Опыт работы «Артикуляционная гимнастика как эффективное средство устранения речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР»
учебно-методическое пособие по логопедии (средняя группа) на тему

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл srednyaya_gruppa_logogimn.docx80.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» «Улыбка»

ОПЫТ РАБОТЫ

«Артикуляционная гимнастика как эффективное средство устранения речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР»

Учитель-логопед: Гурьева Л.И.

п.г.т. Малиновский

2013г.

     Логопедическая  гимнастика к теме «Мебель».

1.Упражнение для развития плавного выдоха «Пузырь».

Дети, взявшись за руки, образовали круг. Со словами:

Раздувайся пузырь, раздувайся большой, оставайся такой да не лопайся -отходят назад, делая круг шире. Лопнул! – двигаются в центр  круга со звуком «ФФФФФ!».

2.Упражнение на развитие мимической мускулатуры.

 Игра «Нахмурились- улыбнулись».

3.Массаж биологически активных точек лица «Шкаф».

Шкаф дремучий, шкаф из дуба – гладим лоб кончиками пальцев по направлению к вискам.

В нем костюмы, платья, шубы – указательный и средний пальцы «вилочкой», массаж точек за ушами.

В нем еноты, лисы, волки – массаж уголков губ по направлению к ушам.

И весь день в шкафу темно – круговыми движениями массируем кончиками пальцев щеки.

Как в лесу или в кино – трем ладонь о ладонь и прикладываем ладони к щекам.

4.Упражнения для развития язычка.

Непослушный язычок,

Котенок лакает молочко

Часики идут

5.Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире».

 Раз – два – три – четыре  много мебели в квартире - сжимают и разжимают кулачки

В шкаф повесим мы рубашку - загибают пальцы, начиная с большого пальца

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,  

 Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом посидели за столом – хлопают в ладоши и попеременно стучат кулачками друг о друга

Чай с вареньем дружно пили,

 много мебели в квартире! – хлопают в ладоши

6.Подвижная игра «Подарки».

Один ребенок стоит в  центре круга, а остальные ходят по кругу, взявшись за руки, и произносят слова.

Привезли мы вам подарки

Кто захочет, тот возьмет.

Вот вам кукла с лентой яркой,

Конь, волчок  и самолет.

Ребенок, называет предмет и все выполняют действия (конь - бегут по кругу, кукла – танцуют и т.д)  .

  Логопедическая  гимнастика к теме «Посуда».

1.Упражнение на развитие плавного, длительного выдоха    «Подуй на горячий чай».

 Ладони ковшиков. Вдох носом и выдох через рот, губы трубочкой. Повторить 3-4раза

2.Упражнение для щек «Конфетка».

Поочередно надуваем то одну щеку, то другую.

3. Массаж биологически активных точек лица «Антошка».

Посуду моет наш Антошка – круговыми движениями массируют щеки.

Моет вилку, чашку, ложку – кулачками массируют крылья носа.

Вымыл блюдце и стакан – массируют мочки ушей указательным и большим пальцами.

И закрыл покрепче кран – гладят лоб движение справа – налево.

4.Упражнение для язычка.

Непослушный язычок;  Кошечка; Маляры.

5.Пальчиковая гимнастика «Помощники».

Раз- два- три- четыре - ударяют кулачками друг о друга

Мы посуду перемыли - одна ладонь скользит по другой руке

Чайник, чашку, ковшик, ложку и большую поварешку -

загибают пальцы, начиная с большого пальца

Мы посуду перемыли - одна ладонь скользит по другой

Только чашку мы разбили.

6.Подвижная игра: «Федорино горе».

И они побежали лесочком – бегут по кругу

Поскакали по пням и по кочкам – скачут

А бедная баба одна – останавливаются

И плачет и плачет одна – закрывают лицо руками.

Села бы баба за стол – приседают

Да стол за ворота ушел – идут по кругу.

Ой, горе, Федоре, горе! – останавливаются, качают головой.

Логопедическая  гимнастика  к теме «Новогодний праздник».

                 

1.Упражнение для  развития  дыхания  « Погреем ручки».

 

Вдох через нос, короткий  выдох, на сложенные лодочкой руки, со звуком «Х»

Повторить 3-4 раза.

2.Массаж биологически активных точек  «Наступили холода»

   Да-да-да – наступили холода  - потереть ладони друг о друга

   Да-да-да – превратилась в лед вода – погладить шею сверху вниз.

   Д-ду -ду – поскользнулись мы  на льду – указательным пальцем массируем

   Ду -ду-ду я на лыжах иду – растереть ладонями уши

   Ды –ды -ды – на снегу есть следы – растирать ребром ладоней лоб.

   Ди - ди - ди – ну, заяц, погоди! – хлопки в ладоши.

3.Упражнения для  развития язычка.

     Лопатка (возьмем лопатку, пойдем убирать снег)

     Подуй на свечку (язык лежит на нижней губе)

     Качели.

4.Пальчиковая гимнастика «Елочка».

    Перед нами елочка – ладошки сложить вместе, руки согнуты в локтях

    Шишечки, иголочки – сжатые  кулачки, иголочки - растопыренные   пальцы

    Шарики, фонарики – ладошки -полуковшиком  смотрят вверх, тоже                        

                                       только смотрят ладошки  вниз.

    Зайчики и свечки – показывают зайчиков, свечки - сложенные ладошки..

                                      пальцы в сторону.

5. Подвижная игра «Снежная баба».

 Громко   звенит бубен, дети бегают по комнате,

 Играет дудочка, встали, поставив руки на пояс (снежная баба сторожит дом)

Бубен звучит тихо, баба отдыхает (складывают ладошки под щёку)

   Логопедическая  гимнастика к теме «Зима».

1.Упражнение на развитие дыхания «Снежинки».

Вдох – продолжительный выдох. Сдуваем снежинку с ладошки, с плеча, с груди. Повторить 3-4 раза.

2.Упражнение на развитие мимической мускулатуры лица. «Поссорились - помирились».

Нахмурили брови, улыбнулись.

3. Массаж биологически активных точек «Ручки растираем».

Ручки растираем - потираем  ладошка о ладошку

И  разогреваем – хлопки в ладоши

И  лицо теплом своим нежно согреваем – гладим ладонями  лицо сверху - вниз                                    

Грабельки сгребают все плохие мысли – поглаживаем  граблеобразными движениями лоб от середины  к  вискам.

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро – ладони накладываем на уши, движения  вверх - вниз по ушам.

4. Упражнения для  развития язычка

     Лопатка;      Непослушный язычок;    Горка;      

5. Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять».                                                                           Раз, два, три, четыре, пять - загибают пальчики, начиная с большого пальца                                                              Мы во двор пошли гулять - «идут» указательным и средним пальчиками   по

вытянутой руке.

