Конспект занятия по автоматизации изолированного звука «Р». «В гостях у Ромы»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Борисова Ксения Владимировна

Предложенный конспект занятия способствует закреплению изолированного звука "р". Разнообразие в преподнесении учебного материала способствует более успешному решению задач по исправлению нарушений звука "р". Это активизация словарног запаса, грамматического строя речи, овладение навыками звукового анализа и синтеза. Закрепление звука сочетается с развитием познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти. Представлен комплекс артикуляционных упражнений, способствующий правильной артикуляции звука "р". Для развития мелкой моторики применяются  нетрадиционные  методы коррекции - прищепки.  Занятие построено на основе единого сюжета с использованием различных персонажей, что позволяет поддеживать интерес детей на протяжении всего занятия. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon borisova_k.v.zip2.1 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Автоматизация изолированного звука «Р».

Цели:

I. Коррекционно-образовательные.

1.Автоматизировать правильное положение органов артикуляции при произнесении изолированного звука и звука в слогах.

2.Совершенствовать длительную  направленную воздушную струю, высоту голоса.

3. Упражнять в правильном употреблении падежных форм имён существительных.

4. Учить образовывать притяжательные прилагательные.

5. Активизировать словарь детей по теме «Домашние животные и птицы».

II. Коррекционно-развивающие.

1.Развитие подвижности артикуляционного аппарата, мимики.

2.Развитие фонематического слуха, путём выделения звука «р» из ряда слов.

3.Развитие навыков звукового анализа  слов.

4.Развитие мелкой моторики через  нетрадиционные методы коррекции.

5.Развитие  внимания, памяти,  наблюдательности.

III. Коррекционно-воспитательные.

1.Воспитывать речевое внимание.

2.Воспитывать навыки речевого общения с игрушкой.

3.Воспитывать бережное отношение к животным.

Оборудование:

Мультимедийная презентация; игрушка «Щенок»; зеркало; картонная фигурка ёжика; прищепки; дорожка, ведущая к домику Ромы; таблица для анализа артикуляции; игрушка «Машина»; набор геометрических фигур; предметные картинки, с изображением домашних животных и птиц (лошадь, коза, овца, бык, гусь, петух, осёл); фигурки печенья из картона, на которых  написаны правильные и неправильные буквы «р»; игрушки кошки и котёнка; лабиринт «Где котёнок кошки?»; карточка для звукового анализа слов; наклейка «Щенок».

Организационный момент.             СЛАЙД №2

- Здравствуй, Ваня! Сегодня  к нам  пришёл щенок. Как рычит щенок?

- Р-Р-Р...

Объявление темы

- Подумай, какой звук  мы поучимся произносить?  

- Р-Р-Р…

- Щенок приглашает тебя  в гости  к его другу. СЛАЙД № 3   Угадай, как его зовут?      

Хлопни тогда, когда услышишь имя друга Щенка. (Логопед называет: Саша, Рома, Дима, Вася)

- Почему ты выбрал имя Рома?

- В этом слове есть звук   «р» .

Развитие артикуляционной моторики и дыхания.               СЛАЙД № 4.

Посмотри,  щенок тебе  улыбается! Улыбнись и ты ему (упр. «Улыбка»).Чтобы отправиться в путь, надо как следует подкрепиться. Напечём блинов (упр. «Блинчик»). Намажем их вкусным вареньем (упр. «Вкусное варенье»). Попьём чай из чашечки (упр. «Чашечка»). Чай горячий, надо его остудить (упр. «Подуй на чашечку»).

СЛАЙД № 5.

 Путь предстоит долгий, поедем  на лошадке (упр. «Лошадка»). Дорога лежит через лес. Посмотри, сколько грибов выросло в лесу. Остановили лошадку: «Тпрррр!» Давай соберём грибы (упр. «Грибок»). Вдруг щенок услышал какой-то стук. Угадай, кто это всё время стучит, деревья долбит, но их не калечит, а лечит?

- Дятел.

-Правильно дятел. Постучи язычком, как дятел – д-д-д… (упр. «Дятел»).

Потом щенок присел отдохнуть и вдруг  услышал, кукование кукушки. И стал за ней повторять: «Ку-ку-ку, ку-ко-ку, ко-ку-ку». СЛАЙД № 6.

Развитие мелкой моторики.            

Отдохнув,  щенок пошёл дальше и увидел ёжика. На нём не было колючек.

-Ёжик, ёжик, где гулял?

Где колючки потерял?

Ты беги скорей к нам, ёжик.

Мы сейчас тебе поможем.

Прикрепим ёжику колючки. (Ребёнок прикрепляет прищепки к  картонной фигурке ёжика).

Посмотри, какой красивый ёжик получился!     СЛАЙД № 7.

Автоматизация изолированного звука.

Вышли мы из леса, а там дорожка, которая ведёт к домику Ромы.   СЛАЙД № 8. Обрадовался щенок, увидев дом  своего друга,   и как зарычит. Попробуй и ты – веди пальчиком по дорожке к домику Ромы, отчётливо произнося звук «р».

Анализ артикуляции.              СЛАЙД № 9

-Как располагаются губы при произнесении звука «р» ?  

