«Игра, как приоритетное средство воспитания и развития детей дошкольного возраста»
учебно-методический материал (старшая группа)

Шарипова Ирина Валерьевна

Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков в реальной жизни. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей (и наоборот) игры часто подразумевают «исполнение» детьми определённых социальных ролей взрослых. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smart_-_trening.docx23.54 КБ

Предварительный просмотр:

«Игра, как приоритетное средство воспитания и развития детей дошкольного возраста»

Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно игра позволяет построить адекватную особенностям дошкольников систему обучения, обеспечивает вариативность дошкольного воспитания.

Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков в реальной жизни. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей (и наоборот) игры часто подразумевают «исполнение» детьми определённых социальных ролей взрослых. 

Блестящий исследователь игры Д.Б.Эльконин полагает, что игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению и спроецирована на отражение мира взрослых. Называя игру «арифметикой социальных отношений», Эльконин трактует ее как деятельность, возникающую на определенном этапе, как одну из ведущих форм развития психических функций и способов познания ребенком мира взрослых.

Игра воспроизводит стабильное и инновационное в жизненной практике и, значит, является деятельностью, в которой стабильное отражают именно правила и условности игры – в них заложены устойчивые традиции и нормы, а повторяемость правил игры создает тренинговую основу развития ребенка.

Игровая деятельность – моделирование различных жизненных ситуаций – является преобладающей для детей дошкольного возраста. Именно в игре развивается личность ребёнка, отрабатываются роли, которые предстоит играть во взрослой жизни, познается способ взаимодействия с окружающим миром. Обучение новым навыкам, умениям также происходит в игровой форме. Ведущая роль игры в развитии ребенка дошкольного возраста обусловлена особенностями развития психики детей. Наблюдая за тем, как дети играют, можно многое узнать об условиях их жизни, предпочтениях, особенностях характера.

Учитывая огромное воспитательное воздействие игры на ребенка, взрослые должны руководить играми детей, создавать условия для возникновения и развития игр.

Мы, как педагоги, в процессе игры должны:

  • создать условия для обогащения детей впечатлениями;
  • развивать у детей умение общаться в процессе игры;
  • предоставлять детям возможность выбора в процессе игры;
  • стимулировать детей пользоваться предметами-заместителями;
  • организовать сюжетно-ролевую игру;

С. Л. Новосёлова выделяла 4 вида игр:

  • сюжетно-ролевые:
  • театрализованные;
  • подвижные;
  • дидактические.

 Сегодня  я хочу вам рассказать о работе в нашем детском саду. На базе нашего детского сада открыта инновационная площадка по играм головоломкам. Мы уделяем большое внимание играм головоломкам.

Мы, педагоги нашего сада окончили курсы повышения квалификации по теме:

"Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии смарт - тренинга" г. Самара, 24 часа

Методики и практики познавательного развития детей дошкольного возраста с использованием игр - головоломок" г. Самара, 36 часов

Руководством нашего детского сада были приобретены методические пособия и набору игры МИР ГОЛОВОЛОМОК.

 

СМАРТ -ТРЕНИНГ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ?

СЛОВО СМАРТ основное значение которого определяется как толковый, сообразительный, умный и находчивый. Расшифровка сейчас перед вами на экране.

Слово ТРЕНИНГ (в пер. с англ. обучать, воспитывать)

Под СМАРТ-ТРЕНИНГОМ мы будем понимать метод активного обучения детей, направленный на достижение поставленных целей, развитие познавательного интереса, сообразительности и находчивости.

Давайте попробуем сформулировать правила работы с методическими рекомендациями.

- Прежде всего нужно ознакомится с содержанием методического пособия.

- Выберите одно из направлений и руководствуйтесь следующими принципами.