Бабу снежную лепили – сложив ладони лодочкой «лепят».                                                                                                         Птичек крошками кормили –пальцы щепотью, перебирают ими (крошат)                                                         С горки мы потом катались -  ведут  указательным  пальцем  правой руки

 по ладони  левой руки; меняют руку.                                                                                                                                                                                                                                        А еще в снегу валялись -  поворачивают ладошки, как «фонарики».                                                                                   Все в снегу домой пришли -  отряхивают ладошки.                                                                          Съели суп, и спать легли  - движения воображаемой ложкой; руки под щеку

5. Подвижная игра «Как на горке снег, снег»  

                                                                                                                                         Как  на горке  снег, снег -   встаем на  носочки,  руки вверх,
И  под горкой  снег, снег -  приседаем,
И на  елке  снег, снег  -  встаем, руки  в стороны,
И  под  елкой  снег, снег -  обхватываем себя руками.
А под снегом спит медведь – пальчик  к губам
Тише, тише, не шуметь  - шепотом, поворачиваясь в разные стороны.

 

Логопедическая гимнастика к теме «Домашние птицы».

1.Упражнение для развития дыхания «Петушок поет».

Вдох и  на продолжительном  выдохе поем «Ку-ка-ре-ку».

2.Упражнение для развития щек «Конфетка».

Поочередно надуваем щеки.

3.Массаж биологически активных точек лица «Курочки и петушок».

Наседка нередко ругала цыплят – круговыми движениями поглаживают

                                                           щеки.  

Кто мало клюет, тот плохо растет – кончиками пальцев по всему лицу

                                                                «клюют».

Кто мало клюет, тот плохо растет – растирают ушки вверх-вниз.

Кто  плохо растет, того заклюют – кончиками пальцев «клюют» по всему

                                                                лицу.

4. Упражнения для  развития язычка.

Подуй на чай – широкий язычок на нижней губе, подуть на кончик языка

Ой, как вкусно! – рот открыт, широким язычком облизать   верхнюю губу

                                                 снизу вверх.

 Горка.

 

4.Пальчиковая гимнастика «Вышел Петя погулять».

 Раз –два -три-четыре-пять – загибаем пальцы на обеих руках, начиная

                                                     с    большого

 Вышел Петя погулять – стучим кулачок о кулачок.

 Вышел Петя погулять – разгибаем пальчики, начиная с  мизинца

 Наши пальчики считать – хлопки в ладоши.

5. Подвижная игра «Домашние птицы».

  Наши уточки с утра – Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

       Идут вперевалочку, как утки

  Наши гуси у пруда - Га-га-га! Га-га-га!

     Идут, вытянув шеи, руки назад

 Наши курочки в окно – Ко - ко-ко! Ко-ко-ко!

 Останавливаются, бьют «крыльями»  по бокам.

 А как Петя-петушок раным-рано по утру нам споет : «Ку-ка-ре-ку!»Встают спиной в круг, поднимаются на носочки, отводят руки назад. 

       Логопедическая гимнастика к теме «Обувь».

1.Упражнение для развития воздушной струи «Надуем шарик».

Глубокий вдох через нос и продолжительный выдох через рот. На каждый выдох разводим руки в стороны шире и шире. 3-4 раза.

2.Упражнение для щек «Поправились, похудели».

Надули щеки -  потолстели, втянули – похудели. Повторить 4-5 раз.

3.Массаж биологически активных точек  лица «Валенки».

Валенки, валенки, невелички, маленьки – поглаживаем лоб от середины к

                                                                         ушам.

На резвые ноженьки для нашего Сереженьки – массируем крылья носа кулачками

Ноженьки пляшут, а рученьки – машут – постукиваем кончиками пальцев по

                                                                        щекам

Валенки новеньки, Сережа  чернобровенький – легкими движениями.                                                                                                            

                                                                                   поглаживаем брови.

4.Упражнения для развития пальцев рук «Наша обувь».

Посчитаем в первый раз – хлопки в ладоши

Сколько обуви у нас – удары кулачком о кулачок.

Туфли, тапочки, сапожки – загибаем пальцы рук, начиная с большого пальца

Для Наташи и Сережки

Да еще ботинки для  нашей  Валентинки – хлопаем по ногам ладонями

А вот эти валенки

Для малышки  Галеньки -  выполняем движение  руками, «фонарики».

5. Подвижная игра «Карусели».

Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят слова:

Еле, еле, еле, еле завертелись карусели.

А потом, потом, потом все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, тише, тише карусель остановите.

Раз – два, раз – два. Вот и кончилась игра.

Останавливаются.

        Логопедическая гимнастика к теме «Весна».

1.Упражнение на развитие дыхания «Хорошо

Глубокий вдох, продолжительный выдох  «ХО-РО-ШО!»

 Повторить  3-4 раза.

2.Упражнение для развития мимической мускулатуры лица «Солнышко – тучка».

Солнышко выглянуло – улыбка; Тучка набежала – нахмурились.

3.Массаж биологически активных точек «Капли».

Стало солнце пригревать -  поднять руки вверх

Стали капельки стучать – хлопают  по щекам всей ладонью.

Капля – раз, капля – два, капли медленно сперва – указательными пальцами постукиваем по всему лбу.

Поскорее, поскорее, все быстрее и быстрее – гладим щеки сверху вниз

А потом, потом, потом, все бегом, бегом, бегом – кончиками пальцев по всему лицу.

Побежали ручейки, их  попробуй, догони – поглаживаем уголки губ по направлению к ушам.

4.Упражнение для язычка.

 Непослушный язычок;  Змейка;  Горка.

5.Пальчиковая гимнастика  «На лесной полянке».

  Раз, два, три, четыре, пять –  пальцы обеих рук поочередно касаются больших  пальцев.

 Все умеем мы считать – сжимаем и разжимаем пальцы.

Отдыхать умеем тоже – покачиваем расслабленными руками вперед – назад.

Руки за спину положим, голову поднимем выше – руки за спину, голову поднять

И легко- легко подышим –  пауза - спокойно дышат  через нос.

Ой, как пахнет здесь весной!

Только нам пора домой - хлопают в ладоши.

6.Подвижная игра «Веснянка».

Солнышко, солнышко, золотое донышко – идут по кругу, взявшись за руки. 

Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей – бегут по кругу

Прилетели сто грачей – летят по кругу

А сугробы тают, тают – медленно приседают.

А цветочки подрастают – тянутся на цыпочках, руки вверх.

     Логопедическая гимнастика к теме «Перелетные птицы».

1.Упражнение на развитие дыхания «Легкое перышко».

У детей в руках птичье перышко. Вдох через нос, продолжительный выдох.

Повторить  3-4 раза.

2. Упражнение для губ «Улыбнулись – рассердились».

3.Массаж биологически активных точек  лица «Скворушка».

Скворушка на веточке весело качается – кончиками пальцев погладить лоб от середины к вискам.

Скворушка на веточке солнцу улыбается – кончиками пальцев поглаживаем от уголков губ к ушам.

Полетел наш скворушка, крылышками машет – тянем вниз за мочки ушей

И, наверно, в воздухе  полечку запляшет – кончиками пальцев постукиваем по всему лицу.

3. Упражнения для развития язычка.

Непослушный язычок;  В гости  к  Аленушке  и братцу Иванушке;  Маляры.

4.Пальчиковая гимнастика  «Ласточка».

Ласточка, ласточка, милая касаточка, – пальцы обеих рук поочередно касаются больших пальцев

Где ты была, с чем ты пришла? – сжимаем пальцы в кулаки

За морем бывала, весну добывала -  выполняют движение руками «фонарики».

