Конспект занятия в подготовительной к школе группе .Звук и буква Л. Дифференциация « Л -ЛЬ ».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Людмила Ивановна Глазунова

Цель: Знакомство со звуком Л и символом Л.

Уточнение артикуляции звука, формирование правильного произношения в слогах, словах и фразах.

Формировать умение понимать учебную задачу и разрешать ее самостоятельно используя сравнение, анализ, синтез прямых слогов. Учиться определять позицию звука и слова. Формировать звукобуквенный анализ. Развивать внимание, память,фонематический слух. Закреплять пройденный материал по темам «Обувь- одежда». Работать над правильным употреблением предлогов (С, ИЗ, В, НА, ПОД, У)

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной к школе группе .Звук и буква Л. Дифференциация « Л -ЛЬ ».

Тема: Звук и буква Л. Дифференциация « Л -ЛЬ »

Цель: Знакомство со звуком Л и символом Л.

Уточнение артикуляции звука, формирование правильного произношения в слогах, словах и фразах.

Формировать умение понимать учебную задачу и разрешать ее самостоятельно используя сравнение, анализ, синтез прямых слогов. Учиться определять позицию звука и слова. Формировать звукобуквенный анализ. Развивать внимание, память,фонематический слух. Закреплять пройденный материал по темам «Обувь- одежда». Работать над правильным употреблением предлогов (С, ИЗ, В, НА, ПОД, У)

                                                 Ход занятия

1.   Организационный момент. Игра с мячом.

Составление предложений о признаках осени.

Пальчиковые упражнения. «Оденемся на прогулку»

2.    Психогимнастика.

Ребята, послушайте меня внимательно и ответьте на вопрос, как вы понимаете выражение «у тебя на лице все написано»

  • часто настроение человека можно узнать по мимике лица, т. е. По выражению лица
  • давайте с вами пофантазируем. Представьте себе, что вы съели кислый лимон. Какое будет выражение лица? (показ)- отсюда и выражение « кислый вид лица»
  • а теперь представьте, что ваш друг принес долгожданный подарок. Выражение - « удивление»
  • фантазируем дальше, представим, что мы пошли на кухню, заглянули в буфет, нашли конфетницу, а конфетница упала и разбилась. Какое у вас выражение лица?
  • - испуганное «испуг на лице»
  • а теперь представим, что вас обидел друг- «обида», «хмурое выражение лица»
  • но вот вы с ним помирились — у вас радостное выражение лица - «Улыбка»
  • а теперь с улыбкой и хорошим настроением мы с вами поиграем и пообщаемся.

3.    Игра «Любознательный »

Давайте поиграем в игру «Любознательный»

Логопед: А кто такой «Любознательный»?

Ребята: Человек, который хочет все знать, много знать

Логопед: Ваша задача ответить на вопрос быстро

Чем едят суп? (ложкой)

Что ночью ярко светит в небе? (луна)

Чем копают землю? (лопатой)

Где пасут коров? (на лугу)

Отчего мама плачет когда режет салат? (от лука)

Кто вас учит правильно говорить? (логопед)

Какой звук встречается во всех этих словах? (звук «Л»)

 

4. Звук  и буква «Л» Сегодня мы будем  учиться правильно произносить звук  и познакомимся с буквой« Л» .

Когда мы произносим звук (Л ) , что губы делают ? ( улыбаются). Где находится язык ? ( упирается в верхние зубы). А вот воздух выдыхается по краям языка. В образовании звука

 « Л» принимает участие голос.

  • Кто скажет, какой это звук? ( Согласный, звонкий, твердый звук)
  • Как вы это определили?
  • А еще наш звук «Л»- сений человечек, может быть твердым, если после него идут гласные А,О,У

             Давайте проговорим слияние с этими звуками «ЛА-ЛО-ЛУ»; в дружбе с этими         звуками звук  « Л» звучит твердо.

      -     А еще у него есть другие подружки гласные звуки-И, Е, Ю, Я, в дружбе со

звуком « Л»          он звучит мягко. Давайте проговорим слияние с этими звуками ЛИ-ЛЕ-ЛЮ-ЛЯ.

      -     А теперь ребята посмотрите на доску.

            Вот какой буквой обозначается символ буквы « Л»

      -     На  что похожа эта буква? ( на букву А)

      -     Напишите букву  «Л» в воздухе

      -     Выложи из палочек и проволоки.

            Звучание стихотворения

            Буква «Л» - лесной шалаш

            Алфавит продолжит наш.

            Сюрпризный момент.

        Под песенку Чебурашки входит Чебурашка.

       -    Угадайте кто пришел к нам в гости?

