Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе для детей с ТНР «Видеописьмо о Зиме».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Кондрашова Юлия Викторовна

Материал содержит конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе для детей с ТНР «Видеописьмо о Зиме». Данное занятие было представленно на методическом объединении учителей-логопедов Кольского района Мурманской области и получило высокую оценку педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл videopismo_o_zime.docx25.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе для детей с ТНР

«Видеописьмо о Зиме».

Задачи:

1) Активизировать словарь признаков по теме «Зима»;

2) Совершенствовать умение образовывать:

- однокоренные слова,

- прилагательные от глаголов с помощью суффикса –ищ,

- сложные слова;

3) Продолжать формировать просодическую сторону речи, общую и мелкую моторику, мыслительные процессы;

4)Развивать умение использовать интонационную выразительность на примере стихотворного текста;

5) Воспитывать уважительное (толерантное) отношение к людям другой национальности.

Ход занятия.

Дети под музыку заходят в музыкальный зал.

Учитель-логопед: Ребята, посмотрите, как много у нас сегодня гостей, поздоровайтесь с ними и пожелайте им хорошего дня и отличного настроения.

Дети здороваются с гостями.

Учитель-логопед: У нас сегодня необычное занятие, потому что я вчера по электронной почте из Африки получила письмо и фотографию. Мне его сегодня перевели на русский язык, посмотрите, вот эта фотография и послушайте письмо.

 «Здравствуйте дети! Пишут вам ваши друзья из Африки. Недавно мы узнали, что у вас наступила зима. В Африке круглый год лето. И что такое зима, мы не знаем. Интересно, какая она? Говорят, что у вас зимой бывает снег. Как он выглядит? Пожалуйста, расскажите нам про зиму и, если можно, пришлите немного снега»

Учитель-логопед: Ну, что, ребята, расскажем африканским мальчикам и девочкам о зиме? Тем более мы живём в России и знаем не понаслышке, что такое зима! Как можно помочь детям узнать о зиме?

Ответы детей.(Можно послать фотографии, написать письмо, пригласить к нам в гости, сделать подарок своими руками)

Учитель-логопед: Ребята, я предлагаю сделать видеозапись и отправить её в Африку. Все согласны?Перед тем, как мы сделаем запись, напоминаю вам наше главное правило:

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всё понятно! Повторите!

Дети хором проговаривают правило.

Учитель-логопед:Все готовы? Запись начинается!

- Ребята, давайте для начала подумаем, что же такое зима и ответим на вопрос Зима – это что?

Дети отвечают: мороз, снег, лед, снежинки, спящие деревья, сугробы, ледяные дорожки, санки, валенки, изморозь, пурга, вьюга, зимующие птицы, спячка и т.д.

Учитель-логопед: Ребята, вы говорили, что зима – это снег. Африканские друзья у нас попросили снега, смотрите вот он.

Учитель-логопед показывает на подносе настоящий снег.

- Потрогайте снег пальчиком и скажите, какой он?

(Холодный, белый, мягкий, мокрый, чистый, рыхлый, пушистый, гладкий, скользкий.)

Учитель-логопед: А еще, если снег искрится на солнышке, значит он искрящийся.

Снег сверкает - сверкающий.

Снег хрустит - хрустящий.

Снег скрипит – скрипящий                

Снег серебрится - серебрящийся.        

Снег тает – тающий.        

Снег рассыпается – рассыпающийся.                        

Учитель-логопед: Ребята, мы снег потрогали, у нас ручки замерзли, давайте их погреем.

Дети выполняют пальчиковую гимнастику.

Руки в кулачки сожмем

И немножко подождем.

На ладошки мы подуем

Все снежинки мы с них сдуем.

Каждый пальчик мы возьмем,

Сильно на него нажмем.

Каждый пальчик мы возьмем,

Сильно на него нажмем.

Мы ладошки растираем

И лицо обогреваем.

Растираем лобик тоже,

Теплым стать ему поможем.

Щечки надуваются,

Губки улыбаются.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Учитель-логопед: Ребята, а еще вы говорили, что зима – это голые деревья. Растут ли деревья зимой? Зимой деревья не растут, но я вам хочу показать одно необычное дерево, на котором могут круглый год, расти листья, но листья необычные. Листочки – это родственные слова. Родственные слова поможете подобрать вы. Посмотрите на рисунок и назовите картинки, название которых похоже на слово снег.

Дети выполняют задание.

Учитель-логопед : Теперь берите эти картинки и вешайте на дерево. Давайте теперь проговорим слова, которые образовались от слова снег.

(Снеговик, снегокат, снегирь, снегурочка, снежинка, снежок, сегопад)

Учитель-логопед: Вот какое красивое дерево у нас получилось! А теперь давайте согреем наши спинки и сделаем массаж.