• Чётко формулируйте цель

• Создайте мотивирующую среду

• Учитывайте уровень сложности

• Не бойтесь корректировать цель

• При оценке результата продумайте систему поощрения

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

ЗАДАЧИ:

• Познакомить детей с разными видами головоломок

• Учить понимать инструкцию и соблюдать её при решении головоломок

• Обучать способам и правилам решения головоломок, используя алгоритм

• Создать условия для развития психических процессов

• Воспитывать инициативность, самостоятельность, целеустремлённость

ЦЕЛЬ:

• Развитие творческих умственных способностей с помощью игр головоломок

ПРИНЦИПЫ:

• Активной позиции ребенка (нужно научить ребенка решать проблемы самостоятельно)

• Системности и регулярности (головоломки нельзя применять от случая к случаю, должна быть определенная система, от простого к сложному)

• Индивидуального подхода к ребенку (подбор заданий учитывает индивидуальные особенности ребенка)

• Использования адекватных по возрасту форм работы (также задания подбираются по возрасту, в игровой форме)

• Наглядности (легче воспринимать материал, опираясь на иллюстрации, схемы задания)

• Интеграции (включать в образовательную среду)

• Успешности (первый опыт должен быть положительным)

• Вариативности, новизны (на базе одной головоломки можно давать различные варианты заданий)

• Поддержки инициативы (не следует критиковать ребенка за неправильную попытку решения, избегать негативные оценки)

• Сотрудничество с семьёй (повышение активности родителей)

ПАМЯТКА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ:

• Иметь личный интерес (взрослый)

• Подход к выбору головоломок (правильно подойти к выбору головоломки, первая должна быть самая простая)

• Количество игроков? (определиться сколько будет игрющих)

• Место размещение головоломок (в свободном доступе)

• Количество головоломок(одна)

• Сменяемость (периодическую)

• Выбор первой головоломки (нужно показать пример решения)

• Желание ребенка

• Первое знакомство

• Что делать взрослому? (нельзя оставлять ребенка одного с головоломкой)

• Использование подсказки

• Избегать отрицательной оценки

ПРАКТИЧЕСКАЯ ГЛАВА

ВСЕЛЕННАЯ ГОЛОВОЛОМОК

• Головоломки. С чего начать?

• Геометрические головоломки на плоскости

• Объёмные головоломки

• Головоломки-лабиринты

• Словесные головоломки

ОТ ЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ К ГОЛОВОЛОМКАМ :

• Геометрическим на плоскости и объёмным

• Логическая игра-упражнение «ПО ОБРАЗЦУ»

• Логическая игра-упражнение «ПО ПАМЯТИ»

• Логическая игра-упражнение «ПО СХЕМЕ»

• Логическая игра-упражнение «ЗАВЕРШИ ОБРАЗ» (собери по схеме с элементами головоломки)

• Логическая игра-упражнение «СОЗДАЙ НОВЫЙ ОБРАЗ»

Smart (по-русски «умная») тренировка – это тренировка с умом.

Головоломка «Репка»

Представляет собой набор из 12 деревянных элементов разной конфигурации, уложенных в коробочку.

Суть игры – составление различных образов из элементов набора путем наложения, соотнесения с изображением на карточке и подбора недостающих элементов.

Например игра «Киска» из элементов набора.

Суть игры – составление заданного образа.

Предусмотрен разный уровень сложности:

  • Подбор недостающих элементов; наложение деталей на схему с контурным делением, использование схемы со сплошной заливкой

В.Красноухов автор

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ГОЛОВОЛОМКИ

НА ПЛОСКОСТИ.

«СЛАГАЛИЦА»

Игра-головоломка «Слагалица» состоит из 7 игровых элементов и

коробочки.

Суть игры:

1. Составление жанровых картинок.

2. Составление фигур по заданным силуэтам.

3. Составление фигур с заданными свойствами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игра, как приоритетное средство коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи". Из опыта работы

"Игра, как приоритетное средство коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи".Из опыта работы...

Подвижные игры - средство воспитания и развития детей дошкольного возраста

Сборник подвижных игр для двигательной активности детей....

технология «Дидактические игры- одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста» Из опыта работы воспитателя

Цель и задачи дидактической игры в детском садуИгра — основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. Малыши и четвёртого, и седьмого года жизни играют, доступным им образом воссоздавая ...

«Дидактические игры- одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста» Из опыта работы воспитателя Скрябиной Ирины Георгиевны

laquo;Дидактические игры- одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста»Из опыта работы воспитателяСкрябиной Ирины Георгиевны...

Статья "Игра как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста "

Статья "Игра как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста "...