Конспект НОД по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Федосова Екатерина Александровна

Предлагаем вашему вниманию конспект НОД по формированию лексико- грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшей группы  с нарушениями речи .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_kosmos.docx29.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад№454 г. Челябинска

Конспект занятия по формированию

лексико - грамматических категорий и развитию связной речи

 для детей старшей группы с нарушениями речи

по теме: «Космическое путешествие»

  выполнила:

Федосова Е. А.

учитель - логопед

 I категории

Челябинск 2017

Цель: Закрепить знания детей по теме «Космос».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Уточнять и расширять знания детей о космосе;
  • Активизировать словарь по данной теме;
  • Совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление, воображение.
  • Развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движением.
  • Развитие лексико - грамматического строя речи при словообразовании и словоизменении.
  • Развивать умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок.

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать у детей внимание к собственной речи, интерес к занятию.
  • Формирование навыков взаимопонимания, инициативности, самостоятельности.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Развитие речи», «Познавательное развитие».

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций на тему «Космос», беседа о космосе, чтение стихотворений и рассказов о космосе.

Материалы и оборудование:

 счетные палочки, иллюстрации с изображением космоса, планет, сюжетные картины с изображением персонажей - Смешариков,  картина с изображением «нужных»  предметов для космоса,  звездочки-наклейки,  «космические камни», калейдоскоп,  медали  «Настоящий космонавт».

Ход занятия:

-Давайте, ребята друг друга поприветствуем!

Доброе утро, добрый день!

Нам здороваться не лень.

Друг на друга посмотрели

 И улыбками согрели.

Улыбнитесь вы гостям,

Будут рады они вам!

1.-Ребята, отгадайте  загадку:

Яркие цветочки вечером расцветают,

А утром увядают(звезды)

У каждого из вас есть конверт.  В нем разноцветные звездочки. Предлагаю вам выбрать звезду такого цвета, которая подходит под ваше настроение и приклеить ее на это полотно (выставляется мольберт).

-Замечательно, я вижу, что у вас у всех хорошее, радостное настроение. Проходите все в космический класс, где мы немножко освежим наши знания.

- Чтобы собраться в космос, мы вместе должны собрать с собой в дорогу те предметы, которые будут нам необходимы ! Помогите мне, пожалуйста, разобраться, что нам может понадобиться (выставляется картина с изображением предметов, дети отбирают те предметы, которые могут понадобиться, а что может потерять свою актуальность из- за невесомости).

-Молодцы! Все собрали,  а напомните мне, пожалуйста, что нам еще нужно для полета?

-Правильно, нужна ракета, ее мы будем создавать вместе, прошу вас переместиться в нашу космическую лабораторию и построить ракету по чертежам! (дети выкладывают большую ракету из счетных палочек на столе по образцу).

- Итак, ракета готова, значит, пора идти на космодром!

Логоритмика:

Дружно в ногу мы идем,

Мы идем на космодром.

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

Вот  проверили осанку

 И свели лопатки.

Ждет нас быстрая ракета

Для полета на планеты!

-Необходимо проверить готовность к полету. Пожалуйста, наденьте скафандры, обуйте космическую обувь! Наденьте космические рукавицы! (дети выполняют задание, логопед проверяет)(“Какие теплые и толстые рукавицы», «Как ты чудесно выглядишь в скафандре», «Плотно ли сидит скафандр»?)

Садимся в ракету. Начинаем отсчет!

10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, пуск! (звучит космическая музыка)

-Поздравляю вас с выходом в космическое пространство! Начинаем космическое путешествие! Наши гости – это Центр управления полетом, они будут, следит за нами, и помогать нам.

-Приступим к изучению и наблюдению в космосе, что вы видите за бортом корабля? (планеты, созвездия, звезды, солнце и т. д.)

-Мы  видим в космосе много разных звезд, предлагаю немного потренировать нашу память и поиграть в игру «Семейка слов».

1Дидактическая игра «Семейка слов»:

-Давайте  образуем слова одной семейки. Я буду передавать вам» космические камни», а вы – отвечайте  верно.