        Чебурашка : Здравствуйте ребята!

        Логопед: Чебурашка, а почему ты такой грустный?

        Да вот , Крокодил Гена просит меня купить в магазине одежду и обувь, а я не смог.

        Логопед: А почему ? Ведь в магазине много одежды и обуви

        Чебурашка: Да , много, но Гена просил меня купить только ту одежду и обувь в названии

        которых есть  звук «Л». А я на знаю, что это такое.

        Логопед: Ребята давайте поможем Чебурашке.

        Дети называют одежду со звуком «Л» и складывают Чебурашке в посылку

  1.   Точечный массаж

      Чебурашка: спасибо дети, вы мне очень помогли. Пойду отправлю посылку.

      Ой, что же делать? Я забыл кому эта посылка!

      Логопед: Не волнуйся чебурашка. Чтобы ничего не забывать и не быть таким рассеянным,

      мы вместе сделаем массаж. А ты Чебурашка делай вместе с нами.

      Проводится точечный массаж.

      Чебурашка: Помогло, помогло! Ваше упражнение. Я вспомнил, эта посылка крокодилу  

       Гене.

   

      6.      Физкультминутка.

       Чебурашку мы в кино много раз видели

       ( Руки в разные стороны)

       Чебурашку мы давно в гости ждали

       ( Руками изображают приглашающий жест)

       Чебурашка в детский сад к нам с утра стучится

      ( Дети наклоняются и стучат кулачками по коленкам)

      Чтоб на танцах у ребят польке научиться

      («Ковырялочка»)

       Чебурашка веселей ножками притопни

       ( притопывание)

       А теперь кружись быстрей и в ладоши хлопни

       ( хлопают в ладоши)

     

      7.     Игра составь слово

       Чебурашка: «Спасибо дети Вы мне очень помогли. А теперь я хочу с вами поиграть в игру

« Составь слово»

  • Маленькие шарики улетели и встретились с большим. Что же получилось? Возьмите ручки и напишите слова которые получились.
  • Анализ прочитанных слов ( количество букв, из них гласных и согласных, количество слогов)

      8.   Предлоги

Логопед: Чебурашка ты будешь выполнять названные мной действия, а дети скажут,что сделал и какое маленькое слово есть в предложении.

Чебурашка сядь на стул, Что сделал Чебурашка?( Чебурашка сел на стул) Какое маленькое слово есть в этом предложении? (НА) Правильно!

Аналогично проводится работа с такими заданиями: « Чебурашка встань у доски», « Возьми конверт со стола», « Положи его под стол» …

       

     9.    Игра на определение позиции звука в слове.

 Мама испекла пирожки и велела Красной шапочке отнести их кому?(бабушке)

Правильно, бабушке. По дороге она встретила своих  друзей и конечно же угостила их пирожками. С какой начинкой были пирожки вы узнаете, если угадаете следующие загадки.

Отгадывание загадок. Определение места звука ( Л-Л') в отгадках

Круглый, оранжевый

Вкусный, полезный

Делится на дольки (апельсин)

На припеке ,у пеньков

Много красных огоньков,

Разгибаем стебельки

Собираем огоньки (земляника)

На ветвях висят шары

Посинели от жары (слива)

Круглое, румяное

А росту на ветке

Любят меня взрослые и

Маленькие детки (яблоко)

Скинули с Егорушки

Золотые перышки

Заставил Егорушка

Плакать без горюшка лук)

В сенокос- горька

А мороз- сладка

Что за ягода? калина)

Ходят в рыженьких беретах

Осень в лес приносят летом

Очень дружные сестрички

Золотистые ( лисички)

10.  Итог занятия

Чебурашка: Мне очень понравилось, как работали дети. Я хочу подарить им на память мои портреты  раздает их детям)

Конспект занятия

Тема: Звуки К-К'

Цель: закрепление произношения и различение звуков К , К'

Повторение лексической темы: Дикие животные наших лесов.

Оборудование: предметные картинки, мяч, квадратики красного, синего, зеленого цветов.

Организационный момент.

  • Сядет тот кто назовет диких животных наших лесов.
  1. На магнитной доске обратной стороной прикреплены картинки: белка, волк, заяц, лиса, еж

      - Чтобы посмотреть картинки, надо угадать загадку.

 

                  Загадки.

 Что за зверь такой лесной

Встал как столбик под сосной?

Кто стоит среди травы

Уши больше головы? ( заяц)

Юркий маленький зверек

По деревьям прыг да скок. ( белка)

Добродушен, деловит

Весь иголками покрыт

Слышишь топот шустрых ножек?

