Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматической стороны речи.
учебно-методическое пособие по логопедии (старшая группа) на тему

Моргунова Светлана Анатольевна
  • Познакомить детей с названиями грибов : подберезовик, подосиновик, лисичка, опенок, мухомор; закрепить строение гриба;
  • Обратить внимание, что название  гриба связано  с местом его произрастания или  его внешним видом;
  • Закрепить понятия: съедобные и несъедобные грибы;
  • Закрепить название основных и оттеночных цветов; порядковый счет;
  • Упражнять в согласование числительных с существительными в роде, числе; подборе  родственных слов, антонимов;
  • Развивать фонематический слух;
  • Развивать динамический слух;
  • Закрепить понимание и употребление предлогов, пространственную ориентацию;
  • Развивать память, внимание;
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgruppovoe_zanyatie_po_formirovaniyu_leksiko.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

подгруппового занятия по формированию лексико-грамматической стороны речи

ТЕМА «ГРИБЫ»

ЦЕЛИ:

  • Познакомить детей с названиями грибов : подберезовик, подосиновик, лисичка, опенок, мухомор; закрепить строение гриба;
  • Обратить внимание, что название  гриба связано  с местом его произрастания или  его внешним видом;
  • Закрепить понятия: съедобные и несъедобные грибы;
  • Закрепить название основных и оттеночных цветов; порядковый счет;
  • Упражнять в согласование числительных с существительными в роде, числе; подборе  родственных слов, антонимов;
  • Развивать фонематический слух;
  • Развивать динамический слух;
  • Закрепить понимание и употребление предлогов, пространственную ориентацию;
  • Развивать память, внимание;
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Иллюстрация «Электричка с грибами»; конверт с письмом; билеты на электричку для каждого ребенка; муляж грибной поляны;  картинки с изображением грибов; 3 кочки (обручи, обтянутые материалом); фигура-  дед Лесовик; колокольчик;  пластмассовая игрушка «Гриб»;  музыкальная запись; пособие  «Собери картинку» в конвертах на каждого ребенка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент.

Логопед. Мне сегодня приснился удивительный сказочный сон. Вижу я, что

Едут в электричке

Волнушки и лисички

С подружками, друзьями,

 Опятами, груздями.

А старичок-боровичок,

Интеллигентный толстячок,

 Приподнимает свой берет

И предъявляет свой билет.

(на доске иллюстрация «Электричка с грибами»)

      2. Введение в тему.

Логопед. Вот такой удивительный сон!

- Вы догадались о чем он?

- Какие грибы ехали в электричке?

Логопед. Грибы разные.  Но, что есть у каждого из этих грибов? ( выявление знаний детей о строении гриба: шляпка, ножка, грибница).

Стук в дверь. Почтальон вручает конверт.

В конверте письмо с приглашением в лес на грибную поляну и билеты на электричку. Логопед выдает каждому ребенку билет, в котором указан номер вагона и место.

Ребенок называет номер вагона и место и усаживается в электричку согласно билету.

(У  меня первый вагон красное место. У меня второй вагон зеленое место.  И  т.д.)

  1. Изучение нового.

Логопед. Сядьте поудобнее. Отправляемся (логопед звонит в колокольчик). Пока мы едем, я вам расскажу про  грибы  и покажу фотографии (предметные картинки с изображением грибов).

Грибы появляются в лесу после теплых грибных дождей. Одни грибы можно употреблять в пищу: их собирают, варят, жарят, солят – эти грибы называют съедобными.

Подберезовик

Подосиновик

Опята

Лисички

(рассматриваются фотографии и обговаривается внешний вид)

Другие грибы нельзя употреблять в пищу – их называют несъедобными, они ядовитые.

Мухомор

(рассматриваются фотографии и обговаривается внешний вид)

Назовите съедобные грибы. Почему их называют съедобными?

Назовите несъедобные грибы. Почему их называют несъедобными?

Теперь я вижу, что вы настоящие грибники (словарная работа) и можете отличить один гриб от другого.

Игра «Скажи наоборот»:

- боровик крупный гриб, а опенок …….. (мелкий)

- у подберезовика ножка тонкая, а у  подосиновика …… ( толстая)

- лисичка съедобный гриб, а мухомор ….. (несъедобный)

      4. Закрепление материала.

 Логопед. ( звонит в колокольчик)  Вот мы и приехали!  Чтобы не потеряться в лесу, давайте пересчитаемся. (дети выходят из вагонов по очереди  и говорят:

- Я первый грибник.

