Работа с буквами на основе использования их свойств, как средство профилактики дисграфии.
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Киреенко Нина Александровна

Авторское методическое пособие для учителя-логопеда, дидактическое пособие (игры) для детей и их родителей при знакомстве со звуками и буквами их обозначающими. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_igry_k_konferentsii.docx178.98 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ д/с 41

Красносельского р-на

г. Санкт-Петербург

учитель-логопед: Киреенко Н.А.

Авторская игра с буквами «Раздаем подарки»

Тема:  «Формирование зрительного восприятия графической формы буквы у детей старшего дошкольного возраста».

Материал:

  1. Карточки с изображением сказочных героев.

C:\Users\Key\Desktop\18 МАРТА 2014 г\DSC01941.JPG Незнайка. Образ его  составлен из квадратов и прямоугольников.

C:\Users\Key\Desktop\18 МАРТА 2014 г\DSC01942.JPGНеумейка. Образ его составлен из треугольников.

C:\Users\Key\Desktop\18 МАРТА 2014 г\DSC01944.JPG Нытик. Образ его составлен из кругов и овалов.

  1. Наборное полотно  с буквами алфавита.

 C:\Users\Key\Desktop\18 МАРТА 2014 г\DSC01939.JPG

  1. Набор карточек-символов со  свойствами  букв  алфавита.

  • Карточка- символ № 1

 C:\Users\Key\Desktop\18 МАРТА 2014 г\DSC01932.JPG   Первое свойство буквы «Куда смотрит буква?» 

прямо на нас: А, Д, Ж, М, Н, О, П, Т, Ф, Х, Ш;

 вправо ( Б, В, Г, Е, Ё, И, К, Р, С, Ц, Ю, Щ, Ы, Ь);

 влево (З, Л,У, Ч, Э, Я).  

     

  • Карточка-символ  № 2

 C:\Users\Key\Desktop\18 МАРТА 2014 г\DSC01930.JPG Второе свойство буквы  «Какой звук обозначает данная буква?» 

Символ  для буквы, обозначающей гласный звук – красный квадрат.  Гласные: А, У, О, И, Э, Ы. Йотированные гласные: Я,  Ю,  Е, Ё.

Символ  для буквы, обозначающей глухой согласный – синий квадрат. Согласные глухие: К,  П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч , Ш, Щ.

Символ  для буквы, обозначающей звонкий согласный – синий квадрат с красным квадратом внутри. Согласные звонкие: Б, В, Г, Д, Ж, З, Л, М, Н, Р.

  • Карточка-символ № 3.

 C:\Users\Key\Desktop\18 МАРТА 2014 г\DSC01925.JPG Третье свойство буквы «Сколько элементов в данной букве?»

Один элемент: С, О.

Два элемента:  Г, З, Р, Т, Х, Ч, Э, Ь.

Три элемента: А, Б, В,Ж, И, К,Л, Н, П, Ф, Ы,  Ю, Я, Ъ.

Четыре элемента: Е, М, Е,  Ц, Ш.

Пять элементов:  Щ.

Шесть элементов - Д.

  •   Карточка-символ № 4.

 C:\Users\Key\Desktop\18 МАРТА 2014 г\DSC01927.JPGЧетвертое свойство буквы «Какие элементы в данной букве?»

Буква состоит только из палочек:  А. Г, Д ,Ж, Е, И, К, Л,М, Н, П,Т,У, Х, Ц, Ч, Ш, Щ.

Из палочек, половинок овалов, овалов: Б, В, Р. Ф, Ы, Э, Ю, Я.

Из овала, половинок овала: З, О, С.

  1. Фишки для поощрения (выполнены руками детей из бросового материала – бумаги).

               

  

Цель игры:

  • формирование у детей интереса к работе с буквами;
  • развитие зрительного внимания;
  • развитие умения анализировать графическое изображение буквы;
  • развитие восприятия, памяти, воображения;
  • формирование пространственных отношений;
  • закрепление знаний букв гласного, согласного ряда;
  • формирование звукового анализа;
  • формирование умения действовать по плану или правилам игры;
  • развитие способности к логическим играм;
  • развитие связной речи;
  • воспитание любви к русскому языку.

Предварительная работа.

При первоначальном знакомстве с буквой разбираются все ее четыре свойства:

  1. «Куда смотрит буква?» (прямо на нас, вправо, влево).
  2. «Какой звук обозначает изучаемая буква?» (гласный, глухой согласный, звонкий согласный).
  3.  «Сколько элементов в букве?» (один, два, три, четыре, пять).
  4. «Какие по характеру элементы буквы?» (буква состоит только из палочек; из палочек, половинок овалов, овалов; из овала, половинок овала).

