"Систематизация игр и игровых упражнений по профилактике нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи".
методическая разработка по логопедии по теме

Пьянова Елена Евгеньевна

Из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc119.5 КБ

Предварительный просмотр:

 РАЗВИТИЕ  ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ, ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ,   ГНОЗИСА.

      Развитие зрительного восприятия  - одна из важных задач при подготовке к обучению грамоте и профилактике нарушений чтения и письма. На основе зрительных восприятий дети смогут различать оптические знаки – буквы.

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ, ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ.

      У ребенка может быть достаточно развито зрительное восприятие и двигательные функции, но может при этом нарушиться их взаимосвязь,

координация того, что видит глаз и одновременно делает рука.       Сформированность этих процессов  определяет успешность и эффективность формирования навыка письма.

      Развитие глазодвигательной функции. Недоразвитие данной функции ведет к беспорядочному движению глаз при чтении,  перескакиванию ребенка со строчки на строчку. Наша  задача – формирование согласованности действий, развитие четкой фиксации взора.

      Все построено на зрительно-моторной координации, что очень важно для дисграфиков. Очень важен зрительный контроль за движением руки (профилактика оптической дисграфии).

      У дислексиков часто наблюдается зрительно – моторная дискоординация, возникает много лишних движений глаз при чтении, могут водить глазами справа налево.

М.М. Безруких, Л.В.Морозова выделяют основные   трудности обучения

1.При недостатках  зрительно – пространственного восприятия и зрительной памяти:

1.1. Плохое запоминание конфигурации букв при чтении и, соответственно, медленный темп, угадывание букв, возвратные движения глаз.

1.2.Плохое выделение геометрических фигур, замена сходных по форме фигур

 (круг – овал, квадрат – ромб – прямоугольник).

1.3. Трудности формирования зрительного образа буквы, цифры, графического элемента: нарушено соотношение элементов, путает сходные по конфигурации буквы, цифры, пишет лишние элементы или не дописывает элементы букв, цифр.

1.4. Возможно зеркальное написание букв, цифр, геометрических фигур.

1.5. Трудности копирования букв, цифр, геометрических элементов.

2. При недостатках зрительно – моторной координации:

2.1. Неспособность провести прямую линию (вертикальную, горизонтальную).

2.2. Трудность формирования правильной траектории движения при выполнении графического (буквы, цифры, геометрические фигуры).

2.3. Неустойчивый почерк (неровные штрихи, различная высота и протяженность графических элементов, большие растянутые, разнонаклонные буквы).

2.4. Тремор. элемента

2.5. Очень медленный темп письма.

Игры  на развитие зрительного восприятия, внимания, зрительно-пространственной, зрительно-моторной координации:

Раздел  работы

Название игры

Цели

Развитие

зрительного восприятия, анализа и синтеза, памяти.

Д/И « Сложи картинку»

Д/И «Сложи узор»

Д/И «Сложи квадрат»

Д/И «На что похоже»?

Д/И «Парные картинки»

Д/И «Что изменилось»?

Д/И «Подбери нужную заплатку»

Д/И «Строим город»

Д/И «Подбери узор»

Д/И «Найди на картинки предметы, сосчитай их»

Д/И «Геометрический мир»

Д/И «Посмотри, запомни, повтори».

1. Развитие зрительного восприятия, внимания.

2. Развитие зрительного анализа и синтеза, умения составлять целое из частей.

3. Развитие умения фиксировать взор на предмете.

Развитие узнавания и называния предметов, развитие зрительного гнозиса.

Д/И « Узнай по контуру»

Д/И « Найди спрятанные буквы»

Д/И «Узнай буквы с наложением друг на друга»

Д/И  «Выдели контурные изображения наложенных друг на друга предметов»

Д/И «Найди нужную фигуру»

Д/И «Подбери правильную тень»

Д/И «Считай буквы»

Д/И «Сосчитай все

«правильные» буквы».

Игры на узнавание букв  

в усложненных условиях: зашумленные буквы, изображенные пунктиром, недописанные, стилизованные, правильно и  зеркально написанные.

1. Развитие зрительного внимания, восприятия.

2. Развитие зрительного гнозиса.

3. Развитие зрительно-пространственного восприятия.

4. Развитие зрительно – моторной координации.

5. Совершенствование

усвоения звуко-буквенных

связей.

Закрепление умения

фиксировать взор, развитие прослеживающей функции глаза.

