Конспект фронтального занятия в подготовительной к школе группе. Звук и буква Щ.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Конспект фронтального занятия в подготовительной к школе группе.

Составитель: Сергеева Юлия Владимировна.

Тема: Звук и буква Щ.

Цель: Закрепить звук [Щ]; познакомить  с его графическим обозначением; упражнять  в звуко –буквенном анализе; познакомить с правописанием ща, щу. Формировать навык печатания буквы Щ, слогов, слов и предложений с буквой Щ.

Оборудование: зеркала, картинки с изображением (щука, щенок, щетка), Звукаренок для характеристики звука [Щ]; карточка обозначающая слово для определения местоположения звука в слове, магнитный алфавит, мячик, тетрадь и простой карандаш для печатания.

Ход занятия.

1.Организационный момент:

Л: Я буду называть звуки, и чье имя начинается с этого звука сядет на свое место.

[  А ]- Артур, Алена

[  В ]- Ваня,  [  Вь ]-Вероника

[  Д ]- Даня, Даня

[  И ]- Илья

[  Кь ] – Кира, Кира, Кирилл

[  Мь ]- Миша, Миша, Максим

[  С ]- Саша, Саша

2. Развитие артикуляционной моторики.

Л: Чтобы правильно и чисто говорить нужно, сделать  гимнастику для язычка. Артикуляционная гимнастика.

Губы очень гибкие могут стать  (Улыбкою)

Могут в (трубочку) собраться, после снова улыбаться.

Открываем ротик дом (Окошко). Кто хозяин в доме  том?

В нем хозяин язычок  (Лопатка)

В этом доме две стены – это щеки нам видны.(Надуть щеки)

Могут  стены в дом (втянуться), а потом, как шар раздуться.

Язычок гулять выходит, домик он кругом обходит. (Круговые движения языком облизывая губы)

Кто же тут, а кто там? Он глядит по сторонам. (Часики)

На качелях оказался вверх взлетел и вниз спускался                     (качели)

Поспешил на ипподром, на лошадку сел верхом. (Лошадка)

Язычок остановился. В гриб на  ножке превратился. (Грибок)

Язычок гармошкой стал, поиграл и не устал. (Гармошка)

Надоели превращенья, лижет язычок варенье. (Вкусное варенье)

3. Повторение

Л: Ребята  на доске висят картинки. Мы сейчас их с вами назовем и определим, какой звук слышится в начале каждого слова   ЩУКА      ЩЕНОК     ЩЁТКА

Д: звук   [  Щ ]

Л: Этот звук нам уже знаком, мы с ним узнакомы. И давайте с помощью  нашего  Звукарёнка  вспомним, какой  это звук.

Д:  Согласный, всегда мягкий, глухой, обозначаем зеленым цветом

Л: А сейчас мы с вами со звуком  [ Щ ] попробуем собрать бусы из слогов    ЩА      ЩЕ     ЩУ     ЩИ  (дети называют слоги по порядку друг за другом стараясь не разрывать бусы)

Л:   У вас на столах лежат картинки в название которых спрятался звук  Щ  В начале , в середине и конце. И карточка -  это наше слово, которое разделено  на три части. Каждая часть показывает, где находится данный звук. (В начале, в середине и конце)

Проверка задания. Опрос некоторых детей.

Л: Поиграем со словами. Нужно заменить первый звук в слове  на звук  Щ. Какое новое слово у нас  получится?

КЕПКА – ЩЕПКА        МУКА – ЩУКА      КИТ – ЩИТ

 РЕКА – ЩЕКА        ВЕНОК – ЩЕНОК    ТУЧКА – ЩУЧКА

МЕЛЬ -ЩЕЛЬ

4.Обучающий момент

Л: Звук  мы повторили, а сейчас познакомимся с буквой.

Наш звук   [  Щ ] обозначается буквой Ща

На, что похожа буква?

Д: Щётка, буква ш,

Л: на  расческу щ похожа.

    Три зубца всего? Ну что же!

Щ – это щетка с загнутой ручкой.

Все перечистим щеткой – колючкой.

Л: А теперь мы поиграем  с буквами.

Чтобы  слово прочитать, нужно  буковки собрать.

Давайте расставим буквы  так, чтобы получилось слово.

   У  Щ  А К      (ЩУКА)  в слове щука сколько слогов?

Д: два (сколько гласных столько и слогов)     

          ЩИТ       ПЛАЩ

Л: Давайте разберем эти слова и сделаем звукобуквенный анализ. Работа с дидактическим материалом.

5.Физкультминутка с мячом

Мы сейчас с вами отправимся в страну великанов, где каждый предмет, который туда  попадает, превращается в огромный.

