проект "индивидуальной программы речевого развития ребенка"
проект по логопедии (старшая группа) на тему

Фахрутдинова Лилия Гайсовна

примерная программа речевого развития ребенка с целью- помошь логопеду в работе по устранению речевой патологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon liliya_gaysovna_cherez_pochtu_1.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГАОУ ДПО ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №355 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА С ТАТАРСКИМ ЯЗЫКОМ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ» МОСКОВСКОГО РАЙОНАг. КАЗАНИ.

ПРОЕКТ «ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА»

Выполнила:

Фахрутдинова Лилия Гайсовна Воспитатель 1 категории

г.КАЗАНЬ 2010 г.

В современной логопедии прочно утвердился принцип, что устранять дефекты речи у детей необходимо в дошкольном возрасте. Многие речевые аномалии, если их своевременно не исправить, могут стать причиной неуспеваемости ребенка в школе. Вот почему коррекцию нарушений речи в дошколыный период лложно считать особо значимой проблеллой специальной педагогики. Как показывает практика, в дошкольном возрасте речевые нарушения легче и быстрее преодолеваются, а это в свою очередьсоздаетусловия для полноценного речевого и психического развития подрастающего человека

Решить речевые проблемы детей можно только при грамотной работе воспитателя логопедических групп под руководством логопеда. Воспитатель дошкольного учреждения для детей с нарушениями речи помимо общеобразовательных задач выполняет и ряд коррекционных, направленных на устранение сенсорной, волевой, интеллектуальной недостаточности, обусловленной особенностями речевого дефекта. Таким, образом, создается благоприятная основа для эффективного развития компенсаторных возможностей ребенка, что в итоге способствует овладению речью.

Необходимость своевременного решения таких проблем, как компенсация речевых дефектов, социальная адаптация детей, определяется тем, что дети с речевыми проблемами должны овладеть всеми видами деятельности, которые предусмотрены программой массового детского сада , чтобы пойти в школу подготовленными к учебной деятельности.

Основные задочи воспитателя в облости развития речи состоят в следующем:

  • Расширение    и    активация    речевого    запаса    детей    на    основе
    расширения представлений об окружающем;
  • Развитие  способности   использовать  имеющиеся   навыки   связной
    речи в различных ситуациях общения;
  • Автоматизация в свободной самостоятельной речи детей навыков

правильного произношения звуков,  грамматического оформления речи в соответствии с программой логопедических занятий.

В некоторых случаях коррекционно-речевая работа воспитателя предшествует логопедическими занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений, в других - воспитатель сосредотачивает свои усилия на закреплении уже достигнутых детьми результатов.

В задачу воспитателя также входит повседневный контроль над речевой деятельностью детей на каждом этапе коррекционного процесса: он следит за речевой активностью, правильным использованием поставленных звуков, отработанных грамматических форм и т.п.; в случае необходимости тактично исправляет речь ребенка. Речь воспитателя должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной.

Формирование интереса к занятиям по развитию речи имеет особое значение: оно содействует и успешному развитию ребенка в целом, и преодолению речевых недостатков, и закреплению достигнутых результатов.

Одним из важных звеньев взаимосвязи в работе логопеда и воспитателя является определение логопедом и воспитателем коррекционного содержания работы. Воспитатель присутствует на фронтальных занятиях логопеда: некоторые их элементы включаются в работу, которую воспитатель проводит в вечернее время; кроме того, воспитатель помогает логопеду проводить речевые игры с детьми во время занятия, а также следит за дисциплиной.

Фронтальные занятия логопеда должны носить интегрированный характер: отрабатываемый на них звук так или иначе в течение недели включается в используемый воспитателем на занятиях материал.

Для исправления речевых недостатков не менее значимы занятия
воспитателя в вечернее время по заданию логопеда. Впервые два месяца
коррекционно-учебного        процесса        воспитатель        организует


преимущественно подгрупповые фронтальные занятия с детьми: в это время еще нет "материала" для работы по коррекции звука произношения (звуки еще не поставлены логопедом). Преимущественное внимание уделяется работе по развитию моторики артикуляционного аппарата, развитию моторики рук, а также накоплению лексических средств языка.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Целью моего проекта является: помощь логопеду в работе по устранению речевой патологии, всестороннего воспитания и подготовка ребенка к школе.

Основные задачи воспитателя в области развития речи, на данном этапе, состоят в следующем:

  • Развитие и понимание восприятия речи
  • развитие общей и мелкой моторики
  • подготовка к работе над звукопроизношением
  • обогащение словаря.

Для составления проекта индивидуальной программы речевого развития речи я взяла ребенка из своей групп: Зиганшина Руслана Альбертовича 23.08.2005 года рождения.