Д/И «Найди ошибку»

Д/И «Подбери листок к дереву», «Найди такую же фигуру»

Д/И «Пройди по следу»

Д/И «Волшебные рисунки»

Д/И «Электронная муха»

Д/И «Соедини одинаковые фигуры», «Обведи по контуру», «Срисуй буквы»

Д/И «Дорисуй зеркальное отражение  фигур»

Работа с лабиринтами, на ковролине с гибкими веревочками.

«Лабиринты букв» (по Войскобовичу).

1. Развитие зрительного внимания, восприятия.

2.Развитие прослеживающей функции глаза.

3. Развитие умения фиксировать взор на предмете.

4. Развитие умения при выполнении задания водить глазами слева направо.

5. Развитие зрительно-пространственного восприятия, зрительно-моторной координации.

РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ, ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ.

      Основная задача – развитие способности видеть предметы в их многообразии, видеть их форму с различной точки зрения и умело передавать ее, вырабатывать чувство пространства.

      И.Н. Садовникова отмечает, что «упражнения в определении последовательности в пространстве и времени создают основу для воспитания звуко–слогового и морфологического анализа слов».

Игры и игровые упражнения  на развитие пространственных и временных представлений:

Раздел  работы

Название игры

Цели

1.Формирование представлений о человеке.

1.1. Упражнения на восприятие собственного тела. Выполнение движений по инструкции: «Подними свою главную руку, назови ее», «подними другую руку, назови ее», «назови части тела справа (правая рука и т.д.), слева».

1.2.Определение правого и левого направления в пространстве. Выполнение инструкций: «Вытяни в сторону правую (левую) руку, назови предметы справа (слева)».

1.3.Уточнение пространственных взаимоотношений.

- Стоя в колонне, назвать стоящего спереди, сзади.

- Стоя в шеренге, назвать стоящего слева, справа.

- Сидя за столом, определить правый край стола, левый край.

1.4. Графическое воспроизведение направлений:

а).  Показ в воздухе рукой направления: сверху вниз, снизу вверх, слева направо и наоборот.

б).  Аналогичные движения глазами.

в).  Работа на листе бумаги.

1.5. Знакомство со схемой тела человека, стоящего напротив.

- Один ребенок стоит спиной к другим детям и поднимает правую руку. Остальные дети повторяют. Не опуская руки, ребенок поворачивается. Вывод:

о противоположном расположении правых и левых частей лиц, стоящих друг против друга.

- Два ребенка стоят напротив друг друга: «Назови, какая это нога (рука) и т.д.»

1.6. Отработка понятий верх, низ, за перед, между, над, под с использованием предлогов, обозначающих пространственное расположение предметов.

!  Понятия верх, низ должны быть четко зафиксированы. Это необходимо для дальнейшего обучения письму.

1. Развитие ориентировки в пространстве.

2. Развитие зрительного внимания.

3. Развитие произвольного внимания.

4. Развитие мелкой  и общей моторики.

5. Развитие умения действовать строго по инструкции.

2. Ориентировка на микроплоскости.

2.1. Выделение сторон стола, листа бумаги (верх, низ, середина, верхний правый угол и т.д.).

2.2. Размещение предметов по образцу и словесному указанию. Д/И «Посмотри и повтори», «Слушай и выполняй». (Называть предметы строго слева направо)!

2.3. Устные диктанты на индивидуальных ковролинах с геометрическими фигурами, игрушками, разноцветными полосками.

2.4. Работа с книгой: перелистывание страниц, нахождение начала текста, правой, левой страницы.

2.5. Работа в тетрадях. Знакомство с клеточкой. Выделение верхней, нижней левой, правой сторон клеточки. Д/И «В гостях у клеточки». Обводка разных сторон клетки разноцветными карандашами.

2.6. Работа в тетрадях. Графические диктанты. Д/И: «Путешествие стрелочек». Определение направления стрелки с использованием наречий: вправо, влево, вверх, вниз.

2.7. Работа в тетрадях. Выполнение инструкций: «Рисуй справа от точки круг, слева – треугольник и т.д.»

2.8. Работа в тетрадях. Выполнение инструкций: «слева от линии печатай букву А, слева – У и т.д.» Усложнение: печатание слогов, слов.

2.9. Работа со схемами. Д/И «Ищи игрушку». Д/И «Загадочные чупики».

1. Развитие ориентировки в пространстве.

2. Развитие ориентировки на микроплоскости.