-Губы в улыбке.

-А зубы?

-Зубы разомкнуты.

-Как располагается язык?

-Кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами, боковые края языка прижаты к коренным зубам.

-Какая воздушная струя?

-Воздушная струя сильная идёт посередине языка.

-А голосок звенит или спит при звуке «р»?

-Голосок звенит.

-Это звук согласный или гласный?

-Согласный.

Развитие фонематического слуха.                            

- Вот мы и добрались до дома Ромы. Посмотри, чем занимается Рома? СЛАЙД № 10.

Правильно, Рома ремонтирует машину, ищет нужные детали. Помоги ему, подай  только ту деталь, если в слове слышится звук «р». А щенок тебе поможет.  (Логопед предлагает ребёнку геометрические фигуры и говорит слова: руль, капот, бампер, мотор, колесо, фара, бензобак, стекло, багажник, дверца. Ребёнок берёт деталь, которую логопед сопровождает словом со звуком «р»).

Автоматизация изолированного звука.

Отремонтировал Рома машину и завёл. Покажи щенку, как он это делал. (На каждую строчку ребёнок выполняет названные действия,  произнося отчётливо  «р-р-р»).

Заводил шофёр мотор,            

Нажимал он на стартер,

Крепко руль в руках держал-  

Грузовик и побежал.

Приехали с Ромой на ферму. СЛАЙД № 11.

Ходит щенок и животных рассматривает. Постоял около… лошади, посмотрел на...козу, остановился рядом с… овцой, подошёл к…быку, увидел … гуся, подумал о…петухе , посмеялся над… ослом. Посмотри, щенка хвосты интересуют. У него хвост собачий, а у лошади, козы, овцы, быка, гуся, петуха, осла.  (Ребёнок образует прилагательные).

Связь звука с буквой. СЛАЙД № 12.

Вернулись друзья с фермы домой,  и стали  пить чай. Рома приготовил к чаю печенье, на котором изображены  буквы  «р». Но посмотри,  здесь написаны настоящие и ненастоящие буквы «р». Помоги щенку назвать все настоящие и ненастоящие буквы «р». (Ребёнок называет Р, не Р).

Развитие интонации, мимики, внимания.

Пока друзья пили чай с печеньем, вошла кошка Мурка.  Она не могла найти своего котёнка Рыжика.  СЛАЙД №13.

Плачет киска в коридоре,  у неё большое горе:

Котёнка ищет кошка-мать, никак не может отыскать.(Ребёнок изображает плачущую киску).

Помоги щенку его найти. (Ребёнок проводит по линиям, одна из которых соединяет кошку с её котёнком.)

Обрадовалась  Мурка. (Ребёнок изображает радость). Поблагодарила щенка: Мур-р-р-р-р-р. Котёнок  тоже обрадовался,  что его нашли.  (Ребёнок изображает радость).  Весело замурлыкал: Мур-р-р-р-р-р. (Ребёнок повторяет за логопедом звукокомплексы, отчётливо произнося звук «р»).

Развитие звукового анализа.

-  Скажи, есть в  кличках  звук «р»? Где он находится? Покажи с помощью карточки и прищепки. Какого цвета прищепку ты выберешь? (Ребенок выбирает синюю прищепку, объясняя свой выбор, и прикрепляет её в нужное окошечко на карточке).

Итог.                    СЛАЙД № 14

Наше путешествие подошло к концу. Пора возвращаться домой. Поблагодарим Рому за гостеприимство. Какой звук помогал тебе в путешествии? Как он произносится?

Рефлексия

- Чему учились на занятии?

- Какое задание  понравилось больше всего?

- Какое задание было самым трудным?

- Давай, потрём свои ладошки, чтобы стало тепло,… а теперь передадим это тепло друг другу.

- Спасибо за работу.

Оценка.                              СЛАЙД №15

Молодец!  Ты сегодня помог щенку,  и он дарит тебе свою фотографию. (Логопед приклеивает в тетрадь ребёнку наклейку).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

занятие по автоматизации изолированного звука"ш" и автоматизация "ш" в открытых и закрытых слогах

Занятие - презентация  с использованием игровых приемов (анимация)...

Автоматизация изолированного звука. Универсальные приемы

Добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушение речиможно, если изменить форму и содержание обучающихся занятий.  Предложенное занятие основано на игровом м...

Автоматизация изолированного звука [Л] и прямых слогов с ним.

Тренировка правильного произношения изолированного звука [Л] и прямых слогов с ним....

Автоматизация изолированных звуков в игре

Автоматизация изолированных звуков в игре...

Игровое пособие по автоматизации изолированных звуков «Звуковая стрелка».

Автоматизация – сложный многоступенчатый процесс введения в речь ребёнка нового звука. Для того чтобы звук автоматизировать, его прежде необходимо научиться произносить изолировано, то есть отде...

Методическая разработка учителя-логопеда «Использование игр и игровых приемов на этапе автоматизации изолированного звука и в слогах»

Этап автоматизации звуков описан в методике логопедической коррекции по исправлению звукопроизношения, как этап  формирования первичных произносительных умений и навыков.Его цель - научить ребенк...