великан в великанище

1.     руки превращаются в ручищи

2.     глаза в глазищи

3.     нос в носище

4.     голос в голосище

5.     ноги в ножищи

6.     усы в усищи

7.     сапог в сапожище

8.     дом  в домище                

9.     Топор превращается в топорище

10.                      кот в котище

11.                      Волк – волчище

12.                      бык в бычище

13.                      жук в жучище

14.                      слон  в слонище

15.                          туча в тучище

16.                      пескарь в пескарище      

  17. медведь в медведище

18. Лапа- лапища

6. Закрепление

Л: Чтобы правильно писать надо пальчики размять

«пальчиковая гимнастика»

Л: у вас на столах лежат бумажки, где некоторые элементы буквы  Ща  не допечатаны.

Молодцы, а теперь откроем тетради и пропечатаем букву

Щ щ

ща  що  щи щу  ще

Л: Ребята, прежде чем мы начнем печатать слова нужно запомнить правило  ЩА пиши через  а

                                         ЩУ пиши через у

лещ   щука   овощи  роща

Л: Предложение начинаем печатать с какой буквы? Д: (с большой)

Слова в предложениях пишем как? Д: (раздельно)

Имена, клички животных, название городов и рек как пишем?

Д: ( с большой буквы)

В конце ставим что? ( точку)

У  Саши  плащ. (вспомнить правило ШИ пиши с буквой И)

 У Наташи в тазу щука.

Жук тащит  лист.

7. Итог

Какой мы с вами сегодня повторили звук? Дайте этому звуку характеристику. С какой буквой мы сегодня познакомились?

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zvuk_i_bukva_shch.docx20.2 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия в подготовительной к школе группе.

Тема: Звук и буква Щ.

Цель: Закрепить звук [Щ]; познакомить  с его графическим обозначением; упражнять  в звуко –буквенном анализе; познакомить с правописанием ща, щу. Формировать навык печатания буквы Щ, слогов, слов и предложений с буквой Щ.

Оборудование: зеркала, картинки с изображением (щука, щенок, щетка), Звукаренок для характеристики звука [Щ]; карточка обозначающая слово для определения местоположения звука в слове, магнитный алфавит, мячик, тетрадь и простой карандаш для печатания.

Ход занятия.

1.Организационный момент:

Л: Я буду называть звуки, и чье имя начинается с этого звука сядет на свое место.

[  А ]- Артур, Алена

[  В ]- Ваня,  [  Вь ]-Вероника

[  Д ]- Даня, Даня

[  И ]- Илья

[  Кь ] – Кира, Кира, Кирилл

[  Мь ]- Миша, Миша, Максим

[  С ]- Саша, Саша

2. Развитие артикуляционной моторики.

Л: Чтобы правильно и чисто говорить нужно, сделать  гимнастику для язычка. Артикуляционная гимнастика.

Губы очень гибкие могут стать  (Улыбкою)

Могут в (трубочку) собраться, после снова улыбаться.

Открываем ротик дом (Окошко). Кто хозяин в доме  том?

В нем хозяин язычок  (Лопатка)

В этом доме две стены – это щеки нам видны.(Надуть щеки)

Могут  стены в дом (втянуться), а потом, как шар раздуться.

Язычок гулять выходит, домик он кругом обходит. (Круговые движения языком облизывая губы)

Кто же тут, а кто там? Он глядит по сторонам. (Часики)

На качелях оказался вверх взлетел и вниз спускался                     (качели)

Поспешил на ипподром, на лошадку сел верхом. (Лошадка)

Язычок остановился. В гриб на  ножке превратился. (Грибок)

Язычок гармошкой стал, поиграл и не устал. (Гармошка)

Надоели превращенья, лижет язычок варенье. (Вкусное варенье)

3. Повторение

Л: Ребята  на доске висят картинки. Мы сейчас их с вами назовем и определим, какой звук слышится в начале каждого слова   ЩУКА      ЩЕНОК     ЩЁТКА

Д: звук   [  Щ ]

Л: Этот звук нам уже знаком, мы с ним узнакомы. И давайте с помощью  нашего  Звукарёнка  вспомним, какой  это звук.

Д:  Согласный, всегда мягкий, глухой, обозначаем зеленым цветом

Л: А сейчас мы с вами со звуком  [ Щ ] попробуем собрать бусы из слогов    ЩА      ЩЕ     ЩУ     ЩИ  (дети называют слоги по порядку друг за другом стараясь не разрывать бусы)

Л:   У вас на столах лежат картинки в название которых спрятался звук  Щ  В начале , в середине и конце. И карточка -  это наше слово, которое разделено  на три части. Каждая часть показывает, где находится данный звук. (В начале, в середине и конце)

Проверка задания. Опрос некоторых детей.

