Артикуляционные сказки
картотека по логопедии на тему

Каргаполова Марина Владимировна

Сюжетно составленная линия с подобранным комплексов упражнений

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon artikulyatsionnaya_gimnastika_skazki.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

СКАЗКА «ЗООПАРК».

Жил-был на свете язычок, и захотел он пойти в зоопарк. А вместе с язычком отправимся в зоопарк и мы: будем изображать всех животных, которых язычок встретит.

        Вот пришел язычок в зоопарк и видит, что в пруду сидит кто-то огромный, как гора, и рот широко открывает. Это был … БЕГЕМОТ. Давай и мы превратимся в бегемотиков и будем широко открывать рот.

РОТ ПОШИРЕ ОТКРЫВАЕМ,

В БЕГЕМОТИКОВ ИГРАЕМ:

ШИРОКО РАСКРОЕМ РОТИК,

КАК ГОЛОДНЫЙ БЕГЕМОТИК.

ЗАКРЫВАТЬ ЕГО НЕЛЬЗЯ,

ДО ПЯТИ СЧИТАЮ Я.

А ПОТОМ ЗАКРОЕМ РОТ –

ОТДЫХАЕТ БЕГЕМОТ.

Посмотрел язычок на бегемотиков и  только хотел дальше отправиться, как слышит: ква-а-а, ква-а-а. это были … ЛЯГУШКИ. Давайте изобразим как лягушки улыбаются.

ПОДРАЖАЕМ МЫ ЛЯГУШКАМ:

ТЯНЕМ ГУБЫ ПРЯМО К УШКА М.

ВЫ СЕЙЧАС ТЯНИТЕ ГУБКИ –

Я УВИЖУ ВАШИ ЗУБКИ.

МЫ ПОТЯНЕМ – ПЕРЕСТАНЕМ

И НИСКОЛЬКО НЕ УСТАНЕМ.

Идет язычок дальше. Ой, кто это такой большой? Да это же … СЛОН! Давай покажем, какой у слона хобот.

Я ВОДИЧКУ НАБИРАЮ

И РЯБЯТОК ПОЛИВАЮ.

БУДУ ПОДРАЖАТЬ СЛОНУ!

ГУБЫ «ХОБОТОМ» ТЯНУ.

А ТЕПЕРЬ ИХ ОТПУСКАЮ

И НА МЕСТО ВОЗВРАЩАЮ.

Полюбовался язычок слоном и пошел к другой клетке. А там никого нет, только длинный резиновый шланг валяется посередине. Но вдруг шланг зашевелился, и язычок увидел, что это … ЗМЕЯ. Давай изобразим змею.

ПОДРАЖАЕМ МЫ ЗМЕЕ,

С НЕЙ МЫ БУДЕМ НАРАВНЕ:

ВЫСУНЕМ ЯЗЫК И СПРЯЧЕМ,

ТОЛЬКО ТАК, А НЕ ИНАЧЕ.

Понаблюдал язычок за змейкой и пошел дальше. Видит, ЛОШАДКА детей катает. Захотел язычок прокатится: «Лошадка, покатаешь меня?» а лошадка отвечает: «конечно!» сел язычок на лошадку, крикнул «Но!» м поскакал. Давай покажем, как язычок катается на лошадке.

Я – ВЕСЕЛАЯ ЛОШАДКА,

ТЕМНАЯ, КАК ШОКОЛАДКА.

ЯЗЫЧКОМ  ПОЩЁЛКАЙ ГРОМКО –

СТУК КОПЫТ УСЛЫШИШЬ ЗВОНКИЙ.

Покатался язычок на лошадке, и увидев себя в зеркале, сказал: «Ах, какой я лохматый! Наверное, очень быстро мчался! Надо причесаться!» достал он РАСЧЕСКУ и начал причесываться. Давай покажем, как он это делал.

С ОВЛОСАМИ Я ДРУЖУ,

ИХ В ПОРЯДОК ПРИВОЖУ.

БЛАГОДАРНА  МНЕ ПРИЧЕСКА.

А ЗОВУТ  МЕНЯ … (расческа)

Привел язычок себя в порядок и вдруг подумал: а не пора ли мне домой? Надо узнать который час. Покажи, как работают ЧАСИКИ.