- Я второй грибник и т.д.)

Закройте глаза и представьте, что перед вами красивый, зеленый, сказочный лес.

Давайте шопотом повторим : какой лес?

В это время логопед раскладывает на полу « кочки»  и вносит фигуру деда Лесовика.

Дети открывают глаза, услышав звон бубенцов. Знакомство с дедом Лесовиком.

Чтобы пройти к грибной поляне, нужно преодолеть препятствие – кочки.

Вы сможете  перешагнуть с кочки на кочку, если вспомните, в какой лес вы попали? (красивый, зеленый, сказочный)

Дети подходят к поляне. Поляна покрыта цветочным покрывалом.

Логопед (обращаясь к Лесовику) Нам не нужны цветочки, нам нужны ……(грибочки)

Логопед снимает покрывало и цветочная поляна превращается в грибную.

Дети рассматривают грибы и читают стихи.

-Что лучше собрать 5 мухоморов или 1 подосиновик?

5.Физ.минутка.  «Передай гриб»

Дети встают в круг и под музыку передают друг другу гриб то быстро, то медленно ( в соответствии со звучанием музыки).

 Игра «Подскажи словечко»

Бы – бы – бы         в лесе выросли …..(грибы)

Чек – чек – чек      на поляночке ….. (грибочек)

Ник – ник – ник     по лесу идет ….. (грибник)

Ой – ой – ой            сварим суп  ….. (грибной )

      6. Развитие фонематического слуха.

Логопед. Интересная и веселая получилась прогулка. Но нам пора возвращаться. И снова на пути кочки …

Задание: если услышите в названии гриба звук «У» перешагните на кочку и скажите: «Вот ты где!»  (масленок, груздь, опенок, лисички, мухомор, сыроежка, волнушка).

     7.Совершенствование пространственного восприятия, понимания и употребления предлогов.

Рассаживайтесь по местам. Чтобы не скучать в пути, мы «Соберем картинку».

Каждому ребенку выдается конверт с картинками: гриб, грибочек, цветочек, листочек, бабочка, улитка. По словесной инструкции логопеда дети располагают картинки  на парте.

- Гриб положите перед собой;

- справа от гриба – цветочек;

- слева – грибочек;

- на шляпке – листочек;

- под шляпкой – улитка;

- над грибом – бабочка.

8. Итог.

Логопед звонит в колокольчик.

 Вот и закончилось наше лесное  путешествие.

Дети выходят из вагонов и  встают в круг.

- Куда мы ездили?

- Что нового узнали?

- С кем подружились во время путешествия?

«Эстафета дружбы»

Логопед передает детям настольную игру «Собери грибы» от Деда Лесовика.

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Как выращивают хлеб? Хлеб Кубани»

Конспект  занятия учителя-логопеда по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Как выра...

Конспект занятия по формированию лексико – грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи: “Кубанская весна ”

В представленном конспекте НОД отражен комплексный подход  к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщению дошкольников к истории и культуре родного края. В конспекте НОД использован краеведчес...

Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматической стороны речи.

Познакомить детей с названиями грибов : подберезовик, подосиновик, лисичка, опенок, мухомор; закрепить строение гриба;Обратить внимание, что название  гриба связано  с местом его произрастан...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Тема: «Перелетные птицы»

Цель: познакомить детей с перелетными птицами.Задачи: уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «перелетные», «водоплавающие»; образовывать существительные с  уменьшительно - ласк...

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматической стороны речи в старшей группе с ЗПР«Фрукты»

Открытое занятие  по формированию лексико-грамматической стороны речи  в старшей группе с ЗПР«Фрукты»...

Календарно-тематическое планирование подгрупповых логопедических занятий по формированию лексико-грамматических представлений, развитию связной речи и формированию фонетической стороны речи в старшей группе у детей с общим недоразвитием речи

В публикации представлено последовательное прохождение лексических тем, формирование лексико-грамматических представлений, развитие связной речи, обучение навыкам звукового анализа и синтеза с постепе...

Календарный план проведения фронтальных логопедических занятий по формированию лексико-грамматических категории, фонетической стороны речи, развитию связнои речи, обучению грамоте в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи на 2022 — 20

Календарный план проведения фронтальных логопедических занятий по формированию лексико-грамматических категории, фонетической стороны речи, развитию связнои речи, обучению грамоте в подготовительной г...