"Игра, как приоритетное средство коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи". Из опыта работы
консультация по логопедии на тему

Ерофеева Светлана Ивановна

"Игра, как приоритетное средство коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи".

Из опыта работы 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад №23 «Гнёздышко»

Игра как приоритетное средство коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Из опыта работы

Ерофеева С.И.

учитель-логопед

        

г. Буденновск

   Язык занимает важное место в развитии ребенка. Хорошее знание русского языка ребенку необходимо для овладения программой детского сада, а в последующем – школы.

    Следовательно, родной язык является средством общения, выражения и формирования мыслей и, таким образом, служит «активным могучим средством всестороннего развития личности ребенка» (А. И. Сорокина).

    Вот почему в основную задачу детского сада (всестороннее развитие детей дошкольного возраста) включается развитие полноценной речи у ребенка. Непременным условием нормального развития речи является своевременное предупреждение и устранение всевозможных недочетов ее (картавости, шепелявости, заикания и т. п.).

    Нарушения речи – достаточно  распространенное явление среди детей. Причины возникновения этих нарушений весьма разнообразны.

    В большинстве случаев у таких детей присутствуют в той или иной степени нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов и т.д. Все эти нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и раскрыть свои способности и интеллектуальные возможности.

    Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 5 – 6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием - самая распространенная категория детей с отклонениями речевого развития. Они представляют собой реальную группу риска по неуспеваемости при овладении письмом и чтением в общеобразовательной школе. Основная причина – недостатки в развитии процессов звукобуквенного анализа и синтеза.

    Логопедическая работа осуществляется в форме обучения. Само же обучение проходит преимущественно в виде специальных игр, так как детский возраст - возраст игр. Игра в высшей степени активизирует ребенка к разговору и служит прекрасным средством совершенствования его речи.

    Дети охотно играют в разные игры с применением речи и тем самым достигают более быстрых успехов в ней.

    В связи с этим, изучение игры как приоритетного средства коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием является актуальной проблемой, требующей своего решения.

    Логопедическое воздействие осуществляется разнообразными методами: словесными, наглядными и практическими. Коррекционная работа проводится с учетом ведущей деятельности ребенка. У детей дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра, через которую, в основном, проводится коррекционно-логопедическая работа.

    Игра - основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Через нее он познает окружающий мир, овладевает родным языком. Правильно и интересно организованная игра способствует не только развитию и исправлению речи, но и развитию личности в целом. В процессе игры снимается чувство ущемленности, скованности, преодолевается застенчивость, развивается инициативность.

    В игровой деятельности дети с интересом преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы и возможности, развивают свои способности и умения.

    Игра помогает сделать учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, ускоряет процесс усвоения знаний, облегчает преодоление трудностей.

    Приемы коррекции звуков - общепринятые в логопедии. В то же время учитывается, что при фонетико-фонематическом недоразвитии недостатки речи выражаются в неправильном произношении звуков, а также в недостаточном различении звуков и затрудненном звуковом анализе слова.

    Таким образом основная задача - воспитание артикуляционных навыков и развитие слухового восприятия. Однако воспитание артикуляционных навыков не возможно без развития речевого дыхания. Речевое дыхание представляет собой сложный акт, осуществление которого обусловлено согласованной работой дыхательного, голосового и артикуляционного аппарата. Лучшей дыхательной гимнастикой является пение, лучшим средством развития речевого дыхания служит произношение гласных звуков, сонорных и фрикативных согласных звуков, слогов, фраз.

    Вначале обучения правильному речевому дыханию практикую различные дыхательные упражнения и игры. Цель этих игр - научить детей делать умеренно глубокий: вдох, с последующим сильным и длительным выдохом, для развития силы и длительности выдоха использую такие упражнения как сдувание со стола песчинок, клочков бумаги, поддувание пушинок, кусочков ваты, вздувание брызг в воде, катание струей воздуха по столу карандашей, катушек, вращению «ветряных мельниц».

    Для развития способности давать выдох и регулировать его силу, что является уже более сложной задачей и требует управления дыхательными движениями, можно воспользоваться такими упражнениями, как поддувание плавающих в воде бумажных корабликов, пластмассовых шариков так, чтобы они не перевернулись, пускание мыльных пузырей, игра с надувным шариком. Стремясь к тому, чтобы ребенок, глубже вдыхал и с силой выдыхал воздух.

