Интегрированное логопедическое занятие по теме: Звук Р в словах и предложениях.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Для реализации целей и задач любого логопедического занятия необходимо четко структурировать предстоящую образовательную деятельность. В предлагаемом конспекте занятия соблюдены все требования к составлению современного занятия. Конспект занятия представлен в виде таблицы (технологической карты).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannoe_logopedicheskoe_zanyatie_2.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

 

Коненкова И.Д., учитель-логопед ГБОУ ЦРР д/сад 1645г.Москвы

Интегрированное логопедическое занятие  по коррекции звукопроизношения.

Тема: Звук Р в словах и предложениях ( в положении со стечением согласных).

(индивидуальное логопедическое занятие для дошкольника старшего возраста)

Цель: автоматизировать звук Р в  словах и предложениях ( в положении со стечением согласных).

Задачи:

коррекционно-развивающие:

- корригировать произношение;

- корригировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным  предложением;

- корригировать и развивать слуховое и зрительное восприятие;

- развивать мелкую моторику кистей рук;

- развивать общую моторику, умение согласовывать речь с движением;

- развивать внимание, память, логическое мышление;

- развивать навык самоконтроля, усидчивости;

- развивать креативный потенциал;

- развивать изобразительные навыки, воображение, восприятие.

образовательные:

- уточнить и расширить словарь по темам «Дикие животные»,   «Олимпиада в Сочи», «Зимние виды спорта»;

- систематизировать и обобщить знания по теме «Зимние виды спорта»;

- закрепить умение использовать в рисунке множество мелков различных оттенков.

воспитательные:

- воспитывать интерес к занятиям;

- воспитывать самостоятельность;

- воспитывать бережное отношение к пособиям.

здоровьесберегающие:

- планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости ребенка;

- соблюдать правильную посадку ребенка;

- способствовать созданию благоприятного психологического климата;

- чередовать статические и динамические задания.

Оборудование:  компьютерная презентация «Зимние виды спорта»; игрушки- олимпийские талисманы (Зайка, Белый Мишка, Леопард ); предметные картинки с изображением зверей (тигр и тигры, бобр и бобры, кобра и кобры, зебра и зебры, гепард и гепарды, крот и кроты, барс и барсы); картинка «сугроб»; сюжетные картинки по зимним видам спорта: фигурное катание, сноуборд ,прыжки с трамплина, горнолыжный спорт, кёрлинг, хоккей, бобслей, биатлон, 8 картинок с изображением  кедра; пазл  «Олимпийский Леопард»( на обратной стороне каждой детали наклеены изображения   отдельных частей тела указанных выше зверей);  предметные картинки по теме «слова со стечением согласных», бумага, цветные мелки; цветные фишки; указка

                                                     

Ход занятия

Этапы НОД

Виды работы на этапе

Деятельность педагога

Деятельность ребенка

Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

           1

           2

              3

             4

               5

1.Оргмомент

1.1. Психологический настрой

Психогимнастика

Педагог  предлагает ребенку поиграть в превращения. Затем просит его превратиться сначала в тигра и порычать грозно; потом в кошечку. Кошечка хитрая, увидела на столе сметану, запрыгнула и мурлычет. Логопед предлагает изобразить, как кошечка мурлычет, облизывается. Педагог сообщает, что ввернулся хозяин и рассердился на кошечку, прогнал ее: «Брысь!» Просит ребенка показать, как хозяин прогнал кошечку.

Ребенок выполняет

 

Способствовать

созданию благо-

приятного психологического климата.

1.2.

Вводно- организационная часть.

Беседа

Логопед выясняет, догадался ли ребенок, с каким звуком мы сегодня будем продолжать работать?

Ребенок отвечает

Организовать

ребенка.

Настроить ребенка на занятие.

2. Основной этап

2.1. Проверка домашнего задания.

Опрос

Педагог проверяет домашнее задание по теме Звук Р в слогах и в словах со стечением согласных, просит ребенка произнести  слова по указанной теме. За каждое правильно произнесенное слово логопед дает ребенку цветные фишки.

Ребенок произносит слова.

Выяснить правильность произношения звука

Р в слогах и словах  со стечением согласных

2.2.

Актуализация

знаний.

2.3.

Введение в тему.

Изучение нового

материала.

Отгадывание загадок.

Демонстрация картинок.

Беседа.

Упражнение

Педагог предлагает ребенку послушать и отгадать загадку. Логопед просит ребенка рассмотреть  изображения зимних видов спорта на мониторе компьютера, назвать их. Затем выясняет, кто является талисманами олимпиады в Сочи, каким видом спорта увлекается Леопард.

