Сообщение "Метод наглядного моделирования в коррекционно-логопедической работе"
консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему

В сообщении раскрывается значение метода наглядного моделирования в корреционной работе, а также приводятся примеры его практического применения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya.doc730.5 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОД НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

В КОРРЕКЦИОННО - ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

Одним из обязательных условий эффективности системы коррекционного обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи является высокий уровень их речевой и познавательной активности.

Недостаточное развитие речевых средств и познавательной активности вызывают трудности общения, влекут за собой определенные изменения в цепи развития “ребенок – подросток – взрослый”, т.е. ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности.

Так как в наше время всё чаще мы сталкиваемся с системными речевыми нарушениями (ОНР) педагогам (учителям-логопедам, воспитателям) приходится искать вспомогательные средства, облегчающее и систематизирующие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является метод наглядного моделирования.

Что же такое наглядное моделирование?

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителей и работа с ним.

Данный метод помогает ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слог, слово, предложение, текст) и научиться работать с ним. Это значимо для детей дошкольного возраста, поскольку мыслительные задачи у них решаются при помощи внешних средств, т.е. наглядный материал усваивается лучше вербального (словесного).

Метод наглядного моделирования целесообразно применять на всех этапах коррекционной работы.

Первое знакомство с моделью происходит  у ребёнка при изучении артикуляционных упражнений. Каждое упражнение имеет своё название и подкрепляется соответствующим изображением, чтобы ребёнку было легче его запомнить. Например:  

Упражнение «Чашечка»

-улыбнуться

-широко открыть рот

-высунуть широкий язык и придать ему форму «чашки» (т.е. слегка его приподнять)

Упражнение «Вкусное варенье»

 -улыбнуться

- открыть рот

-широким языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу

движениями сверху - вниз.

При  работе  над постановкой звуков применяются модели-символы, которые отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука.

При закреплении изолированного звука, ребёнку предлагаются игры («Как шипит змея?», «Как гудит пароход?», «Как звенит комар?» и др.), сопровождающиеся  показом картинного материала.

                    При формировании слоговой структуры слова моделирование позволяет детям образно представить структуру слова, научиться определять количество частей (слогов) в слове.

          Например:

          Игра «Пирамида»

                         Детям предлагается расставить картинки на соответствующие кольца пирамиды: на нижнее - с одной частью, на среднее - с двумя, на верхнее - с тремя.

         

Игра «Ромашка»

Детям предлагается подобрать к серединкам цветка, на которых изображены слоговые схемы- лепестки. На каждом из лепестков изображена картинка, название которой содержит от 1до 3 частей (слогов).

Открыть изображение      Открыть изображение    Открыть изображение

На занятиях по обучению грамоте используются символы гласных и согласных звуков (красный, синий и зёлёный кружочки), модель схемы слова.

        При формировании лексико-грамматических категорий  используются схемы, пиктограммы, символы и другие средства наглядного моделирования. Так, для различения слов разных частей речи вводятся условные обозначения слов-предметов, слов-действий и слов-признаков.

                                                                  

Слово-предмет                 Слово-признак                       Слово-действие

 

Местоимения графически изображаются в виде доступных для ребёнка-дошкольника символов.

ОНА

ОН

ОНИ

ОНО

Данные символы  помогают знакомить детей с понятиями родовых принадлежностей, позволяют отрабатывать согласование: местоимение + глагол, местоимение + прилагательное, и использовать их в предложениях.

Самым положительным моментом в использовании пиктограмм,  является то, что речь педагога сводится к минимуму - он показывает пиктограмму, а ребенок образовывает нужное слово. Пиктограммы можно изменить, дополнить, всё зависит от творчества педагога.

Наглядное моделирование играет большую роль в изучении «маленьких слов», простые модели позволяют детям легче запомнить  значение предлогов.

   «на»                                     «в»                                      «под»

Составление схем предложений позволяет детям наглядно увидеть, что каждое предложение имеет определённую структуру (начало и конец), а также помогает определить количество слов в заданном предложении.

        При обучении связной речи моделирование может быть использовано в работе над всеми видами связного высказывания:

• пересказ;

• составление рассказов по картине и серии картин;

• описательный рассказ;

• творческий рассказ.

Например,  схема «Расскажи-ка» помогает детям составить последовательный, связный рассказ о животных.

При пересказе по опорным схемам используются модели, которые создаются в соответствии с текстом. Они и являются зрительным планом, направляют процесс высказывания. Например, так может быть представлен графический план сказки «Репка».

img1

Таким образом, метод наглядного моделирования позволяет улучшить процесс коррекционной работы, помогает легче усвоить абстрактные понятия, а также способствует развитию у детей воображения, мышления, т.к. модели (символы, пиктограммы) они могут придумывать и зарисовывать самостоятельно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование метода наглядного моделирования в системе коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников».

Работая с детьми с различной патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, логопеду постоянно приходится искать  вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс ...

творческий отчет "Использование наглядного моделирования в психолого-педагогической работе с детьми дошкольного возраста"

Моделирование - это метод для самостоятельного открытия и осмысливания детьми заложенной информации. В историческом плане он зародился как идея вместе с принципами наглядности в теории  Я.А.Камен...

ПРИМЕНЕНИЕ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В КОРРЕКЦИОНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

          Метод наглядного моделирования в коррекционно-образовательной работе с детьми эффективно влияет на развитие у дошкольников памяти, воображения, логического мы...

Использование метода наглядного моделирования в системе коррекционной работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи.

Использование приёма наглядного моделирования позволяет научить детей представлять структуру слова, определять количество слогов в словах, анализировать языковой материал и синтезировать языковые един...

"Применение наглядного моделирования в коррекционно - развивающей работе с детьми с общим недоразвитием речи"

   “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету&rdquo...

"Возможности метода моделирования в коррекционно – логопедической работе с детьми дошкольного возраста".

В статье рассказано о широких возможностях применения  метода моделирования в коррекционно- логопедической работе с дошкольниками....