Использование информационно - коммуникативных технологий в коррекционно - развивающей работе учителя-логопеда
статья (подготовительная группа) по теме

 Кулагина Людмила Васильевна

мастер-класс для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_po_ikt.doc889 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №1 « Лукоморье»

г. Усть-Лабинск

План-конспект  мастер-класса  

Использование информационно - коммуникативных технологий в коррекционно - развивающей работе учителя-логопеда

 

                                                      Учитель-логопед МАДОУ

  детский сад №1  

Кулагина Л.В

 Г. Усть-Лабинск 2013


Актуальность

В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективных путей коррекции. В настоящее время в системе коррекционного дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Одним из важных условий обновления является использование новых информационно - коммуникационных технологий, в первую очередь компьютерных. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Коррекция недостатков речи детей требует систематических занятий, отнимает много сил и времени как у педагога, так и у детей. Большинство детей, посещающих логопедические группы, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У таких ребят наблюдается снижение интереса к обучению, повышение утомляемости.

Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения, объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов. Одним из основных средств расширения детских представлений являются презентации, слайд-шоу, мультимедийные фотоальбомы. Это наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение на занятиях логично и научно. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Специальные обучающие программы в детские сады доставляются достаточно редко. И выходом из такого положения может стать создание собственных слайд - фильмов и компьютерных презентаций, разработанных педагогом с учётом особенностей развития их воспитанников.


 

Сегодня я хочу поделиться опытом, как ИКТ помогают мне в работе. Я вижу их необходимость для себя и для детей.

Описание демонстрируемой технологии

Данная работа проводится с детьми на протяжении двух лет 2011-2013 г.  Коррекционная деятельность с использованием компьютера, проводились при соблюдении определенных условий для сбережения здоровья ребенка (соблюдение СанПиНов):

  • использование новых моделей компьютера;
  • занятия с использованием компьютера следует проводить с дошкольниками 5-7 лет не чаще 3 раз в неделю по 10-15 минут не более 1 раза в день.
  • включать в занятия учителя-логопеда игры, направленные на профилактику нарушений зрения;
  • во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд;
  • недопустимо использования одного компьютера для одновременного занятия двух или более детей. Следовательно, использовать компьютер на подгрупповых и фронтальных занятиях можно только при наличии специального оборудования: мультимедийного проектора или достаточно большого телевизора.

На  коррекционных НОД использовались специальные обучающие компьютерные программы: (фото игр представлено в приложении)

  • «Игры для Тигры»;
  •  «Развитие речи. Учимся говорить правильно» (ООО «Новый диск» 2008);
  •  «Домашний логопед» (практический курс);  

Я расскажу и поиграю с Вами в мои любимые игры.

 «Игры для Тигры» - Логопедическая программа. Ее применение делает процесс коррекции речи более эффективным и динамичным, по сравнению с традиционными методиками, так как задания в ней представлены в игровой, интерактивной форме. В программе более 50 упражнений, собранных в четыре больших блока: Фонематика, Просодика, Лексика, Звукопроизношение.

Упражнения блока «Просодика» направлены на коррекцию следующих просодических характеристик речи:

  • длительность и сила речевого выдоха; («Воздушный змей» «Кораблик»)
  • громкость и тембр голоса; («Машина», «Дом»)
  • темпо – ритмичность; эти упражнения я также использую для автоматизации звука (изолированного произношения и в слогах) («Муравей»)
  • интонационная выразительность; («Пузыри»)
  • четкость и разборчивость речи. («Облако»)

Работа с упражнениями блока «Звукопроизношение» позволяет развивать эфферентное (развитие моторных свойств органов артикуляции) и афферентное двигательное звено речевой системы.

    Блок «Фонематика» компьютерной логопедической программы «Игры для Тигры» направлен на коррекцию и развитие фонематических процессов у детей с нарушениями речи. (звуки-«Звук А», анализ-«Составь слово», синтез-«Слова из 3-6 букв»)

«Лексика» данный блок направлен на коррекцию лексико-грамматических нарушений речи у детей. Блок включает в себя три модуля. Упражнения внутри каждого модуля позволяют организовать коррекционную работу по определенному направлению. («Что из чего?», «Действия», «Признаки», «Профессии»)

(проигрывание перечисленных игр с участниками мастер-класса)

«Развитие речи. Учимся говорить правильно», игры направлены на развитие фонематического слуха, разбиты на четыре блока: (проигрывание 1-2 игр из каждого блока, игры указаны напротив каждого блока)

1. Неречевые звуки. (птичий двор)

2. Звукоподражание. (музыканты, наш дом)

3. Речевые звуки. (услышь звук [У], помести в ящик звуки [Ц], [С],[Т])

4. Развитие связной речи. (слово-действие, послушай рассказ)

Диски «Домашний логопед», «В помощь логопеду «Общее недоразвитие речи»». (демонстрация) 

Использование компьютерных технологий в коррекционно-образовательном процессе – это доступный и удобный способ быстрого подбора необходимого речевого, литературного материала и его оформление с помощью различных информационных и электронных ресурсов, создание презентаций по автоматизации звуком, лексическим и грамматическим темам. 