ТИК-ТАК, ТИК-ТАК.

ЯЗЫЧОК КАЧАЛСЯ ТАК,

СЛОВНО МАЯТНИК ЧАСОВ.

ТЫ В ЧАСЫ ИГРАТЬ ГОТОВ?

Узнал язычок который час. К сожалению, было уже поздно: пора возвращаться домой. А подарок маме? Купил язычок несколько ВОЗДУШНЫХ ШАРИКОВ и стал их надувать, но, к сожалению, некоторые шарики лопались. Покажи, как язычок надувает шарики.

Я НАДУЛ ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК.

УКУСИЛ ЕГО КОМАРИК.

ЛОПНУЛ ШАРИК. НЕ БЕДА!

НОВЫЙ ШАР НАДУЮ Я.

Помнишь, как вместе с язычком мы ходили в зоопарк? Кого язычок увидел сначала? А потом? Ты помнишь кого видел язычок раньше: змею или лошадку? …


СКАЗКА «ВЕСЕЛАЯ ПРОГУЛКА»

Жил-был язычок в своем домике.

1. Проснулся он рано утром, открыл окошко, посмотрел, какая погода, а потом опять в домик спрятался.

2. Потом посмотрел язычок налево, посмотрел направо: гуляют ли дети на улице?

3. после этого посмотрел язычок из окна вниз: нет ли там луж? А потом вверх : светит ли солнышко?

Увидел язычок, что погода хорошая, и побежал гулять во двор. Только сошел с крылечка, как услышал , что в траве кто-то шуршит. Присмотрелся он внимательно: из травы торчат иголки. Это был … ЁЖИК. Он бегал по кругу: то в одну сторону, то в другую. Давай покажем, как бегает ежик.

У МЕНЯ В ИГОЛКАХ ШЕРСТКА

И В НОРЕ ЗАПАСОВ ГОРСТКА.

ЛУЧШЕ ТЫ МЕНЯ НЕ ТРОЖЬ!

Я – КОЛЮЧИЙ СЕРЫЙ ЕЖ!

Посмотрел язычок по сторонам, увидел КАЧЕЛИ. Захотелось ему покачаться на качелях: вверх-вниз! Весело качаться!

СЕЛИ ДЕТИ НА КАЧЕЛИ

И ВЗЛЕТЕЛИ ВЫШЕ ЕЛИ.

ДАЖЕ СОЛНЫШКА КОСНУЛИСЬ,

А ПОТОМ НАЗАД ВЕРНУЛИСЬ.

Слез язычок с качелей и вдруг увидел грозного ИНДЮКА. Индюк стоял посреди двора и страшно ругался. Давай покажем, как ругался индюк.

Я – ИНДЮК «БАЛДЫ-БАЛДА».

РАЗБЕГАЙТЕСЬ КТО КУДА.

Испугался язычок и убежал домой  к маме. А в доме пахло чем-то вкусным: это мама готовила ТЕСТО для пирогов и блинов. Язычок стал ей помогать месить тесто и скалкой его раскатывать.

ТЕСТО МНЕМ, МНЕМ, МНЕМ,

ТЕСТО ЖМЕМ, ЖМЕМ, ЖМЕМ,

ПОСЛЕ СКАЛКУ МЫ ВОЗЬМЕМ

ВЫПЕКАТЬ ПИРОГ ПОСТАВИМ.

РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ –

НЕ ПОРА ЛИ ВЫНИМАТЬ!?

Помог язычок маме тесто месить, и стали они БЛИНЫ печь. Давай покажем, какой у язычка получился блинчик.

ИСПЕКЛИ БЛИНОВ НЕ МНОЖКО,

ОСТУДИЛИ НА ОКОШКЕ.

ЕСТЬ ИХ БУДЕМ СО СМЕТАНОЙ,

ПРИГЛАСИМ К ОБЕДУ МАМУ.

Стали мама с язычком блинчики есть со сметаной и ароматным ВАРЕНЬЕМ, да все губы испачкали. Надо губы аккуратно облизать.

БЛИН МЫ ЕЛИ С НАСЛАЖДЕНЬЕМ –

ПЕРЕПАЧКАЛИСЬ ВАРЕНЬЕМ.

