Развитие речевой культуры мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста с использованием мелкой моторики
статья по логопедии (старшая группа) на тему

Орлова Елена Геннадьевна

Известно, что речевое развитие мальчиков и девочек отличается некоторым своеобразием. Для девочек характерно более раннее развитие речи. На сегодняшний день имеется ряд исследований, в которых рассматриваются особенности вербального поведения лиц разного пола (Кирилина А.В., Горошко Е.И., Земская Е.А., Китайгородская М.А., Розанова К.Н. и др.), однако большинство из них затрагивают проблему гендерных различий в речи людей. Многие вопросы изучения детской речи в данном аспекте остаются малоизученными. Тем не менее, широко распространенными являются представления о том, что речь мальчиков более логична, чем у их сверстниц, хотя и не в полной мере соответствует нормам языка. Девочки же обладают хорошо развитыми вербальными навыками, но менее творчески подходят к формулированию собственных высказываний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Орлова Е. Г.,

учитель-логопед МБДОУ №4, ст. Ленинградская

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ       

         Как известно, своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов. Особенно продуктивным и важным в этом плане является период раннего и младшего дошкольного возраста от 0,8-1 года до 3-4 лет. Исследования последних десятилетий показывают, что в развитии личности, наряду с индивидуальными и возрастными, большую роль играют особенности, получившие название гендерных.

         Гендерные исследования в психологии приобретают все большую актуальность, теоретическую и практическую значимость. Возраст и половая принадлежность являются важнейшими индивидными характеристиками, во многом определяющими поведение человека уже с раннего возраста.

          Введение понятия «гендер» (социальный пол личности) связано с попыткой разграничить биологические характеристики лиц разного пола и социально детерминированные особенности мужчин и женщин. Вместе с тем в науке на сегодняшний день нет единого взгляда на природу гендера. Его относят, с одной стороны, к мыслительным конструктам (моделям), разработанным с целью более четкого научного описания проблем пола и разграничения его биологического и социального компонентов, а с другой - гендер рассматривается как социокультурный конструкт, создаваемый обществом во многом посредством языка и речи». Именно в речи, по мнению психологов и лингвистов, в большинстве случаев наиболее ярко проявляются гендерные различия.

            Известно, что речевое развитие мальчиков и девочек отличается некоторым своеобразием. Для девочек характерно более раннее начало речи. У них быстро растет словарь слов, обозначающих предметы. Девочки сравнительно поздно осваивают фразовую речь, зато стараются говорить правильно, «как взрослые».  На сегодняшний день имеется ряд исследований, в которых рассматриваются особенности вербального поведения лиц разного пола (Кирилина А.В., Горошко Е.И., Земская Е.А., Китайгородская М.А., Розанова К. Н. и др.), однако большинство из них затрагивают проблему гендерных различий в речи людей. Многие вопросы изучения детской речи в данном аспекте остаются малоизученными, причем представленные данные часто противоречивы. Тем не менее, широко распространенными являются представления о том, что речь мальчиков более логична, чем у их сверстниц, хотя и не в полной мере соответствует нормам языка, девочки же обладают хорошо развитыми вербальными навыками, но менее творчески подходят к формулированию собственных высказываний.

          Имеющиеся в научной литературе данные свидетельствуют, что дошкольный возраст является сенситивным периодом не только для развития речевой деятельности, но и для гендерной социализации ребенка. Это обуславливает важность изучения гендерных особенностей речи в рамках дошкольного детства. Незнание ключевых характеристик речевой деятельности и особенностей овладения родным языком девочками и мальчиками приводит к отсутствию четких критериев оценки реального уровня их речевого развития, невозможности качественной оптимизации речи детей. Это является причиной возникновения не только различных проблем в формировании собственно речевой деятельности дошкольников, но и мешает полноценному личностному развитию детей разного пола.

        Существенное снижение показателей речевого развития  современных  мальчиков и девочек, увеличение числа дошкольников с различными нарушениями речи, значительный  процент детей  младшего  школьного возраста, испытывающих затруднения при овладении чтением и письмом, делают необходимым разработку и применение новых подходов к целенаправленному развитию детской речи. К числу таковых относится гендерный подход, использование которого в изучении и развитии речи девочек и мальчиков дошкольного возраста может существенно оптимизировать их речевую деятельность и создать предпосылки для адаптации к последующему школьному обучению.