Л: Поиграем со словами. Нужно заменить первый звук в слове  на звук  Щ. Какое новое слово у нас  получится?

КЕПКА – ЩЕПКА        МУКА – ЩУКА      КИТ – ЩИТ

 РЕКА – ЩЕКА        ВЕНОК – ЩЕНОК    ТУЧКА – ЩУЧКА

МЕЛЬ -ЩЕЛЬ

4.Обучающий момент

Л: Звук  мы повторили, а сейчас познакомимся с буквой.

Наш звук   [  Щ ] обозначается буквой Ща

На, что похожа буква?

Д: Щётка, буква ш,

Л: на  расческу щ похожа.

    Три зубца всего? Ну что же!

Щ – это щетка с загнутой ручкой.

Все перечистим щеткой – колючкой.

Л: А теперь мы поиграем  с буквами.

Чтобы  слово прочитать, нужно  буковки собрать.

Давайте расставим буквы  так, чтобы получилось слово.

   У  Щ  А К      (ЩУКА)  в слове щука сколько слогов?

Д: два (сколько гласных столько и слогов)      

          ЩИТ       ПЛАЩ

Л: Давайте разберем эти слова и сделаем звукобуквенный анализ. Работа с дидактическим материалом.

5.Физкультминутка с мячом

Мы сейчас с вами отправимся в страну великанов, где каждый предмет, который туда  попадает, превращается в огромный.

великан в великанище

  1. руки превращаются в ручищи
  2. глаза в глазищи
  3. нос в носище
  4. голос в голосище
  5. ноги в ножищи
  6. усы в усищи
  7. сапог в сапожище
  8. дом  в домище                
  9. Топор превращается в топорище
  10. кот в котище
  11. Волк – волчище
  12. бык в бычище
  13. жук в жучище
  14. слон  в слонище
  15.     туча в тучище
  16. пескарь в пескарище      

  17. медведь в медведище

18. Лапа- лапища

6. Закрепление

Л: Чтобы правильно писать надо пальчики размять

«пальчиковая гимнастика»

Л: у вас на столах лежат бумажки, где некоторые элементы буквы  Ща  не допечатаны.

Молодцы, а теперь откроем тетради и пропечатаем букву

Щ щ

ща  що  щи щу  ще

Л: Ребята, прежде чем мы начнем печатать слова нужно запомнить правило  ЩА пиши через  а

                                         ЩУ пиши через у

лещ   щука   овощи  роща

Л: Предложение начинаем печатать с какой буквы? Д: (с большой)

Слова в предложениях пишем как? Д: (раздельно)

Имена, клички животных, название городов и рек как пишем?

Д: ( с большой буквы)

В конце ставим что? ( точку)

У  Саши  плащ. (вспомнить правило ШИ пиши с буквой И)

 У Наташи в тазу щука.

Жук тащит  лист.

7. Итог

Какой мы с вами сегодня повторили звук? Дайте этому звуку характеристику. С какой буквой мы сегодня познакомились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной к школе группе "Звук и буква Ж"

Логопедическое  занятие в группе или подгруппе, направленное на развите фонематического восприятия, автоматизацию поставленного звука Ж, обучение навыкам звукового анализа слогов и слов....

Конспект фронтального занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР на тему: "Звук и буква Р".

Закрепление навыков четкого произношения и различения звуков Р и РЬ; закрепление образа буквы Р....

Конспект фронтального занятия в подготовительной к школе группе на тему "Звук Ц. Автоматизация звука Ц в связной речи".

В представленном занятии закрепляются знания о согласном звуке Ц, закрепляются умения пересказывать текст с опорой на мнемотаблицу....

Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы Звук и буква «Ц»

Цели:коррекиионно-образовательная:—  формировать и расширять знания о «семантическом поле»коррекционно-развиваюшие:автоматизировать звук «Ц» в слогах, словах, предложениях и стихотворном тексте;р...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе .Звук и буква Л. Дифференциация « Л -ЛЬ ».

Цель: Знакомство со звуком Л и символом Л.Уточнение артикуляции звука, формирование правильного произношения в слогах, словах и фразах.Формировать умение понимать учебную задачу и разрешать ее самосто...

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группы «Звуки [С], [Сь].

Логопедическое занятие в группе компенсирующей направленности...

Конспект фронтального занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР Лексическая тема: «Масленица. Развитие связной речи»

Лексическая тема: «Масленица. Развитие связной речи»Цель:развитие связной речи.Задачи:Закрепление знаний о праздновании Масленицы.Закрепление словаря по лексической теме.Развитие функции с...