3. Развитие слухового и зрительного внимания, памяти.

4. Развитие умения действовать строго по инструкции.

5. Развитие мелкой моторики, тонкокоординированных движений кистей и пальцев рук.

6. Развитие зрительно – моторной координации.

7. Развитие зрительно – пространственной координации.

8. Уточнение

пространственного расположения фигур.

9. Развитие умения

ориентировки по схеме.

3. Уточнение временных представлений.

3.1. Рядоговорение: времена года.

3.2. Рядоговорение: месяцы осени, зимы, весны, лета.

3.3. Рядоговорение: дни недели.

3.4. Рядоговорение: части суток.

3.5. Уточнение понятий вчера, сегодня, завтра. Д/И «Исправь Незнайку».

3.6. Уточнение возраста человека,  ориентировка в возрастных понятиях: дедушка, отец, сын, внук; бабушка, мать, дочь, внучка.

Д/И «Разложи правильно».

Д/И «Я учу времена года»

Д/И «Я учу дни недели»

Д/И «Я учу части суток»

Д/И «Кто кем был, кто кем будет»

Д/И «Времена года»

Д/И «Одень куклу по сезонам»

1. Развитие  временных

представлений.

2.Уточнение знаний времен года, месяцев года,

дней недели.

3. Развитие способностей к

анализу, запоминанию,

воспроизведению времен-

ных последовательностей.

4. Развитие мелкой мотори-

ки кистей и пальцев рук.

5. Развитие конструктивно-

го праксиса.

6. Совершенствование

монологической и диалоги-

ческой речи.

РАЗВИТИЕ КОНСТРУКТИВНОГО ПРАКСИСА, МЕЛКОЙ МОТОРИКИ, ГРАФО – МОТОРНЫХ НАВЫКОВ.

      Развитие конструктивного праксиса имеет большое значение для развития ребенка и его подготовки к обучению в школе. Дети учатся планировать предстоящую работу, анализировать и контролировать свои действия, делать выводы, исправлять ошибки.

      Известно, что нарушение процесса чтения часто сопровождается трудностями рисования и конструирования. Дети при выполнении заданий могут упрощать фигуры, уменьшать количество элементов, неправильно располагать элементы по сравнению с образцом.

      Развитие графо-моторных навыков.

      Часто у детей с нарушениями речи наблюдаются сложности формирования двигательных умений. Отмечается снижение точности, скорости и координированности мелкой моторики рук. Снижается контроль за качеством работы, что замедляет ход развития зрительно-двигательной координации.

      В работе с дошкольниками большое внимание уделяется развитию мелкой моторики кистей и пальцев рук, развитию тонкокоординированных движений, развитию глазодвигательной функции, сопряженной с движением руки.

       У многих детей с речевыми нарушениями из-за особенностей нервной системы труднее и дольше вырабатываются и закрепляются двигательные навыки, особенно в области тонких движений кистей и пальцев рук.

       Почему надо обращать внимание на то, чтобы ребенок при работе с карандашом не поворачивал лист бумаги, тетрадь?  Рисование и закрашивание вырабатывают пространственную ориентацию на плоскости листа, умение менять направление линий при помощи тонких движений пальцев. Поворачивая лист, ребенок лишает себя тренировки пальцев и руки, необходимой в дальнейшем для овладения письма.

Игры и игровые упражнения на развитие конструктивного праксиса, мелкой моторики, графо – моторных навыков.

Раздел работы

Название игры

Цели

Развитие конструктивного праксиса

 

Д/И «Сложи из палочек»

Д/И «Сложи из геометрических фигур»

Д/И «Сложи букву»

Д/И «Моделирование букв»

Д/И «Реконструкция букв»

Д/И «Сложи узор из цветных полосок»

Д/и «Сложи мозаику»

1. Развитие пространственной ориентировки, ориентировки на микроплоскости.

2. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.

3. Развитие зрительно-моторной координации.

4. Закрепление зрительного образа букв.

5. Закрепление умение действовать по инструкции.

Развитие мелкой моторики

«Прилетела птичка»

«Ежик, ежик спрячь иголки»

________________________________

«Обведи руку, назови пальчики»

«Спрячь мизинчик в кулачок»

«Нажми кнопку звонка средним пальчиком»

Игровой пальчиковый тренажер «1,2,3,4,5-начинаем мы играть».

Пальчиковые игры (по лексическим темам).