ЧТОБ ВАРЕНЬЕ С ГУБ УБРАТЬ,

РОТИК НАДО ОБЛИЗАТЬ.

Поел язычок блинчиков с вареньем и решил чаю выпить. Давай покажем, какая у него красивая ЧАШКА.

ВКУСНЫХ МЫ БЛИНОВ ПОЕЛИ,

ВЫПИТЬ ЧАЮ ЗАХОТЕЛИ.

ЯЗЫЧОК МЫ К НОСУ ТЯНЕМ,

ЧАШКУ С ЧАЕМ ПРЕДСТАВЛЯЕМ.

Попил язычок чаю из своей красивой чашки, а мама ему и говорит: «Язычок, пора спать!» перед сном язычок пошел умываться и … ЧИСТИТЬ ЗУБКИ. Давай и мы с тобой почистим зубки.

ЗУБЫ НАДО ЧИСТИТЬ ДВАЖДЫ:

КАЖДОЕ УТРО И ВЕЧЕР КАЖДЫЙ.


СКАЗКА «ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЯЗЫЧКА»

Жил-был язычок. У него были друзья: ЛЯГУШКА и СЛОНИК. Давай мы будем превращаться то в лягушку, то в слоника.

РАЗ – ЛЯГУШКА С ТОЛСТЫМ БРЮШКОМ,

ДВА – БОЛЬШОЙ И ДОБРЫЙ СЛОН.

ЕЖЕДНЕВНО НА ОПУШКЕ,

ПОСАДИВ ЕЕ В КАДУШКУ,

КАК ПОД ДУШЕМ, ТУ ЛЯГУШКУ

ПОЛИВАЛ ИЗ ШЛАНГА ОН.

У язычка есть любимая КОШЕЧКА. Когда она сердится, то выгибает спинку. Давай покажем, как кошечка сердилась и выгибала спинку.

Киска любила, когда ей гладили спинку. Тогда она переставала сердиться  и становилась доброй. Давай погладим кошечке спинку.

ВЫГЛЯНИ В ОКОШЕЧКО –

ТАМ УВМДЕШЬ КОШЕЧКУ.

КОШКА СПИНКУ ВЫГНУЛА,

 ЗАШИПЕЛА, ПРЫГНУЛА…

РАССЕРДИЛАСЬ КИСКА –

НЕ ПОДХОДИТЕ БЛИЗКО!

Возле дома язычка протекал веселый ручеек. Язычок решил сделать ЛОДОЧКУ  с парусом и отправить ее в плавание. Лодочка получилась очень красивая, с розовым парусом. Давай покажем, какой был парус у лодочки.

ЛОДОЧКА ПОД ПАРУСОМ ПО РЕКЕ ПЛЫВЕТ,

НА ПРОГУЛКУ ЛОДОЧКА МАЛЫШЕЙ ЗОВЕТ.

Пустил язычок лодочку в ручеек, а сам побежал по берегу, чтобы посмотреть, далеко ли она уплывет. Вдруг язычок увидел МАЛЯРА, который ярко-синей краской красил крышу дома. Давай покажем, как маляр красит крышу.

Я СЕГОДНЯ УТРОМ ВСТАЛ

И ПОСЕЛОК НЕ УЗНАЛ:

КАЖДЫЙ СТОЛБ И КАЖДЫЙ ДОМ

БЫЛ ПОКРАШЕН МАЛЯРОМ.

ЕСЛИ ХОЧЕШЬ ЖИТЬ, КАК В СКАЗКЕ,

ПОЗОВИ НА ПОМОЩЬ КРАСКИ!

Пока язычок смотрел, как маляр красит забор, лодочка с парусом уплыла далеко-далеко. Бросился язычок догонять лодочку. Вдруг в траве что-то мелькнуло. Остановился язычок посмотрел и увидел, что это ГРИБ. Давай покажем, какой гриб увидел язычок.

ПОД БЕРЕЗОЙ, У ДОРОЖКИ

ГРИБ РАСТЕТ НА ТОЛСТОЙ НОЖКЕ.