Презентация – это:

  • обучающая электронная звуковая книга с красивыми картинками;
  • отличное пособие для воспитателей, учителей-логопедов, родителей, позволяющее рассказать ребенку об окружающем мире так, как они сами его видят, не выходя из дома и не летая в дальние страны;
  • удобный и эффективный способ предоставить малышу информацию об окружающем его мире.

Презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации.

       Презентация сродни детской книжке, где на каждом листе большая яркая картинка с подписью – обозначением, вы только листаете слайды (электронные страницы).

Чем отличается электронная презентация от обычного просмотра карточек?

Электронная презентация дает более широкие возможности:

  • не надо резать журналы, клеить картинки;
  • одну и ту же картинку можно копировать и использовать в разных презентациях - картинки на компьютере лучше сохраняются и их не жалко редактировать (резать), в отличие от настоящих фотографий;
  • можно задать точное время просмотра слайда (презентации) на компьютере;
  • но самое главное – электронную презентацию нельзя помять, порвать, попробовать на зуб! Ее можно только смотреть.

       Что дает презентация ребенку? Зачем она вообще нужна?

Просматривая презентацию, ребенок быстрее и лучше запоминает информацию, учится сопоставлять картинку и звук в одно целое. Подражает звукам, повторяет слова за диктором, а значит, развивает свою речь. Классифицирует окружающий мир, объединяет разные предметы, вещи в один вид или расчленяет его на составляющие.

        Презентация - это именно тот способ подачи материала, который легко усваивается ребенком, особенно в раннем возрасте. Маленьким детям гораздо проще воспринимать статическую информацию, чем постоянно двигающиеся картинки, как в мультфильме. Просмотр одной презентации занимает максимум 2 мин, а это согласитесь большой плюс, когда ребенок учится с экрана.

 В процессе работы были созданы презентационные материалы, которые  применяются для:

  • развития общей моторики посредством логоритмики:
  • развития артикуляционной моторики (артикуляционная гимнастика):
  • автоматизации поставленных звуков в слогах, словах, фразах и связной речи:  
  •  нормализации просодических характеристик речи;
  • дифференциации акустически близких звуков
  • развития фонематического восприятия:  
  • развития элементарных и сложных форм фонематического анализа и синтеза:  
  • усвоения лексических тем:
  • развития навыков словообразования и словоизменения:
  • развития связной речи и усвоения грамматических категорий.  

     Обучающие игры помогают ребенку запомнить формы, цвета, буквы, а также научат читать.

Мною были разработаны презентации по лексическим и грамматическим темам: слова-антонимы, зимние забавы (стихотворение для заучивания в картинках), именительный падеж, подбор существительных к глаголам, составление простых предложений, употребление местоимений (наш, наша, наши), употребление предлогов (из, под, из-под), составь рассказ по схеме и т.д.. Созданы презентации по автоматизации звуков: Л, Ль, Рь, Сь, Ж, Щ.


                                       Описание достижений

Коррекционные логопедические  мероприятия со всей группой проводились в соответствии с программой Н.В. Нищевой.   На данных  нод велась работа над развитием фонематического слуха, усвоением лексико-грамматических категорий, расширением и обогащения словарного запаса, формированию связной речи и обучением грамоте. Работа над улучшением звукопроизношения проводилась на индивидуальных нод, частота которых определялась тяжестью нарушения. Деятельность в данном направлении за два года позволила добиться отличных результатов.   По результатам ПМПК  80% детей выпушены с чистой речью и нормой речевого развития.

В заключение хочется отметить, используя в своей деятельности ИКТ, с целью повышения эффективности процесса коррекционно-логопедического воздействия, я решила следующие задачи:

  • повысила мотивацию детей к логопедическим занятиям;
  • сформировала сотрудничество и новые формы общения между ребенком и логопедом;
  • процесс автоматизации звуков, уточнение и обогащение словарного запаса детей проходил быстрей и интересней;
  • положительное эмоциональное состояние ребенка в процессе занятий, как залог успеха.

 

Рефлексия

Я прошу Вас поделиться со мной вашими впечатлениями от нашей встречи. У вас на столах лежат цветные  шарики, прошу  вас опустить в корзинку шарики красного цвета, если полученные знания вам были полезны и зелёные, если опыт оказался не нужным.

Спасибо за внимание!


Приложение

        

                

        

                

        

        


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОНН-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ Долженко Д.В. МБДОУ детский сад №12 «Звёздный» г.Тамбова В н...

"Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи»

Рассказывается об актуальности использования ИКТ в работе с детьми, имеющими нарушения речи, варианты использования ИКТ на разных этапах коррекционно-развивающей деятельности. Даётся перечень компьюте...

«Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушение зрения».

Стремительное развитие инновационных технологий приводит к их широкому внедрению во все структуры общества и государства, в том числе в сферу образования. Чтобы заинтересовать детей, сделать обучение ...

«Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи».

             Коррекция недостатков речи детей требует систематических занятий, отнимает много сил и времени как у педагога, так и у детей. Большинство детей с...

Использование информационно- коммуникативных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста

Консультация для воспитателей использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста  информационно- коммуникативных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возра...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ (ТНР) ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ В СООТВЕТСТВИИ С ФАОП ДО

Доклад посвящён актуальной проблеме по обучению детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ТНР) элементам грамоты в соответствии с ФАОП ДО посредством использования современных игровых технологий. В д...