Несу, несу весну – красу – хлопают в ладоши.

5.Подвижная игра «Ласточки».

Ласточки летели,- дети бегут по кругу, взмахивая руками, как крыльями.

 Все люди глядели.

Ласточки садились- приседают, руки за спину 

Все люди дивились.

Сели, посидели – ритмичные наклоны головы

Полетели, полетели

Песенку, запели – бегут по кругу, взмахивая крыльями.

Логопедическая  гимнастика к теме «Дикие животные».

1.Упражнение на развитие дыхания «Падают снежинки».

 

Вдох, выполняем три коротких выдоха, произносим звук « П-п-п».

 Повторить  3-4 раза.

2.Упражнение для развития щек «Толстый мишутка – тощий волчишка».

2.Массаж биологических  активных точек  лица «Зайчишка».

Тили-тил-тили- бом - поглаживаем лоб от середины к ушам

Сбил сосну зайчишка лбом – поглаживаем ушки  движением вверх – вниз (энергично).

Жалко мне зайчишку – кулачками потереть крылья носа

Носит зайка шишку – покачать головой  влево - вправо

Поскорее сбегай в лес, – потянуть вниз за мочки ушей 

Сделай заиньке компресс – погладить лоб от середины к ушам.

3.Упражнения  для развития язычка.

Непослушный язычок,

Вкусное варенье,

Лошадка.

   

4.Упражнения для развития пальцев рук « Сидит белка на тележке».

Сидит белка на тележке – хлопают в ладоши,

Продает она орешки -  ударяют в кулачки.

Лисичке – сестричке – загибают пальчики по одному

Воробью, синичке – начиная с большого пальца

Мишке толстопятому

Заиньке усатому.

5.Подвижная игра «Заяц Егорка».

 Заяц Егорка – бегут по кругу, взявшись за руки.

Свалился в озерко. – один ребенок сидит в центре круга на корточках.

Бегите под горку! – подбегают к сидящему ребенку, помогают встать

Спасайте Егорку!- поднимают.

Логопедическая  гимнастика к теме «Дикие животные весной».

1.Упражнение на развитие дыхания «Пожалеем мишку».

Рядом с мамой медведицей в берлоге лежит маленький медвежонок. Ему хочется гулять, а  мама-медведица его не пускает, еще снег не растаял, холодно.  Пожалеем его. Левая рука сжата в кулачок, это мишка. Правой рукой гладим кулачок, на каждый выдох протягиваем – «ЫЫЫ».

2.Массаж биологически активных точек  лица «Прогулка».

Раз-два-три, по дорожке мы пошли – гладим щеки сверху вниз

Ти-ти-ти – куда же нам пойти?- указательными пальцами массажируем виски круговыми движениями.

Ать-ать-ать – в лес отправимся гулять – гладим лоб от середины к вискам.

Ать-ать-ать- будем прыгать и скакать – кончиками пальцев по всему лицу, «воробушки клюют».

3.Упражнения для  развития язычка.

Покусаем непослушный язычок,

Вкусное варенье,

Болтушка,

 4.Пальчиковая гимнастика «Лисичка».

 Разминаем пальчики, 1-2-3 – сжимаем и разжимаем пальцы

 Разминаем пальчики, ну-ка, посмотри! – сжимаем  и разжимаем пальцы.

 Вот бежит лисичка, 1-2-3! – ладони сложены лодочкой, движения вправо - влево

 Хитрая лисичка, ну-ка, посмотри! – делаем плавные движения руками, поочередно выдвигая руки вперед.

 Улыбнись, лисичка, посмотри сюда – выполняем движения «фонарики»

 Хитрую лисичку любит детвора – хлопаем в ладоши.

5.Подвижная игра  «Догонялки».

Дети, взявшись за  руки,  идут по кругу, в центре круга «ежик».

Еж не тронет никого, но и ты не тронь его.

Раз, два, три – ребятишек догони!

Дети разбегаются, «еж» старается их  поймать.

Логопедическая  гимнастика к теме «Насекомые».

1.Упражнение на дыхание «Веселая пчелка».

Глубокий вдох и продолжительный выдох – ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ

2. Упражнения для  развития  губ: «Улыбка – трубочка».

3. Массаж биологически активных точек  лица « Оса».

 Са – са – са – прилетела к нам оса – круговыми движениями трем виски

Су- су – су – мы увидели осу – указательными пальцами массируем  основание бровей.

Сы –сы –сы – испугались мы осы – хлопаем себя по щекам

Са –са – са – улетай скорей оса – гладим лоб от середины к вискам

.4.Упражнения для  развития язычка:

  Покатай конфету;  Вкусное варенье; Кошечка умывается.

5.Пальчиковая гимнастика  «Пчела».

 Прилетела к нам вчера полосатая пчела – хлопаем в ладоши

А за нею шмель - шмелек – загибают большой палец

И веселый мотылек – поочередно  загибают пальцы рук

Два жука и стрекоза

Как фонарики глаза – делают кружки из пальцев и подносят их к глазам

Пожужжали, полетели – хлопки в ладоши

От усталости упали – встряхиваем кистями рук.

5. Подвижная игра «Мотылек».

 Мотылек - витилек, принеси нам ветерок – бегут по кругу, руки – крылья

От ворот – поворот – меняют бег в другую сторону

Гнать кораблик в ручеек – меняют направление.

Логопедическая  гимнастика к теме «Комнатные растения».

1.Упражнение на  развитие дыхания «Весенний ветерок».

Вдох, плавный выдох на султанчики. Повторить 3-4 раза.

 2.Упражнение для развития мимических мышц лица «Нахмурились –улыбнулись».

   

3.Массаж биологически активных точек лица « Цветы»

    Раз-два-три – гладим лоб от середины к вискам

     Выросли цветы – гладим щеки сверху - вниз

     К солнцу потянулись – массажируем ушки, сверху – вниз.

     Высоко, высоко – гладим щеки круговыми движениями.

     Цветам тепло и хорошо – прижать ладони к щекам.

3.Упражнения для развития язычка.

     Мы немножечко устали,- зевают, широко открыв рот.

     Болтушка,

     Лошадка.

4.Пальчиковая гимнастика  «Ручкам  весело…»  

     Играет кот на скрипочке – имитируют игру

     Тили-ли, тили-ли – хлопают.

     На блюде пляшут рыбки - волнообразные движения кистями рук

     Хлюп люли, хлюп люли – хлопки по коленям.

     Танцуют чашки, блюдца – фонарики

      Дзинь, хо-хо, дзинь хо-хо!- скользящие удары ладонью о ладонь.

5. Подвижная игра «На окне в горшочках».

     На окне в горшочках – дети сидят на корточках

      Поднялись цветочки – медленно поднимаются .

      К солнцу потянулись - тянутся на носочках вверх

      Солнцу улыбнулись -  руки  раскинули широко в стороны.

      К солнышку листочки повернут цветочки - ладони развернуть вверх.

      Развернут бутоны -  поднять руки вверх, ладони лодочкой

      В солнышке утонут – покачаться из стороны в сторону.   

