Коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья как одно из условий реализации ФГОС ДО
методическая разработка на тему

          В настоящее время дошкольное образование невозможно представить без коррекционной работы, педагогам все чаще приходится сталкиваться с проблемой нарушения речевого развития у дошкольников, а значит, требуется своевременная организация коррекционной помощи. При этом здоровье детей (физическое, психическое, нравственное)- это самая актуальная проблема дошкольного образования в России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korrektsionnaya_rabota.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья как одно из условий реализации ФГОС ДО

          В настоящее время дошкольное образование невозможно представить без коррекционной работы, педагогам все чаще приходится сталкиваться с проблемой нарушения речевого развития у дошкольников, а значит, требуется своевременная организация коррекционной помощи. При этом здоровье детей (физическое, психическое, нравственное)- это самая актуальная проблема дошкольного образования в России. 

В данное время происходит переосмысление и продуманность коррекционной программы с учетом новых федеральных государственных образовательных стандартов. Успех коррекционной - развивающей работы дошкольного образовательного учреждения  определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации учебно-воспитательного процесса и деятельности детей. А именно, создание творческого союза педагогов, объединенных общими целями, построенного на основе комплексной диагностики, организацию коррекционно-образовательной среды, стимулирующей развитие ребенка.

 Отмечается определенная динамика в общей структуре инвалидности: стремительно увеличивается число детей с  ограниченными возможностями здоровья. Чтобы повысить энергетический запас детского организма, направить его на положительное развитие, адаптировать психику детей к жизни в современном обществе, возникла необходимость дополнить существующие программы инновационными технологиями и методиками.  

   Поэтому основной целью нашей работы  стало использование здоровьесберегающих технологий с целью сохранения и укрепления психического и физического здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья.

 Дошкольный возраст - самый благоприятный период для развития навыков речевого общения детей. В отличие от детей с нормальным развитием  речи, у детей с речевыми дефектами снижена способность к модуляции голоса, имеют место нарушения музыкального слуха, темпа речи и чувства ритма, отмечается излишнее повышение мышечного тонуса при движениях, слабо развит артикуляционный аппарат, снижено слуховое внимание. Поэтому в комплексной работе по коррекции данных нарушений в нашем образовательном учреждении существенное место занимает - логоритмика, как одна из форм своеобразной активной терапии и одно из средств воздействия в комплексе методик.

 Цель логоритмики: коррекция и профилактика имеющихся отклонений в развитии ребёнка-дошкольника посредством музыкально-ритмических  упражнений в сопровождении речи.

Особенности логоритмики:

- в двигательные задания включается речевой материал;

- музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом;

- важное место отводится упражнениям на нормализацию мышечного тонуса.

Основными задачами коррекционной работы являются:

  • развитие слухового внимания;
  • развитие музыкального, тембрового, динамического, фонематического слуха;
  • развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики;
  • развитие пространственной организации движений, воспитание выразительности и грации движений;
  • воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;
  • формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации;
  • развитие физиологического и фонационного дыхания;
  • развитие певческого диапазона голоса, чувства ритма;
  • воспитание умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями;
  • развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков; воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;
  • формирование и закрепление опыта деятельности правильного употребления звуков в различных формах и видах речи.

         Занятия с использованием логоритмики проводится совместно инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем, логопедом, воспитателем в группах детей старшего дошкольного возраста.

Продолжительность деятельности  зависит от возраста детей и этапа логопедической коррекции. Содержание деятельности соответствует комплексно-тематическому планированию, задачам логопедической коррекции в конкретной возрастной группе, а также с программными требованиями по музыкальному и физическому воспитанию, причём материал  не выучивается заранее, упражнения могут выполняться по подражанию. Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение музыкотерапевтических произведений, а инструктор по физической культуре – упражнений на координацию речи с движением.

Мы предлагаем следующий алгоритм проведения логоритмической деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий (виды деятельности варьируются в зависимости от календарно-тематического планирования и настроя детей).

Вводная ходьба. Заключается в выполнении легких заданий, с соблюдением четкости линий построения, точного сочетания движений с началом и концом музыки. Используются различные виды ходьбы, бега в игровой форме.