-Как можно ласково назвать звезду? (звездочка)

-Если на небе много звезд, то небо будет, какое? (звездное)

-Если звезды собраны семейкой, то это? (созвездие)

-Как называется корабль, который летит к звездам? (звездолет)

- Как в сказках называли волшебника, который предсказывал будущее по звездам? (звездочет)

-Ребята, а вы знаете, как называется самая яркая звезда? (Солнце)

-Внимание, внимание! Справа я вижу парад планет. Планеты выстроились в ряд, чтобы полюбоваться вами. Только в спешке они потерялись и не могут припомнить, сколько их было! Поможем, ребята?

2.Дидактическое упражнение «1,2,3»

1 планета, 2 планеты, 3 планеты, …9 планет.

 Логопед:

-Молодцы, ребята, вы справились! Вокруг солнца вращается 9 планет, а вот и первая планета - Меркурий. Эта планета находится ближе всех к солнцу, она самая маленькая. Давайте все вместе произнесем это слово - МЕРКУРИЙ.

- Смотрите, нас встречает инопланетянин, он так напуган!

Инопланетянин: «На моей планете поселились фантастические животные. Может, вы поможете понять, что это за животные?»

Давайте опишем их:

3.Образование притяжательных прилагательных:

-« У животного крокодилий хвост, верблюжьи горбы, птичьи лапы»

« У животного совиные глаза и кроличье туловище»

« У животного – медвежье туловище и собачья морда»

«У животного волчья голова и совиные крылья»

«У животного лошадиная голова и птичьи крылья, ноги»

«У животного утиные ноги и беличий хвост»

-Я думаю, инопланетянину нечего бояться, все эти животные добрые»

Логопед:

Отправляемся дальше (звучит музыка)

4.Физминутка: Космос»

Один, два, три, четыре, пять,

(ходьба на месте)

В космос мы летим опять.

(соединить руки над головой)

Отрываюсь от Земли,

(подпрыгнуть)

долетаю до Луны.

(руки в стороны, покружиться)

На орбите повисим,

(покачать руками вперед-назад)

И опять домой спешим.

(ходьба на месте)

Логопед:

 Приближаемся к планете Венера, на ней так жарко, что можно испечь пироги за две минуты. Запомните это слово - Венера.

-Смотрите, здесь какое – то послание зашифрованное .Да это же стихотворение, я думаю, мы сможем его расcказать .

5.Чтение стихотворения по мнемотаблице (читают два ребенка)

Логопед:  -Мы приближаемся к планете Марс.

-Нас встречают Марсиане. И предлагают поиграть.  Отвечайте на вопросы предложением, чтобы с ними подружиться.

Игра «Скажи наоборот»

В солнечный день на Земле светло, а в космосе - (темно)

Летом на солнце очень жарко, а в космосе – очень ( холодно)

На Земле люди совершают движения быстро, а в Космосе - (медленно)

На земле работать легко, а в космосе - (тяжело)

Земля - наша родная планета, а другие планеты - (чужие)

-Молодцы, ребята!

7. Из Центра управления полета пришло сообщение, что над планетой Юпитер нависла угроза. Помогите планете.

«Найди отличия у космонавтов»

 Угроза миновала, а нам пора лететь дальше. Посмотрите в иллюминаторы, мы приближаемся к планете - Сатурн. Обратите внимание, эту планету окружают кольца, произнесите название этой планеты - САТУРН.

Находят конверт, в нем задание.

8.«Образуй слово»

-Летает к звездам - звездолет

По луне ходит - луноход

Звезды падают – это звездопад

Те, кто живет на Земле - земляне

Те, кто живет на Марсе – марсиане

Существа с иных планет – инопланетяне

Сесть на Землю - приземлиться

Сесть на Луну - прилуниться

Корабль, летящий меж планет - межпланетный корабль

Логопед:

-И снова летим! Мы приближаемся к Луне.

-Ой, ребята, а кто это так сильно хотел прилуниться на Луну?

-Вы узнали этих героев?

-Да это -  Смешарики! Они поспорили друг с другом как- то, а о чем – вам сейчас расскажут наши космонавты (вызываются три ребенка)

 Пересказ рассказа по картинкам

Жил-был кролик по имени  Крош. Он был большим  мечтателем. Однажды  он размечтался о том,  как  полетит на Луну.

«Вот прилечу на Луну, первым делом сниму шлем, чтобы подышать лунным воздухом.

 –Затем, я установлю большой флаг, чтобы он развевался на ветру.

