Сообщение из опыта работы «Речевое развитие ребенка в 1 разновозрастной группе» к педсовету № 2 "Взаимодействие семьи и ДОУ в решении проблем речевого развития дошкольников"
консультация (средняя группа)

Бирко Ольга Васильевна

Опыт работы по развитию речи  с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech.docx21.46 КБ

Предварительный просмотр:

        Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка-детский сад «Теремок»

Сообщение из опыта работы «Речевое развитие ребенка в 1 разновозрастной группе»

к  педсовету № 2  "Взаимодействие семьи и ДОУ в решении проблем речевого развития дошкольников"

                         Воспитатель: Бирко О.В.

2019

 Речь – явление социальное и служит для общения людей друг с другом.  

        Правильная речь у ребенка – это один из показателей готовности ребенка к школе. Поэтому  формирование правильной речи особенно активно начинается в возрасте 4-5 лет.

       В этом возрасте игра у детей – ведущий вид деятельности, а значит и в развитии речи  особенно эффективны игровые технологии, которые позволяют  процесс обучения сделать интересным и занимательным. Так, например, наблюдая за детьми, заметила, что их особенно  привлекает центр театрализации.  В центре театрализации у нас в открытом доступе  стоят несколько видов театров: пальчиковый,  на палочках, резиновый, кукольный, деревянный, конусный,  маски разных героев сказок.  Чтение любимых сказок, просмотр мультфильмов вызывает активное подражание любимым героям не только  интонационно, но и их движениям, повадкам.  Изображая любимых героев, дети хорошо знают, что дед и баба очень старенькие, добрые., медведь  ходит вперевалочку, косолапый, говорит грубым голосом, лиса хитрая , а волк злой. Такой процесс подражания несет в себе раскрепощение, преодолевает стеснительность, развивает коммуникативность и эмоциональную активность.

      В группе мы  ежедневно читаем сказки, заучиваем стихотворения или новые физминутки, пальчиковые игры, ( проговаривание  слов  одновременно с движениями,  делает речь более четкой, ритмичной, громкой), нравятся  скороговорки (их четкое проговаривание  развивает звуковую культуру речи),  учимся отвечать на вопросы, связанные с содержанием.

      В среднем возрасте  идет активное накопление новых слов. Так, например, у нас недавно была тема недели «Морские обитатели». Никто из детей не знал, как называется аппарат, который спускается под воду с одним или двумя людьми.  Слово  «батискаф» повторили все дружно, разбили на слоги, выявили  первый, последний звуки. И на итоговом мероприятии это слово вспомнили и назвали.

        В своей работе по развитию речи, я так же  как и вы все, использую дидактические игры:

Игры с предметами (игрушками)

Настольно-печатные игры

Словесные.

 У меня подобран материал с дидактическими  играми по возрасту , где я могу с группой, подгруппой или индивидуально  поработать с детьми.

Дидактические и речевые игры используем в совместной ОД, во вторую половину дня, в свободной деятельности детей.

 Дидактическая игра – сильный стимулятор умственной и коммуникативной деятельности детей. Она позволяет закрепить знания и навыки дошкольников, применить их на практике, приучает к самостоятельности в работе. Например, такие дидактические игры, как: «Угадай по описанию», «Подскажи словечко», «Что выросло на грядке», «Какое время года», «Чудесный мешочек» и т.д . Учимся рассуждать, беседовать.

Сейчас в группе  преобразовали  центр «Речевичок»,  вынесли  туда  знакомые дидактические игры по развитию речи  со свободным доступом «Угадай по тени», «Мама и малыш», «Кто что ест», «Где спряталась мышь?», «Профессии», карточки на классификацию, обобщение  и т.д., Эти игры в маленьких кармашках, их удобно взять, поиграть, разложить тут же.

