нужен учитель начальных классов!» Специалист, указав на меня, с облегчением выдохнула: «Вот он! Забирайте!»

Так я начала работать по своей специальности, правда  не в общеобразовательной, а в коррекционной школе  для детей с нарушением слуха. Центру детства «Добродея» (такое название тогда носила школа) на тот момент было лишь полтора года. Опытных специалистов практически не было, основная масса педагогов училась в ВУЗе, получая специальное образование, поэтому разбираться в особенностях работы со слабослышащими учащимися приходилось самой.  Проработав год, я поняла, что моих знаний недостаточно  для  плодотворной работы с такими детьми, и в 1998году поступила в Московский государственный открытый педагогический университет на факультет дефектологии. Окончив университет, получила  квалификацию   учитель-дефектолог, сурдопедагог и продолжила свою педагогическую деятельность в направлении коррекционной педагогики.

Я учила своих «слабослышек» жить в мире звуков, а они учили меня понимать и принимать   мир глухих. Все  как утверждал Сенека:  «Уча других, мы учимся сами».

Мой педагогический опыт приходил постепенно, одновременно формировались и основы моей педагогической философии. Полученные в ВУЗах знания дорабатывались, совершенствовались, и, я думаю, что этот процесс будет продолжаться все время.

 Основой моей педагогической философии стало желание соединить любовь к творчеству с любовью к детям. Я всегда была убеждена, что педагог – это не профессия, а образ жизни, согласно которому он живёт. Ведь мысли педагога постоянно  о детях: днём, вечером, ночью, во время каникул и отпуска. Педагогом нельзя быть по понедельникам и пятницам или только на занятии. Любовь к детям не знает выходных дней. Ш.А.Амонашвили писал: «Дети живут ежеминутно, ежечасно, ежедневно, живут без передышки…», поэтому мы должны «опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки их завтрашней жизни».

За 10 лет педагогической работы в школе я открыла для себя маленькие, но очень важные истины, о которых не говорят в Вузе: во-первых, нужно по-настоящему любить детей, и только тогда работа с ними будет эффективной, приносящей радость. Во-вторых, нужно по-настоящему понимать детей и не расценивать их трудности и переживания как пустяковые, и тогда дети будут доверять тебе и пойдут навстречу. А еще нужно помнить, что детство - это самая прекрасная пора, поэтому совместная деятельность с детьми должна приносить им радость, ведь счастье ребенка очень зависит от обстоятельств жизни!

Очередной поворот судьбы привёл меня из школы в дошкольное учреждение, и я стала работать учителем-логопедом. Честно говоря, идя работать в детский сад, была уверена, что это временные перемены и с переходом моих мальчишек в школу, я вновь вернусь в сурдопедагогику. Но за эти годы так прикипела к малышам, их искренним сердцам и широко открытым,  готовым впитывать все новое глазам, что мысль о возвращении в школу ушла сама собой.

 И вот уже седьмой год я совершенствую себя в области логопедии. Опыт полученный в работе со слабослышащими детьми мне в этом только помогает.

Работать логопедом, как и сурдопедагогом, очень ответственно и непросто. Нужно быть специалистом во многих областях знаний. Логопед - это и медик, и педагог, и психолог, и художник, и актер, и музыкант. Слово логопед по этимологии делится на две части: «логос» и «пайдео». «Логос» в переводе с греческого - слово. Слово - это инструмент общения, способ выразить свои мысли, переживания, способ быть понятым и услышанным. «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести…» - писал В. Шефнер. «Пайдео» - в переводе с греческого означает учить, воспитывать. Логопед учит правильно говорить, учит бережно относиться к слову, наконец, учит словом.

В основе моей работы лежит индивидуальный подход к каждому ребенку. С каждым подопечным мы проходим свой, непохожий на другие, путь к правильной речи, у каждого воспитанника - свой индивидуальный маршрут развития, подкрепленный методами и приёмами работы, наиболее подходящими для данного ребенка. Однако некоторые принципы своей педагогической деятельности считаю незыблемыми:

- принятие каждого ребенка как уникального и неповторимого; моя задача - способствовать раскрытию его потенциала и способностей;

- игровая форма всех моментов процесса коррекции, ведь игра - это ведущий вид деятельности у ребенка дошкольного возраста; игры помогают сделать процесс исправления речи интересным, увлекательным, эффективным;

- создание ситуации успеха, поддержка и похвала даже за самый маленький успех ребенка - это окрыляет и стимулирует малыша;

- терпение и доброжелательность - основные составляющие личности логопеда; отношения с детьми строю на доверии, открытости, понимании;

- учить ребенка ставить цели и преодолевать трудности;

-тесный контакт с родителями делает процесс коррекции более результативным, родители становятся помощниками и активными участниками, а не наблюдателями коррекционной работы;

«Педагоги и родители, - говорил В.А. Сухомлинский, - должны действовать как два скульптора, у которых не должно быть противоположных позиций».

Моя профессиональная деятельность - это постоянный процесс поиска, обучения, развития, стремления к росту.

Я считаю, что профессия «логопед» - одна из самых нужных, востребованных и гуманных. Знать, что я кому-то помогла стать увереннее в себе, научила общаться и взаимодействовать с окружающим миром, выражать свои мысли, а значит, быть чуточку счастливее - что может быть лучше! Когда ребенок, освоивший музыку речи, переходит на следующий этап своего развития - обучение в школе, и у него нет трудностей в речевом развитии - это ли не награда за труд логопеда!

