Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности.
материал по логопедии (старшая группа) по теме

Тимофеева Екатерина Владимировна

 

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_formirovaniyu_leksiko.docx17.14 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности.

Образовательные задачи:

 Уточнять и расширять представления детей о мебели, ее признаках, материалах из которых она сделана. Кто и где ее изготавливает. Где ее можно купить. Учить детей дифференцировать мебель по назначению.

 Коррекционные задачи:

 1. Активизировать словарь детей по теме «Мебель»

 2. Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику детей.

 3. Развивать у детей слуховое и зрительное восприятие, память, пространственные представления: ориентироваться в микропространстве, пользоваться картой – путем.

 4. Учить образовывать существительные в уменьшительно - ласкательную форму

 Коррекционно – воспитательные:

Воспитывать самостоятельность, активность на занятии, навык обращения с раздаточным материалом.

 Предварительная работа: Заучивание пальчиковой гимнастики, физминутки, самомассажа.

         Словарь: дом, квартира, ванная, спальня, зал, кухня, коридор, стол, стул, кровать, диван, табуретка, кресло, шкаф, лесопилка, мебельная фабрика, лес, лесовоз, мебельщик.

 Оборудование:

 Компьютер, картинки по теме, картинка – схема комнат, деревья, картинки с изображением транспорта.

 Ход занятия:

 Логопед: Здравствуйте ребята. Давайте поздороваемся.

 Ну-ка все встали в круг. (Е. Железнова)

 Данил сядет туда, где лежит стул.

 Нина сядет туда, где лежит картинка диван.

 Маргарита сядет туда, где лежит картинка стол.

 Степа сядет туда, где лежит картинка кресло.

 Илюша сядет туда, где лежит картинка шкаф.

 Логопед: Ребята, внимательно посмотрите на свои картинки и скажите, как все это назвать одним словом?

 Воспитатель: Тук, тук тут к вам к вам гости.

 Кто это к нам пришел?

 Дети: Лунтик.

 Логопед: Правда ребята, это Лунтик.

 Лунтик: Ребята, мне очень нужна ваша помощь. Я недавно нашел себе новый дом, но там очень неудобно жить. Я думаю что в моем доме чего-то не хватает, но я никак не пойму чего.

 Логопед: Ребята, в вы догадались, чего нет в доме Лунтика?

 Дети: Мебели

 Лунтик: Ой, а что это?

 Логопед: Лунтик, не переживай мы с ребятами тебе сейчас все покажем, объясним и даже повторим. А для начала я хочу вас пригласить в гости к моему другу Пете. Он нам расскажет о своем доме, и покажет, какая мебель есть у него дома.

 Логопед: Вы должны внимательно смотреть и запомнить, какая мебель есть в дома у Пети.

 (Презентация «Мой дом»)

 Логопед: Давайте вспомним какие комнаты есть дома у Пети какая мебель в них находится?

 На доске схема – гостиная, спальня, кухня, прихожая.

 Гостиная – диван, кресло, стенка

 Спальня – кровать, стул, шкаф

 Кухня – стол, стулья

 Прихожая – вешалка, полка для обуви.

 Лунтик: Ребята, а где я могу купить мебель?

 Дети: В мебельном магазине

 Презентация «Магазин»

 Лунтик: А из чего делают мебель?

 Дети: Мебель делают из дерева.

 Логопед: Мебель делают не только из дерева. Сыграем в игру «Что из чего какое? »

 Дидактическая игра «Что из чего какое? »

 Стол из дерева какой? Деревянный стол.

 Стул из пластмассы, какой?.

 Ручка шкафа из железа. какая?.

 Дверца серванта из стекла, какая?

 Диван, обшитый кожей, какой?

 Лунтик: Кто делает мебель? Где ее делают?

 Логопед: Какой ты Лунтик любопытный.

 Лунтик: Ребята вы молодцы, уже многое знаете. Я хочу вас попросить сделать мебель для моего дома. Он же маленький, я думаю, что в магазине не найдется такой маленькой мебели.

 Логопед: Лунтик прав.

 В магазине стул, а Лунтику нужен стульчик.

 В магазине стол, а Лунтику нужен столик.

 В магазине шкаф, а Лунтику нужен шкафчик.

 В магазине кровать, а Лунтику нужна кроватка.

 В магазине диван, а Лунтику нужен диванчик.

 В магазине табуретка, а Лунтику нужна табуреточка.

 Логопед: Итак, чтобы нам с вами изготовить для Лунтика мебель, мы должны с вами узнать, откуда же к нам мебель приходит. Может быть кто-нибудь знает?

 Дети: Нет

 Логопед: У меня есть карта – путь, на которой показано как нам попасть туда, где изготавливают мебель. Мы отправимся в дорогу. Лунтик ты идешь с нами.

 Лунтик: Нет, я очень устал, я вас лучше здесь подожду.

 Логопед: Что ж, чтобы отправится в путь нам нужно приготовиться.