Это ваш приятель (ежик)

Хвост пушистый

Мех золотистый

В лесу живет

В деревне кур крадет ( лиса)

На овчарку он похож

Что не зуб, то острый нож

Он бежит , оскалив пасть

На овцу готов напасть ( волк)

  1. У больших зверей есть маленькие детеныши. Они потерялись. Позовите их: « Я лиса.

Где мой детеныш?»

Каждый ребенок изображает какого- либо зверя и зовет своего детеныша ( Где мой лисенок..., зайчонок ... , бельчонок...)

Отвечают на вопросы логопеда: У лисы кто? ( лисенок) У волка кто ( волчонок)

     3.    Что есть у всех зверей? ( например, у стула есть спинка, ножки...)

  • Лапы, хвост, голова, туловище.
  • У кого колючки?
  • У кого пасть?
  • У кого длинные уши?

     4.Наступил вечер.

Куда пойдут спать все звери ? ( кто где живет)

     Волк живет в логове..

     Лиса живет в норе..

     5. Физкультминутка. Прогулка по лесу.

     -  Видим речку на пути , не проехать не пройти. ( делают плавательные движения руками)

     - Видим елку на пути- нам ее не обойти. ( делают руками движения «лезем вверх», а затем « лезем вниз»)

  • Видим поле на пути, не проехать не пройти. ( бег на месте)
  1. В гости пришла кукла Катя. Она предлагает послушать слова: фартук, дворник, школьник.

       - На какой звук я нажимала голосом?

Уточнение артикуляции звука « К»( Язычок горочкой, губки напряжены,голосок молчит,выходит теплый воздух) Этот звук твердый,он живет в синем домике.

      7. Сидя на ковре , повторяем за логопедом слоги со звуком «К» (сперекатыванием мяча от логопеда к детям):

      - Ка-ка-ка? ( логопед)

      - Ка-ка-ка- ( дети)

      - Ик? ( логопед)

      - Ик. (дети)

      - Ак ? ( логопед(

      - Ук ? ( логопед)

      - Ук ( дети)

( Так разговаривают инопланетяне)

      8. Послушайте слова: пауки, тапки, букет, кино.

    Какой вы слышите звук : « К» или « К '”?

      - Язычок делает горочку, губки улыбаются. Этот звук мягкий, он живет в зеленом домике.

      9. « Ловим» звук « К'  в ряду других звуков( гласных и согласных).

     10. Игра с мячом « Скажи наоборот»

     Ки- кы

     Кя- ка

     Ке- ко

     11. Детям раздаются картинки « Мак» , прямоугольники, обозначающие схему, слова, два квадрата синего цвета, один квадрат красного цвета.

Дети выкладывают звуковую схему к слову « мак» - синий квадрат , красный квадрат, синий квадрат.

       12.  « Сладкая игра»

       - Конфета из ореха — какая?

       - Ореховая.( вафельная, леденцовая, мармеладная).

  • В группе будем пробовать конфеты.

ИТОГ. Какие звуки мы проходили сегодня на занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной к школе группе "Звук и буква Ж"

Логопедическое  занятие в группе или подгруппе, направленное на развите фонематического восприятия, автоматизацию поставленного звука Ж, обучение навыкам звукового анализа слогов и слов....

Конспект занятия в подготовительной к школе группы для детей с нарушением зрения и речи на тему: Звук и буква Ы

Конспект занятия в подготовительной к школе группы для детей с нарушением зрения и речи на тему: Звук и буква Ы Цели: коррекционно-образовательные: — учить детей давать акустико-артикуляционную ха...

Конспект фронтального занятия в подготовительной к школе группе. Звук и буква Щ.

Конспект фронтального занятия в подготовительной к школе группе.Составитель: Сергеева Юлия Владимировна.Тема: Звук и буква Щ.Цель: Закрепить звук [Щ]; познакомить  с его графическим обозначением...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе на тему "Буквы и звуки С и Сь".

Конспект занятия в  подготовительной к школе группе на тему " Буквы и звуки С и Сь" в рамках "Дней открытых дверей".На занятии знакомим  детей с буквами и звуками ( С и Сь), работа в рабочих...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе. Звуки "Н-И"

Конспект  занятия в подготовительной к школе группе.Тема:"Буквы Н-И"...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе "Звуки р, рь".

Конспект фронтального занятия. Тема "Звуки р, рь". Подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с ТНР....

Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы с использованием ИКТ. Тема: «Дифференциация звуков Р-Рь».

Цели занятия:1. уточнение артикуляции и закрепление правильного произношения звуков Р-Рь в речи;2. различение (дифференциация) звуков Р-Рь в слогах, словах и предложениях;3. совершенствование навыков ...