 Есть плакатный алфавит, магнитный алфавит,  где дети  смогут напечатать односложное слово, для развития мелкой моторики  детям приготовлены прописи: «Обведи по контуру», «Рисуем по клеточкам», «Прописи для малышей», «Штриховка»,   «Рисуем по точкам», графомоторные дорожки из разных материалов: круп, тканей, поролона, пуговиц…

Несколько пособий на развитие дыхания: «Горячий чай», «Клоун», «Фрукты обжорки», Бабочка на листике», «Снежинка  и рукавица», мыльные пузыри», 1,2.3 – перышко лети», картинки-карточки  артикуляционной гимнастики с зеркалами,  звуковые книги и т.д.  А еще мы в центр «Речевичок» поселили куклу-помощницу «Мальвину», которая будет помогать воспитателю и  детям вести диалог,  будет учить правильно говорить.

Центр «Речевичок» находится рядом с центром театрализации, и центром книги.

Не зря говорят :  «Ум на кончиках пальцев». Развитие мелкой моторики способствует развитию речи у ребенка.  Поэтому,  в группе широко используются центр творчества и центр песка, центр природы,  сенсорики, конструирования

В центре природы с помощью природного материала (шишек, гороха, бобов делаем массаж пальцев и кистей рук;

Перебираем и сортируем крупы (горох, фасоль)

В центре творчества в вечернее время рисуем на манке, лепим из пластилина и соленого теста, работаем с красками  

В центре песка и воды:

Игры с песком

Очень любят играть с песком, когда в  песке спрятаны бусины (мелкие пуговицы, игрушки и т. п.).

     В центре сенсорики у нас мозаика, бусины, кубы- развивайки,  для мозаики  приготовлены  образцы, по которым дети самостоятельно работают

   Так же и в центре конструирования у нас на все виды  конструктора имеются образцы.

    Особую роль в развитии речи играют  у нас сюжетно-ролевые игры. Дети начинают объединяться по 3-4 человека, начинают развивать свой сюжет, идет объединение нескольких профессий в одной игре. А чтобы взаимодействовать друг с другом, нужно вести диалог. В процессе игры дети дублируют действия своих родителей, манеру разговора, формируется бытовая речь.  

      Речевые навыки  закрепляются во всех режимных моментах: в процессе самообслуживания, когда одеваются и раздеваются, во время дежурства, наблюдения.

И в заключении хочу сказать, что речевое развитие ребенка напрямую зависит от правильно организованного педагогического процесса,  игровых технологий и развивающей предметно-пространственной среды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Семейное воспитание. Взаимодействие семьи и детского сада в воспитании и развитии ребенка».

     Семейное воспитание общее название  процессов  воздействия на детей   со стороны  родителей и  других членов семьи   с целью  до...

Сообщение из опыта работы : "Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе"

Сообщение из опыта работы: " Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе"...

Выступление из опыта работы на региональном семинаре-практикуме по проблеме "Социальное партнерство семьи и ДОУ как условие социо-культурного развития личности ребенка в условиях реализации ФГОС" на базе МБДОУ д/с №18 г.Альметьевск, апрель 2017 г.

В данном докладе представлен опыт работы воспитателя школы-интерната для детей с ОВЗ Гимадиевой Г.З. по взаимодействию с родителями и установлению с ними партнерских отношений в условиях реализации ФГ...

«Родительское объединение, как эффективная форма партнерства с родителями в воспитании нравственно – патриотических качеств дошкольников старшего возраста» сообщение из опыта работы на городском методическом объединении воспитателей групп старшего возр

laquo;Родительское объединение, как эффективная форма партнерства с родителями в воспитании нравственно – патриотических качеств дошкольников старшего возраста»сообщение из опыта ра...

Сообщение из опыта работы на тему «Наставничество в разновозрастной группе детского сада в формате «ребёнок -ребёнок»»

Современное общество нуждается в активной, адаптивной, творческой личности, способной установить бесконфликтное общение. Именно поэтому в Федеральном Государственном  Образовательном стандарте вы...