Д/И «Посмотри и повтори»

Д/И «Играем с пальчиками»

Д/и «Разноцветные резиночки».

1. Развитие мелкой

моторики для кистей и пальцев рук с целью снятия напряжения.

2. Развитие подвижности и гибкости кистей и пальцев рук.

3. Использование для массажа, самомассажа грецкие орехи, колючие мячики.

____________________________

1. Развитие мелкой моторики и тонкокоординированных движений кистей и пальцев рук.

2. Знакомство с названием пальцев рук.

3. Развитие умения дифференцировать правую, левую руки.

4. Развития слухового, зрительного внимания, памяти.

5. Развитие умения действовать строго по инструкции.

Развитие графо-

моторных навыков.

Работа с карандашом: обводка, штриховка, раскраска предметов по контуру.

Работа в тетрадях: рисование прямых, наклонных линий, волнистых, отрывистых, далее – фигур, орнаментов.

Д/И «В гостях у клеточки»

Д/И «Скопируй узор».

Д/И «Обведи по кальке»

Серия заданий на копирование рисунка с опорой на законы геометрических преобразований: осевой симметрии, центральной симметрии, параллельного переноса.

Д/И «Спиши без ошибок».

1. Совершенствование мелкой моторики.

2. Развитие графо-моторных навыков.

3. Развитие зрительного внимания, восприятия, прослеживающей функции глаза.

4. Развитие умения переключать движения руки с одного на другое.

5. Развитие зрительно – моторной координации.

6. Формирование умения правильно держать карандаш, правильной посадки при работе с карандашом.

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ, ВНИМАНИЯ. ФОНЕМАТИЧЕСКИХ  ПРОЦЕССОВ.

      Один из важных факторов в процессе усвоения грамоты, обеспечивает овладение звуковой стороной речи.

К.Д.Ушинский: «Сознательно читать и писать может тот, кто понял звуко-слоговое строение слова».

Д.Б. Эльконин  писал: «Без формирования навыков звукового анализа, без развития фонематического восприятия обучаться грамоте трудно».

      Для  успешного решения задач по развитию фонематических процессов, необходимо начать работу по коррекции звукопроизношения с тем, чтобы научить ребенка достаточно точно управлять своим артикуляционным аппаратом и оценивать мышечные ощущения при произнесении звуков, слогов, слов.

      В процессе овладения навыками фонематического анализа и синтеза, формирования фонематических представлений дети овладевают приемами умственной деятельности: анализа, синтеза, классификации, обобщения, что является залогом дальнейшего обучения в школе.

Игры по предупреждению нарушений письма и чтения на этапе развития фонематических процессов:

Раздел работы

Название игры

Цели

Предупреждение

нарушений чтения и письма на уровне звука.

Д/И «Светофорчики»

1.Выделение заданного

звука из ряда звуков.

    Усложнение:

2. Дифференциация понятий «гласный», «согласный» звук.

Д/И «Песенки звуков»

1.Знакомство с артикуляцией гласных звуков с помощью схем.

2.Дифференциация гласных звуков по артикуляции.

    Усложнение:

3. Дифференциация гласных звуков по артикуляции  без схемы.

Д/И « Цветные домики»

1. Определение места звука в слове в начале слова, конце.

Усложнение:

2. Определение места звука

     в середине слова.

Д/И «Найди звук».

1. Определение первого звука в слове (по картинке)

       Усложнении:

2.Определение заданного звука в слове на слух.

Д/И «Сложи букву»

Д/И «Моделирование букв»

Д/И «Реконструкция букв»

1. Развитие зрительного восприятия, внимания.

2.Закрепление графического изображения букв.

3. Развитие конструктивного праксиса, мелкой моторики

Предупреждение нарушений чтения и письма на уровне буквы.

Д/И «Буква сломалась»

Д/И «Назови спрятанные буквы»

Д/И «Пропала буква»

1. Развитие зрительного внимания, восприятия, гнозиса.

2. Закрепление графического изображения букв.

3. Закрепление звуко-буквенных связей.

Д/И «Найди «правильную букву».

Д/И «Спиши буквы под…»

1. Закрепление зрительного образа буквы, правильного написания.

2. Развитие умения работать по словесной инструкции.

3. Развитие графо-моторных навыков.

Предупреждение нарушений чтения и письма на уровне слога. 

Д/И «Выложи схему слова»

Д/И «Живые звуки»

1.Развитие фонематического анализа звукосочениний  ГГ,

слогов типа ГС.