     

   

         Логопедическая  гимнастика к теме «Рыбы».

1.Упражнение на развитие вдоха и плавного выдоха «Воздушные пузырьки»

- губы сомкнуты, короткий вдох, не надувая щек, выдох через рот, размыкая губы, произносим звук «П-П-П».

2. Упражнение для развития губ «Мы умеем улыбаться».

Мы умеем улыбаться – широко улыбаются, открыв зубы; мы умеем прятать зубки  - смыкают губы.

3. Массаж биологически активных точек лица «Аквариум».

 Улитки ползут, свои домики везут - гладим лоб кончиками от середины лба к вискам

Рогами шевелят, на рыбок глядят – массируем кончиками указательных пальцев основание   бровей    

 Рыбки плывут, плавниками гребут – поглаживаем уголки рта движение к ушам

 Влево - вправо поворот, а теперь наоборот – потягиваем  вниз мочки ушей.

                             

3.Упражнения для развития  язычка.

  Покусаем язычок;   Подуем на язычок; Часики.  

 

4. Упражнения для пальцев рук «Жил да был один налим».

Жил да был один налим – ладони вместе;  движения сложенными ладонями вправо - влево

 Два ерша дружили с ним – волнообразные  движения,  вытянутыми вперед руками.

 Прилетали к ним три утки – руки  в кистях сложены  крест - накрест, взмахи.

 По четыре раза в сутки и учили их считать - сжимаем и разжимаем кулачки

 Раз, два, три, четыре, пять – загибают  пальчики, начиная с большого пальца.

                                   

 5.Игра  на внимание «Рыбки».

 По извилистой дорожке к  речке синей  мы пошли – дети идут  друг за другом.

Вдруг мы видим, из воды высунулась рыбка  -  легкий бег, покачивая перед собой сложенными ладонями.

Рыбка плавает в воде, мы резвимся на траве:

Педагог  отпускает  руки  внизу -  дети приседают, хлопают себя по коленям, приговаривают  «буль- буль» (рыбка в воде).

Педагог  поднимает руки вверх - дети быстро хлопают в ладоши, встают (рыбка вынырнула).

Логопедическая  гимнастика к теме «Тело человека».

1. Упражнение на развитие дыхания «Котик ниточки мотал».

Вдох. На продолжительном выдохе произносим  звук  МММММММММ. Повторить 3-4 раза.

2.Упражнения для развития губ «Лягушка и слоник».

Лягушка – губы растянули в улыбке.

Слоник – губы  хоботочком.

3.Упражнения  для развития язычка.

Непослушный язычок;  Качели;  Кошечка  облизывается.

4.Массаж биологически активных точек «Мы идем».

Мы идем – та-та-та – кончиками пальцев  «идем»  по лицу

Мы поем – ля-ля-ля – поглаживаем уголки рта движением к ушам.

Мы едем – ту-ту-ту – ребром ладоней гладим лоб.

Мы кричим – ау-ау-ау – ладони рупором ко рту. (кричат)

5.Упражнения для пальцев рук «Дружба».

Дружат в нашей группе девочки и мальчики – потираем ладони

Мы с тобой подружимся маленькие пальчики – хлопаем в ладоши.

Один - два- три-четыре-пять – массируем пальцы на правой руке

Пять- четыре- три-два- один – массируем пальцы на другой руке.

6.Подвижная игра «По ровненькой дорожке».

По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке

Шагают наши ножки – маршируют,  высоко поднимая ноги.

По ямочкам, по кочкам,

По ямочкам, по кочкам – прыгают

В ямку – бух! – приседают.

       

Логопедическая  гимнастика к теме «Первые весенние цветы».

1.Упражнение на дыхание «Аромат цветов». 

Ладони  сложены  чашечкой.  Два коротких  вдоха – «Хо-ро-шо!» -выдох через рот.

2.Упражнение для развития  глаз «Солнышко и тучки».

Солнышко с тучками в прятки играло – посмотреть  глазами вправо-влево, не поворачивая головы.

Солнышко тучки-летучки считало:

Серые тучки - взгляд вверх, черные тучки - вниз.

Легких две штучки - поморгать глазами,

Тяжелых – три штучки - вверх-вниз, вверх-вниз.

Тучки попрятались, тучек не стало - закрыть глаза ладонями

Солнце на небе вовсю засияло - поморгать глазами.

3.Упражнения  для  развития язычка.

Кошечка умывается,  видно в гости собирается.

Маляры пришли вдвоем, обновили старый дом.

Я люблю свою лошадку.

4.Пальчиковая гимнастика «Подснежник»

 Дети сидят на корточках.

 Прибежал подснежник в мартовский лесок – пальчиками бегут по коленям 

 Заглянул подснежник в чистый ручеек – встали, хлопают себя по бокам.

 И себя, увидев, крикнул: «Вот те на!»- руки вверх, хлопки в ладоши.

 Я и не заметил, что пришла весна» - сжимаем руки в кулачки.

5.Подвижная игра «На лужайке поутру».

 На лужайке поутру мы затеяли игру – дети  стоят в кругу

 Я – подснежник, ты – вьюнок становитесь в наш венок.

 Раз, два, три, четыре, раздвигайте круг пошире - делают 4 шага назад.

 А теперь мы ручейки, побежим вперегонки – бегут по кругу

 Прямо к озеру спешим, станет озеро большим – раздвигают круг.

 Становитесь в круг опять, будем в солнышко играть – смыкают круг

 Мы веселые лучи – тянутся на носочках, руки вверх.

  Мы – резвы и горячи – прыгают на носочках, руки на поясе.

     

 Логопедическая  гимнастика к теме «Домашние животные».

1.Упражнение на развитие  вдоха и продолжительного выдоха  «Шарик»

     Надувала кошка шар, а котенок ей мешал.

     Подошел и лапкой – топ!

     А у кошки шарик – лоп! ССССССС

2.Упражнение для щек «Помидорчики толстячки – огурчики – худышки»

3.Массаж биологически активных  точек  лица «Кисонька».

Са-са-са - наша кисонька краса -   погладить  шею движениями сверху – вниз.

Сы-сы-сы- есть у кисоньки усы-   кулачками массируем крылья носа.

Исе-исе-исе - молочка дадим мы кисе - пальцы – грабельки, движения от середины лба к вискам.                                                                  

Иса-иса-иса- бантиком играет киса - ладонями растираем ушки сверху – вниз.

                                                                 

3.Упражнения  для  развития язычка.

Непослушный язычок;

Кошка умывается, в гости собирается;  Качели; Лошадка.

4.Пальчиковая гимнастика. «КОЗОЧКИ».

Раз, два, три, четыре, пять – загибаем  пальцы, начиная  с  большого пальца

Вышли козочки гулять -  сжимаем  и   разжимаем кулачки.

Что нам делать? Как нам быть? – потерли прямыми движениями   ушки сверху вниз

Надо козочек ловить -  выполняем движение   «фонарики»

Снова будем мы считать – хлопаем в ладоши

Раз, два, три, четыре, пять -  загибаем пальцы

Наши козочки опять!   -  сжимаем и разжимаем кулачки.