Педагог сообщает ребенку, что сегодня его ждут  приключения с Олимпийским Леопардом, во время которых он будет продолжать учиться  произносить звук Р.

Ребенок отгадывает загадку, рассматривает картинки и называет  зимние виды спорта.

Затем вспоминает, кто является талисманами олимпиады в Сочи, отвечает, что  Леопард – альпинист, он занимается сноубордом.

Ребенок вспоминает, как правильно произносить звук Р.

Привлечь внимание и вызвать

интерес ребенка

к занятию.

Актуализировать

знания по теме

занятия.

Определить уровень

усвоения ребенком

 правильного

произношения звука Р

Пальчиковая гимнастика «Звери»

Динамическая пауза

Речедвигательная ритмика.

Объяснение

Дидактическая игра

Упражнение

Упражнение

Логопед рассказывает ребенку, о том, что во время похода на самой вершине горы у Леопарда случилась беда. Из слова выпал звук Р и скатился вниз.

Затем сообщает, что на помощь Леопарду пришли разные животные. Но   начался сильный снегопад,  и всех зверей засыпало снегом.  

Педагог демонстрирует  картинку «сугроб» и просит ребенка посмотреть и назвать, какие звери оказались под снегом. За каждое слово ребенок получает картинку с изображением животных.

Логопед предлагает ребенку выполнить упражнение пальчиковой гимнастики

Педагог  просит ребенка выполнить движения с  одновременным произнесением слогов со стечением звука Р и другого согласного

Ребенок слушает

Ребенок выполняет задание, повторяет слова за логопедом (тигр и тигры,  кобра и кобры, бобр и бобры,  гепард и гепарды, барс и барсы, зебра и зебры, крот и кроты)

Ребенок выполняет упражнение

Ребенок выполняет упражнение

Формировать представления о предстоящей деятельности

Обогащать словарь по теме: «Дикие звери»

Закреплять навык образования множественного числа существительных.

Упражнять в правильном произношении звука Р в словах со стечением согласных

Развивать мелкую моторику

Способствовать снятию общего утомления.

Закрепить правильное произношение звука Р в слогах со стечением согласных. развивать фонематическое восприятие, общую моторику.

2.4. Закрепление изученного материала

Дидактическая игра

Дидактическая игра

Логопед предлагает ребенку поиграть в игру «Добрые звери»,  и объясняет правила игры: звери отдают Леопарду звук Р и изменяют свои имена, но Леопард не хочет вредить своим друзьям и возвращает им звук Р.

Педагог предлагает помочь Леопарду другим способом: проложить трассу к подножию горы, где и находится  потерянный звук.

Но по ходу трассы выросли огромные кедры. За каждым кедром спрятались сюжетные картинки с зимними видами спорта. Логопед объясняет, что  нужно выбрать только тот вид спорта, в названии которого слышится звук Р и правильно произнести предложения.

Ребенок выполняет задание, называет

зверя новым именем, пропуская звук Р, а затем вставляя звук Р на место

Ребенок выполняет задание.

Повторяет за логопедом предложения  по выбранным картинкам

Развивать функцию языкового анализа и синтеза

Автоматизировать произношение звука Р в предложениях.

Обогащать пассивный и активный словарь по теме.

2.5. Закрепление изученного материала

Тренинг по рисованию

Логопед сообщает, что приключения на этом не закончились. У Леопарда сломался сноуборд. Педагог предлагает ребенку подарить герою новый сноуборд - нарисовать и раскрасить его яркими цветами

Ребенок выполняет задание

Развивать творческий потенциал, изобразительные навыки, воображение, восприятие.

2.5. Контроль знаний и умений

Самостоятельная работа.

Педагог просит ребенка собрать картинку - пазл «Олимпийский Леопард», при этом надо рассмотреть обратную сторону каждой детали,  угадать, какое животное прячется там и назвать его.

Ребенок выполняет задание, произносит названия животных  со звуком Р (слова со стечением согласных)

 Осуществить контроль уровня усвоения материала.

3. Итог занятия

3.1. Оценка деятельности

Опрос.

Логопед  предлагает ребенку вспомнить, какое «приключение» было на занятии, и какой звук он учился произносить.

Затем оценивает работу ребенка и дарит ему талисман «Олимпийский  Леопард».

Ребенок отвечает, называет звук, уточняет правильную артикуляцию звука.

Обобщить тему занятия. Развивать память. Оценить деятельность ребенка на занятии.

3.2. Домашнее задание.

Объяснение.

Педагог объясняет ребенку домашнее задание по пройденной теме из пособия  

«День рождения Р».

Ребенок получает домашнее задание.

Закрепить тему, пройденную на занятии, дома.

