Методическая разработка конспекта организованной образовательной деятельности по формирование лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Предлог «НА».
методическая разработка по логопедии (средняя группа)

Федорова Елена Владиславна

Методическая разработка конспекта организованной образовательной деятельности по формирование лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Предлог «НА».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка конспекта организованной образовательной деятельности по формирование лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

«Предлог «НА».

Учитель-логопед

Федорова Елена Владиславна

Методическая разработка конспекта организованной образовательной деятельности по формирование лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Предлог «НА».

Форма работы с детьми: групповая.

Тема: Предлог «НА».

Цель: Формирование навыка употребления предлога «НА».

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательные:
  • Познакомить детей с предлогом «НА», с его пространственным значением и схемой.
  • Уточнить для детей пространственное отношение, выраженное предлогом «НА»
  • Учить слышать этот предлог в разговорной речи.
  • Продолжать работать над формированием фразы из 2—5 слов. Обучать составлять предложения с предлогом «НА».
  •  Закрепить словарь детей в рамках лексической темы «Зимние забавы»
  1. Коррекционно-развивающие:
  • Развивать физиологическое и речевое дыхание, внимание, пространственное мышление, общую моторику и мелкую моторику.
  1. Коррекционно-воспитательные:
  • Воспитывать уважительное отношение к сверстникам, умение слушать и слышать окружающих, не перебивать, эмоционально-радостное отношение к зимним забавам.

Предварительная работа: работа по обогащению словаря в рамках лексической темы «Зимние забавы», заполнение индивидуального альбома логопедических заданий.

Оборудование и материалы: плакат «Зимние забавы» с элементами на липучках, графическая схема предлога «на», игрушка Мальчик в зимней одежде, цветные ламинированные «осколки» из картона, вата, варежки, карточки с изображение предметов «на» чем-то.

Методы и приемы:

  1. Оргмомент и/у «Поднимите руки вверх»
  2. Игровая ситуация «В гости пришел Кай»
  3. Игра «Назови какой»
  4. Игра «Положи туда, куда загадаю»
  5. Показ «Схема предлога «НА»
  6. Д/и «Укрась елку»
  7. Физкультминутка - игра «Метелица»
  8. Д/и «Мы идем, мы идем».
  9. Рефлексия.

Ход организованной образовательной деятельности:

  1. Оргмомент.

Логопед: Добрый день, ребята. В нашей группе самые внимательные мальчики и девочки. Предлагаю это проверить. Послушайте внимательно задание и выполните его.

Поднимите руки вверх.

Опустите руки вниз.

Посмотрите все назад.

Посмотрите дружно вверх.

А теперь посмотрим вниз.

Посмотрите все вперед.

Посмотрите все на руки.

Положите их на стол.

  1. Основная часть. Знакомство с новой темой.

Логопед: Ребята, сегодня к нашей встрече я готовилась не одна, вы заметили, что у нас в гостях мальчик. Его зовут Кай. Он житель северного города, где зима длится дольше, чем у нас.  Он принес с собой цветные осколки (льдинки).

Логопед: Этот осколок, какого цвета?

Это осколок синего цвета.

Логопед: А этот осколок какого цвета?

Этот осколок желтого цвета.

Логопед: Кай придумал интересную игру, просит вас выполнить очень сложное задание.

Логопед (Кай): Вика, положи синий осколок на стол.

Логопед (Кай): Платон, правильно Вика выполнила задание?

Ребенок: Да, Вика правильно выполнила задание. Она положила осколок на стол.

Логопед (Кай): Миша, возьми желтый осколок и положи его на стол.

Логопед (Кай): Милана, возьми в руки красный осколок и положи его на стул.

Логопед (Кай): Лиза, правильно Милана выполнила задание?

Ребенок: Да, Милана правильно выполнила задание. Она положила осколок на стул.

 Логопед: А теперь послушайте, как я расскажу про каждый осколок.

- Синий осколок Вика положила на стол. 

 - Красный осколок Милана положила на стул. 

Артем, как ты думаешь, осколки лежат наверху или внизу?

Ребенок: Лежат наверху.

Логопед: Когда какой-нибудь предмет находится наверху, и мы хотим про него рассказать к нам на помощь приходит маленькое слово «НА».

Давайте с ним познакомимся? (показ схемы)

Это маленькое слово «НА», оно появляется тогда, когда какой-нибудь предмет находится наверху.

Вот сейчас это маленькое слово «НА» помогло мне правильно рассказать про осколки.

Кай: Детки, вы запомнили, как зовут это маленькое слово?

Дети: ответы детей.

Логопед: Давайте поможем Ульяне запомнить это слово. Тот, кому я положу на ладошку ватный шарик шепотом называет маленькое слово «НА».

Логопед: Ребята, Кай с друзьями часто играет в игру «Вьюга».

Предложить детям положить на ладошки «снежные» комочки (ватные шарики) и подуть на них, не надувая щек.

Закрепление нового материала.