     

 5. Подвижная игра «Пес».

В углу на коврике  лежит «пес». Дети идут к нему со словами:

 Вот лежит лохматый пес,

В лапы свой, уткнувши нос,

Толи дремлет, толи спит.

Подойдем к нему разбудим

И увидим, что – то будет!

С этими словами дети подходят к «песику», лежащему на коврике.

Возглас «Пес проснулся», дети убегают, «пес» догоняет их.

         Логопедическая  гимнастика к теме  «Транспорт».

                   

1. Упражнение на развитие дыхания  «Летит самолет».

 Вдох, прикусив язычок,  на выдохе, произносить звук «Л».

2.Упражнение для развития щек «Паровоз пускает пар».

Надув щеки, резко выдыхаем воздух со звуком «П»

3. Массаж биологически активных точек  лица «Самолет».

Самолет построим сами – поглаживаем лоб от середины к вискам

Понесемся над лесами – гладим щеки сверху вниз

Понесемся над лесами – поглаживаем от уголков рта к ушам

А потом вернемся к маме – поглаживаем шею сверху вниз.

4.Упражнения для  развития язычка:

Непослушный язычок; Качели; Маятник.

5.Пальчиковая гимнастика «Велосипед».

Ед-ед-ед – где же мой велосипед – хлопки в ладоши

Да-да-да – очень быстрая езда  - скользящие удары ладонями друг о друга.

Али-али-али – нажимаю на педали – поочередные удары по коленям

Аль-аль-аль - быстро мчусь я вдаль – удары по коленям одновременно двумя руками.

6.Подвижная  игра «Мчится поезд».

Чух-чух! Чух-чух!   -  дети бегут друг за другом, положив руки на плечи друг другу

Мчится поезд во весь дух!- движения руками, как при ходьбе на лыжах

Паровоз пыхтит – делают вращательные движения руками перед собой.

Тороплюсь! – гудит.

Тороплюсь! Тороплюсь!- руки согнуты в локтях, движения вперед-назад.

У-У-У-у!

   

         

Логопедическая  гимнастика  к теме «Одежда».

1.Упражнение для развития  выдоха «Пылинку сдуем»  3-4 р.

   Вдох через нос, продолжительный выдох через рот «Ф-Ф-Ф»

2.Упражнения для губ «Улыбнулись-рассердились» 3-4 раза.

3. Массаж биологически активных точек  лица«Аленка - маленка».

Аленка - маленка  шустра и  быстра – поглаживают щеки вверх-вниз

Воды наносила, сарафан дошила - поглаживают лоб от середины к вискам

Носок довязала, песню допела – тянут мочки ушей вниз.

Везде поспела!- хлопают в ладоши.

5.Упражнения для развития язычка  «Веселый язычок».

 Непослушный язычок,

Варенье ,

Часики.

6. Пальчиковая гимнастика « Гномики-прачки».

 Жили-были в домике маленькие гномики – сжимают и разжимают кулачки.

Токи, Пики, Лики, Чики, Микки - загибают пальцы, начиная с большого пальца.

Раз, два, три, четыре, пять – разгибают пальцы, начиная с мизинца.

Стали гномики стирать - трут кулачки друг о друга

7.Хороводная игра «Вот какое платье у Алены».

Дети водят хоровод и поют. Алена стоит в кругу.

Вот какое платье у Алены (Оли, Тани, Светы)

Да с какой каемкою зеленой!

Каблучок мой топай смелее, да пускайся в пляс веселее.

Логопедическая   гимнастика к теме «Мамин праздник».

1.Упражнение для развития плавного выдоха  «Легкий ветерок».

У детей в руках султанчики. Налетел ветерок и дует на султанчик. Вдох, продолжительный выдох. Повторить 3-4 раза.

2.Упражнение для щек «Малышок –толстячок».

Покажите  девчонку толстушку; А теперь мальчишку – худышку.

3.Массаж биологически активных точек  лица «Носик, носик».

Носик, носик, где ты носик? – провести кулачками по крыльям носа

Лобик, лобик, где ты лобик? – провести пальцами по лбу от середины к вискам.

Щечка, щечка, где ты щечка? – пощипать щечки

Будет чистенькая дочка, будет чистеньким сынок – похлопать по щекам

И котенок – малышок – погладить уголки рта к ушам.

4.Упражнения для развития язычка:

Качели; Вкусное варенье; Маляры.

5.Пальчиковая гимнастика «Как у нас семья большая».

Как у нас семья большая да веселая – стучат кулачком о кулачок

Два у лавки стоят – загибают  поочередно пальцы на обеих руках

Два учиться хотят,

Два Степана у сметаны объедаются,

Две Машки у кашки питаются,

Две Ульки в люльке качаются.

6.Подвижная игра «Мотылек».

Мотылек, мотылек, принеси нам ветерок – бегут по кругу, раскинув руки в стороны.

Отворот – поворот – меняют направление

Гнать кораблик в ручеек.

Вей, вей, ветерок – останавливаются лицом в круг, машут руками

Натяни парусок – тянутся, подняв руки вверх на носочки.

            Логопедическая  гимнастика к теме «Семья».

1.Упражнение на  развитие дыхания : «Водичка, водичка умой мое личико». 

Вдох, на выдохе дети произносят звук «С». Повторить.3-4 раза.

2.Упражнение для развития  щек «Конфетка».

Поочередно надуваем щеки.

3.Массаж биологически активных точек лица «Наша  доченька проснулась».

Наша доченька проснулась – кулачками трем глаза

Ручкой вправо потянулась – поглаживают лоб от середины к ушам

Ручкой влево потянулась – поглаживают  брови

Солнцу нежно улыбнулась – гладят от уголков рта к ушам.

А потом ладошкой пошлепала немножко – хлопают себя по щекам.

Ай да, доченька, краса! До чего же  хороша! – хлопают в ладоши.

4.Упражнения для  развития язычка:

Непослушный язычок; В гости к Аленушке  и Иванушке; Кошечка облизывается.

5.Пальчиковая гимнастика  «Рукавицы».

Вяжет бабушка  Мелица  всем внучатам рукавицы - постукиваем кончиками пальцев друг о друга.

Для внучонка Саши, для внученьки Маши  - поочередно потереть большими 

Для внучонка Коли, для внученьки Оли        пальцами подушечки остальных

В рукавичках – да-да-да!                                 пальцев

Не замерзнем никогда! – потереть ладони друг о друга.

6.Подвижная игра  «Замри».

Разбежались по лужайке  Мишки, Лизоньки и Сашки – бег в разном направлении

Стали весело кружиться – кружатся, встав на носочки.

Стали дети веселиться

Раз прыжок, два прыжок – прыжки на двух ногах

Замирай скорей, дружок! – замереть пока ведущий не скажет:

 «Отомри!»

                Логопедическая  гимнастика к теме «Осень».

1. Упражнения для развития  плавного  выдоха «Осенние листочки».

Дует сильный ветерок – Ф-Ф-Ф-Ф и качает наш листок – Ф-Ф-Ф-Ф

 Повторить 3-4 раза.

2.Упражнения для губ «Улыбнулись – рассердились».

