«Особенности взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога ДОУ в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
учебно-методический материал по логопедии на тему

Симонова Ольга Викторовна

Выступление на педагогической секции учителей-логопедов

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Выступление на РМО62 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №9 п. Северный

Белгородского района Белгородской области»

Выступление на педагогической секции

 учителей-логопедов

«Особенности взаимодействия учителя-логопеда

и педагога-психолога ДОУ в коррекционной работе

с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Учитель-логопед:

Симонова О.В.

2014 г.


Психолого-педагогическое обследование детей с ограниченными возможностями здоровья (речевыми нарушениями) выявляет у многих из них характерные недостатки в развитии познавательной сферы, обусловленные речевым дефектом и низкой умственной и физической работоспособностью. Наблюдается нарушение внимания, памяти, гиперактивное поведение. Кроме психических процессов у детей данной категории часто страдает эмоционально-волевая сфера, т.е. воспитанники осознают свои недостатки, что приводит к дефициту речевого общения, что способствует появлению аффективных реакций на исполнение словесных инструкций или невозможность высказать свое пожелание, повышенная обидчивость и ранимость.

Результативность всего коррекционно-образовательного процесса достигается координацией работы психологической и логопедической службы с педагогами учреждения, детьми и их родителями.
Поэтому идея сопровождения ребенка с ОВЗ реализуется через сотрудничество  «Воспитатель – Логопед - Родитель - Психолог».

Цель совместной работы: тесное взаимодействие учителя-логопеда и психолога в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка.

Задачи:

  1. Создать модель коррекционно-развивающей деятельности психолога и логопеда;
  2. Обозначить основные направления взаимодействия коррекционно-развивающей деятельности специалистов;
  3. Разработать систему работы и формы взаимодействия логопеда и психолога в условиях дошкольной образовательной среды, обуславливающие повышение уровня профессиональной компетентности специалистов и овладение интегрированными способами развития личности ребенка и коррекции речевых нарушений.

Принципы взаимодействия:

- Системность
- Комплексность
- Соответствие возрастным индивидуальным   возможностям
- Адекватность требований и нагрузок
- Постепенность и системность
- Индивидуализация темпа работ

Задачи работы учителя-логопеда

  • Обследование воспитанников и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи.
  • Изучение уровня речевого, познавательного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым из них.
  • Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно-речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами.
  • Оценка результатов помощи детям и определение степени их речевой готовности к школьному обучению.
  • Формирование у педагогического коллектива информационной готовности к логопедической работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды .
  • Развитие мелкой моторики.
  • Развитие слухового внимания и фонематического слуха.
  • Обогащение словарного запаса .

Задачи работы педагога-психолога

  • Создание среды психологической поддержки детям с ОВЗ.
  • Развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки.
  • Совершенствование мелкой моторики.
  • Развитие слухового внимания и фонематического слуха.
  • Развитие зрительно-моторной координации.
  • Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств.
  • Активизация отработанной лексики.
  • Снятие тревожности у детей при негативном настрое на учебный процесс.
  • Обеспечение психологической готовности к школьному обучению.
  • Повышение психологической культуры родителей и педагогов.

Основные этапы взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога

Этап

Основное содержание

Результат

Организационный

(сентябрь - октябрь)

Психолого – педагогическая и логопедическая диагностика детей с ОВЗ.

Заполнение индивидуальных карт развития ребенка.

Организация и проведение психолого – медико – педагогического консилиумов.

Информирование о результатах диагностики, настрой родителей и педагогов на эффективную коррекционную работу с детьми.

Создание индивидуальных коррекционных программ помощи ребенку с  ОВЗ.

Разработка программ групповой (подгрупповой) работы с детьми.

Проектирование взаимодействия специалистов ДОУ и родителей.

Основной

(ноябрь - февраль)

Решение задач, заложенных в индивидуальных и групповых коррекционных программах. Проведение интегрированных занятий два раза в месяц.

Осуществление логопедического и психологического мониторинга.

Создание и реализация проектной деятельности.

Психолого-педагогическое просвещение родителей.

Устранение у детей отклонений в речевом и психологическом развитии.

Повышение компетентности у родителей и педагогов по вопросам речевого и психологического развития детей.

Заключительный

    (март - май)

Оценка результативности коррекционной работы с детьми.

Корректировка индивидуальных и групповых программ.

Отчет по проделанной работе.

Проектирование коррекционно-развивающей программы для детей подготовительной к школе группы.

Совместные направления  и формы работы представлены на слайдах.

Одной из форм совместной работы являются  интегрированные занятия. Интегрированное построение занятий дает возможность детям реализовать свои творческие возможности, развить коммуникативные умения, познавательную активность.

Задачи интегрированного занятия:

Дидактические

Коррекционные

Воспитательные

 Обогащать, уточнять и активизировать языковые навыки воспитанников с ОНР; закреплять, уточнять и обогащать знания по теме (в соответствии с календарно-тематическим планированием интегрированного занятия); учить ребенка применять языковые средства (вербальные и невербальные) в различных видах деятельности.

Закреплять навыки правильного звукопроизношения; грамматического структурирования высказывания; преодолевать нарушения темпо-ритмической стороны речи и движений; преодолевать нарушения просодической стороны речи; преодолевать нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения; развивать высшие психические функции.

Вызывать желание вступать в контакт с окружающими; воспитывать умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника; воспитывать гуманистическое, толерантное отношение к сверстникам, товарищам; воспитывать умения взаимодействовать в команде.

