Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе
статья по логопедии (старшая группа) на тему

Маисеева Алла Николаевна

В статье описываются приемы, которые способствуют укреплению здоровья дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tekhnologii.docx16.13 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе

  Успешная коррекционно-развивающая работа и состояние здоровья детей не могут сегодня рассматриваться изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны, т. к. хорошее здоровье благоприятствует полноценному развитию детей. Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка – это основа формирования личности. Долголетние наблюдения педагогов и исследования гигиенистов показывают, что работоспособность, качество усвоения программы, формирование умственных операций, развитие речи, овладение разнообразными умениями находятся в прямой зависимости от состояния здоровья. Весь комплекс здоровьесберегающих мероприятий помогает предупредить возникновение простудных заболеваний, повысить общий жизненный тонус, укрепить психофизическое здоровье детей, а значит, и обеспечить полноценное и гармоничное     развитие дошкольников.

         И так, подробнее остановимся на особенностях применения здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе. В первую очередь, вся образовательная работа осуществляется в щадящем режиме. Используются подгрупповые и индивидуальные формы работы, на последних делается особый акцент. Для предупреждения утомления нервной системы циклы образовательных занятий и игр равномерно проводится в утренние часы и после дневного сна.

         Для сокращения времени пребывания ребёнка в статической позе практикуются неоднократные смены видов деятельности в течение одного занятия, а также обязательными являются физминутки. Это активный отдых, призванный уменьшить утомление дошкольников, снять отрицательные статические нагрузки, активизировать внимание детей, повысить работоспособность и способность воспринимать учебный материал. Физминутки не только служат профилактической усталости, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении.

         Упражнения на мышечное расслабление являются неотъемлемой частью занятия, они способствуют преодолению внутреннего напряжения, а также активизации работы всего организма, в том числе, и мозговой деятельности. Например, упражнения «Перекат головы», «Ленивая восьмёрка» и др.

         Дыхательная гимнастика используется для формирования практических навыков по поддержанию своего здоровья. Это один из способов, направленный на повышение функциональных возможностей дыхательного аппарата путём восстановления свободного и экономичного дыхания. Одной из задач дыхательной гимнастики является обучение детей технике правильного дыхания ( дыхание через нос, с закрытом ртом, глубокий вдох, продолжительный выдох).

         Дыхательная гимнастика развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма и имеет ряд преимуществ. Она основана на носовом дыхании. Неслучайно поэтому, йоги предупреждают: если дети не будут дышать через нос, то не получат достаточно умственного развития, т.к. носовое дыхание стимулирует нервные окончания всех органов, находящиеся в носоглотке.

          Как дополнительное средство сохранения здоровья используется массаж и самомассаж. При массаже активизируются кровообращения в кончиках пальцев, чтобы предотвратить застой крови не только в руках, но и во всём теле. Также это стимулирует развитие мелкой моторики. Чтобы задать рабочий настрой на целый день, можно предложить осуществлять с детьми точечный массаж биологически активных точек лица и головы.

          В практике работы с детьми широко используются пальчиковые игры. Проговаривание стихов совместно с действиями рук помогает установить ровное дыхание у детей, регулировать его. Также это способствует появлению ритмизированных движений пальцев и стимуляции развития мелкой моторики.

         Психогимнастика в работе с детьми, имеющими отклонения в развитии, используется как метод практической психокоррекции. Цель такой работы – познание ребёнком возможностей своего тела, умение управлять выражением своих эмоций. Всё это способствует развитию у детей эмоциональной сферы, пониманию своих достоинств и недостатков и открывает путь к изменению личностных качеств детей.

         Большинство детей дошкольного возраста страдает чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, нарушениями регуляции. Для таких детей психогимнастика используется  наряду с релаксацией, как метод саморасслабления, снятия внутреннего напряжения.

         Звуковая гимнастика и гимнастика для глаз благоприятно влияют на состояние слуха и зрения детей с нарушениями развития.

         Здоровьесберегающая работа, осуществляемая в ДОУ, имеет, чаще всего, положительные результаты. Дети демонстрируют рост по различным диагностическим показателям. В школу, как в общеобразовательную, так и коррекционную, воспитанники уходят со значительными улучшениями. В связи с этим, можно отметить, что применение здоровьесберегающих  технологий в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии, актуально и важно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи и опорно-двигательного аппарата"

Презентация из 2 частей о логопедической работе  с детьми с использованием элементов различных здоровьесберегающих технологий: использование оздоровительных поз, зрительной гимнастики, ортопедиче...

Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе.

Какие здоровьесберегающие технологии можно использовать воспитателями и специалистами в ДОУ...

Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

Усилия работников дошкольных учреждений сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными ...

«Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения"

         Во все времена человеческой истории здоровье было одним из самых больших желаний человека, некой абсолютной ценностью. Ещё Сократ сказал: «Здоровье ничто, но в...