      Усложнение:

2. Звуковой анализ слогов типа СГ.

3. Развитие ориентировки на микроплоскости

Д/И «Придумай слово на заданный слог»

1. Развитие фонематических представлений.

2. Развитие слухового внимания, мышления.

      Усложнение:

3.Развитие графо-моторных навыков.

Предупреждение

нарушений чтения и письма на уровне слова.

Д/И «Выложи схему слова»

Д/И «Звуковая линейка»

Д/И «В гостях у сказки»

1.Развитие навыка фонематического анализа и синтеза.

2. Упражнение в анализе 3-х звукового слова.

    Усложнение:

3.Упражнение в анализе 4-5

звуковых слов.

Д/И «Брейн-ринг»

1. Упражнение в придумывании слов на заданный звук.

2. Развитие фонематических представлений, слухового внимания.

Д/И «Определи самое короткое (длинное) слово»

1. Развитие слухового восприятия, внимания.

2. Развитие умения вслушиваться в звуковой состав слова.

Д/И «Отстучи  слово по слогам»

Д/И «Телеграф»

Д/И «Посели словечко»

Д/И «Дирижеры»

Д/И « Прохлопай слово»

Д/И «Протопай слово»

Д/И «Сложи ромашку»

1. Развитие навыка слогового

анализа и синтеза

2. Развитие слухового внимания, восприятия.

3. Развитие чувства ритма.

4. Развитие моторики.

Д/И «В гостях у Бома и Бима».

Д/И «В гостях у Звукариков».

1. Дифференциация твердых и мягких согласных звуков.

2. Развитие фонематического анализа.

Д/И «Расскажи про звуки в слове»

1. Дифференциация гласных-согласных звуков, твердых-мягких звуков, глухих – звонких звуков.

2. Развитие умения давать характеристику данному звуку.

3. Развитие фонематического слуха, слухового внимания.

Д/И «Допиши словечко»

Д/И «Восстанови словечко»

Д/И «Озорной котенок»

Д/И «Прочитай словечко»

(на зашумленном фоне)

1. Развитие зрительного и слухового восприятия, внимания.

2. Развитие фонематического и слогового анализа.

3. Развитие зрительного гнозиса, прослеживающей функции глаза.

Предупреждение нарушений чтения и письма на уровне предложения.

Д/И «Составь предложение по схеме»

Д/И « Считай слова в предложении»

Д/И «Восстанови предложение»

Д/И «Исправь предложение»

Д/И «Составь предложение по интонационной схеме»

Д/И "Помоги Незнайке»

1. Закрепление умения делить предложения на слова.

2. Развитие умения составления предложений с помощью схемы.

3. Развитие умения осмысленного понимания текста предложения.

4. Развитие умения подбирать нужный знак препинания в зависимости от смысла предложения

5. Развитие умения вслушиваться в смысл предложения и передавать

 нужную интонацию.

6. Знакомство с правилами написания предложения.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ В ГРУППАХ РАЗНОГО ВОЗРАСТА.

      Рано начатые логопедические занятия с детьми по профилактике нарушений чтения и письма включают в активную деятельность различные мозговые системы, что способствует ускорению их созревания. Проводя работу по данному разделу у дошкольников, одновременно развиваем внимание, память, мышление, способность к концентрации, распределению и переключению внимания.

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

1.Развитие слухового внимания, восприятия на примере неречевых звуков; умения вслушиваться в обращенную речь с помощью игр: «Что звучит?», «Какие звуки нас окружаю т?» и др.

1. Совершенствование слухового внимания, восприятия, памяти.

Развитие слуховой наблюдательности «Где позвонил колокольчик?».

«Откуда слышишь звук?».

1. Совершенствование слухового внимания, памяти, сознательного восприятия речи, умения выполнять задания четко по инструкции с помощью игр: «Послушай, запомни, повтори» (до 7-10 слуховых единиц):

«Отстучи ритм», «Повтори цепочку слогов, слов» и др.

2. Развитие  фонематического восприятия на примере слов, близких по звучанию типа том-дом.

Развитие фонематического слуха: выделение звука из ряда звуков, первого ударного гласного звука в слове.

2. Развитие

фонематического восприятия, анализа,

дифференциация гласных, согласных звуков, выделение согласных из ряда звуков, определение наличия звука в слове, места звука в слове, анализ обратных и прямых слогов, слов типа КОТ (в конце года), различение твердых – мягких согласных звуков.