Мониторинг  результатов деятельности

Аналитическая деятельность позволяет нам отследить эффективность коррекционно-развивающей работы при тесном сотрудничестве логопеда и психолога, т. е. выделить все возможные положительные и отрицательные стороны этой деятельности, так же отследить динамику развития ребенка. Предполагается разработка критериев динамики развития ребенка, с учетом выделенных факторов риска и выделить основные критерии эффективности коррекционно-развивающей работы.

Результативность

Взаимодействие психолога и логопеда способствует эффективным, качественным изменениям в речевом развитии детей, профессиональной подготовке педагогов, росту компетентности родителей в области коррекционной педагогики. В процессе коррекционно-развивающей деятельности необходима своевременная ранняя поддержка ребенка педагогами и родителями, которая позволяет предупредить многие проблемы и вовремя откорректировать их с наименьшими затратами сил.

Cовременные тенденции модернизации образования диктуют необходимость всесторонней и тщательной проработки организационно-содержательных аспектов психолого-логопедической помощи детям. Традиционная образовательная деятельность необходима, но она основывается на тренировочных упражнениях, которые быстро утомляют воспитанников, особенно тех у которых нарушена не только звуковая, но и смысловая сторона речи. У таких детей часто наблюдается неумение слушать и слышать, согласовывать свои действия с действиями других, отсутствие самоконтроля, отмечаются проблемы, связанные с наличием вторичных отклонений в развитии психических процессов. Изучив научно-методическую литературу, оценив острую потребность современной практики, мы увидели актуальность интегрированного подхода в деятельности педагога-психолога и учителя-логопеда. Комплексный и системный подход к решению проблем, связанных с речевыми нарушениями у детей является основой для взаимодействия данных специалистов. Психологическая образовательная деятельность с детьми представляет собой особую форму работы вне расписания непосредственно образовательной деятельности, поэтому согласно инструктивно-методическому  письму  Министерства образования РФ от 14.03 2000г. №65/23-16 проведение интегрированной образовательной деятельности наиболее целесообразно. Интегрированная образовательная деятельность позволяет решить многие задачи развития детей, не превышая допустимой образовательной нагрузки. Исходя из вышеизложенных положений, мы апробировали комплексную  коррекционно-развивающую психолого-логопедическую программу для детей 3 – 6 лет   «Играй,  слушай,  познавай!».

Программа «Играй, слушай, познавай!» разработана педагогом-психологом Л.Д.Постоевой  и учителем-логопедом Л.А. Мартыненко, вошла в сборник программ победителей II Всероссийского конкурса психолого-педагогических программ “Новые технологии для “Новой школы” и рекомендована Федерацией психологов образования России к применению в дошкольных образовательных учреждениях.

Цель программы:

Оказание комплексной психолого-логопедической помощи, направленной на коррекцию речи и эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста с использованием сенсорного оборудования.

Задачи:

  1. Развитие познавательных и психических процессов у детей – восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения;
  2. Коррекция звуковой, смысловой стороны речи, развитие связной речи у детей, имеющих речевые нарушения;
  3. Достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции детей;
  4. Развитие коммуникативных навыков и умений у дошкольников;
  5. Развитие тонкой, артикуляционной моторики и общей координации движений у воспитанников.  

Структура программы:

I часть

«Вместе весело играем!» для детей 3 лет

«Разноцветные рассказы» для детей 4 лет

II часть

«Город Цветов» для детей 5 лет

«Грамотейкины рассуждения» для детей 6 лет

«Говорулькины истории» для детей 6 лет

Алгоритм занятий:

Приветствие: Одинаковое начало, своеобразный ритуал. Это позволяет детям настроиться на совместную деятельность.

Основная часть: Предложенные в этой части игры и упражнения позволяют сконцентрировать внимание каждого ребёнка, дают возможность раскрыться его внутреннему потенциалу, испытать удовольствие и пережить наслаждение от себя хорошего, умного, доброго, подарить ему радость познания.

Прощание: Ритуалы окончания занятий. Мониторинг эмоционального состояния детей.

Основные игры и упражнения курсов программы:

  1. Встречи с игрушками, движения под музыку, пальчиковые игры,

артикуляционные разминки, релаксации, знакомство с пиктограммами.

  1. Собирание картинок, знакомство с цветными рассказами, движения под детские песни, изготовление и работа с символами, работа с базовыми эмоциями.
  2. Работа с фотографиями, «прогулки», «танцы цветов», работа со звуками и словами, рисование на песке, визуальные релаксации
  3. Встречи с мимической куклой, знакомство с пословицами, словарная работа, графические упражнения, тени на стене, дикционные упражнения, творческие задания, релаксации.
  4. Путешествия с Говорулькой, речевые игры, знакомство с историями, фонетический анализ и синтез слов, коммуникативные игры, словесно-образные упражнения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья как одно из условий реализации ФГОС ДО

        В настоящее время дошкольное образование невозможно представить без коррекционной работы, педагогам все чаще приходится сталкиваться с проблемой нарушения речевого р...

Коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Статья содержит описание основных направлений логопедической работы с детьми с нарушением слуха, зрения, речи, ЗПР, ДЦП, умственной отсталостью....

"Использование бисероплетения в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья"

Сборник материалов восьмой Всеросийской научно-практической конференции, 2014 год ...

Инновационные методы в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В статье проводится обзор новых инновационных методов коррекционной работы с детьми дошкольного и школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. А именно: метод Томатис, программа мозжечко...

Применение технологий интерактивного комплекса с коррекционно-логопедической направленностью «MAG-02» и интерактивного педагогического портала Мерсибо в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В статье рассмотрен опыт применения домашних заданий на платформе интерактивного педагогического портала Мерсибо для детей с ОВЗ, находящихся на дистанционномс обучении....