-Потом,  попью холодной лунной водички…

-А потом,  помою ракету под проливным лунным дождем….

И тут пришел Ежик:

-«Крош, Крош, ты такой фантазер! На Луне ты не сможешь снять шлем, потому что там нет воздуха!»

-«И флаг твой развеваться на ветру не будет, потому что там нет ветра!»

-«И водички у тебя на Луне не получится - там нет воды!»

-«Значит и дождей там тоже не бывает?- догадался  Крош.

А Ежик сказал: «Прежде, чем мечтать, лучше книжки почитать!»

Логопед:

- Ребята, нам нужно спешить, осталось долететь до двух планет Солнечной системы - это Нептун и Плутон. Эти планеты, как и Уран,   находятся далеко, и там очень холодно. Чтобы нам с Вами не заболеть, посылаем им запрос, все ли у вас в порядке?

Игра «Составь предложение»

Наши космонавты по очереди будут расшифровывать послание, а космонавт Андрей П.  будет им помогать.

 (ребенок зарисовывает схему предложения на мольберте)

Корабль, на, летит, космический, Луна.

Яркие, небо, большие, на, звезды.

Девять, вокруг, вращаются, Солнце, планет.

Люди, планета, на , Земля, живут.

Родную, на, космонавты, землю, возвращаются.

Логопед:

-Отгадайте, на какую планету мы сейчас полетим?

Эта планета - любимый наш дом,

На ней мы все вместе с рожденья живем.

Планета прекрасна, моря, океаны,

Цветы и деревья, там, разные страны,

И солнце сияет с зари до заката,

Что за планета, скажите, ребята? (Земля)

(звучит космическая музыка)

- Посмотрите в иллюминаторы, мы приближаемся к самой любимой планете - Земля.

Мы в невесомости.

 Этюд «Невесомость»

Наш корабль благополучно приземлился. Что вам больше всего понравилось в путешествии? Какие планеты Вам запомнились? Что показалось более интересным? Вы выполнили все задания, и я могу вас всех принять в свою команду космонавтов. Центр управления полетами прислал вам награду- медали.

По порядку все планеты

Назовёт любой из нас:

Раз — Меркурий,

Два — Венера,

Три — Земля,

Четыре — Марс.

Пять — Юпитер,

Шесть — Сатурн,

Семь — Уран,

За ним — Нептун.

Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.


Инопланетянин: А у нас зима.
Землянин: У нас наступил день.
Инопланетянин: А у нас ночь.
Игра «Хвастунишки» А теперь похвастаемся
Землянин: Наша планета красивая,
Инопланетянин: а наша еще красивее.
Землянин: У нас моря глубокие, 
Инопланетянин: а у нас еще глубже
Землянин: Наши горы высокие, 
Инопланетянин: а у нас - выше.
Землянин: Наш хлеб вкусный, 
Инопланетянин: а у нас вкуснее.
Землянин: Наши реки чистые, 
Инопланетянин: а наши чище.
Землянин: Наши солдаты смелые, 
Инопланетянин: а наши смелее.
Воспитатель: Инопланетяне и Земляне подружились. И сейчас мы придумаем, как лучше сохранить в памяти эту встречу двух миров.
Дети предлагают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности....

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Тема: «Перелетные птицы»

Цель: познакомить детей с перелетными птицами.Задачи: уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «перелетные», «водоплавающие»; образовывать существительные с  уменьшительно - ласк...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Сеспель» на тему: «Одежда»

Образовательные задачи:Уточнить и расширить представления детей об одежде, её  признаках, материалах, из которых она сделана; кто и где шьет одежду. Учить сравнивать, группировать, классифицирова...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе детей с ОНР по теме: "Продукты питания"

Конспект занятия по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе детей с ОНР по теме: "Продукты питания"...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе детей с ОНР по теме: "Мой город - Саранск"

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических  средств языка и развитию связной речи в старшей группе детей с ОНР по теме: " Мой город - Саранск"...

Методическая разработка конспекта организованной образовательной деятельности по формирование лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Предлог «НА».

Методическая разработка конспекта организованной образовательной деятельности по формирование лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в средней группе компенсирующей направленност...

Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе комбинированной направленности

Активизировать речевую деятельность детей через развивающие игры, развивать фонематический слух, память, внимание, мимику, артикуляционную и общую моторику.Развивать движения во взаимодействии друг с ...