    Чтобы обеспечить чистоту и плавность речи ребенка, избавить ее от лишних пауз и запинок, провожу тренировки речевого дыхания. Предлагаю ребенку на одном выдохе произносить шутки - чистоговорки, небольшие скороговорки, отвечать на вопросы по картинкам. При произнесении небольших слов, фраз не нужно допускать ненужных пауз между отдельными словами. При произнесении длинных фраз, состоящих из 6-7 и более слов, помогаю ребенку правильно, учитывая содержание текста, распределить паузы. Для тренировки подходят самые обычные ребячьи забавы: надувать резиновые игрушки, дуть в дудки, свистки и другие звучащие игрушки.

    В своей работе использую игры:

«Загнать мяч в ворота» Цель: выработать длительную плавную струю.

«Чья птичка улетит дальше?» Цель: развитие длительного плавного выдоха, активизация мышц губ.

 «Чей пароход гудит лучше?» Цель: выработка силы воздушной струи.

Для выработки умения правильно пользоваться силой голоса упражнения носят игровой характер, связанный с произносительной, выразительной стороной речи, мимикой лица различного рода движениями, это способствует вызыванию у детей наиболее естественного звучания голоса.

   Четкость, внятность и правильность речи во многом зависит от того, в каком темпе ребенок произносит слова и фразы, если он торопится, то речь его становится небрежной, смазанной, нечеткой, в некоторых случаях даже пропускаются звуки, «проглатываются» окончания. При замедленном темпе нарушается плавность речи, страдает интонационная выразительность, наблюдается вялость речи. Ребенок, говорящий замедленно, нередко делает ненужные остановки между словами, удлиняет паузы.

    Игра: «Успокой куклу» Цель: развитие тембра.

    Игра: «Эхо» Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания.

    Развитие речевого дыхания и голоса у детей с недоразвитием речи способствует развитию артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика помогает учить детей правильному произношению звуков речи. Каждое упражнение сопровождается стихотворным описанием, которое пособствует совершенствованию навыков в выполнении артикуляционных упражнений и упражнений для развития мелкой моторики.

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Эффективное становление речи невозможно без развития мелкой моторики (М. И. Кольцова, А. В. Антакова-Фомина и др.). Таким образом, произношение звуков речи – это  сложный двигательный навык. Для повышения качества постановки звуков у детей использую артикуляционную гимнастику, соединив ее с упражнениями для развития мелкой моторики. Развитию мелкой моторики способствует - работа с конструктором, мозаикой, шнуровка, застежка и т. д.

    Установлено, что для усвоения фонетической стороны языка необходимо не только наличие у детей сохранного слуха и достаточно подготовленного артикуляционного аппарата, но и умение хорошо слушать, слышать и различать правильное и неправильное произношение звуков в чужой речи; в собственной речи; контролировать собственное произношение.

    Процессы воспроизведения и восприятия звуков тесно связаны между собой: хорошо развитый фонематический слух в сочетании с артикуляционными упражнениями способствует более быстрому усвоению правильного звукопроизношения в целом.

У большинства детей фонематический слух формируется постепенно. Так, к четырем годам ребенок подмечает неправильное произношение у своих сверстников, несмотря на то, что сам еще не может правильно произносить некоторые звуки.

   В пять лет ребенок способен узнавать на слух наличие того или иного звука в слове, подобрать слова на заданный звук. В этом возрасте ребенок имеет достаточно развитый фонематический слух. Он не только хорошо слышит звуки, но и способен выполнять различные задания, связанные с выделением слогов или слов с заданным звуком из группы других слогов или слов. Однако в этом возрасте дети недостаточно точно различают звонкие и глухие согласные, смешивают твердые и мягкие согласные, шипящие и свистящие звуки.

    К 6-ти годам дети приобретают некоторые навыки элементов звукового анализа слов: выделяют звуки в словах, подбирают слова на определенные звуки, требующие тонкой дифференцировки (звонкие - глухие, твердые - мягкие пары звуков) устанавливают последовательность звуков в словах, членят слова на слоги и т.д., что имеет большое значение для усвоения грамоты в школе.

    Начинается  работа на материале неречевых звуков и постепенно охватываются звуки речи, правильно произносимые детьми, а затем те, которые исправляются и вводятся в самостоятельную речь. Работу по развитию фонематического восприятия можно разделить на 6 этапов:

  1. Узнавание неречевых звуков.
  2. Различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов.
  3. Различение слов, близких по звуковому составу.
  4. Дифференциация слогов.

5.        Дифференциация фонем.

