Конспект фронтального занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР на тему: "Звук и буква Р".
план-конспект занятия по обучению грамоте по теме

Закрепление навыков четкого произношения и различения звуков Р и РЬ; закрепление образа буквы Р.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bukva_r.docx24.03 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР

Тема: Звук и буква Р.

Цель: закрепить навыки четкого произношения и различения звуков Р и РЬ; закрепить образ буквы Р.

Задачи: 1. Повторение изученных букв.

2. Закрепление правильного произношения звуков [р] и [рь]

3. Придумывание слов со звуками [р] и [рь].

4. Определение твердости – мягкости звука.

5. Подбор родственных слов.

6. Занимательное чтение, письмо слов с буквой Р.

7. Совершенствование навыков звукового анализа слов.

Оборудование: игрушка – телефон, картинки с изображением жителей деревни Простоквашино, дидактическое пособие «Звуковая мозайка», карточки с ребусами и словами для занимательного чтения, дерево родственных слов, тренировочные тетради, карандаши.

Ход.

Этапы

Содержание

  1. Организационный момент.

Повторение изученных букв

Логопед: Назовите всех жителей города Буквограда, с которыми мы уже познакомились.

Дети называют

Какую букву мы еще не поселили в домик, но с ней уже знакомы?

Дети: буква Р.

  1. Введение в тему. Закрепление правильного произношения звуков [р] и [рь] и их характеристика.

Произношение звуков с постепенным изменением силы голоса

Логопед: какие же звуки на письме обозначает буква Р

Дети: согласные звуки [р] и [рь]

Логопед: дайте характеристику звука [р].

Дети: согласный, звонкий, твердый.

Логопед: дайте характеристику звука [рь].

Дети: согласный, звонкий, мягкий

Разговор по телефону с котом Матроскиным. Логопед говорит от имени Матроскина.

- Алло, это детский сад? С вами говорит кот Матроскин из Простоквашино. Какие звуки вы сейчас изучаете? (звуки [р] и [рь])

Очень нравятся мне эти звуки. В именах друзей есть такие же звуки. Приезжайте к нам в гости. Будем очень рады. Прошу вас привезти…

Логопед: связь прервалась! Что же будем делать?

Предложения детей

Логопед: сегодня мы поедем в Простоквашино и повторим звуки [р] и [рь]. А поедем мы с вами на грузовике.

Проверим в порядке ли двигатель, заведем моторы: р-р-р (увеличение силы голоса)

Остановим двигатель: р-р-р (уменьшение силы голоса)

  1. Развитие фонематических представлений.
  1. Произношение звуков [р] и [рь]  в словах.

  1. Придумывание слов со звуками [р] и [рь].

  1. Определение твердости – мягкости звука.

  1. Физкультминутка.

  1. Занимательное чтение, письмо слов с буквой Р.

  1. Итог занятия

Логопед: Ребята, скажите, кто нас ждет в Простоквашино?

Дети: Матроскин, дядя Федор, корова Мурка, Шарик, теленок Гаврюша

Логопед: нам надо купить подарки всем. Пойдем в магазин. Сначала купим продукты питания. Какие продукты питания отвезем в Простоквашино? В их названиях должны быть звуки [р] и [рь].

Дети: вермишель, макароны, рис, баранки, кефир, торт, зефир.

Логопед: а теперь пойдем в хозяйственный магазин. Что купим? Не забудьте, что в названиях покупок должны быть звуки [р] и [рь].

Дети: кастрюлю, ведро, сковородку, кружку, самовар…

Логопед: зайдем в магазин одежды и обуви. Купим там.

Дети: куртку, брюки, рубаху, шорты, резиновые сапоги…

Логопед: что мы можем купить в мебельном магазине?

Дети: кровать, кресло, раскладушку…

Логопед: на чем мы все это повезем?

Дети: на грузовике

Логопед: что еще вы хотите отвезти в подарок жителям Простоквашино

Высказывания детей

Логопед: садимся в грузовик, поехали. А вот и Простоквашино.

Дядя Федор предлагает нам поиграть в игру «Придумай слово по первому слогу»

Логопед говорит от имени дяди Федора

Ра-ра-ра, начинается игра, я прошу со слога Ра мне сейчас назвать слова

Дети: ракета, ракетки, рана, радуга, работа, радио, раковина, раки,…

Продолжаем мы игру – где слова со словом ру?

Дети: руки, рукавицы, ручей, рубаха…

Ры-ры-ры, не продолжить нам игры, где ж слова со звуком ры?

Дети: рыба, рыбак, рыжик…

Логопед: Дяде Федору очень понравилось играть с вами, он предлагает еще поиграть, согласны?