3.Массаж биологически активных точек  лица« Осень в гости пришла».

По дороге золоченой – поглаживаем кончиками пальцев лоб к вискам

Осень в гости к нам пришла – массируем круговыми движениями виски

И  зверятам, и ребятам – указательными пальчиками массируем крылья носа

Всем подарки принесла – пощипываем легкими движениями щеки.

4.Упражнения для развития язычка:

Непослушный язычок; Лопатка; Часики.

5.Пальчиковая гимнастика «Листья осенние..»

Листья осенние тихо кружатся – кисти рук подняты вверх, пальцы полусогнуты (фонарики), вращают.

Листья нам под ноги тихо ложатся – выполняем плавные движения вверх – вниз кистями рук.

И под ногами шуршат – шелестят – хлопаем в ладоши

Будто опять закружиться хотят – выполняем движение «фонарики».

6.Подвижная игра»Дождик».

Капля раз, капля два – подпрыгивают на обеих ногах

Очень медленно сперва – топают ногами

А потом, потом, потом – топают ногами,  увеличивая скорость

Все бегом, бегом, бегом – бегут по кругу

Мы зонты свои раскрыли – бегут, руки  в стороны

От дождя себя укрыли – смыкают поднятые руки над головой, приседают.

  Логопедическая  гимнастика к теме «Огород. Овощи».

1. Упражнение на развитие плавного выдоха «Понюхаем огурчик».

Вдох через нос и продолжительный выдох через рот «Оооо?».

2. Упражнение для развития губ «Помидорчики - толстячки, а огурчики - худышки».

3.Массаж биологически активных точек  лица «Морковки».

Вот-вот-вот - морковки водят хоровод – поглаживаем лоб от середины к вискам

Ава-ава –ава - веселая забава – указательными пальцами массируем крылья носа.

Овь-овь-овь – вкусная морковь - массируем уголки губ указательными пальцами.

И в полоску бусы выбрали арбузы – надули щеки и массируем их круговыми движениями.

3. Упражнения для язычка:

Непослушный язычок; Часики; Кошечка лакает.

4.Пальчиковая гимнастика  «Капуста».

Мы капусту рубим, рубим – движения прямыми ладонями вверх-вниз

Мы морковку трем, трем – потереть кулачок о кулачок

Мы капусту солим, солим-поглаживаем подушечки пальцев большим пальцем.

Мы капусту жмем, жмем – сжимать и разжимать кулачки.

5.Подвижная игра « Прогулка и дождик».

На первую часть музыки дети гуляют по  группе

На вторую часть - выполняют любые танцевальные движения.

На третью - прячутся под зонтик.

6 Спокойная игра: «Кто позвал?».

Дети ходят по кругу и говорят:

 К нам кукушка в огород залетела и поет.

А ты, Оля, не зевай, кто позвал тебя, узнай!

     Логопедическая  гимнастика к теме «Сад. Фрукты».

1. Упражнение на развитие дыхания «Бабочки ».

У детей «панно» на крышке от «Доширака», на «панно»  бумажные бабочки на ниточках. Вдох, продолжительный выдох - бабочки слетают вниз.

2.Упражнение для развития щек «Покатаем яблочко по тарелочке».

Поочередно надуваем правую – левую щеки.

3. Массаж биологически активных точек  лица«Осы и компот».

Осы к осени желтее – круговыми движениями поглаживаем щеки

Полосатее  и злее – массируем уголки губ  указательными пальцами

Видно бабушкин компот – оттягиваем  вниз мочки ушей.

Им покоя не дает – погладить шейку сверху – вниз.

4.Упражнения для развития язычка:

В гости к Аленушке и Иванушке; Кошечка облизывается; Кошечка лакает молоко.

5. Пальчиковая гимнастика «Компот».

Будем мы варить компот – левую ладошку держим ковшиком, указательным пальцем правой руки, помешиваем

Фруктов нужно много. Вот –

Будем яблоки крошить – загибаем пальчики на правой руке, начиная с большого пальца

Грушу будем мы рубить,

Отжимать лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот – опять «варят» помешивают

Угостим честной народ.

Повторить 2 раза.

6.Подвижная игра на внимание  «Гора – дерево - кочка».

Дети бегают по группе, на сигнал «Кочка» - дети приседают;

«Дерево»- замирают, подняв руки вверх;

«Гора» - встают на колени и поднимают сцепленные руки в замок вверх.

 Логопедическая  гимнастика к теме «Лес. Грибы. Ягоды».

1. Упражнения на развитие дыхания «Ягодка малинка».

Вдох – выдох -АММММ! Вдох – выдох -АММММ! Повторить 3-4 раза.

2.Упражнение для щек «Толстячок – боровичок  – худышка волнушка».

3.Массаж биологически активных точек лица «Грибы».

Под листвою у маслят только шляпочки блестят – приставить ладони ко лбу «козырьком» и растирать лоб движениями в стороны – к середине лба.

Вот мухомор в шапочке красной – указательными пальцами массировать крылья носа.

Даже для волка он опасный – растираем уши движениями сверху – вниз.

Тут боровик на ножке крепкой – большими пальцами провести по шее сверху вниз.

Богатырь среди грибов и любимец грибников. – пальчиками легко пробежаться  по щекам.

4.Упражнения для язычка:

Подуй на язычок; Змейка; Качели.

5.Пальчиковая гимнастика «За ягодами».

Раз,  два, три, четыре,  пять – загибаем  пальцы, начиная  с  большого  пальца

В лес пойдем мы погулять – хлопают ладошками по коленям

За черникой,- загибаем пальцы, начиная с большого пальца

За малиной, за брусникой, за калиной.

Земляники мы найдем

И братишке принесем – хлопаем в ладоши.

6.Подвижная игра «За малиной».

За малиной в лес пойдем, в лес пойдем, в лес пойдем  - идут по кругу, взявшись за руки

Спелых ягод наберем, наберем, наберем  – наклоняются, как бы собирая ягоды

Солнышко высоко – останавливаются, поднимают вверх руки, тянутся на носочках

Сладкая ты моя, ягодка малинка – хлопают в ладоши и топают поочередно ногами.

     Логопедическая  гимнастика к теме «Игрушки».

1.Упражнение для развития плавного выдоха «Пожалеем мишку».

Дети дуют на ладошку как можно дольше, стараясь, чтобы воздух выходил равномерной струей. Повторить 3-4 раза.

2. Упражнение для губ «Слоник и лягушка». Повторить 3-4 раза.

3.Массаж биологически активных точек лица «Лошадка».

Я люблю свою лошадку – кончиками пальцев круговыми движениями поглаживают щеки.

Причешу ей шерстку гладко – растирают ушки прямыми движениями сверху - вниз

Гребешком приглажу хвостик – кончиками пальцев поглаживают лоб от середины к вискам.

И верхом поеду в гости – кулачками массируют крылья носа.

4.Упражнения для развития язычка:

 Непослушный язычок; Качели; Лошадка.

5.Пальчиковая гимнастика «Строим дом».