6.        Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

1 этап. Развивается способность различать и узнавать неречевые звуки. Это способствует развитию слухового внимания и памяти. Задания и игры:

- послушать звуки за окном, узнать что шумит, что гудит, кто кричит;

- детям показывают несколько звучащих предметов, затем прячут их за ширмой и предлагают узнать, какой из предметов звучал. Количество предметов постепенно увеличивают.

2        этап. Различение звуковых комплексов, похожих слов, ориентируясь на
силу, высоту, тембр голоса.

- по заданию взрослого дети имитируют голоса животных, находящихся далеко или близко;

- выражать голосом различные эмоции: страх, радость, удивление и т.д.;

- взрослый показывает детям картинку, а они имитируют голоса животных или их детенышей.

3        этап. Различение слов близких по звуковому составу.

- на выбранном полотне картинки, названия которых близкие по звучанию: коза – коса,  рак-лак-мак,  бак - сок - сук,  дом - ком - сом - лом.

Взрослый называет 3-4 слова, а дети должны отобрать эти картинки в соответствующей последовательности.

4        этап. Различение слогов.

- предложить детям определить какой слог лишний:
    На - на - на - па        ба - ба - ба - ба - ма

Усложненный вариант:

На - на - на - но        ка - ка - га - ка

Подобным образом дети должны научиться различать звонкие - глухие, свистящие - шипящие, твердые - мягкие согласные.

5        этап. Различие фонем.

- произносить нужный звук при показе картинки - символа
   - взрослый произносит звук, а дети показывают картинку - символ.

6        этап. Звуковой анализ и синтез.

    - изобразить хлопками ритмический рисунок слова из 2-3 слогов.

    - из разноцветных кружков выложить 2-3 звука, для каждого звука свой цвет.

Вывод

    Следовательно, не только на логопедических занятиях, но и воспитателям, родителям остается в общении с детьми дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием целенаправленно руководить игрой, подсказывая нужный речевой материал. В игре дети охотно, легко и быстро, часто незаметно для себя, усваивают правильное произношение звуков, на что потребовалось бы вне игры много времени и усилий. Такая легкость образования речевых рефлексов в игре обуславливается эмоциональностью ребенка.

    Дети, усвоив новое слово, многократно повторяют его, играют им, бессознательно стремятся овладеть четким произношением. Этим они учатся тонкостям родного языка. В игре, как и в самостоятельной деятельности, дитя, как установлено психологом 3. И. Истоминой, более успешно (в полтора-два раза) запоминает предложенное ему слово, чем по прямому заданию повторить его. Игра занимает большое место при закреплении (автоматизации) звуков, требующих многих повторений, что утомляет детей и надоедает им. Во избежание этого и игры разнообразятся.

    При подборе дидактических игр должно считаться с индивидуальными особенностями детей, слабым давать более легкий речевой материал, сильным - более трудный, робких подбадривать, слишком резвых притормаживать.

    При подборе этих игр надо учитывать элементы занимательности, интерес к ее содержанию («душу» игры, как указывала Н. К.Крупская) и ясность цели. Игры полезны лишь тогда, когда доставляют радость, удовольствие. В заключении хотелось подчеркнуть актуальность игры как приоритетного средства коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. «Игра... без активной деятельности - всегда плохая игра» - Макаренко. Игра увлекает, если она связана с выдумкой, сообразительностью, с применением усилия, которыми ребенок выделяется от других. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Применение логопедических игр в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи средствами ИКТ»

в данном материале  описана  методика применения логопедических  игр средствами  ИКТ в коррекции  звукопроизношения детей  дошкольного возрастаСодержание1....

Дыхательная гимнастика, как средство коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

В данном материале представлена регулировка речевого дыхания, упражнения на отработку фонационного дыхания, упражнение на дыхание с участием голоса...

МАСТЕР-КЛАСС «Биоэнергопластика как эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста».

Данный мастер-класс поможет родителям осуществлять целенаправленную работу по развитию артикуляционного аппарата с использованием метода биоэнергопластики в домашних условиях....

МАСТЕР-КЛАСС «Биоэнергопластика как эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста».

.Цель: помочь родителям осуществлять целенаправленную работу по развитию артикуляционного аппарата с использованием метода биоэнергопластики в домашних условиях.Задачи: - познакомить родител...

Тема по самообразованию: «Применение биоэнергопластики как эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста»

Обобщить рекомендации различных авторов по применению биоэнергопластики в коррекции речевых нарушений; обосновать необходимость использования данного метода в коррекционной работе....

«Игра, как приоритетное средство воспитания и развития детей дошкольного возраста»

Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умен...