 Музыкально-ритмические упражнения включают в себя упражнения для развития переключаемости, объема и распределения внимания (игры «Запрещенное движение», «Передай флажок и бубен» и т. п.); упражнения на чередование напряжения и расслабления мышц, имитационные движения («Полоскание платочков», «Самолеты летят» и т.п.); движения под музыку, построения, упражнения с предметами, этюды и пляски, отхлопывание, отстукивание ритмов, упражнения на восприятие ритмов (ритмические игры «Лягушки» (прыжки под удары бубна то медленно, то быстро), «Курочки» (прохлопывание ритмического рисунка стихотворения); упражнения с предметами, пляски, импровизации, упражнения на координацию речи.

Для восприятия музыки подбираются разнообразные по характеру музыкальные произведения с учетом их эмоционального воздействия и возможностей решения коррекционных программных задач.

Упражнения, направленные на развитие дыхания, голоса, проводятся в соответствии с этапами и задачами логопедической работы. Интенсивнее – в начале года, к середине и концу их количество сокращается (произнесение звукоряда из гласных, пение вокализов, произнесение междометий, выражающих эмоции человека: «Ах!», «Ох!», и т.п.)

Для пения вначале берутся песни с короткими предложениями, а позднее с длинными, в медленном и среднем темпе. Обязательно учитываются содержание и диапазон мелодии.

Упражнения для развития мелких движений пальцев рук. Подбираются игровые упражнения на развитие ловкости, точности, переключаемости, координации, силы тонких движений, формирования опыта выполнения действий с мелкими предметами (упражнения для развития мелкой моторики с речевым сопровождением или без него в соответствии с календарно-тематическим планированием).

 Упражнения для развития артикуляционной моторики и мимических движений. Применяются общепринятые артикуляционные упражнения.  

В логоритмические занятия включаются любимые всеми детьми игры (игры на месте, малоподвижные и подвижные, сюжетные, несюжетные, игры-драматизации). Музыка в играх не всегда обязательна, но речевой материал вводить рекомендуется (речевая игра «Лиса и заяц», «Вокруг домика хожу», «Птицы в гнездах», хоровод «Три веселых братца», танец-игра «Вороны»).

В Творческом  музицировании мы используем беззвучные и звучащие музыкальные игрушки. Большой популярностью пользуется оркестр шумовых инструментов, его значимость в том, что он включает в работу слуховой, зрительный, кинестетический анализаторы, развивает чувство ритма, мелкую моторику рук. Заключительные упражнения. Проводим в различной форме: ходьба под марш спокойного характера, слушание музыки для доведения до минимума физической и психической нагрузки детей.

При проведении логоритмической деятельности мы предлагаем учитывать ряд особенностей:

  • формирование умений ребенка выполнять движения с музыкой должно носить характер игры;
  • в работе с детьми хорошо использовать разнообразные пособия и игрушки, действия с которыми интересны детям;
  • каждая встреча с детьми должна заключать в себе что-то новое, чтобы не иссякал интерес детей, не утомлялось их внимание;
  • необходимо внимательное отношение к каждому ребенку, знание его темперамента, душевного мира, потребностей детского возраста;
  • общение с детьми должно проходить в атмосфере радости, и это самое главное, так как радость - могущественное и наиболее благотворное воздействие на ребенка.

Вывод Применение приемов логоритмики способствует улучшению общего эмоционального состояния детей, улучшению исполнения качества движений: выразительности, координации, ритмичности, плавности, координации и развитию ощущений, восприятий, представлений. Стимуляции речевой функции, нормализации просодической стороны речи, (темп, тембр, ритм, выразительность интонации). Речь детей стала более выразительной и эмоциональной, словарный запас увеличился, а главное они не чувствуют внутреннего, психологического дискомфорта по причине какого- либо речевого недостатка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Статья содержит описание основных направлений логопедической работы с детьми с нарушением слуха, зрения, речи, ЗПР, ДЦП, умственной отсталостью....

"Использование бисероплетения в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья"

Сборник материалов восьмой Всеросийской научно-практической конференции, 2014 год ...

Инновационные методы в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В статье проводится обзор новых инновационных методов коррекционной работы с детьми дошкольного и школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. А именно: метод Томатис, программа мозжечко...

Применение технологий интерактивного комплекса с коррекционно-логопедической направленностью «MAG-02» и интерактивного педагогического портала Мерсибо в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В статье рассмотрен опыт применения домашних заданий на платформе интерактивного педагогического портала Мерсибо для детей с ОВЗ, находящихся на дистанционномс обучении....