Раз, два, три, четыре, пять – каждый пальчик встречается с большим пальцем

Будем  строить  и играть – хлопают в ладоши

Дом большой, высокий строим – соединить кончики пальцев «крыша дома»

Окна ставим,- показываем окна, прямые руки параллельно друг другу

 Крышу кроем – показываем крышу дома, кончики пальцев соединены по углом

Вот какой красивый дом! – хлопаем в ладоши.

6. Подвижная игра «Мячик».

Раз, два прыгай, мячик – взмахивают правой рукой, как бы ударяя по мячу

Раз, два и мы поскачем – прыгают на двух ногах на носочках

Девочки и мальчики

Прыгают, как мячики! – разбегаются по группе.

        Логопедическая  гимнастика к теме «Продавец».

1.Упражнение для развития плавный вдох и выдох.

Ладони сложены  на уровне груди, разводим руки в стороны и произносим звук МММММММ. Повторить 3-4 раза.

2. Упражнения для щек «Покатаем во рту конфету».

Надуваем поочередно щеки.

3.Массаж биологически активных точек  лица «Труба».

Ба-ба-ба – на крыше есть труба – гладим щеки сверху вниз

Бу-бу-бу – надо чистить трубу – поглаживаем  кончиками пальцев уголки губ  к ушам.

Бы-бы-бы – валит дым из трубы – большими пальцами гладим шею сверху вниз.

4.Упражнения для развития язычка:

Почистим зубки (кончиком язычка поглаживаем  за верхними и нижними зубами).

Вкусное варенье;  Болтушка.

5.Пальчиковая гимнастика «В универмаге».

В магазине встретил я – хлопаем в ладоши

Осла, козу и кошку,- загибаем каждый пальчик, начиная с большого пальца

Собачку и Алешку.

Они купили красный шар - сжимаем и разжимаем пальцы рук в кулачки

И желтую гармошку – руки в кулачки, движения «играем на гармошке».

6.Подвижная игра «Подарки».

Дети, взявшись за руки, идут по кругу, в кругу ребенок.

Он выбирает понравившуюся игрушку после слов:

Привезли мы вам подарки

Кто захочет, тот возьмет.

Вот вам кукла с лентой яркой

Конь, волчок и самолет.

Конь - скачут по группе. цокая язычком; волчок- вертятся вокруг себя, поставив одну руку на пояс, а другую подняв вверх; самолет – «летят» по группе руки в стороны; кукла – танцуют.

        Логопедическая  гимнастика к теме «Почтальон».

1.Упражнение на развитие плавного вдоха и выдоха «Вьюга».

На улице  вьюга, воет, завывает, детей пугает «УУУУУУ –ууууу-УУУУ.

Повторить 3-4 раза.

2.Упражнения для губ «Нахмурились – улыбнулись». Повторить 3-4раза.

3.Массаж биологически активных точек  лица «Почтовый ящик».

Синий домик у ворот – круговыми движениями поглаживаем щеки

Угадай, кто в нем живет? – указательными пальцами массируем крылья носа

Дверца узкая на крыше – поглаживаем уголки губ к ушам

Не для белки, не для мыши – потягиваем мочки ушей вниз

Для газет и письмеца – поглаживаем шею кончиками пальцев сверху вниз.

4.Упражнения для развития язычка:

Болтушка; В гости  к Аленушке и Иванушке; Горка.

5.Пальчиковая гимнастика  «Что принес нам почтальон?».

Что принес нам почтальон? – дети разводят руки в стороны

С толстой сумкой ходит он – сжимают и разжимают пальцы рук.

Перевод, журнал, газету – на каждое название загибают по одному пальцу,

                                              на обеих руках, начиная с большого пальца.

В бандероли две кассеты

И письмо от тети Вали,

Чтоб ее приезда ждали – хлопают в ладоши.

6. Подвижная игра «Совушка – сова».

Дети - птички, летают по группе.  Ребенок - сова  сидит  на стульчике. По сигналу «Сова летит», дети замирают. Сова забирает того, кто пошевелился.

Совушка – сова  большая голова

На суку сидит, головой вертит!

      Логопедическая  гимнастика к теме« Профессии на транспорте».

1. Упражнение на развитие плавного выдоха  «Машинист дает гудок - ДУ-ДУ!».

Дети стоят полукругом и выполняют перетопы ногами (едет поезд). На сигнал взрослого  «Станция», протяжно произносят «ДУУУУУУ». Повторить 3-4 раза.

2. Упражнение для развития губ «Водитель улыбается – водитель сердится».

3.Массаж биологически активных точек  лица «Автобус».

Мы в автобус дружно сели – поглаживают лоб от середины к вискам

И в окошко посмотрели – массируют  внешние уголки глаз указательными пальцами.

Наш шофер педаль нажал – массируют козелки ушных раковин

И автобус побежал – массируем щеки движениями ладоней вверх, вниз.

4.Упражнения для развития язычка:

Горка; Змейка; Лошадка.

5. Пальчиковая гимнастика «Транспорт».

Автобус, троллейбус, машина, трамвай – загибают пальцы на обеих руках, начиная с большого пальца.

О них ты на улице не забывай – сжимают и разжимают пальцы в кулачок.

В морях корабли, ледоколы, суда -  загибают пальцы на каждое название, начиная с большого пальца.

Они очень редко заходят сюда – хлопают в ладоши.

6.Подвижная игра: «Самолеты».

Самолеты загудели, - дети, раскинув руки в стороны, бегут по кругу.

Самолеты полетели.

На полянку тихо сели – опускаются на одно колено, руки в стороны.

Да и снова полетели – бегут по кругу, тихонько гудят «УУУУУУУ».

   Логопедическая  гимнастика к теме «Домашние животные весной».

1. Упражнение для  развития плавного выдоха и вдоха «Нюша ноет».

 

Вдох через нос – выдох  произносим длительно звук  «Н».

2.Упражнение для развития губ «Улыбка – трубочка».

3. Гимнастика для мышц шеи «Козлик».

Ома – ома – ома – стоит козлик у дома – руки согнуты в локтях, перед грудью, поднимаем и опускаем  голову.

Оме – оме – оме – хорошо в высоком доме – качаем  головой вправо – влево, руки перед грудью.

Ме-ме-ме – подойди – ка,ты ко мне – поднимаем  и опускаем  голову, делая руками призывные движения.

4.Упражнения для развития язычка:

Кошечка умывается; Вкусное молоко коровье; Лошадка.

5.Пальчиковая гимнастика «Козочка».

Я козочка  Ме-ке-ке – показывают из пальцев «козу»

Я гуляю на лужке – хлопают в ладоши

Острые рожки – показывают «козу» из указательного и мизинца пальцев

Тоненькие ножки – стучат кулачками по коленочкам

На самой макушке бархатные ушки – делают ушки из ладоней.

6. Подвижная игра «Тузик».

Вот он крутиться волчком – руки на поясе, выполняют повороты в стороны.

Тузик, Тузик хвост крючком.

Вот летит во весь опор – бегут по кругу.

То на речку, то во двор – меняют направление

То дежурит у ворот - останавливаются

Словом, дел  невпроворот – прыжки на месте, руки на поясе.

Логопедическая  гимнастика к теме «Наш поселок».

1.Упражнение для развития дыхания «Весенний ветерок».