2. Развитие фонематических процессов: дифференциация гласных-согласных звуков, твердых – мягких, глухих – звонких; фонематический анализ слов из 4-5 звуков, нахождение места заданного звука в слове; развитие слогового анализа, умения делить предложения на слова, составлять предложения из слов с помощью игр: «В гостях у Бома,  Бима», «Кошечка – молоточек», «Отстучи слово», «Звуковые линейки», «Сколько слов в предложении?» и др.

3.Развитие зрительного внимания и восприятия, памяти, конструктивного праксиса с помощью игр «Сложи картинку», «Назови картинки», «Посмотри и запомни», «Сложи из палочек» и  др.

3. Развития зрительного внимания, гнозиса, восприятия, памяти, конструктивного праксиса: усложнение работы с мелкой мозаикой, конструктором, выкладывание узоров по образцу и по памяти, упражнения в узнавании изученных букв в усложненных условиях.

3. Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти, гнозиса, зрительно-моторной координации, конструктивного праксиса: ориентировка на листе в клеточку, умение работать по графическим схемам, трансформировать, моделировать буквы, копировать, составлять узоры по образцу и по памяти, различать правильные и «зеркальные» буквы, «допечатывать» незаконченные буквы и др.

4. Развитие временных и пространственных представлений:

части суток;

понятия:  вчера, сегодня, завтра;

понятия: право, лево, верх, низ, спереди, сзади.

4. Развитие временных и пространственных представлений: дни недели; части суток; чувство времени -длительность временных интервалов (1-3минуты);

понятия: лево, право, верх, низ,  спереди, сзади;

 перед, за, между, рядом;

ориентировка на листе бумаги,  по плану, схеме.

4. Развитие временных и пространственных представлений:

дни недели,  части суток, времена года, месяцы года, знакомство с календарем; уточнение пространственных взаимоотношений,  восприятие собственного тела, знакомство со схемой тела, стоящего напротив.

5.Развитие мелкой моторики, графо-моторных навыков: игры с пальчиками, игры с конструктором, мозаикой,

с песком, крупой и др. Сгибание листа бумаги пополам, совмещая стороны и угол. Формирование умения правильно держать карандаш, закрашивать предметы, не выходя за контур.

5.Развитие мелкой моторики, графо-моторных навыков: знакомство с названием пальчиков рук, пальчиковая гимнастика, усложнение работы с мелким конструктором и мозаикой. Работа с книгой: перелистывание страниц, нахождение сторон книги. Выкладывание узоров из геометрических фигур, составление отдельных предметов.

Усложнение работы с карандашом: обводка, штриховка, раскраска предметов по образцу. Работа в тетрадях: понятие о клетке, строке; рисование прямых, наклонных, округлых линий.

5.Развитие мелкой моторики, графо-моторных навыков: массаж и самомассаж  кистей и пальцев рук, пальчиковые игры, усложнение работы с конструктором и мозаикой. Выкладывание узоров из геометрических фигур, составление отдельных предметов, переключая движений руки с одного на другое.

Усложнение работы с карандашом: работа в тетрадях, выполняя различные движения рукой при рисовании прямых, наклонных, волнистых, округлых, прерывистых линий. Ориентировка на листе бумаги в клеточку, умение работать по инструкции, копировать узоры, схемы, печатать буквы, выполнять графические диктанты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация и видеопрезентация для учителей логопедов "Игры и упражнения по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи"

Из опыта работы с дошкольниками  по подготовке к обучению грамоте.Консультация содержит игры, упражнения, фотографии....

"Игры и упражнения по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи "

Игры и упражнения по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи...

Буклет "Игры и упражнения по преодолению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи".

В буклете родителям и педагогам коррекционных групп,  рекомендуются игры по преодолению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи....

Профилактика нарушений чтения и письма у дошкольников.

Готовый материал для оформления уголка учителя-логопеда в детском саду. Объем-6 листов. Распечатывай и вставляй.  Можно оформить как папку-передвижку или как стендовый доклад. Возможно использова...

Педагогический проект логопеда "Профилактика нарушений чтения и письма у дошкольников с речевыми нарушениями".

Данный материал включает в себя непосредственно проект, мероприятия по его реализации и итоговую НОД для детей с ОНР подготовительной к школе  группы....

Консультация «Игры и упражнения по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи»

В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. По оценкам психологов, на успеваемость влияют более 200 факторов. Самый главн...