         По статистике, у девочек речь развивается раньше и быстрее, чем у мальчиков. Это, конечно, нельзя считать правилом, потому что на развитие малыша влияет много разных факторов, но в большинстве случаев мальчики действительно начинают говорить позже. На это есть несколько причин, во-первых, нужно учитывать природную предпосылку ребенка. Дело в том, что изначальные задачи у мальчиков и у девочек разные: у девочек это рождение потомства, накопление опыта, передача его будущим поколениям. Это, конечно же, предполагает обмен информацией, соответственно, речь у них должна развиваться быстрее. Мальчики занимаются освоением новых территорий, добычей пищи и всяких благ. Соответственно, речь у них играет менее важную роль.  Еще есть такое понятие, как биологический возраст. Его тоже можно считать причиной, по которой девочки начинают говорить раньше. Даже процесс беременности происходит по-разному: девочки вынашиваются дольше и рождаются уже более зрелыми, мальчики же рождаются раньше и соответственно дозревают уже вне материнской утробы. Поэтому мальчики и говорить, и ходить часто начинают позже девочек.

             Речь мальчиков характеризуется более поздним началом. У них прежде всего формируется словарь названий действий, относительно рано формируется грамматический строй, но говорят мальчики при этом часто «на своем языке». Одна и та же ситуация произносится  мальчиками и девочками по-разному. Например, ребенок хочет мячик. Скорей всего, мальчик будет громко кричать: «Дай!», а девочка тихо: «Мячик!». Для родителей разница небольшая, а для специалиста значимая.

          Многие думают, что развитие речи служит показателем умственного развития малыша. На самом деле связь обратная: при задержке речевого развития замедляются навыки общения и обучения. Логопеды и дефектологи давно заметили, что среди их клиентов мальчиков во много раз больше, чем девочек. Это объясняется тем, что у мальчиков имеются свои как физиологические, так и психологические особенности развития, касаются они и вопросов правильного формирования и развития речи будущих мужчин.

           В последнее время  много говорят о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим было  выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие функции речи ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только развивать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук или мелкую моторику.

         Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетается  речь и движение рук. Видимо, уже в древности была подмечена взаимосвязь этих процессов. У детей с задержкой речевого развития очень часто наблюдается недостаточность двигательной сферы, в том числе недостаточная координация мелкой моторики пальцев рук. У таких детей развитие движений пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Даже нормально развивающемуся ребенку не помешает массаж рук, пальчиковые игры в сопровождении стихов, не только будут способствовать развитию мелкой моторики и речи, но и умению слушать. Такие игры активно развивают у ребенка свободу движений мелкой моторики, чувство пространства, образное мышление, память, внимание, речь, одним словом обогащают внутренний мир детей.

          Так как половая идентификация ребенка происходит уже к 3-4 годам, то есть к концу раннего возраста ребенок усваивает свою половую принадлежность, он знает, кто он: мальчик или девочка, хотя еще не знает, каким содержанием должны быть наполнены понятия «мальчик» и «девочка». Подбирая упражнения для развития мелкой моторики рук, учитываются не только возрастные особенности ребенка, но и его пол. Так как в  дошкольном возрасте зарождаются и развиваются различия в направленности интересов к общению у мальчиков и девочек, начинается дифференциация в предпочтении игр, игрушек и связанная с этим отработка игровых  и орудийных действий.  При развитии мелкой моторики рук  и речи необходимо учитывать не только возрастные особенности детей, но и дифференцированный подход в воспитании мальчиков и девочек.

        Формирование и развитие личности происходит через ее включение в системы общественных  отношений. Среди выработанных обществом и господствующих в нем систем, норм и ценностей особо выделяется полоролевой фактор. Реализация равных прав мужчин и женщин сводилась к абсолютно одинаковому подходу в воспитании мальчиков и девочек, в содержании воспитательно-образовательного процесса, в форме его осуществления. На протяжении длительного времени в педагогических и психологических исследованиях присутствовали только дети, учащиеся, в работах не отражалась характеристика пола, его представления, интересы, особенности поведения, т.е. игнорировалась фундаментальная основа личности.

         Анализируя состояние проблемы на современном этапе, мы убедились в недостаточной ее разработанности и необходимости более пристального изучения эталонов полоролевого поведения дошкольников при работе по формированию речевой культуры. Это в свою очередь поднимает новый пласт вопросов: «да» или «нет» раздельному воспитанию детей дошкольного возраста; раздельное обучение или дифференцированный подход к воспитанию и обучению?