МИМО МЫ ПРОЙТИ НЕ СМОЖЕМ,

ГРИБ В ЛУКОШКО МЫ ПОЛОЖИТ.

1. Насобирал язычок полную корзину грибов и вдруг слышит: кто-то стучит. Поднял голову вверх – а это ДЯТЕЛ сидит на сосне и стучит по стволу клювом. Давай покажем, как дятел стучит.

2. Потом дятел стал стучать по-другому: «Д-дд, Д-дд…». «Постучи» и ты так язычком.

3. А потом вот так: «дд-Д, дд-Д».

ДЯТЕЛ НА СТВОЛЕ СИДИТ,

КЛЮВОМ ПО НЕМУ СТУЧИТ.

СТУК ДА СТУК, СТУК ДА СТУК –

РАЗДАЕТСЯ ГРОМКИЙ ЗВУК.

Послушал язычок, как дятел стучит, и дальше пошел. Вдруг кто-то точно запищал над его ухом, и язычок почувствовал, что кто-то укусил его за брюшко. «Ах ты, злой, проворный КОМАРИК!» - закричал язычок и стал ловить комара. Давай изобразим, как звенел злой комарик.

ПРИЛЕТАЕТ ПО НОЧАМ,

НЕ ДАЕТ ЗАСНУТЬ ОН НАМ:

ЗЛО ЗВЕНИТ, НАД УХОМ ВЬЕТСЯ,

ТОЛЬКО В РУКИ НЕ ДАЕТСЯ.

Не поймал язычок комара и грустный пошел дальше. И слышит он веселые звуки ГАРМОШКИ. «Интересно, кто это играет? Пойду, посмотрю!» - подумал язычок и побежал на полянку. Видит, заяц сидит на пеньке и на гармошке веселые песенки наигрывает. Давай и мы сыграем на гармошке.

НУ-КА, РОТ ПОШИРЕ, КРОШКИ.

ПОИГРАЕМ НА ГАРМОШКЕ!

ЯЗЫЧОК НЕ ОТПУСКАЕМ,

ТОЛЬКО РОТИК ОТКРЫВАЕМ.

РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ,

 НАМ НЕ ТРУДНО ПОВТОРЯТЬ.

Сыграл зайчик свою веселую песенку и говорит язычку: «Помоги мне завести мотор в машине, а я тебе за  это дам порулить!» и стал язычок помогать зайцу МОТОР заводить. Давай и мы попробуем завести моторчик.

ПО ШОССЕ МАШИНА МЧИТ,

ВО ВСЕ СТОРОНЫ РЫЧИТ.

ЗА РУЛЕМ ЛИХОЙ ШОФЕР,

«ДЫН-ДЫН-ДЫН» - ГУДИТ МОТОР.

НУ, ДАВАЙ ПОМОЖЕМ ЗАЙКЕ:

ЗАВЕДЕМ СКОРЕЙ МОТОР

И ДО СОЛНЕЧНОЙ ЛУЖАЙКИ

ДОВЕЗЕТ ЕГО ШОФЕР.

ПО УХАБАМ СЕРЫЙ ЗАЙКА –

«ДЫН-ДЫН-ДЫН» - ЛЕТИТ ВПЕРЕД,

И УСПЕЕТ НА ЛУЖАЙКЕ

ПРОПОЛОТЬ ОН ОГОРОД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная сказка в картинках "Винни - пух и его друзья".

Артикуляционная гимнастика для постановки звука Р  и Рь  в форме   сказки с картинками....

Артикуляционная сказка "Девочка Маша"

Артикуляционная гимнастика для постановки звуков Ш, Ж, Ч, Щ, в форме сказки с картинками....

Артикуляционные сказки по теме "Домашние животные"

Подобран материал для проведения артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста пред­ставленный в виде занимательных сказок о Язычке, вызывающих у  дошкольников интерес к орга­нам...

Артикуляционная сказка Винни-Пух

Артикуляционная сказка Винни-Пух, выполняется с подгруппой детей , глядя в зеркало, контролируя артикуляцию....

Артикуляционные сказки

В данной работе предосталены сказки для проведения артикуляционной гимнастики....

"Артикуляционные сказки"

подборка комплексов артикуляционной гимнастики...