Логопед: Ребята, посмотрите Кай держит в руке магнит. Вспомните, на чем чаще всего мы видим магниты? Миша, на чем чаще всего мы видим магниты?

Дети: (Миша) На доске.

Логопед: Верно

Логопед: Верно, магниты «живут» на доске. На доске висит плакат «Зимние забавы» (на липучках прикреплены изображения детей, катающихся на санках, лыжах, тюбингах, коньках, лепящих снежные комки, украшающие елку, кормящие птиц...).

Пока Кай гостит у нас, его друзья играют на свежем воздухе. Милана, вспомни, какие зимние развлечения мы знаем?

Милана: Катание на санках, лыжах, игра в снежки, лепка снеговиков, нежных замков, катание с горок…

Ребенок: Ответы детей.

Логопед: Жители города начали подготовку к встрече нового года, украшают главную городскую ель.

Кай: Предлагает детям поучаствовать в украшении ели. Выполнить задание и рассказывать про свою игрушку вам поможет маленькое слово «НА».

 Логопед: Вика, Кай просит тебя посадить игрушечную птичку на ёлку.

На что ты посадила птичку? 

Вика: Я посадила птичку на ёлку.

Выполняют дети.

Кай: Какие молодцы, все правильно рассказали про свои игрушки.

А какое маленькое слово помогло вам правильно рассказать про свою игрушку?

Когда нужно говорить это маленькое слово? 

Дети: (когда какой-нибудь предмет находится наверху)

Кай: Верно.

Физкультминутка / Игра «Метелица».

Дети образуют круг. Расширяя круг, произносят звук «У» долго и громко. Затем дети сужают круг и произносят звук «У» долго и тихо.

Пока мы с вами играли, время пролетело, Каю пора возвращаться домой, но он загрустил. Вы не знаете почему?

Ребенок: А я знаю, он не хочет от нас уходить.

Логопед: Ему действительно очень у Вас понравилось, он грустит потому что забыл куда положил свои варежки, никак не может их найти.

Что же ему делать, Данил?

Данил: Нужно помочь найти варежки.

Логопед: Давайте ему поможем.

Мы идем, мы идем.

Варежки Кая мы дружно найдем.

Вместе шагают.

 -Может быть они на полке?

 Давайте посмотрим.

- На полке нет.

Показываю на полку руками                                                                 разводят руки в стороны и машут головой.

- Может быть они на стуле?

 Давайте посмотрим.

 - А на стуле тоже нет.

Показываю на полку руками                                                                 разводят руки в стороны и машут головой.

Может на кровати?

Давайте посмотрим.

 - На кровати тоже нет.

Показываю на полку руками                                                                 разводят руки в стороны и машут головой.

Может варежки на батарее?

Смотрят по-матросски.

Да!

Хлопают в ладоши.

Кай: Спасибо Вам ребята, вы помогли мне найти варежки, я готов к дороге домой.

  1. Заключительная часть.

Логопед: Кай, нам с ребятами очень понравилось помогать твоим друзьям украшать ель, вешать на нее игрушки. От нас с ребятами прими в подарок цветные льдинки (осколки), ты сможешь со своими друзьями собирать причудливые фигуры.

Логопед: С каким коротким словом мы сегодня познакомились? Когда мы его говорим? (индивидуально адресует вопросы).

Дети: Это маленькое слово «НА», оно появляется тогда, когда какой-нибудь предмет находится наверху.

  • Если позволяет время или на следующем занятии:

Игра «Выделение предлога НА в предложении».

Кай принес картинки, про которые будет вам рассказывать.

Если Кай расскажет про свою картинку правильно, вы ему дружно похлопайте.

А если вдруг он забудет сказать маленькое слово НА, вы громко топайте ногами.

Дети, какое маленькое слово помогало Каю правильно рассказывать про изображения на картинках?

Когда нужно говорить это маленькое слово?

Может кто-то хочет сам рассказать про какую-нибудь картинку?

Всем вам будет помогать маленькое слово НА.

Составление предложений с предлогом НА по вопросам логопеда.

         

Список использованных источников:

  1. Конспекты логопедических занятий в детском саду для детей 4-5 лет с ОНР. Средняя группа. -М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2020. — 256 с. (игра «Метелица»)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности....

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-граммматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: домашние животные.

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-граммматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР. Материал по теме: домашние животн...

Конспект занятия по формированию лексико – грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи: “Кубанская весна ”

В представленном конспекте НОД отражен комплексный подход  к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщению дошкольников к истории и культуре родного края. В конспекте НОД использован краеведчес...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Тема: «Перелетные птицы»

Цель: познакомить детей с перелетными птицами.Задачи: уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «перелетные», «водоплавающие»; образовывать существительные с  уменьшительно - ласк...

Конспект НОД по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи

Предлагаем вашему вниманию конспект НОД по формированию лексико- грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшей группы  с нарушениями речи ....

Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе комбинированной направленности

Активизировать речевую деятельность детей через развивающие игры, развивать фонематический слух, память, внимание, мимику, артикуляционную и общую моторику.Развивать движения во взаимодействии друг с ...