Понимаешь, что все усилия были потрачены не напрасно, когда твой  подопечный идет дальше по жизни с правильной, чистой речью и уверенностью, что все у него получится!

Работать стараюсь нестандартно, не останавливаясь на достигнутом - постоянно нахожусь в поиске новых форм работы, интересных для моих воспитанников.

Использую проверенные и уже зарекомендовавшие себя методики работы с детьми - выбираю из различных систем только лучшее. В мечтах - издать сборники с методическими наработками и со своей программой, выпустить видео - и аудиодиски.

Все занятия разрабатываю с применением  информационно – коммуникативных средств обучения, с обязательным учётом здоровьесберегающих технологий. Способствую  формированию у детей положительной мотивации к учебной деятельности, используя различные игровые приемы.

Широко использую на занятиях художественное слово: стихи, загадки, игры, которые необходимы не только для эстетического воспитания и развития речи, но и для совершенствования фонематического слуха.

В занятия включаю задания по развитию графических навыков с целью укрепления мышц руки, развития зрительно-двигательной координации, люблю использовать символы, схемы, памятки-алгоритмы, профили артикуляции звуков и определенные обозначения, новые и ставшие уже традиционными.

Одним из важных условий правильной организации коррекционной работы является то, что она должна учитывать особенности психического и соматического здоровья детей. День ребенка дошкольного возраста не должен быть перегружен, поэтому время проведения логопедических занятий и их длительность согласовываю с недельной учебной нагрузкой детей. Учитываю объем и характер учебного материала, необходимость чередования относительно сложных и легких заданий, а также смену видов деятельности детей в процессе занятий.

С детьми всегда интересно, ведь каждый из них уникален и неповторим. В работе мною движет желание помочь каждому ребёнку. Какое это непередаваемое удовольствие, когда видишь, что труды твои дают свои «плоды».

В настоящее время  я работаю с детьми с нарушением интеллекта. Среди, них есть дети с различным уровнем развития речи: совсем не владеющие активной речью, владеющие небольшим словарным запасом и простой фразой, владеющие формально хорошо развитой речью.

Такие дети не могут в полной мере общаться, становятся замкнутыми, неуверенными в себе. Поэтому целью своей профессиональной деятельности я ставлю не только исправить нарушения речи у детей, но и научить их общаться, контактировать с социумом, помочь снять эмоциональные напряжения.

За каждого малыша, приходящего ко мне на занятия, я чувствую огромную ответственность, зная, что родители очень  любят своего ребенка и переживают за его развитие. Я вижу глаза малыша, который смотрит на меня с надеждой, что я помогу ему научиться говорить. Все это вселяет в меня уверенность: я выбрала правильную профессию. В моих руках - развитие и перспективы ребенка, и я  очень стараюсь ему помочь.

Настоящий педагог – это как Волшебник Изумрудного города, который может помочь справиться с любыми трудностями, даже самыми, на первый взгляд неразрешимыми. Ведь все дети разные и чтобы помочь ребёнку, нужно подобрать к его душе  уникальный ключик, открывающий тайны тревог и неудач и, конечно же оказать помощь в их преодолении.

По-моему, слова великого Цицерона, как нельзя лучше объясняют смысловую составляющую профессии учителя–логопеда: «Наш особый долг заключается в том, что, если кто-либо особенно нуждается в нашей помощи, мы должны приложить все силы к тому, чтобы помочь этому человеку».

Именно поэтому, отдавая каждый день частичку своего сердца, тепло своей души, с чувством глубокого удовлетворения признаюсь: «Я состоялась как педагог, потому что помогаю детям!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по ознакомлению старших дошкольников с профессиями взрослых "Все профессии нужны, все профессии важны"

Цель проекта:Познакомить  детей с различными профессиями взрослых.Формировать у старших дошкольников трудовые навыки.Обеспечить  начальную профориентацию детей дидактическими и методич...

«Все профессии важны, все профессии нужны» (Формирование представлений у детей о профессиях взрослых через познавательно-игровую деятельность в младшей группе)

Паспорт проектаВид проекта: – информационно - творческий.Актуальность: В дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся подражать им и желают сами что-то сделат...

Конспект (НОД) в старшей разновозрастной группе на тему: «Увлекательные профессии взрослых» с использованием мультимедийного пособия "Все профессии важны, все профессии нужны"

Конспект непосредственно образовательной деятельности (НОД)в средней группе на тему: «Профессии»(образовательная область «Познавательное развитие»).Цель: Обобщить знания по теме «Профессии».Задачи:Обр...

Все профессии важны, все профессии нужны. Знакомство с профессией "Повар" (2 младшая группа).

Краткосрочный  проект  с целью: Дать представление детям о профессии "Повар" через сюжетно-ролевых игры....

Проект в подготовительной группе «Все профессии нужны, все профессии важны» Тема проекта: «Все профессии нужны, все профессии важны»

В современное время данный проект особенно актуален и значим, так как воспитание уважения к труду и людям надо прививать с детства, чтобы уже на этом возрастном этапе у детей возникло понимание ...

Открытый просмотр на тему: "Формирование положительного отношения к труду через знакомство с профессией и его отношения к другим профессиям" Игра - викторина: Все профессии нужны, все профессии важны"

Задачи: Обощение и закрепление знаний детей о профессиях.Цель: закрепить представления детей о профессиях и орудиях труда, необходимых людям определенных профессий; развивать логическое мышление, памя...