Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Тема: «Перелетные птицы»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Цель: познакомить детей с перелетными птицами.

Задачи: уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «перелетные», «водоплавающие»; образовывать существительные с  уменьшительно - ласкательными суффиксами, сложные прилагательные, приставочные глаголы; согласовывать числительные с существительными; подбор слов-антонимов; учить  составлять сюжетный рассказ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_perelyotnye_ptitsy.docx20.44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Тема: «Перелетные птицы»

Цель: познакомить детей с перелетными птицами.

Задачи: уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «перелетные», «водоплавающие»; образовывать существительные с  уменьшительно - ласкательными суффиксами, сложные прилагательные, приставочные глаголы; согласовывать числительные с существительными; подбор слов-антонимов; учить  составлять сюжетный рассказ.

Оборудование: демонстрационный материал — картинки с изображением птиц, нарисованное полотно с прорезями, картинно-графический план по теме «Птицы»; раздаточный материал — карточки с изображением птиц.

Ход занятия.

I.  Организационный момент.

-  Какое сейчас время года? (Осень.) Назовите осенние месяцы, признаки осени.

-   Куда улетают осенью птицы (В теплые края.) Почему?

- Как называются эти птицы? (Перелетные.) Почему они так называются? Назовите перелетных птиц.

- Назовите перелетных, водоплавающих. Почему они называются водоплавающие»? Что есть у птиц? (Туловище, голова, шея, крылья, перья, грудка, лапы, хвост, клюв.)        

- Чем покрыто тело птиц? (Перьями, пухом.)        

-  Для чего нужны перья? (Чтобы птицы не мерзли и не поранили тело.)

II. Основная часть.

  1. Рассказ логопеда        
    Логопед по очереди выставляет картинки с изображением перелетных птиц, обговаривая каждую из птиц по следующему плану
  • Как называется птица?
  • Какая птица по размеру?        
  • Какие перья?        
  • Какой хвост идолов?

—Чем питается?        
     
ЛАСТОЧКА — по величине меньше воробья, окраска перьев темная, грудка белая, крылья широкие. Хвост раздвоенный. У ласточки слабый клюв, широкий рот. Голос негромкий. Большую часть времени ласточка проводит в воздухе, в погоне за добычей. Ловит комаров, мошек, мух, мелких насекомых.        

СКВОРЕЦ — голова, шея, крылья, хвост черные с фиолетовым отливом. Клюв у скворца мощный. На голове черный хохолок. Питается жуками, гусеницами, бабочками и другими насекомыми

ГРАЧ — птица крупных размеров, с большими сильными ногами и несколько изогнутым книзу клювом. Черное оперенье. Питается животной и растительной пищей. Истребляет вредных насекомых.

ЧИЖ — одна из маленьких перелетных птиц. У чижа зеленовато-желтое оперенье. На голове черная шапочка. Хвост и клюв короткие. Питается семенами березы и ольхи и различными насекомыми.

АИСТ — одна из крупных перелетных птиц. Перья белого цвет, та. Крылья с черными полосками. Клюв — длинный, острый, крепкий. Крылья широкие, длинные, большого размаха. Хвост короткий. Лапы длинные, тонкие, мощные. Питается лягушками, рыбой, насекомыми и растительной пищей.

ЛЕБЕДЬ — гордая, грациозная, красивая птица средних размеров. Лебедь может быть черного и белого цвета. У лебедя длинная изогнутая шея. Клюв плоский и сильный. На красных лапа перепонки. Живет лебедь на озерах, прудах и реках. Питается рыбой, водорослями и мелкими рачками.

  1.         Физкультминутка

Птички прыгают, летают.                             Дети прыгают,

Крошки птички собирают.                      «клюют»,

Перышки почистили,                            изображают,

   Клювики почистили. 

    Птички летают, поют,                                машут руками,

    Зернышки клюют.                               наклоняются.

3. Игра «Сосчитай»

 - Дети, к вам прилетели перелетные птицы (картинки лежат 1 столах), сосчитайте, сколько их? (Два чижа, пять ласточек и т.д.)

4. Игра «Кто где живет» (по картинке)

Выставляется картинка, логопед предлагает детям посмотреть на картинку, а затем расположить птиц по словесной инструкции на ей (на болото, за куст, в скворечник, около воды, под деревом и т.д.).

Во время выполнения этого задания логопед отрабатывает с детьми образование сложных прилагательных (короткохвостая утка, остроклювый грач, краснолапый гусь, длиннолапая цапля, чернокрылый ворон, тонкошеий аист и т.д.).

   5. Составление предложений

Логопед предлагает детям составить предложения по картинке, Используя следующие слова: слетела, подлетела, улетела, влетела, залетела, облетела и т.д.    

 6. Составление рассказа по плану

  III. Заключительная часть.

Назовите перелётных птиц. Почему их называют перелётными? Что нового вы узнали на занятии?

    Материал для закрепления:

 I Уточнить названия перелетных птиц (грач, скворец, утка, лебедь, гусь, журавль, аист, цапля, чиж, соловей, зарянка, горихвостка).

Знать строение птиц, внешние признаки.    

Закрепить понятия «перелетные», «водоплавающие».    

 Составить рассказ о птице.  

  II. Грамматический строй речи и словообразование.

1. Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей.    

Например: грач — грачи — грачей и т.д.       

2. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Например: чиж — чижик и т.д.    

 3. Образование сложных прилагательных.    

Например: короткий хвост — короткохвостая утка;    

     острый клюв — ... ,

      черное крыло — ..., .  

      красные лапы — ...,

тонкие лапы — ... ,

Длинные лапы — ... и т.д.

4. Образование приставочных глаголов.

Например: Птичка с веточки (что сделала?) слетела.

Птичка к дереву (что сделала?) подлетела.

Птичка с ветки на ветку (что сделала?) перелетела. И т.д.

Приставочные глаголы: прилетела, улетела, влетела, залетела, вылетела, облетела и т.д.

  1. Согласование числительных с существительными.
  2. Дидактическая игра «Сосчитай».        
  3. Подбор слов-антонимов.

Например; короткий хвост — длинный хвост,

длинные лапы — ... ,

тонкая шея — ... ,

черное крыло — ... ,        

острый клюв — и т.д.

7.        Правильное употребление предлогов:.в, на, с, из, под, из-под, за, над.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности....

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Сеспель» на тему: «Одежда»

Образовательные задачи:Уточнить и расширить представления детей об одежде, её  признаках, материалах, из которых она сделана; кто и где шьет одежду. Учить сравнивать, группировать, классифицирова...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе детей с ОНР по теме: "Продукты питания"

Конспект занятия по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе детей с ОНР по теме: "Продукты питания"...

Конспект НОД по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи

Предлагаем вашему вниманию конспект НОД по формированию лексико- грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшей группы  с нарушениями речи ....

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе детей с ОНР по теме: "Мой город - Саранск"

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических  средств языка и развитию связной речи в старшей группе детей с ОНР по теме: " Мой город - Саранск"...

Методическая разработка конспекта организованной образовательной деятельности по формирование лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Предлог «НА».

Методическая разработка конспекта организованной образовательной деятельности по формирование лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в средней группе компенсирующей направленност...

Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе комбинированной направленности

Активизировать речевую деятельность детей через развивающие игры, развивать фонематический слух, память, внимание, мимику, артикуляционную и общую моторику.Развивать движения во взаимодействии друг с ...