У детей в руках разноцветные флажки.

Налетел ветерок и качает мой флажок – вдох и продолжительный выдох. 3-4р

2.Упражнение  для  щек «Толстый мишутка – тощий  волчишка».

3.Массаж биологически активных точек  лица «Над поселком».

На закате тучки тают – поглаживаем лоб от середины к ушам

Ходит ветер круговой – массируют виски круговыми движениями

Над поселком пролетает – массируют уголки губ по направлению к ушам

Ветерок  озорной – пощипывают легонько щеки.

4.Упражнения для развития язычка:

Непослушный язычок; Горка; Маляры.

5. Пальчиковая гимнастика «Дружные ребята».

Дружат в нашей группе – растираем ладони

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружимся - пальцы обеих рук поочередно касаются друг друга

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять – массируют пальцы на левой руке , начиная с мизинца

Начинай считать опять - потряхивают кистями рук

Раз, два, три, четыре, пять – массируют пальцы на правой руке, начиная с мизинца.

Мы закончили считать - потряхивают кистями рук.

6. Подвижная игра «Карусели».

Дети стоят в кругу, начинают произносить слова и двигаться по кругу, все увеличивая или уменьшая скорость движения.

Еле-еле-еле-еле

Завертелись карусели.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише не спешите

Карусель остановите.

Раз, два, раз, два вот и кончилась игра!

    Логопедическая  гимнастика к теме «Защитники Отечества».

1. Упражнение на развитие дыхания «Корабль подает гудок».

Глубокий вдох и продолжительный выдох – ЫЫЫЫЫЫЫ. Повторить 3-4р.

2. Упражнение для  губ «Капитан улыбается – капитан сердится».

3. Массаж биологически активных точек  «Я боец отважный».

У меня есть шапка со звездой – ребром ладоней растирают лоб – вправо – влево.

Я боец отважный, молодой – указательными пальцами массируем крылья носа.

Вот я сяду ловко на коня – оттягивают мочки ушей вниз

И помчит далеко он меня – кончиками пальцев легко массируем  щеки.

4. Упражнения для развития язычка:

Лошадка; Змейка; Пулеметчик – т-т-т-т.

5.Пальчиковая гимнастика «Матросская шапка».

Матросская шапка, веревка в руке – потираем ладони

Тяну я кораблик по быстрой реке – поочередно сжимает руки в кулачки.

И скачут лягушки за мной по пятам – хлопаем в ладоши

И просят меня: «Прокати, капитан!» - похлопываем по коленям ладонями.

6.Подвижная игра «Ловишка».

Дети идут по кругу и произносят слова:

Мы тихонечко идем – идут на носочках

Мы тихонечко поем – «ту-ту-ту».

Ну, попробуй нас догнать! Догони!

Ловишка  догоняет  детей.

Логопедическая  гимнастика к теме «Правила дорожного движения».

1. Упражнения на развитие дыхания «Голову  поднимем выше  и тихонечко подышим».

     Правую руку положить на живот  и спокойно подышать. Вдох; выдох через нос.

2.Упражнение для щек «Покатаем конфету».

Поочередно надуваем щеки.

3.Массаж биологически активных точек  лица «Зебра».

Полосатые дорожки – массируют ладонями щеки сверху вниз

Так и просятся под ножки – большими пальцами рук проводят по шее сверху вниз.

«Зебра» или переход – указательными пальцами массируем крылья носа

Через улицу ведет – ребром ладоней растираем лоб справа – налево.

4.Упражнения для язычка:

Маляры; Катушка; Часики.

5.Пальчиковая гимнастика «Машины».

На улице нашей машины, машины – сжимают пальцы рук в кулаки

Машины малютки – потирают каждый палец о большой палец

Машины большие,

Спешат грузовые,

Фырчат легковые.

Торопятся, мчатся – хлопают в ладоши

Как будто живые.

6.Подвижная игра «Пузырь».

Раздувайся, пузырь, - идут, держась за руки, постепенно расширяя круг

Раздувайся большой,

Да не лопайся!

Он летел, летел, летел,- бегут по кругу, держась за руки

За колючку задел.

Лопнул! ШШШШШШ – сужают круг.

         Логопедическая  гимнастика к теме «Лето».

1. Упражнение для развития дыхания «ХО-РО-ШО!».

Лето, лето к нам пришло, стало сухо и тепло.

По дорожке прямиком ходят ножки босиком.

Глубокий вдох, руки в стороны, продолжительный выдох «ХО-РО-ШО!».

2.Упражнения для мышц зева и глотки «Бегемотики».

3.Массаж биологически активных точек «Цветочки».

Колокольчики - звоночки я вплету в веночек дочке – гладим лоб  кончиками  пальцев по направлению к вискам.

Одуванчик у дорожки, как воздушный шар на ножке – массируем кончиками пальцев щеки круговыми движениями.

В чистом поле у реки, словно звезды васильки – массируем козелки ушной раковины.

Ромашка белоснежная, она такая нежная – поглаживаем уголки губ по направлению к ушам.

4. Упражнения для развития язычка:

Качели; Часики; лошадка.

5.Пальчиковая гимнастика «На лужайке».

На зеленой, на лужайке – потирают ладони друг о друга

Заиграла балалайка – имитируют игру на балалайке.

Заиграла дудочка – имитируют игру на дудочке.

Дудочка – погудочка.

В сарафане красненьком – выполняют движение руками «фонарики»

Заплясала Настенька – хлопают в ладоши, выставляют ножку (пляшут).

6. Хороводная игра «Вот как наша Настя нарядилась».

Дети, взявшись за руки, водят хоровод и поют. Настя (Оля, Таня, Катя) стоят в кругу.

Вот как наша Настя нарядилась,

Вот как наша Настя в пляс пустилась.

Каблучок мой, топай смелее

Да пускайся в пляс веселее!

Вариант для мальчика:           Посмотрите Сашеньке на ножки

                                                   Хороши ли красные сапожки? (носочки)

                                                    Каблучок мой топай смелее

                                                    Да пускайся в пляс веселее!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА, КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Создание условий для предупреждения и коррекции нарушений звукопроизношения у детей четырех – пяти лет, через применение артикуляционной гимнастики....

Специфика работы воспитателя логопедической группы в системе комплексного воздействия по устранению речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Специфика коррекционных дошкольных учреждений заключается в том, что, помимо решения общеобразовательных задач, решаются коррекционные задачи, связанные с преодолением речевого недоразвития у детей, а...

Мастер - класс для воспитателей и логопедов по теме: «Логоритмические игры и упражнения как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

Цель: • Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по использованию логоритмических упражнений в повседневной жизни детского сада....

Специфика работы воспитателя логопедической группы в системе комплексного воздействия по устранению речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Основной контингент дошкольников в группах с тяжелыми нарушениями речи – это дети, имеющие сложные речевые расстройства, при которых у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом ...

Содержание коррекционно-логопедической работы, при устранении речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Актуальность предлагаемой модели обучения несомненна. Эффективность обучения ребенка в начальной школе напрямую зависит от его интеллектуально-эмоциональных сил и возможностей. Предлагаемая автором мо...