Список литературы

1. Баскакина И.В., Лынская М.И. День рождения Р. Логопедические игры. – М. Айрис-пресс.2013.

2. Перегудова Т.С. , Османова Г.А. Вводим звуки в речь. Картотека для автоматизации звуков   [Р ], [РЬ ]. – СПб. КАРО. 2007.

3. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М. Владос.1999

4. Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. – М. ООО Издательство Дом. XXI век. 2006.

Приложение

Пальчиковая игра «Звери»                                                    

                                                                                       


Смотри - страус,
большой и высокий.                Одну руку вверх, локоть согнут, кистью сделать "голову страуса".
Он выпрямляется,
потом нагибается                    Руку вверх высоко, потом вниз.
и видит червячков
в норке глубокой;                   Пальцем показываем червячка - сгибаем-разгибаем.
А тут - смотри - ёжик             Пальцы переплетаем и выпрямляем.
свернулся клубком

и не видно ножек;                   Сгибаем пальцы.

А тут пришёл паук,
у него ног аж восемь штук!! Свешиваем кисть, пальцы вниз и шевелим ими.

А тут- смотри- птички:
голуби и синички,
полетали- полетали,
крылышками помахали          Показываем руками.

А тут...детки!
спят сладко и крепко;             Кладём руки под щёку.

А из леса – сова,                      Руками делаем очки-глаза.
круглая голова,
кричит - УГУ!

В гости всех зову!

                                                Загадки про зимние виды спорта

Один из видов зимних игр
Цель поразить и дальше в путь!
Спортсмен на лыжах и с ружьём
Так что же это?.......биатлон.

На санях с горки я лечу
По горке льдом покрытой всей
Эх, прокатил бы,– прокачу!
Хороший зимний спорт....бобслей.

Отгадайте-ка загадку
В ней самой уже отгадка!
Если горы, если лыжи,
Значит, …горнолыжный спорт всем ближе.

Что за грохот, что за камни
Слышим, видим мы на льду?
И зачем-то полотёры,
Ничего я не пойму!!!
Это …. кёрлинг отвечаем
И слово враз, запоминаем!!

Стою на лыжах твёрдо
Качусь с трамплина быстро
А прыгаю свободно,
Почти как лошадь рысью!

На санях я лицом внизу
Носком ботинок управляю
А зимний олимпийский вид
Я…….. скелетоном называю!

В платьях, фраках и костюмах
По льду и музыку катание
Какой красивый это спорт –
Фигурное катание!!!

А я на лыжах акробат
И делать сальто очень рад.
Почти я чемпионом стал
По дисциплине той- ..фристайл....

Клюшкой шайбу точно бей
Любят все игру  ….хоккей!

На прогулке бегуны
Одинаковой длины
Через луг бегут к березке,
Тянут две полоски.

 

 

Он на вид - одна доска,
Но зато названьем горд,
Он зовется... сноуборд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по теме «Звук Р в словах и предложениях» (подгрупповое логопедическое занятие для дошкольников старшего возраста) «Приключения звука [р] и буквы Р» по сказке К.И. Чуковского «Краденое солнце»

Вид занятия: коррекционно-развивающийЦель: закрепить произношение звука Р в словах и предложениях;- правильное произношение звука «р» в речи;- развитие слухо-произносительных навыков;- развитие функци...

Открытое индивидуальное логопедическое занятие на автоматизацию звука "Л" в словах и предложениях "Игры с Лунтиком и Милой"

Открытое индивидуальное логопедическое занятие "Игры с Лунтиком и Милой". Цель занятия: автоматизация звука Л в словах и предложениях при помощи игровых компьютерных технологий.Презентация к...

Конспект подгруппового логопедического занятия в средней группе для детей с ОНР на тему "Звук "Н" в словах и предложениях"

Конспект подгруппового логопедического занятия в средней группе для детей с ОНР на тему "Звук "Н" в словах и предложениях"Цель: Создание условий для формирования фонематических пре...

Конспект индивидуального логопедического занятия для автоматизации звука [Р] в словах и предложениях "Робот Рэми"

Индивидуальное логопедическое занятие для автоматизации звука [Р] в словах и предложениях "Робот Рэми" направлено на развитие артикуляционной моторики, фонематических процессов, грамматическ...

Методическая разработка интегрированного коррекционно-развивающего логопедического занятия на тему: "Звуки Л, Ль, Р, Рь в словах, словосочетаниях, предложениях. Овощи"

Я предлагаю свою методическую разработку для такого вида интегрированного занятия, как коррекция звукопроизношения и развитие речи....

Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах словосочетаниях, предложениях и связной речи.

Закрепление правильного произношения звука [Л] в словах словосочетаниях, предложениях и связной речи....