Дети: да.

Логопед: тогда следующая игра «Звуковая мозаика». Возьмите игровые поля, положите их перед собой. Играть начинаем с верхнего левого квадрата.

Слушаем внимательно слова и выкладываем узор:

Речка, ручка, ранец, руль, рис, рак, решето, рябчик, рыба, резина, ромашка, рубашка.

Дети выполняют.

Логопед: посмотрите узор у своего соседа, сравните, одинаковые ли узоры у вас получились? А теперь посмотрите, какой узор должен получиться.

Ра-ра-ра          (три хлопка)

Высокая гора  (руки вверх)

Ры-ры-ры         (три хлопка)

Летают комары              (руки в стороны, махи руками)

Ир-ир-ир                          (три хлопка)

Мы за мир!       (руки над головой, ритмичные хлопки)

Логопед: кот Матроскин тоже очень любит играть. Он очень любит рыбу. Давайте напишем слово – название любимого лакомства всех котов.

Дети записывают слово рыба и делают звуковой анализ слова в тетради.

Логопед: а сейчас кот Матроскин предлагает нам ребус, в нем спряталось какое –то слово. Давайте разгадаем ребус и запишем слово, которое в нем спряталось.

Дети разгадывают слово рыбак записывают и делают звуковой анализ слова

Логопед: Рыба, рыбак – однокоренные слова, они выросли на «дереве родственных слов» от одного корня рыб. (выставляется «Дерево родственных слов»). Придумайте еще слова, которые могут вырасти на этом дереве от этого корня.

Дети: рыбный, рыбалка, рыбешка

Логопед: Матроскин шел к нам с мешком, в нем были слова. Но мешок у него упал и слова «сломались» - буквы перевернулись, упали, перепутались.

Попробуем прочитать и записать их правильно?

(рука, кран – буквы перепутались

Рама, крот – два слова разного цвета соединились

Крупа, баран – буквы упали, но остались на своих местах.

Дети читают и записывают слова.

Логопед: кот Матроскин написал имя своей любимой птички – ведущей вашу и Матроскина любимую передачу, но одна буква потерялась. (ка.куша)

Дети угадывают букву.

Логопед: Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. У кого в гостях мы побывали?

Ответы детей.

Логопед: С какой буквой продолжили знакомиться?

Дети: с буквой Р

Логопед: какие звуки на письме она обозначает?

Дети: [р] и [рь].

Логопед: что понравилось?

Ответы детей

Логопед: что показалось трудным?

Ответы детей

Оценка работы каждого ребенка.

Поселение буквы Р в домик согласных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия в подготовительной к школе группе на тему "Звук Ц. Автоматизация звука Ц в связной речи".

В представленном занятии закрепляются знания о согласном звуке Ц, закрепляются умения пересказывать текст с опорой на мнемотаблицу....

Конспект фронтального занятия в подготовительной к школе группе. Звук и буква Щ.

Конспект фронтального занятия в подготовительной к школе группе.Составитель: Сергеева Юлия Владимировна.Тема: Звук и буква Щ.Цель: Закрепить звук [Щ]; познакомить  с его графическим обозначением...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ (ТНР) Тема «Звуки [К] – [К’] и буква К » Лексическая тема «Перелётные птицы»

Представлен план-конспект фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОВЗ (ТНР), в котором используется пальчиковый театр в рамках изучаемой тем...

Конспект фронтального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе дифференциации звуков. Тема. Звуки [Ё] – [Ю]. Буквы Ю, ю. Ё, ё.

Цель: обучение дифференциации звуков [Ё] – [Ю] и букв Ю, ю, Ё, ё в изолированном виде, в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях.Задачи:1) Обучающие: - закреплять знания обучающихся о...

Конспект подгруппового логопедического занятия по обучению грамоте детей в подготовительной к школе группе для детей с умственной отсталостью Тема: Звук и буква У.

Ц               Цель:  систематизировать знания детей о гласном звуке и букве У.Задачи: Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие на мат...

Конспект подгруппового логопедического занятия по обучению грамоте детей в подготовительной к школе группе для детей с умственной отсталостью Тема: Звук и буква О.

            Цель: систематизировать знания детей о гласном звуке и букве О.Задачи: Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие на материале речевы...

Конспект подгруппового логопедического занятия по обучению грамоте детей в подготовительной к школе группе для детей с умственной отсталостью Тема: Звук и буква И

Цель: Закрепление звука [И], знакомство с буквой  «И».Задачи:Коррекционно-образовательные:- закрепить навыки четкого различения и произношения звука И в слогах, словах, ...