Использование пальчиковых и лексико-грамматических сказок в работе учителя-логопеда.
статья по логопедии (старшая группа) по теме

Предлагаемая Вашему вниманию статья содержит теоретический и практический материал по использованию пальчиковых и лексико-грамматических сказок в работе учителя-логопеда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПАЛЬЧИКОВЫХ И ЛЕКСИКО - ГРАММАТИЧЕСКИХ СКАЗОК В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ.

Екатерина Алексеевна Телегина, учитель – логопед, МДОУ ЦРР д/с №4 «Светлячок».

Как приятно рассказать малышу сказку! С каким интересом он слушает! А что, если эта сказка еще и обогатит его словарный запас, научит грамотно и логично высказывать свои мысли, поможет освоить грамматические правила русского языка?

Мой многолетний опыт работы учителем-логопедом подтверждает давно известный факт, что лучшие учителя родного языка — это родители, дедушки и бабушки, эмоционально близкие ребенку люди. В последнее время возросло число детей, испытывающих трудности с усвоением чтения и письма; причиной этого являются, в частности, стойкие аграмматизмы (грамматические ошибки) в речи 5—6-летних детей. Ребенок, имеющий скудный словарный запас, в школе испытывает большие трудности при подборе родственных (проверочных) слов, не может усвоить грамматические правила, у него возникают проблемы с монологической речью. Эти проблемы заставляют искать более эффективные пути формирования грамматического строя речи, опираться на интерес ребенка к словообразованию.

Дети легко запоминают необычное, фантастическое, забавное.

Л.С.Выготский говорил, что «...из всех форм творчества словесное творчество является самым характерным для детского возраста». Прочитав сказку, поговорите с ребенком о ней, задайте вопросы по сюжету, объясните непонятные слова. Выполните вместе с малышом рекомендованные упражнения, используя игровую ситуацию: перекидывание мяча или соревнование «Кто придумает больше слов». Наконец попросите ребенка самостоятельно рассказать сказку. Следите зa правильным использованием  грамматических форм.

Многократное повторение игр-упражнений, повторный пересказ сказки или рассказа поможет ребенку почувствовать и понять закономерности словообразования.

Чтение некоторых стихов можно сопровождать выполнением гимнастики для развития мелкой моторики: поочередно загнуть и разогнуть пальчики на обеих руках. Подобные упражнения способствуют развитию внимания, памяти, благотворно влияют на речь, пальчики становятся гибкими. Это поможет малышу овладеть навыками письма в школе.

Развитие мелкой моторики пальцев, обучение сознательному управлению органами артикуляционного аппарата, выработка воздушной струи, различение звуков на слух —основные методы формирования правильной речи ребенка как в детском саду, так и дома. Скованность движений пальцев у плохо говорящих детей свидетельствует о недостаточно развитой мелкой моторике. Результаты исследований Н.С. Жуковой, М.М. Кольцовой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой подтверждают — тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует развитие речи.

Наглядно-образный характер мышления детей дошкольного возраста позволяет превратить обучение в игру. С этой целью можно использовать такую традиционную форму работы, как пальчиковый театр, особенно с детьми, имеющими тяжелые речевые нарушения (ОНР, заикание), ярко выраженную мелкую и артикуляционную недостаточность.

Пальчиковый театр:

-развивает внимание, мышление, память, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка, т.е. стимулирует речевое развитие;

-помогает убрать напряжение не только с самих рук, но  и с губ, снимает умственную усталость;

-развивает кисти рук, они становятся более подвижными и гибкими, что поможет в дальнейшем овладеть навыками письма.

Прежде всего следует порекомендовать родителям сводить своего ребенка в настоящий театр на различные детские представления или организовать просмотр детских спектаклей в домашнем кинозале.

Для организации театра в группе сначала нужно сделать вместе с детьми сцену, занавес из любого бросового материала и объяснить им, что театр ваш необычный — пальчиковый: «Пальчики — актеры, а мы с 'вами — режиссеры». Декорации, шапочки для пальчиков можно сделать из бумаги, ткани или другого безопасного материала, включив в эту работу и родителей.

Как в настоящем театре, проводится подготовка к спектаклю: оформляется сцена, распределяются роли, изготовляются костюмы, проводятся репетиции. Когда будет все готово, можно приступать к обучению — игре. Старайтесь больше уделять внимания своим детям, не забывайте хвалить их, и они порадуют вас своими достижениями.

Пальчиковая сказка «В деревне»

Цель:

-Развивать мелкую моторику пальцев рук.

-Согласовывать речь с движениями.

-Воспитывать бережное, заботливое отношение к животным, птицам.

-Развивать воображение, внимание, память.

Оборудование:

Макет деревни на каждого ребенка, в котором: дом, пальчиковый театр — дедушка, бабушка, внучка, Жучка; плоскостная репка; котенок — прищепка; заводная игрушка — цыпленок; блюдце, зернышки.

Ход:

Логопед. Жили-были в одной деревушке да в маленькой избушке бабушка (просит надеть куклу на большой палец правой руки) и дедушки (на указательный). Жили они, поживали, добра наживали. А еще жили с бабушкой и дедушкой внучка (на средний палец), Жучка (на безымянный) и кошка (на мизинец). Жили они дружно, всегда друг другу помогали. Вот как-то раз захотелось дедушке с бабушкой каши вкусной. Пошли они в огород сорвать репу.

Пальчиковая гимнастика «Репка»

Тянут, тянут бабка с дедкой,                               Дети вытягивают большие пальцы.

Из земли большую репку.                                  Указательные.

К ним пришла тут внучка,                                    Средние.

Подбежала Жучка,                                              Безымянные.

Кошка тоже потянула.                                           Мизинцы.

Хоть держалась крепко, Берут репку.

Вытянута репка!                                                  Поднимают руки вместе с репкой.

Сварила бабушка вкусную кашу и угостила всех: дедушку, внучку, Жучку и кошку. А у кошки был котенок, который очень любил играть. Поиграем с ним?

Пальчиковая гимнастика «Котенок» (с прищепкой)

При произнесении каждого слова дети «кусают» прищепками пальчики, начиная с указательного в прямом и обратном направлении со сменой рук.

Кусается сильно котенок глупыш,                         Прищепка «кусает» каждый палец.

Он думает: это не палец, а мышь,

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться — скажу тебе: «Кыш!»

Логопед. Наигрался котенок, посадите его отдохнуть. А теперь посмотрите, на птичьем дворе у дедушки с бабушкой живет цыпленок. Его хозяйка кормит зерном. Давайте и мы покормим.

Пальчиковая гимнастика «Накорми цыпленка»

На каждое слово ребенок берет из тарелочки зернышко и кладет в миску.

Зернышки все, что хозяйка давала,

Цыпочка клювом по штучке клевала.

Наелся цыпленок зернышек и захотел пить.

Логопед. Цыпленок пищит: пи-пи-пи. А дедушке водицы неоткуда набрать, колодца нет. Поможем дедушке построить колодец.

Пальчиковая гимнастика «Колодец»

На каждую строчку ребенок кладет деревянный брусок.

А из нашего колодца

Никогда вода не льется.

Нет ни кранов и ни труб —

Мы кладем из бревен сруб!

Очень, очень аккуратно

Мы кладем и, вероятно,

Со стараньем возведен

В мире лучшим будет он!

Логопед. Обрадовался дедушка, что мы построили самый красивый колодец, и теперь он всех напоит вкусной, прохладной водицей. Тут и сказочке конец, а кто слушал — молодец! Итог

Логопед. Кого накормила бабушка вкусной кашей из репки? Для кого мы строили колодец? Как вы думаете, кого еще может напоить дедушка вкусной, прохладной водицей? Вам понравилась сказка?

Сказки и рассказы специально адаптированы для того, чтобы облегчить детям практическое овладение той или иной грамматической категорией. Словесные игры, упражнения помогут приобрести не только умения, но и устойчивые навыки правильного использования существительных, прилагательных, глаголов, наречий как в устной, так и в письменной речи, будут способствовать формированию грамматически правильной речи и обогащению словарного запаса. Учитывая взаимосвязь развития речи и мелкой моторики у детей,  особенно у детей с нарушениями речи, считаю важным использование логопедических сказок в своей работе.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Васькова О.Ф., Политыкина А.А.  Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. – СПб.: ООО  ИЗДАТЕЛЬСТВО  «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

2.Громова О.Е. Инновации – в логопедическую практику   – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008.

3.Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. СПб.,  2005.

4.Левчук Е.А. Грамматика в сказках и историях СПб.: ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО  «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

5.«Логопед», научно-методический журнал, № 1 – 2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование пальчиковых и лексико-грамматических сказок в работе учителя-логопеда.

Предлагаемая Вашему вниманию статья содержит теоретический и практический материал по использованию пальчиковых и лексико-грамматических сказок в работе учителя-логопеда....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ И ФОНЕТИЧЕСКИХ СКАЗОК В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ- ЛОГОПЕДА.

Данный материал познакомит педагогов с технологией , которая позволяет добиться не только устойчивого внимания и интереса на протяжении всего логопедического занятия, но сохранить психофизическое здор...

Использование логопедических сказок в работе учителя-логопеда

Использование логопедических сказок в работе учителя-логопеда...

Сообщение из опыта работы на тему «Использование нейропсихологических методов и приемов в коррекционной работе учителя-логопеда»

Данный материал будет интересен и полезен всем специалисты ДОУ, логопедам, дефектологам и психологам....

Мастер класс «Использование игровых технологий по развитию речи в работе учителя –логопеда в условиях ФГОС ДОУ. Путешествие в страну Правильной речи. Материал предназначен для педагогов (воспитателей, логопедов, родителей)

Цель: предоставление, обобщение, систематизация и распространение личного педагогического опыта для педагогов.  Задачи:1.Способствовать созданию условий для профессионального раз...