Описание игры

  1. Раздаются карточки  с изображением сказочных героев: Незнайки, Неумейки, Нытика.  

Разбирается графический  образ каждого героя. Образ каждого героя составлен из геометрических фигур.

Образ Незнайки составлен из квадратов и прямоугольников.

Ставится задача: посчитать, сколько квадратов и сколько прямоугольников; сколько больших квадратов, сколько маленьких квадратов; сколько больших прямоугольников, сколько маленьких прямоугольников.

Образ Неумейки составлен из треугольников.

 Ставится задача: посчитать, сколько  больших треугольников, сколько маленьких треугольников.

Образ Нытика составлен из кругов и овалов.

Ставится задача: посчитать, сколько кругов и сколько овалов; сколько больших кругов, сколько маленьких кругов, сколько больших овалов, сколько маленьких овалов.

  1. Раздаются  карточки-символы  со свойствами букв (карточки - символы со свойствами букв можно выдавать последовательно по одной) и буква (букв можно выдать одну или несколько в зависимости от имеющихся  знаний у детей).

Например:

  • карточка-символ № 1.

Дети проводят анализ буквы по  первому свойству буквы: «Куда смотрит буква?» (прямо на нас, вправо, влево).

Буква, анализируется и располагается под соответствующей карточкой-символом, (определяется, кому из сказочных героев достался буквенный подарок). Составляется предложение. Например: Подарок я подарил (-а) Незнайке. Подарок получил Незнайка, потому что он просил букву, которая смотрит прямо и т. д. Не допустившие ошибок, получают фишку.

  • карточка – символ № 2.

Дети проводят анализ буквы по  второму свойству буквы: «Какой звук обозначает  данная буква?» ( гласный   или согласный, согласный глухой или звонкий)

Анализируется буква,  располагается под соответствующей карточкой-символом (символ  для буквы, обозначающей гласный звук – красный квадрат;  символ  для буквы, обозначающей глухой согласный – синий квадрат; символ  для буквы, обозначающей звонкий согласный – синий квадрат с красным квадратом внутри). Определяется, кто из героев получил подарок. Составляется предложение. Например, Подарок я отдал (-а) Нытику, потому что он заказал гласную букву ( согласную звонкую, согласную глухую). Не допустившие ошибок, получают фишку.

  •  карточка – символ № 3

Дети проводят анализ буквы по третьему свойству буквы: «Сколько элементов в букве?».

Необходимо сосчитать  количество элементов в букве, расположить ее под  соответствующей карточкой-символом, составить  предложение.  Не допустившие ошибок, получают фишку.

  • карточка – символ №4

Дети проводят анализ буквы по четвертому свойству буквы: «Какие элементы в букве?».

Анализируется  буква, определяется характер элементов буквы и соответственно она располагается под карточкой-символом. Составляется  предложение.  Не допустившие ошибок, получают фишку.

Подводится итог.

Дети подсчитывают количество полученных  фишек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровой технологии в системе профилактики дисграфии у дошкольников

В последнее время дисграфия стала довольно распространенной проблемой начальной школы. В письменных работах учащихся часто встречаются специфические ошибки, не похожие на ошибки грамматического характ...

Развитие фонематических функций как средство профилактики дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза слов у детей дошкольного возраста

Развитие фонематических функций как средство профилактики дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза слов у детей дошкольного возраста...

Статья. Кинезиологические упражнения как средство профилактики дисграфии у детей дошкольного возраста.

Этот материал рассчитан на родителей детей старшего дошкольного возраста. О пользе простых упражнений для развития ребенка....

Использование игр и упражнений для профилактики дисграфии и дислексии в работе с детьми с ОВЗ

Игры и упражнения по профилактике и коррекции чтения и письма удетей дошкольного возраста с ОНР...

Консультация для педагогов "Использование элементов песочной терапии в профилактике дисграфии у детей с ОНР старшего дошкольного возраста"

Помимо навыков устной речи, в дошкольном возрасте закладываются навыки письменной речи. Для овладения письмом важна степень сформированности всех сторон речи. При незрелости различных отделов гол...

Использование дидактических игр с целью профилактики дисграфии

Целенаправленное, квалифицированное, комплексное и систематическое применение дидактических игр при обучении детей с  нарушениями речи, является предупреждением дисграфии и дислекии и подготовкой...