Дети встают друг за другом паровозиком.

 Идет по спинке холодок (постукивают пальчиками по спине друг друга)

 Ок-ок-ок (стучат ладонями по спине сверху вниз)

 Дует зимний ветерок (гладят ладонями)

 Ок-ок-ок (стучат ладонями по спине сверху вниз)

 Сделаю тебе массаж (растирают ребрами ладоней)

Аш-аш-аш (стучат ладонями)

 Тебя согрею, друг ты наш (поколачивают кулачками)

Аш-аш-аш (стучат ладонями)

Учитель-логопед: Ребята, а еще вы говорили, что зима – это зимующие птицы. Вот они, Давайте возьмем по одному изображению птицы, и расскажем какие они, используя сложные слова.

Снегирь (какой?) – красногрудый и т.д.

Сорока – длиннохвостая, белобокая и т.д.

Синица – желтогрудая и т.д.

Дятел – красноголовый, желтоклювый и т.д.

Ворона – черноголовая и т.д.

Сова – большеголовая, пестрокрылая и т.д.

Учитель-логопед: Вот какие красивые птицы живут в наших краях зимой! А кто еще живет в лесу зимой? (дикие животные) Животные сами о себе расскажут.

Дети надевают маски и исполняют сценку.

Учитель-логопед: Нешуточный мороз в лесу лютует.

А как же звери там зимуют?

Медведь: Я зимой под вьюжный вой

Сплю в избушке снеговой.

Пусть мне во сне приснится мед.

Проснусь, когда весна придет.

Ежик: Послушайте меня, детишки.

Зимой я тоже сплю, как Мишка.

Я поохотился за лето:

Грибы искал, мышей ловил.

Мне нужно отдохнуть за это,

Устал я, выбился из сил.

Белка: Я, Бельченок, к зиме старался:

Менял шубку, запасался,

Дупло листвою утеплил,

Ничего я не забыл.

Зайка: К зиме я, Зайчик, полинял,

И цвет у шубки поменял.

Зимой быть серым не могу,

Меня заметят на снегу.

Волк: Я – серый Волк. Хожу я в стае.

Чтоб злым не быть, не голодать –

Рыщу, охочусь, не устану.

Зимой мне трудно пищу добывать.

Лиса: Обо мне кругом судачат,

Что люблю я всех дурачить,

Что в лесу среди зверей

Не найти меня хитрей.

Только я не виновата,

Что немного плутовата,

Что чуть-чуть бесстыжая,

Да ещё и рыжая.

Учитель-логопед: Молодцы ребята, а вдруг африканские дети решат, что зима это плохо, как вы думаете, почему они могут так подумать?

Ответы детей

Учитель-логопед: А теперь подумайте и скажите, почему зима это хорошо?

Ответы детей

Учитель-логопед:Молодцы! Вот теперь дети из Африки знают, что зимой бывает,  не только плохо, но хорошо и весело!

Учитель-логопед: Ребята, подойдите ко мне, посмотрите, что случилось со снегом?

Дети: Он тает.

Учитель-логопед:А что же мы  пошлем африканским детям? Они снег просили, а он тает.

Ответы детей. (Сфотографируем, нарисуем).

Учитель-логопед: Не переживайте, посмотрите, у нас есть волшебные снежинки, положите их в посылку, давайте еще положим в посылку картинки с изображение зимующих птиц и маски диких животных, ну и конечно наше видеописьмо.

Учитель-логопед берет диск и кладет его в посылку.

Учитель-логопед: Ну вот, посылка готова. Ребята, вы сегодня не только рассказали детям Африки, но и сами вспомнили очень много о нашей русской зиме. Что вам больше всего понравилось на нашем занятии?

Ответы детей

Учитель-логопед: А сейчас я пойду, отправлю эту посылку детям Африки! А вы попрощайтесь с нашими гостями и отправляйтесь в группу, там вас ждет сюрприз! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический материал "Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию познавательных способностей и речи в подготовительной группе"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию познавательных способностей и речи и рисованию «Мы любим зиму»  в подготовительной группе. ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в средней группе для детей с ОНР "В гостях у бабушки в деревне"

НОД для закрепления представлений о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни, повадках, уточнения, расширения и активизации словаря по теме «домашние животные». Совершенствование грамматическо...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи по теме: Составление рассказа по серии сюжетных картин " Неудачная охота"

Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи по теме «Овощи»

Формирование грамматического строя речи – это важное условие совершенствования мышления детей. Оно усваивается самостоятельно в процессе повседневного общения ребенка с окружающими людьми. В это...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе для детей с ТНР по теме "Посуда"

Материал содержит конспект НОД по закреплению представлений о посуде, расширению и активизации словаря. Совершенствование грамматического строя речи....