          Наше исследование – это попытка организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении с учетом полоролевой принадлежности. Полоролевое поведение рассматривается как особая модель социального поведения, как степень проявления культурного образа личности. Кризисные процессы в семье, динамики маскулинизации и феминизации, бесполое воспитание детей в дошкольном учреждении и в школе – все это аргументация к необходимости рассмотрения проблемы и ее актуальности.  Так как в  дошкольном возрасте зарождаются и развиваются различия в направленности интересов к общению у мальчиков и девочек, начинается дифференциация в предпочтении игр, игрушек и связанная с этим отработка игровых  и орудийных действий.  При развитии мелкой моторики рук  и речи необходимо учитывать не только возрастные особенности детей, но и дифференцированный подход в воспитании мальчиков и девочек. Среди детей с речевыми дефектами и с задержкой психического развития значительно больше мальчиков. Логопедические группы детских садов и другие группы для детей с отклонениями в развитии большей частью состоят из мальчиков. Известно, что мальчики на 2-3 месяца позже начинают говорить, на 4-6 месяцев позже ходить; при рождении мальчиков чаще наблюдаются осложнения, чем при рождении девочек. У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении.

          Мы попытались создать в детском саду систему работы с детьми по оказанию содействия социализации, полоролевой идентификации мальчиков и девочек. Предложенные нами виды детской деятельности являются для нас нововведением, в частности при развитии мелкой моторики. Подбирая упражнения для развития мелкой моторики рук, учитываются не только возрастные особенности ребенка, но и его пол.

         В своей работе по формированию речевой культуры мы выделили следующие направления:

  1. Развитие связной речи (больше запоминаем – лучше говорим).
  2. Работа над звукопроизношением (произносим правильно – говорим красиво).
  3. Развитие мелкой моторики (легкое движение – богатый внутренний мир).
  4. Формирование сознания ребенка о ценности своего пола (стремление поддерживать престиж своего пола).

      В современном мире все перемешалось. Совсем не просто ответить на вопрос, какие качества характера нужно воспитывать у мальчиков, чтобы став взрослым, он мог добиться успеха в профессии, создать счастливую семью. Как настойчивое воспитание мужественности отражается на психологическом здоровье мальчика? Какую роль может играть и должен играть мужчина в обществе? Сегодня идеалы мужественности и женственности противоречивы: традиционные черты переплетаются с «современными».  Независимо от каких-либо предпосылок, ребенок будет хорошо говорить только тогда, когда родители с самого его рождения активно участвуют в развитии его речи. Не надо думать, что ребенок еще слишком маленький и ничего не понимает. Он все прекрасно понимает и, если с ним заниматься, он начнет развиваться гораздо быстрее. Чем больше вы говорите, тем больше ребенок понимает и тем быстрее он начнет говорить.
Необходимо называть все вокруг, объяснять происходящее простыми фразами, тогда малышу будет гораздо проще научиться говорить.  Главное быть внимательными по отношению к ребенку – не просто следить за его развитием, а активно участвовать в нем,  и, конечно, быть достойными образцами для подражания, то есть личным примером правильной и красивой речи.

Литература:

1. Гендерная стратегия РФ (Проект). - М., 2004. - 25 с.

2. Костикова, И., Митрофанова, А., Пулина, Н., Градскова, Ю. Перспективы гендерного образования в России /И. Костикова, А. Митрофанова и др. //Высшее образование в России. - 2001. - №2. - С. 68 - 75.

3. Мудрик, А.В. О полоролевом (гендерном) подходе в социальном воспитании /А.В. Мудрик // Воспитательная работа в школе. - 2003. - №5. - С. 15 - 19.

4. Надолинская, Л.Н. Влияние гендерных стереотипов на воспитание и образование /Л.Н. Надолинская //Педагогика. - 2004. - №5. - С. 30 - 35.

5. Решетников, П. Гендерные школы /П. Решетников //Народное образование. - 2007. - № 1. - С. 217 - 220.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

“Путешествие в сказочную страну Мальчиков и Девочек” (старший дошкольный возраст)

“Путешествие в сказочную страну Мальчиков и Девочек” (старший дошкольный возраст)...

«Экологический дневник дошкольника» - как личностно – ориентированная технология взаимодействия с природой мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.»

   В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. По мнению ученых, в...

Игровые предпочтения мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.

Статья посвящена проблеме изучения особенностей игровых предпочтений мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре. В рамках данной работы произведен анализ научной и п...

"Особенности развития и воспитания мальчиков и девочек в дошкольном возрасте"

Различие в развитии и воспитании мальчиков и девочек....

Особенности общения мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста

Мальчики и двочки. Два разных мира. Особенности коммуникации мальчиков и девочек страшего дошкольного возраста....

Особенности мотивационной готовности к школьному обучению мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста

Консультация для родителей "Особенности мотивационной готовности к школьному обучению мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста"...

Нравственные особенности мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста

Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста зависит от появления потребностей, среди которых можно выделить: общение, эмоции, впечатления, двигательная активность. Налаживая общени...