При первичном обследовании выявились следующие проблемы:
понимание речи - предикативный уровень; связная речь - простая фраза;
грамматический строй        грубые аграматизмы, согласовывает

существительные + числительные; восприятие звука - грубо нарушена; словарный запас - ограничен бытовой тематикой, слоговая структура нарушена, простейшие обобщения- с помощью; состояние интеллекта в норме (из заключения и рекомендации ПМПК) Протокол №3 от 17.02.2010 ОНРЗУРОВНЯ.

У   детей   с   ОНР   всегда   отмечаются:   нарушения   звукопроизношения, недоразвитие    фонематического    слуха,    выраженное        отставание    в


формировании споварного запаса и грамматического строя речи. Совокупность перечислимых нарушении служит серьезным препятствием в овладении программой детского сада общего типа, в дальнейшем и программой общеобразовательной школы.

На основании выше перечисленного Зиганшин Руслан принят в логопедическую группу, где и будет проходить необходимая коррекция речевого развития ребенка.

При составлении индивидуальной программы учитываются данные педагогического обследования.

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ РЕЧИ НА НАЧАЛО ГОДА

(выполняются в вечернее время и в течение дня индивидуальне и подгруппой)

1.  Артикуляционная гимнастика

•        рекомендации    родителям    при    выполнении    артикуляционной
гимнастики

•        выполнение артикуляционной гимнастики перед зеркалом
Мимические упражнения

Дыхательная гимнастика

  • сдувать ватку с кончика языка
  • играть в игру "ватный футбол"
  • дуть в колпачок, чтобы он запел
    Самомассаж

2.Развитие обшей и мелкой моторики

  • выполнение      общеразвивающих      упражнений      на      занятиях
    физической культуре (по плану преподавателя)
  • пальчиковые игры (на занятиях и в свободное время)

з.Развитие чувства ритма

•        учимся отхлопывать простые ритмы
4.Развитие фонематического слуха

•        учить слышать не речевые звуки: игры "что звучит" со звучащилли
игрушками, звучащими предметами, музыкальные инструменты(3-
5 предмета)

  • учить слышать гласные в начале слова (а,у,о)
    з.Обогащение пассивного и активного словаря
    Лексические темы:
  • Овощи и фрукты
  • Деревья
  • Осень
    ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Таким образом, выполняя работу по составленному плану, ребенок
должен научиться: выполнять артикуляционную гимнастику, слышать и
различать не речевые звуки, обогатится словарь, научится отхлопывать
простой ритм. Расширится и активизируется словарь, разовьется связная
речь, сформируются        навыки сотрудничества, взаимопонимания,

ответственность, самостоятельность.


ЛИТЕРАТУРА:

1.        Коноваленко В.В.,  КоноваленкоС.В.     Индивидуально — подгрупповая
работа по коррекции звукопроизношения.-ГНОМиД2001.

  1. Филечева Т.Б., ЧиркинаГ.В., ТумаковаТ.В. - Коррекция нарушения речи.-
    М^Просвещение^ООЗ.
  2. ЖуроваН.С, МастюковаЕ.М., ФиличеваТ.Б. - Логопедия. Е.:АРДЛТД 1998.

4.        РузинаМ.С,       АфонькинС.Ю.       Страна       пальчиковых      игр.
СПб.,КристаллД997.

  1. ПоваляеваМ.А. Справочник логопеда.- Ростов н/Д.,2001.
  2. ПоваляеваМ.А. Сказки о веселом язычке.Дидактический материал по
    логопедии.-Ростов н/Д.,2002.

7.        Коноваленко    В.В.,Коноваленко    С.В.    Индивидуально-подгрупповая
работа по коррекции звукопроизношения.-М.Д999

8.        Коноваленко     В.В.      Коррекционная     работа        воспитателя     в
подготовительной логопедической группе.- М.Д998.

9.        АлтуховаН.Г. Научитесь слышать звуки. СПб.,1999.

10.        БуденнаяТ.В. Логопедическая гимнастика.- СПб.,2001.

  1. Варенцова  Н.С.,Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у
    дошкольников.- М.,1997.
  2. Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском
    садудля детей с нарушением речи.-М.Д992.
  3. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.-СПб.Д996.

14.Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи.-М.Д983.

15.Кузнецова  Я.В.   Рабочая  тетрадь логопеда  и  воспитателя.Ростов  н/Д 2005.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Периодизация возрастов. Возрастные закономерности психомоторного и речевого развития. Сензитивные периоды и гиперсензитивные фазы речевого развития ребенка

Это статья представлена  для родителей и начинающих логопедов, так как все нарушения начинаются с  рождения. А в этой статье показана как развивается ребенок в разные периоды свой жизни.Пред...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка, имеющего затруднения в освоении основной образовательной программы (речевое развитие)

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка,  имеющего затруднения в освоении основной образовательной программы (речевое развитие)...