ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ (ТНР) ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ В СООТВЕТСТВИИ С ФАОП ДО
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Доклад посвящён актуальной проблеме по обучению детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ТНР) элементам грамоты в соответствии с ФАОП ДО посредством использования современных игровых технологий. В докладе  обобщается опыт работы по  использованию данных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.01 КБ

Предварительный просмотр:

Согласно ФАОП ДО [2, с. 189] работа по подготовке детей дошкольного возраста по обучению элементам грамоты в настоящее время не только не теряет своей актуальности, но приобретает важную значимость  в содержании коррекционно - образовательной деятельности. В современном обществе наблюдается значительное увеличение числа детей с ОВЗ: с тяжёлыми нарушениями речи, которые к моменту поступления в школу имеют разной степени нарушения всех сторон  речи, что в свою очередь приводит к дисграфии и дислексии в школе. Преемственнность  дошкольного и начального образования при подготовке детей к овладению письменной речи – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на протяжении десятков лет. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт в образовательной области «Речевое развитие» [1] ставит перед педагогами дошкольного образования одну из задач по формированию звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Обучение грамоте - это целенаправленный систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. Чтобы обучение грамоте в начальном звене школы было более успешным: без дисграфии и дислексии, нужно погрузить дошкольника в особенный мир звуков и  букв. Как сложное сделать понятным и доступным? Как заинтересовать ребёнка, добиваясь  результата? Ответить на эти вопросы поможет нам ведущий вид деятельности детей.  Игра и игровые пособия позволяют легко и без принуждения обучать дошкольников элементам грамоты.

Игровое пособие «Звуковые замки». На стене висят два замка с прозрачными кармашками для символов звуков: на подготовительном этапе коррекционно – развивающей работы символы звуков представлены по методике Ткаченко Т. А., а на основном этапе - буквами. Красный замок имеет шесть прозрачных кармашков для гласных символов и открытые ворота, так как звук, выходя, не встречает никакой преграды. Второй замок сине – зелёного цвета представлен одной половиной  синего цвета с прозрачными кармашками для твёрдых символов, а другая половина замка зелёного цвета  для мягких символов. На воротах нарисована  решётка, так как звук, выходя, встречает препятствие: губы, зубы или язык.

Определение позиции звука в слове помогает сформировать звуко – буквенный сундучок, в котором находятся фишки красного, синего и зелёного цветов, буквы и карточки со словами. Согласно гипотезе поэтапного формирования умственных действий, предложенной Гальпериным П.Я., фишки – это материализованная форма, с помощью которой мы формируем действия по звуковому анализу слова. Дети на слух из фишек собирают слово, а также по карточке могут собрать слово по буквам, сделав потом звуковой анализ.

Авторское пособие по определению положения звука в слове «Найди звук» - это заламинированные карточки на каждую букву. На подготовительном этапе, когда дети ещё не знакомятся с буквами, определяя положение звука, они закрашивают соответствующим цветом в схеме то место, где находится звук, на основном этапе, они пишут букву соответствующего цвета.

Используя сенсорную панель и программу SMART Notebook11, были разработаны авторские  игровые упражнения на каждую букву, по определению положения звука в слове, а также определения твёрдости или мягкости согласного звука. Ребята стилусом на сенсорной панели выполняют игровое задание с большим удовольствием.

Авторское пособие «Необычный круг». В центре круга находится вращающаяся стрелка, а по краям прозрачные кармашки. Вариант игры 1: в кармашки вставлены картинки, а ребёнок, прокрутив стрелку, подбирает к выпавшей картинке букву. Вариант игры 2: в кармашки вставлены буквы, а ребёнок уже подбирает картинку, которая начинается на соответствующий звук.

Нейроигры с буквами, которые помогают детям их запомнить, а также развивают межполушарное  взаимодействие, способствуют активизации мыслительной деятельности. Вариант игры 1: под руками ребёнка по коврику, на которых на липучках приделаны буквы, педагог называет букву, ребёнок одновременно левой и правой руками их показывает. Вариант игры 2: на одном коврике буквы, на другом картинки. Педагог называет букву, ребёнок одновременно показывает букву и картинку, которая начинается на соответствующий звук.

Обучение послоговому чтению. Согласно ФАОП ДО [2, с. 422] перед педагогами дошкольного образования встаёт задача по обучению чтению отдельных слогов, слов и коротких предложений. Решая данную задачу, главное не допускать серьёзных методических ошибок, чтобы в школе учителя не переучивали детей.

Авторское пособие с прозрачными кармашками для букв «Солнышко». На твёрдой основе в верхнем правом углу наклеен жёлтый круг с прозрачным окошком, от него отходят лучи, заканчивающиеся тоже прозрачными окошками. В эти окошки вставляются буквы. С помощью данного пособия мы формируем навык чтения закрытых слогов. «Каждый лучик прочитаем, имя лучика узнаем».  

Пособие «Домики дружбы». Один домик с синей крышей, в котором живут гласные буквы А, О, У, Э, Ы.  Второй домик с зелёной крышей, в котором живут гласные буквы И, Я, Е, Ё, Ю.  В домики вставляются сменные вкладыши со слогами на разные  согласные. Постепенно открывая окошки, мы формируем навык послогового чтения открытых слогов.

Игра – хоровод «Успокоим солнышко». В середине стола грустное солнышко, от которого отходят лучики со слогами. Слоги со стечением согласных отмечены с другой стороны звёздочкой.  Дети со словами идут по кругу, а затем по очереди читают лучики. В конце переворачиваем солнышко, которое нам улыбается.

Пособие «Цветик – словоцветик». Цветок ромашка с жёлтой серединой и бабочкой на ней, приставные лепестки – карточки со словами. Слова написаны разной сложности. Слова более сложные, отмечены на другой стороне лепестка звёздочкой. Ребёнок сам выбирает лепесток.  Приём  разноуровневых заданий придаёт личностно – ориентированную направленность в развивающих играх.

Игровое упражнение «Собери рассказ». Данное пособие развивает у детей смысловое чтение. Ребёнок читает рассказ, а затем собирает его из предложений.

Выводы.

Таким образом, обобщая свой многолетний опыт работы, по данному направлению было замечено, что использование данных игровых пособий вызывало у детей  не только  познавательную активность, но и предотвращало утомление,  что положительно влияло  на эффективность коррекционного - развивающего процесса.

Большинство детей, которые обучались по данной коррекционно – развивающей системе  в школе смогли легче адаптироваться и быть успешнее в учебной деятельности, чем другие сверстники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи»

Рассказывается об актуальности использования ИКТ в работе с детьми, имеющими нарушения речи, варианты использования ИКТ на разных этапах коррекционно-развивающей деятельности. Даётся перечень компьюте...

«Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи».

             Коррекция недостатков речи детей требует систематических занятий, отнимает много сил и времени как у педагога, так и у детей. Большинство детей с...

статья "Использование современных образовательных технологий в коррекционно–развивающей практике учителя-логопеда"

С  каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к взрослым, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Речевые нарушения у детей &ndash...

"Использование Web-квест технологии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда"

Что такое Web-квест, как его создавать, а также какие имеет приимущества и недостатки....