 Артикуляционная гимнастика:

 • Почистим зубки – упр. «Чистим зубки»;

 • Причесались – упр. «Расческа»;

 • А чтобы нам было весело в пути, возьмем гармошку – упр. «Гармошка»;

 • Возьмем с собой часы – упр. «Часики»;

 • Кружку – упр. «Чашечка»;

 • Блинчики – упр. «Блинчик»;

 • Иголку с ниткой – упр. «Иголка».

 Логопед: Вот и собрались, молодцы. Давайте посмотрим на карту. Куда мы с вами пойдем сначала?

 Дети: В лес.

 Логопед: Мы едем в лес, потому что мебель делают из дерева. Вот мы с вами и в лесу. Какой тут чистый, свежий воздух. Делаем глубокий вдох носом и длительный выдох через нос.

 Логопед: Кто выбирает и рубит деревья для мебели?

 Дети: Деревья рубят лесорубы.

 Логопед: Теперь и вы будете лесорубами. Посмотрите, сколько здесь много деревьев.

 Пилим, пилим, пилим, пилим,

 Вместе мы бревно осилим.

 Рубим, рубим мы дрова,

 Закатали рукава

 (имитируют движения: «пилят бревно», затем «рубят дрова») .

 Логопед: Отберите деревья, из которых делают мебель, каждый берет одно дерево.

 Логопед: У тебя какое дерево – береза (дуб, липа, клен, сосна, какой стол получится из этого дерева? – березовый стол

 Логопед: Деревья вы «срубили» и сложили, на чем же их везти?

 Выставляются картинки: автобус, самосвал, самолет, поезд.

 Логопед: Куда мы повезем бревна? Посмотрим по карте. На лесопилку. Едем за грузовиком на лесопилку.

 Логопед: Мы приехали на лесопилку. Давайте ваши деревья. Тут их распилят на доски. (Дети обменивают картинки деревьев на доски-палочки Кюзенера

 Логопед: Доски готовы, идти дальше, смотрим, куда следует наш путь. Дети: Мы поедем на мебельную фабрику.

 Логопед: Мы приехали. Вспомните, кто делает мебель.

 Дети: Мебель делает мебельщик.

 Логопед: Мебельщики нам приготовили вот такие схемы по которым мы сделаем мебель для Лунтика. (Конструирование мебели с помощью полочек Кюзинера)

 Логопед: Что же у вас тут получилось.

 Пальчиковая гимнастика.

 Это стул – на нем сидят левая ладонь в кулачке прижимается к правой,

 вытянутой пальцами вверх.

 Это стол – за ним едят левая в кулачке, правая открытая ладошка

 лежит сверху

 Вот кровать – на ней лежат руки согнутые в локтях перед грудью

 В шкаф мы вещи убирает имитация складывания вещей

 На прогулку все шагаем пальчики обеих рук шагают по коленкам

 (Детям за сконструированную фигуру дается муляж мебели)

 Логопед: Мебель для Лунтика мы сделали, едем назад в наш детский сад к Лунтику.

 Лунтик: Ребята. Я вижу вы привезли мне мебель. Помогите теперь обставить мою комнату.

 Выставляются готовые игрушечные предметы мебели.

 Логопед: Вот твоя мебель Лунтик.

 Теперь ею нужно обставить комнату Лунтика.

 Лунтик: Спасибо ребята. Вы хорошо сегодня потрудились и в награду я хочу вам подарить вот такие сладости.

 Логопед: Вот мы и на месте. Хорошо работали, много узнали. Давайте теперь себя поблагодарим.

 Самомассаж:

 Наша умная головка

 Думала сегодня ловко погладить себя по головка

 Ушки все услышали погладить ушки

 Глазки посмотрели погладить веки

 Ручки все исполнили погладить ладошки

 А ножки посидели. погладить ножки

 Логопед: Я хочу подарить вам звездочки, за хорошую работу. Что вам понравилось, запомнилось сегодня? Не забудьте дома рассказать родителям о нашем путешествии. Давайте споем на прощанье нашу песенку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-граммматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: домашние животные.

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-граммматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР. Материал по теме: домашние животн...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Тема: «Перелетные птицы»

Цель: познакомить детей с перелетными птицами.Задачи: уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «перелетные», «водоплавающие»; образовывать существительные с  уменьшительно - ласк...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Сеспель» на тему: «Одежда»

Образовательные задачи:Уточнить и расширить представления детей об одежде, её  признаках, материалах, из которых она сделана; кто и где шьет одежду. Учить сравнивать, группировать, классифицирова...

Конспект НОД по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи

Предлагаем вашему вниманию конспект НОД по формированию лексико- грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшей группы  с нарушениями речи ....

Методическая разработка конспекта организованной образовательной деятельности по формирование лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Предлог «НА».

Методическая разработка конспекта организованной образовательной деятельности по формирование лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в средней группе компенсирующей направленност...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности Тема. «Дикие животные. Составление синквейна».

Конспектподгруппового логопедического занятияпо формированию лексико-грамматических категорийи развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленностиТема. «Дикие животные. Сос...

Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе комбинированной направленности

Активизировать речевую деятельность детей через развивающие игры, развивать фонематический слух, память, внимание, мимику, артикуляционную и общую моторику.Развивать движения во взаимодействии друг с ...